Лыжный туризм в районе хребта Хамар-Дабан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 09:00, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение и ресурсное обоснование организации спортивно-оздоровительного лыжного тура второй категории сложности в районе хребта Хамар-Дабан.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛЫЖНОГО ТУРИЗМА ……………..5
1.1. Характеристика лыжного туризма …………………………………………..
1.2. Материально – техническая база лыжного тура в районе хребта Хамар-Дабан………………………………………………………………………………..…7
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЛЫЖНЫХ ТУРОВ В РАЙОНЕ ХРЕБТА ХАМАР-ДАБАН………………………………………………………..…..16
2.1. Анализ туров, проведенных в районе хребта Хамар-Дабан в 2004 и 2006годах…………………………………………………………………………..…..16
2.2. Лыжный тур второй категории сложности в районе хребта Хамар-Дабан…...........................................................................................................................23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….31
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 255.93 Кб (Скачать файл)

Существует  множество наполнителей спальных мешков, лучше использовать синтетические  наполнители: Hollowfiber-1, Thermoloft-6, Micro-loft, QualloFIL. Данные наполнители гарантируют отличные термоизоляционные свойства при малом весе. Кроме того, они компактны и легко моются. Плюсом является малая гигроскопичность этих материалов по сравнению с пухом, они быстро сохнут на ветру и морозе [13]. Именно такими спальниками лучше воспользоваться туристами при прохождении маршрутов по Хамар-Дабану. Современные хорошо сжимаемые спальники упаковываются в специальные компрессионные мешки, имеющие по бокам стропы, сжимающие мешок в длину. Для лыжного похода на Хамар-Дабан подойдут спальники таких фирм как: «Alexika», «Saleva», «Bask», «Ferrino», «Red Fox», «Colorado», «Cascade», «Campus», «Nordway» и другие. Для защиты от холода и сырости во время сна многие туристы используют подстилочные коврики из легких материалов (пенки) с хорошими теплоизолирующими свойствами, не впитывающих влагу. Особенно хороши в походе коврики из пенополиэтилена (Ижевский завод) [1]. Необходимо взять с собой минимальную аптечку. Ее вес не должен превышать 2 кг (прил.4). Что касается костровых принадлежностей, то здесь имеются также свои требования. Варочная посуда подбирается с учетом количества участников в группе, удобства транспортировки, небольшого веса, а главное – минимального расхода топлива [14]. В настоящее время туристы все больше склоняются к использованию дюралюминиевых кастрюль большого диаметра, подбираемых так, чтобы они вставлялись одна в другую. Емкость определяется из расчета 1 л жидкости или жидкой пищи на одного человека плюс 15-20% запаса, чтоб пища при кипении не выливалась через край. [15]. Топор – необходимый предмет снаряжения в зимнем походе и особая забота руководителя группы. Топоры должны быть прочно и надежно насажены на топорища и эффективны в работе. В последнее время туристы стали пользоваться лучковыми пилами: они легче и удобнее при транспортировке.

