Место и роль туризма в экономике и специфике функционирования туристской отрасли в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 01:18, курсовая работа

Описание работы

Туризм в представлении большинства людей связан с отдыхом, новыми впечатлениями, удовольствием. Он прочно вошел в жизнь человека с его естественным стремлением открыть и познать неизведанные края, памятники природы, истории и культуры, обычаи и традиции разных народов.

Файлы: 1 файл

курсовая_для_иры.doc

— 202.50 Кб (Скачать файл)

Субъекты рынка определенным образом связаны между собой. Вся система рыночных отношений  в туризме является открытой. На нее оказывают воздействие различные  факторы: природно-экологические, социально-экономические, политические, демографические.

Природно-зкологические  факторы – это основа развития любых туристских программ. Сюда входят:

  • хороший климат и комфортные природные условия;
  • наличие красивых ландшафтов и природных достопримечательностей;
  • наличие развитой гидрографической сети и естественных водоемов;
  • чистота и ухоженность природных объектов;
  • хорошее состояние экологии.

Социально-экономические  факторы являются важной материальной предпосылкой развития туризма. К ним  относятся:

  • уровень жизни основной массы населения, т.е. экономическая доступность туризма;
  • социальная свобода и права, дающие возможность гражданам передвигаться внутри и за пределами своей страны, путешествовать по миру;
  • активизация экономических связей между государствами на основе международного разделения труда, расширения международной торговли и совершенствования транспортных средств.

Политические факторы:

    • внутриполитическая стабильность страны проживания;
    • внутриполитическая стабильность страны, которая принимает туристов;
    • мирные, дружественные, добрососедские отношения между государствами;
    • наличие межгосударственных и межправительственных соглашений по сотрудничеству в сфере экономики, торговли, научно-технических и культурных связей, туризма и обменов.

Демографические факторы:

  • рост народонаселения. Увеличивает мировой туристский потенциал;
  • увеличение продолжительности жизни и понижение возрастного пенсионного порога. Приводит к появлению туризма для людей третьего возраста;
  • этнические туристские потоки (путешествующие на историческую родину, эмигранты, народы с родственными языками, культурой, интересующиеся взаимными поездками и т.д.);
  • все больший приток в туристское движение молодежи (подростковый, молодежно-студенческий туризм);
  • тенденции семейных путешествий в среднем возрасте (специализированные семейные туры).

Реализация турпродукта  может быть оптовой и розничной.

Оптовая реализация ведется  в виде заключения посреднических договоров-поручений, договоров комиссии или агентских  соглашений между туроператором  и турагентом. В момент оптовой  реализации турпродукта туроператор имеет разработанный турпродукт в виде генерального соглашения, контракта, договора, ваучера о предоставлении услуг с контрагентом – исполнителем услуг.

Розничная продажа турпродукта  конечному потребителю (туристу) оформляется  договорами розничной купли-продажи, устанавливающими взаимные обязательства сторон и включающими следующие положения:

  • номер, дату и место заключения договора;
  • наименование продавца, его организационно-правовую форму, номер лицензии на право осуществления международной туристской деятельности;
  • ФИО туриста, его адрес, данные паспорта, прочие реквизиты;
  • предмет договора (перечень услуг);
  • условие предоставления услуг;
  • права и обязанности сторон;
  • стоимость договора, порядок и форму платежей;
  • порядок вступления договора в силу и срок его действия;
  • условия оформления виз (для международного туризма);
  • порядок использования ваучера;
  • условия страхования;
  • условия и порядок применения компенсационных санкций, а также рассмотрения и удовлетворения рекламаций;
  • форс0мажорные обстоятельства;
  • особые условия;
  • юридические и банковские реквизиты продавца;
  • подписи сторон и печать продавца.

 

 

1.3.Сегментация туристского  рынка

   Туристическая индустрия представляет собой целый межотраслевой комплекс, а рынок туристических услуг и товаров имей сложную структуру и свойственные только ему экономические показатели.

Под сегментированием рынка  понимают деление "рынка вообще" па, но возможности, однородные удельные рынки. "Сегментирование рынка  — это, собственно говоря, определение  плластов рынка Ф. Котлер рассматривает сегментирование рынка только применительно к спросу. В. Фрейер употребляет термин не "разграничение" рынков, которое "в теории и практике происходит прежде всего на основе пространственного и временного аспектов, а также в зависимости от специфики производимого продукта". [44,18]

Критерии сегментирования  рынка, предлагаемые различными авторами, в значительной степени сходны между  собой. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что какого-либо единою метода сегментирования  рынка не существует. Необходимо опробовать варианты  сегментирования на основе разных переменных параметров, одного или нескольких сразу, учитывая при этом специфику структуры спроса и предложения на данном рынке.

Сегментирование рынка  предполагает выявление составляющих компонентов как в спросе, так и в предложении.[17] В этом отношении следует различать сегменты рынки и субрынки.

Критерии сегментации:

• географические;                  

• социо - демографические;

• психолого-поведенческие.

Сегментирование по географическим параметрам предполагает разделение спроса на различные географические единицы в зависимости:

• от страны постоянного проживания туриста — на внутренний, въездной и выездной туризм;

• от географической цели туристической поездки — по частям света, странам, регионам, кантонам, городам.

