Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 04:17, курсовая работа
Цель. Изучение организации детского отдыха и дальнейшее развитие концепции детского лагеря с учетом полученной информации
Задачи:
Рассмотреть организацию детского отдыха в Приморском крае
Рассмотреть структуру досуговых, познавательных, спортивно-оздоровительных программ развлечений
Изучить вопрос безопасности при организации детского отдыха
Проанализировать предпочтения школьников Приморского края
Выявить особенности и проблемы сервиса в организации детского отдыха
Разработать практические мероприятия, рекомендации и технологии детского отдыха, с учетом психологических, социальных, педагогических особенностей.
Введение 3
1 Особенности организации детского отдыха 6
1.1 Классификация типов детских лагерей 6
1.2 Детский отдых в оздоровительных лагерях 7
1.3 Лечебная и оздоровительная работа в детских санаториях 8
1.4 Организация средств размещения 9
1.5 Организация питания 11
1.6 Организация развлечений 16
1.7 Организация безопасности 20
2 Маркетинговое исследование потребителей услуг детского отдыха в Приморском крае 27
2.1 Недостатки организации детского отдыха: 33
2.2 Перспективы развития детского отдыха 36
Заключение 38
Список литературы 40
Содержание
Детский туризм отличается самой низкой рентабельностью. Если доходность относительна дорогих зарубежных туров для детей составляет 18-19%, то рентабельность внутреннего детского туризма не превышает 15%. Однако необходимость летнего оздоровления детей обеспечивает достаточно стабильный спрос на программы детского отдыха.
Безусловное предпочтение родители отдают отдыху своих отпрысков в отечественных оздоровительных лагерях. В первую очередь выкупаются дешевые путевки.
Главная задача оздоровительного лагеря — это прежде всего организация отдыха детей. Обстановка в нем существенно отличается от домашней, что является ключевым фактором в определении программ и целей оздоровительного лагеря. Другая важная особенность жизни в лагере — возможность постоянного общения с природой. Обстановка совместного проживания детей в группе сверстников позволяет обучать нормам социальной жизни, поведению в коллективе, культуре взаимоотношений, располагает к раскрытию способностей детей, проявлению инициативы, способствует приобщению к духовности, усвоению принципа безопасного и здорового образа жизни. Такие возможности редко где еще можно найти. Задача педагогов в детском лагере — реализация этих возможностей.
Решение задач организации жизни детей в оздоровительном лагере регламентируют «Конвенция о правах ребенка» (1989 г.), «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (1990 г.). Идеи выживания, укрепления здоровья, образования детей рассматриваются в единстве и составляют основу концепции летнего отдыха детей и подростков [смотреть Приложение E].
Каковы положительные тенденции современного развития сети лагерей для летнего детского отдыха? Это отказ от ненужного единообразия; разработка разных форм летнего отдыха с различными источниками финансирования; создание условий для педагогического творчества коллективов; развитие сети профильных детских центров; установление связей между образовательной деятельностью школы, учреждений дополнительно образования и летних детских центров; гуманизация деятельности оздоровительных учреждений, лагерей для удовлетворения интересов и творческих потребностей детей и подростков.