Примус  «Шмель» в настоящее время широко применяемый нашими туристами. Отлично зарекомендовали себя мультитопливные горелки зарубежного производства, они работают на любом жидком виде топлива от газа до бензина и мазута. Но они дороги. В данном походе лучше использовать печки облегченного типа, которые крепятся тросиками на альпенштоке в центре палатки и снабжены разборной выводной трубой, секции которой помещаются в полости печки. Такую печку удобно транспортировать, быстро собирать и упаковывать. Пользование такой печкой требует обработки палатки вокруг отверстия для выводной трубы асбестовой тканью (с двух сторон). Все многообразие их можно условно разделить на следующие группы: по форме – прямоугольные, круглые, овальные; по готовности к использованию – собранные (сваренные, склепанные), складные и разборные; по способам установки – на ножках или подвесные; с горизонтальным или вертикальным расположением корпуса и укладкой дров; с приспособлением для увеличения теплоотдачи и уменьшения вылета искр; сочетающие функции обогрева и приготовления пищи. Каждый руководитель похода выбирает по своему желанию [27]. Также в походе пригодится солнечно-магнитный компас, который позволяет выдерживать нужное направление при путешествии в тундровых районах и в местах сложных магнитных склонений, помимо этого пригодиться современный прибор спутниковой навигации (GPS). Самой важной и основной составляющей альпинистского снаряжения является, конечно, веревка. Стандартная длина альпинисткой веревки для восхождения равняется 40-50 метрам [14]. Что касается индивидуальной страховочной системы, то здесь предпочтительны легкие системы, без «наворотов» для технического альпинизма. Подходят любые промышленно изготовленные системы (в т.ч. отечественные фирмы «Венто»), соответствующие единому стандарту безопасности. В дополнение к системе необходимы 1 – 2 альпинистских карабина с муфтой, фиксирующей открывающуюся «собачку». Российские карабины «Ирбис», «Манарага» и так далее. Предпочтительны модели известных фирм: «Charlet», «Moser», «CAMP», «Grivelle». Необходимо взять лавинную лента из капрона яркого цвета длиной не менее 15 м., лавинную лопатку [14]. Из всего выше изложенного можно сделать вывод о том, что надежный уровень материально-технического обеспечения в значительной степени определяется еще на этапе подготовки похода. Все снаряжение нужно подбирать с учетом количества участников, а также с учетом сложности прохождения заданного маршрута. В данном походе по Хамар-Дабану можно использовать лыжи, ботинки и крепления типа ски-тур – они намного легче и удобнее при преодолении различных перевалов. Лыжные палки должны быть только из металла, можно использовать складные палки-«телескопы». Одежда должны быть теплой, обязательно наличие перчаток (варежек, рукавицы), флисовых штанов, маски на лицо, термобелье. Рюкзак должен быть анатомическим, удобным, с широким поясом и плечевыми оттяжками. Что касается палаток, то в походах в районе хребта Хамар-Дабан предпочтительнее использовать палатки типа «Зима», вместительными, и в них можно установить печку, что очень важно при нахождении в горно-таежной местности. Спальники можно использовать с наполнителем Hollowfiber (хорошие термоизоляционные характеристики). Обязательным считается наличие подстилочных ковриков (хорошие теплоизолирующие свойства). Костровые принадлежности (посуда, топор, пилы, примуса) подбирают с учетом количества участников в группе, небольшого веса и транспортировки. В походах в районе хребта Хамар-Дабан приходиться преодолевать перевалы, поэтому необходимо альпинистское снаряжение (веревка, индивидуальная страховочная система, карабины, оттяжки, накопители, «кошки»). Санки-волокуши в поход по Хамар-Дабану брать не обязательно (лишний вес), так как поход второй категории сложности подразумевает путешествие длительностью всего 8 дней. В связи со спецификой района хребта Хамар-Дабан поход второй категории сложности является нетрудным, но желательно, чтобы участники имели опыт прохождения лыжных маршрутов. В данный поход не обязательно брать дорогое спецснаряжение зарубежных фирм, подойдет неплохое снаряжение российского производства. Все выше перечисленное снаряжение носит сугубо рекомендательный характер, так как обычно сами руководители выбирают то, что пригодится и понадобиться в походах. Но неизменно то, что правильный подбор снаряжения не приведет к серьезным проблемам во время похода, и оставит у туристов только положительные впечатления от путешествия по Хамар-Дабану.

Глава 2. СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЛЫЖНЫХ ТУРОВ В РАЙОНЕ ХРЕБТА ХАМАР-ДАБАН

2.1. Анализ туров, проведенных  в районе хребта Хамар-Дабан  в 2004 и 2006 годах

Необходимость анализа туров, проведенных в  районе хребта Хамар-Дабан в 2004 – 2006 годах, обусловлено тем, что район Хамар-Дабан – один из интересных районов Прибайкалья – очень удобный для посещения туристами район. Ежегодно здесь проходят большое количество лыжных маршрутов, начиная от 1 до 5 категории сложности. Все они имеют свои особенности, свою специфику и трудности. К сожалению, практически нет отчетов, описаний и публикаций в Интернете зимних лыжных походов 2 категории сложности по данному району (и вообще отчетов других категорий сложности). В связи с этим необходимо проанализировать туры, на основании отчетов (отчет 3 категории сложности и 4 категории сложности) по району хребта Хамар-Дабан, и в последствии разработать зимний лыжный тур второй категории сложности по данному району. Хамар-Дабан – прекрасный полигон для самодеятельного спортивного туризма. Здесь, в этом горном районе есть, где применить силу и ловкость, проявить опыт и осторожность, насладиться прелестью походной жизни, красотою природы и есть чему поучиться [8]. Вытянувшись широкой подковой вдоль Байкала и Тункинской долины, он соседствует с отличной автодорогой и железнодорожной линией, что снимает все проблемы подъездов к началу любого маршрута и отъездов с них. Хамар-Дабан удален от населенных пунктов и именно это ставит хребет Хамар-Дабан в один ряд с общеизвестными районами Кольского полуострова, Приполярного и Урала. [4].

