Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 09:00, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение и ресурсное обоснование организации спортивно-оздоровительного лыжного тура второй категории сложности в районе хребта Хамар-Дабан.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛЫЖНОГО ТУРИЗМА ……………..5
1.1. Характеристика лыжного туризма …………………………………………..
1.2. Материально – техническая база лыжного тура в районе хребта Хамар-Дабан………………………………………………………………………………..…7
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЛЫЖНЫХ ТУРОВ В РАЙОНЕ ХРЕБТА ХАМАР-ДАБАН………………………………………………………..…..16
2.1. Анализ туров, проведенных в районе хребта Хамар-Дабан в 2004 и 2006годах…………………………………………………………………………..…..16
2.2. Лыжный тур второй категории сложности в районе хребта Хамар-Дабан…...........................................................................................................................23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….31
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Омский государственный институт сервиса»
Факультет заочный
Кафедра социально-культурного сервиса и туризма
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Теория и методика спортивно – оздоровительного туризма».
на тему: «Лыжный туризм в районе хребта Хамар-Дабан».
Исполнитель – студент гр. Тз-71
Ликерова З.А.
Руководитель работы – доцент, к. п. н.
Зданович И.А
2011г.
СОДЕРЖАНИЕ | |
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
3 |
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛЫЖНОГО ТУРИЗМА …………….. |
5 |
1.1. Характеристика лыжного туризма ………………………………………….. |
5 |
1.2.
Материально – техническая |
7 |
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЛЫЖНЫХ
ТУРОВ В РАЙОНЕ ХРЕБТА ХАМАР-ДАБАН………………………………………………… |
16 |
2.1. Анализ туров, проведенных в районе хребта
Хамар-Дабан в 2004 и 2006годах……………………………………………………… |
16 |
2.2. Лыжный тур второй категории сложности
в районе хребта Хамар-Дабан….................. |
23 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
29 |
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………. |
31 |
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………… |
34 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Популярность лыжного туризма в России обусловлена, в частности, тем, что на значительной части её территории снежный покров держится всего лишь несколько месяцев, а в некоторых регионах зима – это единственное время года для занятий данным видом туризма. В настоящее время все больше и больше людей проявляют повышенный интерес к различным видам туризма, в частности к лыжному, ведь данный вид туризма связан не только с преодолением естественных препятствий, но еще и с оздоровлением всего организма человека. Особенно распространен лыжный туризм как один из самых массовых и доступных видов туризма, пользующийся большой популярностью у людей любого возраста. Единственным и существенным минусов является то, что мало литературы, и она устарела, практически нет отчетов по проведенным турам (походам), также многие туры не имеет научного обоснования и исследований (имеется только общая описательная часть). В связи с этим данная тема будет актуальна.
Лыжный туризм является одним из привлекательных способов общения человека с природой, он открывает возможности познания окружающего мира и его извечной красоте. Вместе с тем в силу особых, непривычных и порой экстремальных условий он позволяет человеку в полной мере раскрыть и ощутить свои физические и духовные возможности.
Объект изучения – лыжный туризм.
Предмет изучения – организация лыжных туров в районе хребта Хамар-Дабан.
Целью данной курсовой работы является изучение и ресурсное обоснование организации спортивно-оздоровительного лыжного тура второй категории сложности в районе хребта Хамар-Дабан.
Основными задачами работы являются:
Основными методами исследования данной темы будут являться: метод сравнительного анализа, метод синтеза.
Структура курсовой работы. Исходя из поставленной цели и задачи, была выбрана следующая структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОТЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛЫЖНОГО ТУРИЗМА
1.1.Характеристика лыжного туризма
В большинстве районов нашей страны, где зима продолжительная и снежная, занятия лыжами - один из самых доступных и массовых видов туризма.
Это не только многодневные походы по лесам, холмам и полям, но и по тайге, тундре, архипелагам и льдам (в том числе в Антарктике), горам.
По своей
популярности лыжный туризм занимает
одно из первых мест, приближаясь в
этом отношении к туризму
Передвижение на лыжах в условиях равнинной и пересеченной местности с преодолением подъемов и спусков различной крутизны вовлекает в работу большие группы мышц и оказывает положительное воздействие на развитие и укрепление функциональных систем организма и в первую очередь на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную.
Физическая нагрузка при занятиях на лыжах очень легко дозируется как по объему, так и по интенсивности. Это позволяет рекомендовать лыжи как средство физического воспитания для людей любого возраста, пола, состояния здоровья и уровня физической подготовленности.