Актуальность. Одним из бесспорных, даже уникальных, достижением советского времени была система пионерских лагерей, санаторно-курортного обслуживания, широкая сеть трудовых объединений школьников, развитый детских туризм. Многое из этого безвозвратно утеряно. О массовости детского туризма мечтать не приходится, слишком недоступны для многих стали цены на авиа - и железнодорожные билеты. По сообщению администрации Московской области, все 75 летних оздоровительных лагерей, принявших детей на первую смену, полностью соответствуют стандартам. Безопасность и качество питания постоянно контролируют специалисты. Однако россияне все меньше отправляют своих детей в летние подростковые лагеря. Если в прошлом году 13% семей отправили детей в лагеря, в этом году таких не более 7%. Официальная версия - рост благосостояния россиян, возможность поехать в Турцию или в Египет всей семьей. Но независимые эксперты считают одной из причин снижения популярности лагерей, участившиеся случаи "детовщины", также нет централизованного руководства лагерями, поэтому нет и контроля над ними. "Сегодня вожатыми и воспитателями в лагеря на лето нанимаются все, кому не лень, с одной целью: бесплатно пристроить в них собственных детей, да и самим "оттянуться" на лоне природы", - рассказал президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков.[37]
Таким образом, перспективы лагерной формы коллективного детского отдыха в России неутешительны. Только за 2-3 года нового тысячелетия число загородных детских оздоровительных комплексов уменьшилось на 35%. По мнению экспертов, если всерьез не взяться за реформирование лагерной жизни - эта система отдыха окончательно развалится. Но постепенно детский отдых начинает возрождаться. Туристская индустрия развивается, все больше турфирм начинает предлагать путевки для детского отдыха.
Цель. Изучение организации детского отдыха и дальнейшее развитие концепции детского лагеря с учетом полученной информации
Задачи:
Практическая значимость заключается в разработке практических мероприятий, рекомендаций и технологий детского отдыха, с учетом психологических, социальных, педагогических особенностей; в изучении предпочтений школьников; в изучении организации детского отдыха в Приморском крае.
Теоретическая значимость заключается в систематизации литературы, касающейся детского отдыха, разработке психологических, социальных, педагогических основ организации детского отдыха.
Методологией и теоретической основой курсовой работы являются работы российских и зарубежных авторов по детскому отдыху и туризму Азаров Ю.П., Афанасьев С.П., Байбородова Л.В., Баль Л.В., Джанджугазова Е.А., Маслов А.Г., Сысоева М.Е.
А также публикации в журналах: «Туризм: практика, проблемы, перспективы. Профессиональный журнал», «Туристический бизнес»
Содержание Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений
Существует следующая классификация типов детских лагерей:
Помимо традиционных
направлений появились и новые
Материальная база многих существующих оздоровительных лагерей приходит в негодность. Новые не строятся. Наметилась тенденции, когда благополучные детские здравницы искусственно банкротится хозяевами и меняют профиль. Большой проблемой остается кадровый вопрос. Мизерная зарплата педагогов не позволяет приглашать их на конкурсной основе, и дети попадают в руки случайных людей.
Большую озабоченность руководителей центров детского отдыха вызывает отсутствие льгот по земельным платежам и коммунальным услугам. В результате оздоровление детей становится делом малорентабельным, а подчас и невыгодным.
Поэтому целью правительства является не только сохранить систему детского отдыха, но сделать ее более разнообразной, учитывающей различные запросы и возможности семей. Всвязи с этим, турфирмы все больше внимания уделяют организации семейного отдыха. Что неудивительно: по утверждению экспертов, родители предпочитают путешествовать со своими чадами. А вот дети мечтают проводить каникулы вдали от дома, в компании сверстников. И многообразные предложения турфирм и средств размещение устраивают и детей, и их родителей возможностью активного отдыха, сочетающего оздоровление с приобретением новых знаний и полезных навыков.
При организации отдыха детей, подростков и молодежи упор они делают в первую очередь на качественное питание, возможность оздоровления и лечения «без отрыва от отдыха», обучение с развлечением. В общем, ребенок все время под присмотром и чем-то занят. Особое внимание обращается на безопасность - охрану лагеря, круглосуточное медицинское обслуживание, квалификацию педагогов, душевный комфорт, вплоть до возможности звонить ежедневно домой. Многое взято просто из советского опыта организации работы пионерских лагерей. Но поднято на более качественный уровень в соответствии с духом времени. Улучшается и размещение. Но не это ставится во главу угла. Просто предлагается, если возможно, альтернатива - от двух - до восьмиместного размещения. Базовая часть лечебно-оздоровительной и развлекательной программ, как правило, одинаковая. Вводятся индивидуальные услуги за дополнительную плату. В общем, рыночные отношения активно входят в эту сферу жизни общества. Другое дело, что качественный отдых должен быть доступен для всех. И это тоже проблема государственная.