Основное  содержание отчетов о лыжных походах 3 и 4 категории сложности в районе Хамар-Дабан.

1.Отчет о лыжном походе третьей категории сложности по Хамар-Дабану, совершённом группой туристов г.Саратова в период с 19.02.04 по 29.02.04 г.[3].

Поход проводился в пределах Российской Федерации, в  Иркутской области и Республике Бурятия. В физико-географическом плане  группа прошла по Южному Прибайкалью, хребту Хамар-Дабан [3]. Целью похода являлось повышение спортивного  опыта некоторых участников и  знакомство с районом. Протяженность  похода – 171 км, продолжительность – 11 дней.

Подробная нитка маршрута: г. Слюдянка – ГМС – пик. Черского (восх.) – пер. Чертовы ворота – р. Спусковая – р. Утулик – р. Шубутуй – р. Добатый – пер. – р. Нарин-Гол – р. Дзымха – р. Хара-Мурин – пос. Мурино.

В ходе изучения данного отчета были выявлены следующие  преимущества и недостатки района. В начале данного маршрута вдоль реки Слюдянки была хорошая ясная погода, имелась четкая лыжня, которая позволяла двигаться туристам без особых усилий. На многих перевалах (перевал Чертовы ворота) не было глубокого и рыхлого снега, который заметно замедляет движение туристов. С перевала Чертовы ворота лучше спускаться по правой части, так как именно в этом месте пологая площадка и допустим спуск на лыжах. Не составляет особого труда подъем по Нарин-Голу. Хороший путь имеется возле русла реки Утулик (нет валунов, обильно снега). В районе хребта Хамар-Дабан везде присутствуют хвойные леса, повсеместно можно найти сухостой для печки. До Казачьей поляны туристы шли без лыж, так как имеется узкая тропа. Местами лыжные палки при сильной загрузке легко проваливаются по рукоятку (глубокий снег). Неудобство возникло при движении по руслу реки Спусковая, (узкая долина, завалена валунами, много открытой воды). Дальше плотный снег сменился глубоким и рыхлым, в долине появилось большое количество деревьев и кустарника, что не очень удобно для катания. Около русла реки Шубутуй очень много снега, что затрудняет движение. Путь к долине правого притока р. Подкомарная занял чуть более часа. Ручей Добатый течет в узком каньоне, где много снега, русло завалено большими валунами, террас нет. Очень часто туристам на пути встречались множественные завалы, резкие подъемы и сбросы, присутствовал очень глубокий снег, под которым местами находился стланник, где можно было провалиться по пояс. В лесах же опять стали препятствиями бугры, завалы, обильный снег. Самым технически сложным местом в данном походе было прохождение пика Черского (вершина 1А, 2090 м) – перемычка между вершиной и соседним гольцом: узкий гребень с крутыми склонами, шириной около метра, состоящий из крупных камней, «жандармы». Длина узкого участка около 20 метров. Требуются навыки элементарного лазания.

При прохождении  маршрута встречаются большие валуны, местами их нагромождение полностью  перегораживает русло – приходится снимать лыжи и взбираться пешком. Лыжня местами заметена полностью. Затем туристы шли вниз по Хара-Мурину. В долине реки встречаются большие участки открытой воды (как следствие наледи на лыжах). Открытой воды в нижнем течении Хара-Мурина больше. В данный поход туристы из специального снаряжения взяли две пары кошек и веревку 50 м. Необходимости в них не было. По мнению участников данного зимнего лыжного похода третьей категории сложности, данный поход по Хамар-Дабану является технически несложным, но трудоемким. Поэтому при планировании похода туристам необходима хорошая физическая подготовка и достаточный резерв времени. Данный маршрут составляет 171 км за 11 дней. Так как Хамар-Дабан горная местность, то весь километраж умножается на коэффициент 1,2 [11]. Следовательно, весь маршрут составил 205, 2 км. Пройдено 2 перевала 1А, 1 вершина и 1 траверс. На пути встречались наледи, погода была достаточно холодной. В основном путь проходил по долинам рек хребта Хамар-Дабан. Оценка соответствия заявленной третий категории сложности. Характеристики маршрута: П=205,2 км, перепад высот В= 3,5км, количество дней t= 11 дней, число КП=( 1А-2, 1 вершина, 1-траверс).