Исключительно
велико и воспитательное значение передвижения
на лыжах. Во всех видах занятий на
лыжах - на уроках, на тренировках, на соревнованиях
или просто на прогулках - успешно
воспитываются важнейшие
Доступность лыжного туризма делает его очень популярным среди школьников и молодежи. Особенно привлекают спуски со склонов различной крутизны.
Раньше поездки, например с целью катания на лыжах, не носили столь массового характера, сегодня мы можем рассматривать лыжный туризм как состоявшееся явление.
Лыжный туризм относится к специальным видам туризма, так как является комбинированным видом туризма и включает элементы следующих видов: лечебно-оздоровительный, рекреационный, спортивный любительский, экологический туризм. Лыжный туризм - ярко выраженный сезонный вид туризма.
Среди различных видов активного отдыха лыжное катание больше всего зависит от природных условий. Первостепенное значение имеет наличие в течение четырех-пяти месяцев в году плотного снежного покрова. Другими факторами, предопределяющими удобства и привлекательность лыжного отдыха, являются: высота местности, особенности рельефа, погодные условия лыжного сезона, характер растительности, отсутствие лавинной и селевой опасности и, безусловно, разнообразие и уникальность ландшафтов.
Классификация лыжных туристских маршрутов
Основные принципы, требования и технологию классификации спортивных маршрутов и определяющих препятствий (факторов) по всем видам туризма определяет Единая всероссийская спортивная классификация (категорирование) туристских маршрутов.
Наибольшее
значение, при оценке категории
сложности имеет техническая
сложность похода, которая в свою
очередь определяется
1.2. Материально-техническая база лыжного тура в районе хребта Хамар-Дабан
Необходимость исследования материально-технической базы спортивно-оздоровительного лыжного тура в районе хребта Хамар-Дабан, обусловлено тем, что данный район отличается довольно суровым климатом (резкие перепады температур, обильные осадки, высокая скорость ветра, снег различной глубины и плотности и так далее), а также здесь имеются перевалы, для преодоления которых необходимо специальное снаряжение. В связи с этим необходимо рассмотреть и проанализировать все известные марки снаряжения для лыжного туризма, выбрать наилучшие для похода по Хамар-Дабану. Снаряжение занимает основное место среди аспектов подготовки похода, поэтому его традиционно классифицируют на личное, групповое, специальное, бивачное. Также в поход обязательно берут продукты питания и аптечку. В частности для лыжных походов в районе хребта Хамар-Дабан используется еще и альпинистское снаряжение. К личному снаряжению относятся лыжи, обувь, крепления, одежда, рюкзак, и другие, индивидуально используемые вещи (прил.2,6).
Сейчас огромный выбор лыж – пластиковые, деревянные, различных марок и моделей. Для похода по Хамар-Дабану подойдут лыжи горно-туристкого класса типа «ски-тур» («Nordway», «Fisher», «Atomic», «Salomon»). Они имеют меньший вес, часто наличие отверстия в носке (для транспортировки лыж за собой на веревочке и быстрой вязки волокуш). Для передвижения по ровному месту или на подъеме в гору используют камус – специальную ворсистую ленту, приклеивающуюся к пластику скользящей поверхности. Ски-тур и камуса оправданы в горах. Именно такие лыжи хороши в походах по Хамар-Дабану [16]. Также необходимы бахилы – в самом простом варианте это мешки из плотной ткани, высотой до колена, надеваемые на ноги поверх ботинка. Хорошие крепления производят в Новосибирске, иногда они появляются в продаже в туристских магазинах. Также хорошими являются фирмы: «Fritschi Diamir» (Titanal-III, Freeride), «Silvretta» (Easy Go 500 и 555) [15]. Для ски-тура применяют специальные крепления и ботинки. Сейчас в продаже огромное количество ботинок и креплений таких фирм как «Nordway», «Fisher», «Salomon». Все они обеспечивают достаточный комфорт, имеют водоотталкивающие свойства. Крепления представляют собой гибрид горнолыжных и туристских – в положении для спуска пятка жестко зафиксирована, в положении ходьбы – поднимается над лыжей, позволяя сделать шаг. Современные крепления обеспечивают срабатывание при предельной нагрузке, как и горнолыжные. Ботинки для ски-тура применяют специальные или более распространенные (и в целом более дешевые) пластиковые альпинистские. Специальные ботинки жестче, они более приспособлены для сложных спусков, ближе к горнолыжным. Ходить по ровным участкам или подниматься в гору удобнее в альпинистских ботинках, они мягче. Для длительных лыжных походов лучшим вариантом являются палки в длину не выше плеча. Для прохождения маршрутов по Хамар-Дабану можно воспользоваться палками не выше плеча фирм «Nordway», «Swix». Желательно, чтобы палки были с большими кольцами, желательно съемными. Материал – только металл, никакой пластмассы, которая не выдерживает боковых нагрузок [16]. Менее прочными являются складные палки – «телескопы». Они используются в сложных зимних походах по горам, на технических участках, когда лыжи уступают место альпинистскому снаряжению.