В санатории должен решаться комплекс медицинских задач, обеспечивающих оздоровление, лечение и реабилитацию больных детей. При этом главным принципом организации медицинской деятельности санатория является реализация персонифицированной программы по отношению к каждому ребенку. Эта программа должна быть ориентирована на диагноз болезни, сопутствующие заболевания, учитывать характер лечения, который использует больной ребенок вне пределов санатория.
В санатории применяются классические методы санаторного лечения: ванны, грязевые процедуры, физиотерапия, водные процедуры и т. п.
Для оздоровления детей широко применяются методы оздоровления и лечебной физкультуры. При этом важно использовать природные факторы: чистый воздух, минеральную воду, лес, реку.
Для обеспечения единой программы реабилитации в санатории работают профессионально подготовленные врачи-педиатры, компетентные в большинстве разделов педиатрии.
В каждом конкретном случае при лечении вырабатывается индивидуальная стратегия реабилитации, ориентированная на ведущие отклонения в состоянии здоровья ребенка. Целью реабилитационных мероприятий является определение болезней и коррекция дефектов личности, ведущих к дальнейшему ограничению жизнедеятельности, ухудшению качества жизни и социальной недостаточности. Это невозможно без совокупной оценки состояния здоровья ребенка, включающей в себя показатели здоровья, полового, интеллектуального развития, уровень состояния всех органов и систем ребенка. При определении эффективности лечебной и оздоровительной работы кроме медицинской реабилитации оценивается социальная реабилитация.
В зарубежных лагерях детей размещают по 3-4 чел. в номере, в российских здравницах по 5-7 чел. Распространение получили так называемые блоки - два 2-3 местных номера с общим санузлом. Оптимальным вариантом размещения, согласно международным нормам, считается проживание 4-х чел. в номере.
Спектр предложений российских турфирм по детскому отдыху становится обширнее. Турфирмы включают в свои каталоги как зарубежные - Крым, Турция, Болгария, Франция, Италия, Мальта, Словакия, так и отечественные направления. Из российских, предпочтение отдается черноморскому побережью. В каталоге туроператора «Согласие» — самые разнообразные предложения. Как правило, у баз размещения статус детского оздоровительного лагеря, часто круглогодичного, санаторного типа. К последним относятся «Джубга» и «Заря», что под Туапсе. Помимо собственных оборудованных пляжей здесь есть закрытые бассейны с подогреваемой морской водой, что помогает ослабленным детям быстрее адаптироваться к морскому климату. Для активного отдыха предназначены спортивные площадки. Многие открывают тренажерные залы, развивают индустрию интересного досуга. Жизнь обитателей «Зари» строится по программам «Здравоград», «Морская республика «Заря», «Робинзонада», «БРЭМ» (Будущее России — это мы). Скучать ребятам не дают увлекательные игры: «Планета фантазий», «Полоса приключений», «Путешествие во Вселенной», «Эрудит-шоу», «Боди-арт», «Бизнес-эстафета»... А специальная оздоровительная программа с лечебной гимнастикой, букетом фиточаев и физиопроцедурами поможет провести лечение и профилактику заболеваний дыхательных путей, сердечно-сосудистой и эндокринной систем. Анапский детский санаторно-оздоровительный лагерь круглогодичного действия «Лазурный берег» стал настоящей страной «Лазурного берега». Со своими законами, традициями, валютой и органами самоуправления. Хорошо, что въезд безвизовый...
Рекомендуемый для самостоятельного отдыха возраст — от 7 до 14 лет. Но есть здравницы, где принимают с 5 и даже с 4. Варьируется и верхняя возрастная планка. Дети расселяются по возрастам, с разбивкой по отрядам - 30 человек, младшие отдельно от старших. Площадь комнат при 6-тиместном размещении составляет 27 кв.м., при 8-миместном – 36 кв.м. Средняя продолжительность смены 20-21 день.