1. Соответствие  минимальной продолжительности: П=205,2 км>Пmin180.

2. Соответствие  минимальному количеству КП: КП=2=КП min.

3. Совершенная работа: Т=1х2= 2 балла.

4. Соответствие  минимальной технической сумме: ТС=(В+Т)=3,5+2=5,5>ТС min=4.

5. Эквивалентная протяженность маршрута:.

6. Эп=П=5Хтс=205,2+5х(3,5+2)=232,7км>Эпmin=230

Вывод: маршрут  по значению параметра ЭП соответствует  четвертой категории сложности, но по количеству КП соответствует  маршруту третий категории сложности. Таким образом, согласно пункту 8.3. в  сборнике «Русский турист», заявленный маршрут следует классифицировать как маршрут третьей категории сложности [11].

2. Отчет  о лыжном походе 4 категории сложности  по хребту Хамар-Дабан, совершенном  с 25.02. по 11.03. 2006 года [5].

Нитка маршрута: Слюдянка – ГМС – пик Черского (1А) – перевал Чертовы Ворота – траверс Станового хребта до истоков р.Рассоха – пер. в р. Босан – в. Босан – пер. через Бешечный хребет – Маргасанская сопка – руч. Быстрый Ключ – р. Утулик – руч. Прямой – в.2396 м – траверс Патового плато – р. Уту-Жалга – р. Шара-Жалга – р. Барун-Байга – в. Хан-Ула – траверс в.2058 м – р. Тит-Тит – р. Ара-Буректай – пер. Лангутайские Ворота – р. Лангутай – пос. Мурино. 

Продолжительность похода 15 дней, полная протяженность  маршрута – 245 км. Совершены восхождения на 4 вершины: Пик Черского (Комар), Босан, 2396 м, Хан-Ула. Маршрут похода проходил по наиболее высокой части хребта Хамар-Дабан. Район путешествия характеризуется расчлененным среднегорным рельефом, чередующимся с участками плато; перепады от днища долин до перевальных гребней достигают 500-600 м. На реках встречаются каньоны, обычно не представляющие технической сложности. Глубина снежного покрова различна в разных долинах и колеблется от 10-20 см до нескольких метров. На реках нередки наледи, часто мокрые, что часто затрудняло движение участников группы. В начале пути на реке Слюдянка туристы столкнусь с мокрыми наледями, пришлось через лес выходить обратно на пешую тропу. Погода в первые дни была теплая, солнечная, -10°С. При подъеме к метеостанции имеется хорошая лыжня, снега заметно больше, чем вначале пути. При восхождении на пик Черского можно было идти как на лыжах, так и пешком, снег плотный и имеется тропа. Кошки на скалах только мешали туристам, поэтому необходимости их использовать не было. Лазание простое. К перевалу Чертовы Ворота туристы дошли без особых проблем, так как имелась хорошо набитая лыжня. При подъеме на седловину очень часто встречались лавиноопасные склоны, несколько раз треснули снежные доски. На четвертый день поднялась метель, -10°С, видимость 100 метров. Все лыжни были заметены снегом. С легкостью произошло пересечение верховья р.Улун-Кутул, практически без набора высоты туристы вышли на перевал в истоки левого притока Быстрого ключа. Перевал широкий, глубоко врезанный в хребет. Седловина ровная. Немного трудным был спуск к лесу, так как был плотный снег и камни, также встречались в долине каньоны с мокрыми наледями. При движении на лыжах вверх по Утулику очень часто встречаются обширные мокрые наледи. Путь по каньону на Утулике прошел без заметных технических сложностей. Ночью прошел обильный снегопад и как следствие, промокли вещи туристов. Большие сложности возникли на пути к озеру Перевальному (не было тропы, шел обильный снегопад и дул очень сильный ветер).

