Место и роль туризма в экономике и специфике функционирования туристской отрасли в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 01:18, курсовая работа

Описание работы

Туризм в представлении большинства людей связан с отдыхом, новыми впечатлениями, удовольствием. Он прочно вошел в жизнь человека с его естественным стремлением открыть и познать неизведанные края, памятники природы, истории и культуры, обычаи и традиции разных народов.

Файлы: 1 файл

курсовая_для_иры.doc

— 202.50 Кб (Скачать файл)

Введение.

Туризм в представлении  большинства людей связан с отдыхом, новыми впечатлениями, удовольствием. Он прочно вошел в жизнь человека с его естественным стремлением  открыть и познать неизведанные края, памятники природы, истории  и культуры, обычаи и традиции разных народов.

Известно, что на самом  деле туризм является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамичных отраслей экономики. В сфере туризма  занято свыше 250 млн. человек, т.е. каждый десятый работник в мире. На его  долю приходится 7% общего объема инвестиций, 11% мировых потребительских расходов, 5% всех налоговых поступлений и треть мировой торговли услугами. Туризм оказывает огромное  влияние на ключевые сектора хозяйства и по прогнозам специалистов XXI век станет веком туризма.

Именно поэтому анализ современного состояния рынка туристских товаров и услуг, перспектив его развития и вклада туризма в мировую и национальную экономику чрезвычайно важен. Углубленное познание рынка туризма начинается с базовых понятий, которые имеют основополагающее значение для понимания и отдельных проблем туризма как экономической системы, и механизма его функционирования в целом. Также нельзя не обойти вниманием формы рыночных структур в туризме, на которых действуют туристские предприятия, и концентрацию производства.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что с каждым годом растет число российских граждан, желающих совершить туристическую поездку, особенно в зарубежные страны. Так, в последние годы среднее количество российских туристов, выезжающих в страны дальнего и ближнего зарубежья, составляет около 13 миллионов человек. Это свидетельствует о том, что туристская деятельность, пережив период хаотичного развития, проходит этап становления качественного.

В связи с тем, что  туризм является межотраслевой сферой экономики, охватывающей не только средства размещения, но и транспорт, связь, индустрию питания, развлечений и многое другое, эта сфера влияет на каждый континент, государство или город. Значение туризма для экономик разных стран связано прежде всего с теми преимуществами, которые он приносит при условии успешного развития. Прежде всего - это рост рабочих мест в гостиницах и других средствах размещения, в ресторанах и иных предприятиях индустрии питания, на транспорте и в смежных обслуживающих отраслях. Другим важным преимуществом является мультипликативный эффект от туризма, т.е. его влияние на развитие смежных отраслей экономики. Третье преимущество - рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Кроме этого, туризм оказывает экономическое влияние на местную экономику, стимулируя экспорт местных продуктов.

Однако в России же в силу ряда причин сфера туристской деятельности в сравнении со многими  другими странами еще не получила должного развития. На долю России вместе со всеми странами СНГ приходится лишь 2% мирового туристского потока.

Современное состояние  туризма в России проанализировано в Концепции развития туризма  в Российской Федерации на период до 2005 года, в которой, в частности, указывается, что на долю России приходится около 1% мирового туристического потока. По оценкам ВТО, потенциальные возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристической инфраструктуры принимать до 40 млн. иностранных туристов в год. Однако на сегодняшний день количество приезжающих в Россию иностранных гостей с деловыми, туристическими и частными целями составляет 7,4 млн. человек, что не соответствует ее туристическому потенциалу.

 

Цель курсовой работы состоит в обобщение теоретических представлений об основополагающих понятиях туристского рынка,специфики функционирования туристского рынка России применительно к потребностям современной экономики.

В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:

  1. рассмотреть понятийный аппарат, связанный с   туристским  рынком;
  2. рассмотреть вопросы, касающиеся  основных субъектов и сегментации туристского рынка, а так же разнообразие инфраструктуры;
  3. проанализировать основные проблемы и перспективы развития туристского рынка в России

Предметом исследования является  место и роль туризма в экономике  и специфике функционирования   туристской отрасли в России.