Очень важно в походе, чтобы одежда хорошо дышала и отводила влагу. При длительных походах, особенно вечером при постановке лагеря, незаменима пуховка или теплая синтепоновая куртка. Для очень плохой погоды, пурги – флисовый шлем на голову (балаклава). Пригодиться и хорошо дышащая штормовка [26]. Также необходимо иметь термобелье. В настоящее время в спортивных магазинах огромный выбор профессионального термобелья из 100% двухслойного полипропилена, из неаллергичных материалов, из материала Polartec. Основные фирмы – «Снаряжение» (Россия), «Baseg» (Россия), «Lowe Alpine», «Liod» (Италия) и другие. Желательно каждому туристу в лыжном походе при себе иметь маску на лицо. Именно это приспособление защитит от снега, ветра и других неблагоприятных погодных условий.
Для длительных походах необходимы теплые штаны – либо флисовые в комплекте с капроновыми, одеваемыми поверх них, либо «самосбросы» с синтетическим утеплителем. Для сложных походов штаны должны иметь прочные непромокаемые накладки на коленях и на седалище – эти части неминуемо задействованы при постановке лагеря, заготовке дров [1]. При организации бивуака, можно использовать валенки. Отдельная и большая тема – рукавицы. Удобно иметь с собой и перчатки и рукавицы, поскольку первые позволяют производить более тонкую работу на морозе (фотографировать, расстегивать рюкзак или крепления), а вторые гораздо лучше греют. Необходимо иметь с собой запасной комплект. Из материалов для перчаток предпочтителен «Windblock», а для рукавиц «Thinsulate» в качестве наполнителя. На ладонях желательны кожаные накладки – иначе ткань быстро протирается от палок. Современный рюкзак должен быть анатомическим, то есть сшитым по человеческой фигуре, с широким поясом, на который приходятся две трети веса рюкзака, с широкими серповидными лямками и плечевыми оттяжками. Для лыжных походов хорошо подойдут рюкзаки фирмы «Терра» (Санкт-Петербург). Имеются различные модели, различающиеся по объему (в литрах), нагрузке, весу. В частности очень удобен для данного похода рюкзак «Йетти» (120 л), так как собственный вес пустого рюкзака минимизирован. Изготовлен с учетом особенностей лыжных походов – удобен при работе на морозе в рукавицах, оперативно ремонтопригоден при поломке фурнитуры в экстремальных условия – увеличены петли под пряжки. На спине и в лямках отсутствуют поролон и объемная сетка, накапливающая снег и лед. К дополнительному снаряжению можно отнести налобный фонарик. Удобны маленькие светодиодные фонари: их можно положить в карман и редко вспоминать о новых батарейках. Он понадобиться, если туристы выйдут ночью из палатки. Не менее важными являются солнцезащитные очки. Даже в лесу в ясный зимний день можно «сжечь» глаза, не говоря уже про весенние горы. Также можно взять набор лыжных мазей, термос (емкостью 0,5-1 литр). Необходим в зимних условиях и ремонтный набор (прил.5) – отвертка, нож, пассатижи, несколько капроновых шнурков, липкую ленту, дюралевые пластины, алюминиевые носки для лыж, гвозди, шурупы, надфиль, запасные крепления, тросики, немного проволоки и так далее. Эти предметы не занимают много места, но могут сильно выручить в случае поломок лыж, креплений и лыжных палок. Вес ремнабора – 4-5 кг. Также обязательно нужно иметь спички и кусочек оргстекла. Последнее, может весьма пригодиться в качестве растопки для костра. Оргстекло хорошо горит, долго, достаточно тонкой пластинки в несколько сантиметров длиной, чтобы разжечь костер даже из не очень сухих веток [13]. Что касается питания, то для данного лыжного похода по Хамар-Дабану можно подобрать рацион из обычных продуктов, который почти полностью компенсирует все суточные энергозатраты (прил. 8) [25]. К групповому снаряжению (прил. 3,7) в первую очередь относятся зимние палатки. Зимняя палатка должна отвечать определенным требованиям. Это большая вместимость, способность разместить для сна группу в 8-10 человек, также и то, что она должна быть универсальной, то есть пригодной для походов по тайге, тундре, среднегорью. Ветроустойчивость и прочность – непременные требования к палатке. Они обеспечиваются выбором форм, близких к полусфере или конусу, многогранностью и каркасом, применением синтетических