При подъеме  на вершину Хан-Ула мешал очень сильный ветер, сбивающий с ног, низовая метель. Подъем пологий – 15°, снег плотный или полностью сдут, много участков земли и травы. Перед выходом на вершинное плато участок особенно плотного наста, который сравнительно легко прошли на скитуре на камусах, а остальная часть группы, шедшая пешком, испытала некоторые затруднения без кошек. На пути вниз по долине р. Уту-Жалга и затем Шара-Жалга снова встречаются наледи, местами мокрые. Перевал через плечо г. Хан-Ула составлял 20°, присутствовал плотный наст. В долине р. Снежная совсем нет снега. Встречался заметенный снегом стланник. На склонах много голой травы, камни и большие надувы снега. Данный маршрут составляет 245 км за 15 дней. Пройдено 1 перевал 2А, 1 вершина и 1 траверс. На пути встречались наледи, погода была достаточно холодной. В основном путь проходил по долинам рек хребта Хамар-Дабан.

Оценка  соответствия заявленной третий категории сложности [11]. Характеристики маршрута: П=245 км, перепад высот В=4 км, количество дней t= 15 дней, число КП=( 2А-1, 1А-3).

1. Соответствие  минимальной продолжительности: П=245 км>Пmin 210

2. Соответствие  минимальному количеству КП:КП=4 >КП min = 4

3. Совершенная  работа: Т=1х3+1х1+1х1+1х1= 6 баллов

4. Соответствие  минимальной технической сумме: ТС=(В+Т)=4+6=10>ТС min=8

5. Эквивалентная  протяженность маршрута:

6. Эп=П=5Хтс=245+5х(4+6)=295км>Эпmin=250

Вывод: маршрут  по значению параметра ЭП соответствует  пятой категории сложности, но по количеству КП соответствует маршруту четвертой категории сложности. Таким образом, согласно пункту 8.3. в  сборнике «Русский турист», заявленный маршрут следует классифицировать как маршрут четвертой категории сложности, с элементами пятой категории сложности.

На основе выше рассмотренных и изученных  отчетов 3 и 4 категории сложности  по району Хамар-Дабан, можно сделать  вывод о том, что данный район  – прекрасное место для совершения лыжных походов «средней» сложности. В ходе изучения отчетов этих двух маршрутов были найдены как преимущества, так и недостатки. Так как данные маршруты в основном проходили вдоль рек, то самой главной проблемой, с которой столкнулись группы туристов – это многочисленные наледи на участках маршрута. Наледи широко распространены на реках Хамар-Дабана. Возникают они вследствие того, что река промерзает местами до дна и вода с более верхнего течения, не имея возможности продвинуться подо льдом, вырывается через него наружу. Оказавшись на поверхности, она замерзает, наращивая кверху слой льда. В связи с этим, лучшим временем для зимних лыжных походов по Хамар-Дабану является все же февраль. В начале марта, начинает таять лед на реках, образуются наледи, также начинается массовый сход снежных лавин (что очень опасно), в связи с этим затрудняется движение туристов, присутствует неустойчивая погода (снег, туман, резкие перепады температур и так далее). Именно с этими неблагоприятными природными факторами столкнулись туристы при прохождении маршрута четвертой категории сложности в марте. Группа туристов, проходящие маршрут третей категории сложности столкнулись лишь с большим количеством снега и с незначительными наледями на реках. Снегоотложение в горах Хамар-Дабана связано с Байкалом. Стена хребта от Хангарульских вершин до Хан-Улы сдерживает движение туч и снега оседают на северных склонах Хамар-Дабана. Глубина снежного покрова в верховьях рек достигает 2-2.5 метра. К тому же на время похода была устойчивая погода без особых изменений (устойчивая температура, без сильных ветров и осадков), связанная с монгольским антициклоном, и ненастностью муссонного климата побережий. Важно отметить, что в этих двух походах практически не понадобилось альпинистское снаряжение (даже при восхождении на пик Черского). Применялись только кошки, и то только при прохождении похода 4 категории сложности в марте. Что касается личного снаряжения, то в первой группе были использованы лыжи из семейства «Лесных», которые на 8 день сломались, также было повреждено крепление. Поэтому предпочтительнее использовать в данном районе лыжи класса «ски-тур» («Dynafit» и «Silvretta») или «бэккантри». Можно использовать крепления «Азимут» (производство Новосибирск), крепления себя хорошо зарекомендовали, поломок не было. Участники на пластиковых лыжах использовали камуса – для «ски-тура» промышленные. Камуса несколько пострадали за время похода от камней – надорвался камус «Colltex» (в последствии зашит руками и шов проклеен клеем «Момент»). Для ночлегов все две группы использовали стандартный шатер типа «Зима» из капрона. Данная палатка весила около 8 кг в сухом состоянии; после нескольких ночевок, особенно со снегопадами – значительно больше. Минусом было отсутствие полиэтиленового тента на крышу шатра, поскольку несколько раз из-за ночных снегопадов промокали не только шатер, но и сами туристы. Для похода по Хамар-Дабану как в феврале, так и в марте, лучше взять с собой костровую сетку, так как снега в данном районе много, а выкапывать яму, достаточно трудоемко.