Социо-демографические  критерии (характеристика туриста)

1. Возраст.

2. Пол.

3. Профессия туриста.

4. Профессия главы  семьи.

5. Величина населенного  пункта, где постоянно проживают  туристы.

6. Количество членов  семьи, сопровождающих туриста

7. Тип семьи.

8. Национальность.

9. Религиозные убеждения.

10. Наличие или отсутствие  и семье личных транспортных  средств.

11. Доход семьи.

12. Доход на одного  члена семьи.

Психолиго-поведеические  критерии (характеристика туристского  поведении)

1. Мотив поездки.

2. Тип туриста (психологический  портрет).

3. Сезонность.

4. Организация поездки  (туронератор).

5. Форма поездки.

6. Используемые транспортные  средства.

7. Используемые средства  размещения.

8. Удаленность турцели.

9. Длительность поездки.

10. Источники финансирования  поездки.

11. Консультанты и посредники  в принятии решения о совершении  турпоездки.

Приведем примеры сегментирования  спроса по некоторым из приведенных  критериев. По возрастному признаку различают, например, молодежный туризм и туризм "сениоров"; имеет свои особенности спрос на туристские услуги со стороны возрастных групп "от 30 до 45 лет" и "от 45 до 55 лет" и т.д. Растущее значение приобретают женский туризм, профессиональный специализированный туризм (например, туры для банковских служащих, работников сельскою хозяйства, различных отраслей промышленности.). В зависимости от типа семьи спрос разделяется на семейный туризм с детьми и без детей, туризм одиночек, туризм семей из 5 и более человек и т.д. Отдельные сегменты образуют религиозный, этнический туризм, дорогие эксклюзивные и дешевые туристические поездки.

При психолою-поведенческом  сегментировании потребителе туристических  услуг и товаров разделяют  на группы по признакам образа жизни  и целевым установкам относительно организации своего свободного времени, по характеристике личности, а также поведенческим особенностям и стереотипам в отношении потребения туристического продукта.

В зависимости от мотивации  туристической поездки различают  следующие основные сегменты туристического спроса: рекреационный, культурный, коммуникационный, спортивный, деловой туризм. Многие из них делятся на более мелкие субсегменты, например, в рекреационном туризме это — отпускной туризм и туризм с целью лечения; множество подвидов имеется в спортивном туризме. Часто бывает нелегко провести четкую границу между отдельными сегментами по мотивации: деловой туризм может сочетаться с познавательным, спортивный — с рекреационным. Усложнение туристических потребностей обуславливает возникновение не только совершенно новых сегментов в туристическом спросе, но и значительное число смешанных форм туризма.

 На основе критерия "используемые основные транспортные средства" туристический спрос делится па сегменты: автомобильный, авиа-, железнодорожный, морской круизный, речной круизный автобусный, велосипедный туризм. Критерий "сезонности" предполагает анализ туристических потоков в основной сезон и межсезонные, а также но месяцам и временам года. Множество сегментов выявляет критерий "используемые туристом средства размещения": гостиницы, пансионаты и санатории, размещение на частных квартирах, мотели, кемпинги, автомобильные вагончики-прицепы и т. д.

Сегментирование по критерию "длительность туристической поездки" имеет большое значение для производителей туристических услуг: замечено, в частности, что туристы, предпринимающие короткие туры, готовы к большим расходам и требуют более интенсивную экскурсионную программу. Методики сегментирования по данному критерию могут иметь существенные различия. Швейцарские исследователи, например, различают два основных сегмента: длительные (более 5 дней) и короткие туры. Длительные туры разделяются далее на сегменты: "до трех недель", "четыре недели", "пять недель", "более пяти недель". Короткие туры имеют субсегменты "2, 3, 4 дня". В исследованиях германского Института по проблемам туризма (Штарнберг) в сегменте "длительные туры" анализируются субсегменты "до 8 дней", "от 9 до 15 дней", "от 16 до 22 дней", "23 дня и более".

       Подводя итог вышесказанному, суммируем основные сегменты туристического спроса следующим образом.      

 Географические :      

• страна прибытия туриста — въездной, выездной, внутренний туризм;                        

• географическая цель тура — туризм по странам, регионам, отдельным турцентрам.

2. Социо-демографические: 

Критерии                  

Сегменты спроса

1. Возраст       

 

 

 

2. Пол 

 

3. Профессия

туриста

 

 

4. Профессия

главы семьи

 

 

5. Величина населенного пункта  постоянного проживания

6. Тип семьи

 

7. Национальность

8.Религиозный убеждения

9. Доход семьи

Молодежный туризм

Туризм  «сениоров»

Детский туризм

Туризм по возрастным группам

Женский туризм

Смешанный туризм

Множество сегментов по профессиональному  признаку:

Специальные туры для сотрудников  различных отраслей экономики, политики, собственной жизни

Сегменты по принадлежности к различным социальным слоям  общества: например, высший менеджмент, служащие среднего уровня, рабочие  и т.д.

Туристы из больших, малых, средних  городов, из сельской местности

 

Туризм одиночек, семьи без детей, с детьми, многосемейный туризм

Этнический туризм

Религиозный туризм

Социальный туризм, люкс – туризм, дешевые туры, эксклюзивные туры

Информация о работе Место и роль туризма в экономике и специфике функционирования туристской отрасли в России