Объектом исследования является выявление основных проблем и перспектив туристского рынка услуг на основе полученных теоретических знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Развитие  современного понимания рынка туризма

1.1.Сущность  и специфика функционирования  современного рынка туризма.

Международный туризм растет так же быстро, как и изменяется. Туристы не только много знают  о своих возможностях выбора в  зарубежных путешествиях, они стали  намного требовательнее в удовлетворении своих желаний.

Компании на зарубежном рынке видят, как индустрия туризма меняется вокруг них:

  • Новые модели богатства и новые свободы в мире создали миллионы новых международных туристов;
  • Для их привлечения возникли новые туристические средства;

Компании-перевозчики  устанавливают различные удобства и экзотические маршруты для охвата этого растущего бизнеса; предприниматели  разработали не лишенные фантазии связки – покупки с отдыхом; образование  с просвещением, бизнес с культурной программой; пытаясь обеспечить повторный бизнес после первичного показа;

Новые информационные технологии – от Интернета до виртуальной  реальности – открывают новые  пути маркетинга, бронирования мест и  изучения туристского центра или  достопримечательности. Можно предвидеть, что программы виртуальной реальности станут основными средствами получения удовольствий, а также сохранением экологической чувствительности мест от чрезмерного использования [12].

Чрезмерно вырос круизный туризм как комфортабельная альтернатива трудностям и опасностям отдыха, объединяющего перелеты и автотранспортные переезды. Туристы научились получать удовольствие от изобилия еды и развлечений по мере того, как их перевозят из одного экзотического места в другое [16].

Все инклюзивные, предварительно оплачиваемые каникулярные туры снова стали привлекательными, так как все больше и больше туристов ищет защиты от бесконтрольных цен в некоторых турцентрах и курортах.

По мере того, как мы вступаем в  новый век, девизом туризма и  путешествий и путешествий должно оставаться слово «долговременность» - соответствие между желаниями туристов и пониманием того ущерба, который они могут причинить.

Коммуникации внутри индустрии  и с ее клиентурой также изменяют свой характер сообщений. Неожиданно домашние компьютеры и Internet изменили традиционные формы предоставления туристам информации, а также способы организации и подтверждения туристических услуг [5; 16].

Важным является тот факт, что  международный туристический бизнес, вступив в XXI век, будет продолжать изменяться, расширяться и трансформироваться.

Туристский рынок - экономическая  система взаимодействия четырех  основных элементов: туристского спроса, предложения туристского продукта, цены и конкуренции.

Туристские продукты и услуги одни продают, а другие покупают. Главное положение на рынке туризма занимает покупатель – клиент.

Клиентура рынка туризма - совокупность потенциальных и актуальных покупателей  туристского продукта. В настоящее  время наиболее привлекательными клиентами  Р. т. являются: бизнесмены и государственные служащие (более 60 % всех клиентов), а также ассоциации, «проводящие конгрессы и съезды» [56; 4].

Туристский рынок 

  • это совокупность потребителей туристского продукта, которые имеют средства его купить сегодня или завтра (потенциальную покупательскую способность);
  • это система мирохозяйственных связей, в которой совершается процесс превращения  туристско-экскурсионных услуг в деньги и обратного превращения денег в туристско-экскурсионные услуги. В этом контексте можно сказать, что туристский рынок образуют страны – экспортеры и импортеры туризма;
  • это экономическая система взаимодействия четырех основных элементов: туристского спроса, предложения туристского продукта, цены и конкуренции. 

Туристский рынок –  это рынок услуг. Он имеет свои специфические особенности, учитывать которые необходимо при организации туристского бизнеса.