В ходе анализа (выявления положительных и отрицательных  сторон) отчетов лыжных походов 3 и 4 категории сложности было принято  решение добавление новых объектов посещения, таких как водопады на реке Подкомарной, Посетительский ручей и восхождение на гору Мангутай. Если на водопады и ручей ходят достаточно большое количество групп, то на гору Мангутай восхождений мало.

2.2. Лыжный тур второй категории сложности в районе хребта Хамар-Дабан

Необходимость разработки технических аспектов проведения спортивно-оздоровительного лыжного  тура второй категории сложности  в районе хребта Хамар-Дабан, обусловлено  тем, что данный район привлекает туристов со всего мира, важно отметить, что здесь проходят в основном высококатегорийные маршруты для хорошо подготовленных туристов, имееющих разряды, и практически нет информации о зимних лыжных маршрутах второй категории сложности для начинающих туристов. В связи с этим необходимо решить данную проблему с помощью разработки данного тура в районе хребта Хамар-Дабан.

Поход проводится в пределах Российской Федерации, в  Иркутской области и Республике Бурятия. В физико-географическом плане  маршрут проходит по Южному Прибайкалью, хребту Хамар-Дабан. Общие справочные сведения о маршруте.

Вид туризма  – лыжный;

Категория сложности похода – 2;

Протяженность похода (км) – 150;

Продолжительность – 8 дней.

Сроки проведения – 10.02.2009 – 18.02.2009.

При построении нитки маршрута были проанализированы отчеты 3 и 4 категории сложности  по данному району. Выбранная нитка  строилась по традиционной схеме: начало-конец  на ж/д для маршрута второй категории сложности с набором препятствии в данном районе. На основании этого была сформирована нитка маршрута.

Подробная нитка маршрута: станция Слюдянка – река Слюдянка – ГМС «Хамар-Дабан» – водопады р. Подкомарная, Посетительский Ручей (радиально) – пик Черского (Комар) – перевал Чертовы ворота – озеро Чертово – река Спусковая – река Утулик (до притока Шубутуй) – река Утулик (до притока Рассоха) – Мангутай (1856) – река Утулик – станция Утулик Определяющие препятствия маршрута: вид препятствия – вершина пика Черского (1А, 2090 м) (прил. 8).

Самое сложное  место – участок гребня между вершиной и соседним гольцом: узкий гребень с крутыми склонами, шириной около метра, «жандармы». Также туристы совершат восхождение на гору Мангутай (1856 км).

Целью похода является повышение спортивного  опыта некоторых участников и  знакомство с районом хребта Хамар-Дабан. Варианты подъезда и отъезда: туристы из города Уфы садятся на поезд 053Д Харьков (пассажирский) – Владивосток 04.02.2009 в 09:04 (отправка 09:34), плацкарт (цена 2035,9 рублей). Данный поезд идет напрямую до станции Слюдянка, проезжают Челябинск, Иркутск. Прибытие Слюдянку-1 в 03:57. Именно от вокзала Слюдянки начинается маршрут. В Слюдянке туристы по желанию, могут сходить на экскурсию в церковь или совершить экскурсию по городу. Обратно туристы могут сесть на электричку со станции Утулик (время прибытия 22:39, проезд – 116 рублей) затем, прибыв в Иркутск, сесть на поезд Иркутск (пассажирский) – Волгоград-1 (цена билета 1785,1) доехать до Уфы без пересадок. Время прибытия в Уфу – 05:46. Во время пребывания в Иркутске туристы по желанию могут познакомиться с городом, его прошлым и настоящим. Основанный в 1652 году, он представляет собой типично сибирский город, в котором памятники старины сочетаются с современной архитектурой.

Информация о работе Лыжный туризм в районе хребта Хамар-Дабан