материалов и дополнительно пришитыми лентами усиления в сочетании с ветрозащитной стенкой из снега. Минимальный вес достигается использованием прочных, но нетяжелых материалов, мало впитывающих влагу, а также рациональностью конструкции. Палатки бывают двухслойными и однослойными. В двухслойной – внутренняя палатка сделана из дышащего, но промокающего материала, а внешняя, которую еще часто называют просто «тент», из непромокаемого и непродуваемого. Это наиболее удачная конструкция на сегодняшний день, обеспечивающая заметно больший комфорт, чем однослойные палатки. В настоящее время производители выпускают большое количество палаток различной формы. Наиболее распространенный тип – это палатка по типу «полусфера» (в том числе с дополнительной дугой (или дугами), или консолями). Как правило, дуги образуют на виде сверху крест. Это довольно устойчивая к ветру равнопрочная конструкция. Также распространена «полубочка». У палаток этой формы дуги идут параллельно друг другу. Форма красивая, но заметно более чувствительная к постановке (в общем случае требуется больше оттяжек (чем у полусферы), которые обязательно надо фиксировать), а также они чувствительны к направлению ветра. «Экзотика» – палатка, рассчитанная на экстрим. Например, «экзотической» может считаться палатка на 4-х несущих дугах. Предназначена для самых суровых условиях при сильном ветре [18]. В 2007 г появились новые виды палаток, которые очень хорошо подходят для зимних лыжных походов в безветренных местностях. Например, шатер «Зима-У» (аналог «Зимы») и новая разработка шатер «Вьюга» – однослойная десятигранная зимняя палатка с дном на 12 человек. Палатка рекомендуется для зимних путешествий любой сложности. Наиболее часто используется для организации многодневных лыжных путешествий туристов. Также имеется палатка полусферической формы типа «Арктика». Каркас сделан в виде восьми лучей из дюралевых трубок. Каждый луч состоит из трех частей. Для устранения осевого поворота в стыках лучей и в местах их крепления к шайбе ставятся фиксаторы. Лучи в средней части крепятся в петлях, пришитых изнутри к наружному слою палатки. Наружный слой с полом сделан из плотного, а внутренний – из тонкого капрона, но без пола. В обоих слоях прорезаны отверстия для входа, а над местом, где будут стоять примусы – для вентиляционного тубуса. К шайбе снизу присоединен тросик с крючком, на который во время сильного ветра можно подвесить груз. Вес палатки – до 9 кг (каркас – 4 кг, наружный слой – 3 кг, внутренний – 1,4 кг) [15]. Оптимальный вариант для походов по Хамар-Дабану – это палатки типа «Зима» десятиместная (на группу из 10 человек) и её вариации. Общий вес – 7 кг, вес на участника – от 0,6-0,8кг, тогда как «полусферы» – 1-1,5кг. В данной палатке «Зима» устанавливается печка (важный атрибут для лыжного туризма). В палатке «Зима» можно собраться всей группой, в отличие от «полусферок». Зимой в 4-х местную «полусферу» с комфортом уместится всего лишь 2-3 человека, а в «Зиму» вся группа без особых проблем. Также в палатке имеется печь для обогрева участников, приготовления пищи и сушки вещей. На основе этого можно сделать вывод о том, что для походов на хребет Хамар-Дабан на группы из 10 человек вполне подойдет 1 палатка-шатер «Зима». Хорошие палатки выпускают в Санкт-Петербурге. Палатки данных фирм имеют максимальные характеристики ветроустойчивости и повышенной прочности. Быстрота и надежность установки, особенно при сильном ветре – важнейшие требования к палатке [15]. Второй по важности, после палатки, принадлежностью снаряжения являются спальные мешки. Основные требования к спальным мешкам – это конечно же небольшой вес, хорошее сохранение тепла, комфортабельность, возможность выветривания и просушки, удобство транспортировки. Для Хамар-Дабана лучше подойдет комбинированный спальник: кокон/одеяло. Такой спальник имеет прямоугольную форму, но снабжен капюшоном анатомической формы, затягивающимся стяжкой со стопором. Одеяло и комбинированные спальные мешки можно использовать как обыкновенное одеяло, расстегнув до конца разъемные молнии. Кроме того, можно объединить два спальника в одно целое [19].
Информация о работе Лыжный туризм в районе хребта Хамар-Дабан