Во-первых, туристские услуги:

а) неосязаемы (турист не может при приобретении тура ни попробовать  его, ни потрогать, ни увидеть воочию), поэтому важное значение здесь имеют вопросы надежности туристского продукта, гарантий предоставления туристам заранее оплаченных услуг обещанного уровня и качества (т.е. соответствие информации и содержания туристского продукта). Необходимы исчерпывающая информация туристов о потребительских свойствах тура и соблюдение принципа связь цены и качества (потребители условно устанавливают для себя нижний порог цены, за которым предполагается низкое качество). Доверие фирме – это вопрос не только ее престижа, но и клиентуры и рыночной устойчивости;

б) теряются во времени (доход  от не предоставленной в определенный конкретный период услуги теряется навсегда) – здесь важны оперативность  информации и работа с заказом  клиента, а также гибкое, ступенчатое  ценообразование, реагирующее на изменение спроса и стимулирующее продажу;

в) качество отдельных  услуг в составе тура может  меняться, поэтому необходимы дифференциация цен по качеству услуг, заменяемость и вариантность обслуживания.

Во-вторых, при реализации туристского продукта (будь то тур, экскурсия или заранее забронированное гостиничное обслуживание), как правило, имеется разрыв во времени между фактом оплаты (покупки) туристского продукта и фактом его потребления. Турист, заранее приобретая путевку на тур, авансирует работу обслуживающих организаций на маршруте через туроператора и турагента (т.е. платит не лично производителю услуги, а тому, у кого покупает путевку). Поэтому здесь также важны надежность туристского продукта и каналов его продвижения, ответственность туристской фирмы, реализующей продукт туристу. Привлекательно выглядят различные формы рассрочек оплаты, бронирования и льготы.

В-третьих, для туристского  рынка характерны значительные сезонные колебания спроса туристов. Причем эти колебания не одинаковы для  различных видов туризма. Развитие несезонных форм отдыха, обеспечение полноценного отдыха туристов в несезонные периоды, умелое использование материальной базы под различные виды туризма и региональной разницы в сезонах – все это помогает снизить сезонные потери туристской фирмы.[23]

В-четвертых, в туризме  качество в большей степени зависит  от исполнителей, т.е. от обслуживающего персонала (гидов, экскурсоводов, портье, горничных и др.) – работников контактных профессий. Оно может  меняться при смене персонала. Поэтому вопросы менеджмента в туризме, мотивации качественного труда, создания гибкого туристского продукта являются первостепенными для туристского предприятия.

В-пятых, на туристском рынке  имеется территориальная разобщенность  потребителя и производителя. Вопросы информации и рекламы своего продукта в других регионах, связи с зарубежными партнерами являются также немаловажными для туристского бизнеса (формирование положительного образа туристской фирмы, региона отдыха; установление оперативных связей с удаленными партнерами для удобства работы по удовлетворению запроса потребителя).

Взаимодействие клиента  и продавца туристского продукта носит форму сделки. Сделка на рынке  туризма может состояться без  прямого участия продавца и покупателя (через телефонную, телексную, телекоммуникационную связь, с помощью телефонного звонка или по чеку). Рынок туризма, как и рынки других товаров и услуг, не имеет географических границ и не учитывает национальные интересы. Поэтому государства формируют собственную туристскую политику, регулируя сферу рынка туризма в свою пользу.

1.2. Основные  субъекты  туристского рынка.

Основными субъектами туристского  рынка являются:

  • турист (потребитель туристского продукта) – любое физическое лицо, использующее, приобретающее либо имеющее намерение приобрести туристские услуги для личного использования;
  • туроператор (турорганизатор, промоутер) – юридическое или физическое лицо, разработчик туристских услуг, осуществляющий формирование, продвижение и оптовую реализацию туристского продукта в виде генеральных соглашений, договоров, ваучеров, контрактов и прочего на основании лицензий;
  • турагент – юридическое или физическое лицо, осуществляющее продвижение и розничную реализацию туристского продукта в виде договоров, путевок на основании лицензии, а также выполняющее отправку туриста с места постоянного пребывания и некоторые выездные формальности;
  • контрагент – юридическое или физическое лицо, исполнитель туристских услуг в стране (месте) прибытия, действующий в соответствии с законодательством страны приема и международными соглашениями.

Информация о работе Место и роль туризма в экономике и специфике функционирования туристской отрасли в России