Желательно, чтобы корпус был оснащен игровыми холлами, а также возможно размещение аквариума (психологи первыми заметили, что аквариум в доме плавно меняет настроение и восприятие помещения. Он вносит какую-то особую ноту успокоения. Удивительная частичка подводного мира делает традиционно скучные зоны неожиданно интересными. В качестве примера расположения аквариума можно назвать аквариум-колонну, кресло, картину или аквариум в полу).
Не стоит забывать о функции растений в помещении:
Первая, самая древняя, общепринятая и устойчивая функция растений – это создание благоприятной психологической среды. Растения способны придать неповторимый облик любому помещению при включении их в интерьер. Габитус растений и цветовая гамма сейчас широко используются в фитодизайне. При создании единого стиля интерьера учитывается не только сочетание мебели и обоев, но и декоративные элементы и окраска цветков и листьев растений. Например, листья необычных тонов – пурпурные и сизые действуют возбуждающе, а светло- или темно-зеленые – успокаивающе, создают чувство легкости. Воздействие цвета было многократно подтверждено многочисленными экспериментами физиологов и психологов. Имеются следующие описания воздействия цвета на психику (табл. 1).
Таблица 1 – Влияние цвета на психику человека
Цвет |
Воздействие |
Белый |
Создает ощущение простора, легкости. Ускоряет пульсацию крови. Расширяет зрачки. |
Жёлтый |
Тонизирующий, физиологически оптимальный, наименее утомляющий; стимулирует зрение, ускоряет пульсацию крови, создает ощущение тепла. Оказывает стимулирующее воздействие на мозг и поэтому эффективен при умственной недостаточности. |
Оранжевый |
Расширяет зрачки и ускоряет пульсацию крови, не влияя при этом на кровяное давление. Он имеет сильное стимулирующее действие, создаёт чувство благополучия и веселья, ощущение теплоты и бодрости, но может утомить. |
Красный |
Создает впечатление теплоты, возбуждает, ускоряет пульсацию крови, расширяет зрачки, ускоряет частоту дыхания, при длительном воздействии приводит к усталости, оказывает раздражающее действие. Стимулирует мозг, эффективен при меланхолии. |
Фиолетовый |
Соединяет эффект красного и синего цветов; хорошо влияет на сосудистую систему, увеличивает выносливость ткани, воздействуя на сердце, лёгкие и кровеносные сосуды. Повышает эффективность умственного труда. Но производит угнетающее действие на нервную систему: вызывает ощущение усталости, тяжести, тесноты. |
Синий |
Сильный антисептик, помогает при воспалении верхних дыхательных путей, благотворно влияет на организм при нервных расстройствах и бессоннице. Вызывает ощущение холода, тесноты, навивает грусть, успокаивает, но успокаивающее действие переходит в угнетающее. Способствует торможению функций физиологических систем человека. |
Сине-зеленый |
Вызывает ощущение холода и спокойствия |
Зеленый |
Наиболее привычный для оптимальный; болеутоляющий, гипнотический. Влияет на нервную систему, снимая раздражительность, бессонницу, усталость. Вызывает ощущение холода, успокаивает, понижает давление внутри глаза, снижает кровяное давление, нормализует работу сердечно-сосудистой системы, успокаивает и поднимает тонус. На продолжительное время повышает двигательно-мускульную работоспособность. |
Синий с белым и серым |
Вызывает ощущение холода и спокойствия |
Серый |
Холодный, вызывает скуку, апатию. |
Коричневый |
Создает ощущение тесноты, устойчивости, спокойное настроение |
Желто-зеленый |
Вызывает ощущение холода, освежает. |
Информация о работе Маркетинговое исследование потребителей услуг детского отдыха в Приморском крае