Методика организации и проведения исторической экскурсии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 14:51, курсовая работа

Описание работы

Методика проведения исторических экскурсий в широком плане представляет собой систему задач и требований, способов и приемов показа и рассказа в ходе изучения тем экскурсий, самых различных по своим целям.
Исторические экскурсии становятся всё более популярными: они обеспечивают манёвренность группы экскурсантов на маршруте, дают возможность участникам экскурсии глубже изучить, исследовать объекты, а организаторам экскурсий совершенствовать свои услуги в данной сфере деятельности.

Содержание работы

Введение ……………………………………..3
Глава I «МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ «ТЕМАТИЧЕСКОЙ» ЭКСКУРСИИ»
1.1 Методика проведения экскурсии ……………………………………6
1.2 Технология разработки учебно-тематической экскурсии …….......8
1.3 Особенности разработки исторических экскурсий ……………….15
ГЛАВА II «МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ «ТЕМАТИЧЕСКОЙ» ЭКСКУРСИИ
2.1 Методика проведения исторических экскурсий ………………….18
2.2Пример проведения исторической экскурсии ...………………..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………27

Файлы: 1 файл

методика разработки исторических экскурсий.docx

— 77.06 Кб (Скачать файл)

ФГБОУ ВПО

«Национальный государственный  университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург»

 

Кафедра социальных технологий

 

 

 

Курсовая  работа

по дисциплине «Экскурсионная и выставочная работа»

на тему:

Методика организации  и проведения исторической экскурсии

 

 

 

           Выполнил

Студент III курса

Специальности 100103


Николаев  Антон  Александрович

                                                                                         Научный руководитель: Доцент, к.ф.н.

Мальцева Светлана Георгиевна

 

 

 

Санкт-Петербург, 2012

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 Введение                                             ……………………………………..3

 Глава  I «МЕТОДИКА  РАЗРАБОТКИ  «ТЕМАТИЧЕСКОЙ»  ЭКСКУРСИИ»

    1. Методика  проведения  экскурсии ……………………………………6
    2. Технология разработки учебно-тематической экскурсии    …….......8
    3. Особенности разработки исторических экскурсий   ……………….15

Глава  II «МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ «ТЕМАТИЧЕСКОЙ» ЭКСКУРСИИ

2.1 Методика проведения  исторических экскурсий    ………………….18

2.2Пример проведения исторической экскурсии     ...………………..23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                            ………………………………………25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ            ………………………………………27

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Санкт-Петербург  –  это воплощённая  в  камне  история.  Однако  не  только  внешний  вид  города  определяет  его  характер.  Петербургский  стиль,  петербуржцы,  петербургская  речь  –  понятия,  имеющие  совершенно  чёткое  культурно-историческое  значение.  Многое  повлияло  на  их  формирование.  И  прежде  всего    то,  что  наш  город  был  изначально  задуман    как  столица  новой  европейской  державы  –  России,  как  город,  не  уступающий  Риму,  Парижу,  Лондону,  Милану.  Это  была  дерзкая  попытка,  но  она  удалась,  уникальный  эксперимент  увенчался  успехом.  Петербург  состоялся,  более  того,  здесь  формировался  духовный  склад  людей,  творивших  новую  историю  России.1

Санкт-Петербург  большую  часть  своей  истории  являлся  столицей  Российской  Империи.  А,  как  известно,  всё  лучшее,  что  есть  в  стране  устремляется  в  столицу  в  поисках  поддержки  и  славы.  Сюда  приезжали    в  поисках  славы  и  успеха  учёные,  изобретатели,  писатели,  артисты,  музыканты,  художники………

Город  прославился  своей  неповторимой  архитектурой,  светскими    мероприятиями,  научной  деятельностью  и  многим  другим.  Но  особое  внимание  в  данной    курсовой  работе  автор  постарается  уделить  проведению  и  организации экскурсионной  деятельности.

«Экскурсия  -  посещение  достопримечательных  чем  -  либо  объектов  (памятники  культуры,  музеи,  предприятия,  местность  и  т.п.),  форма  и  метод  получения  знаний.  Проводится,  как  правило,  коллективно,  под  руководством  специалиста  –  экскурсовода.»  2

В  современной  экскурсионной  теории  принята  классификация,  согласно  которой  все  экскурсии  подразделяются  по  следующим  признакам:

  1. По  содержанию  (обзорные  и  тематические)
  2. По  составу  и  количеству  участников
  3. По  месту  проведения
  4. По  способу  передвижения
  5. По  продолжительности
  6. По  форме  проведения3

Тематические  экскурсии  посвящены  раскрытию  одной  темы.  Они  подразделяются  на:

  • исторические, 
  • производственные, 
  • искусствоведческие, 
  • архитектурно  –  строительные
  • литературные,
  • природоведческие

 

Следует  отметить,  что  тематические  экскурсии  того  или  иного  вида  редко  существуют  изолированно  друг  от  друга.  Например,  исторический  материал  используется  в  экскурсиях  на  архитектурно-градостроительные  темы;  элементы  природоведческих  экскурсий  находят  свое  место  в  экскурсиях  почти  каждой  группы  тематических  экскурсий.  Все  зависит  от  конкретных  условий  проведения  экскурсии,  от  ресурсов  познавательного  плана  того  или  иного  города  или  региона.

Актуальность    изучения        экскурсионной    деятельности    в    Санкт-Петербурге    заключается    в  постоянной  потребности  данной  услуги.  В    наш    город  ежегодно    приезжает  огромное    количество    туристов,  которые  хотели  бы  узнать  больше  об  истории  города,  настоящем  и  будущем,  проникнуть  в  тайны  дворцов,  заглянуть  в  творческие  мастерские  и    квартиры  писателей  и  поэтов,  художников  и  архитекторов,  композиторов  и  артистов,  созидавших  на  протяжении  трёх  веков  существования  города. Рассмотрение методики разработки, а также выделение особенностей при изложении  материала  способствует оценить эффективность проведения  «тематической» экскурсии (на основе исторических экскурсий). 

Гипотеза            исследования:           

Знание всех особенностей  методик  разработки  и  проведение  исторической  экскурсии  позволит определить правильное и качественное изложение материала экскурсантам

Цель            данного            исследования:                   

проанализировать методику разработки и проведения исторических экскурсий

Задачи            исследования:

1. Проанализировать экскурсионный метод 

2.  Рассмотреть технологию разработки учебно-тематических экскурсий

3.  Выделить особенности проведения исторических экскурсий.

4.  Рассмотреть методику проведения исторических экскурсий

5. Привести пример проведения исторической экскурсии в Санкт-Петербурге

Объект            исследования:            Экскурсионная    деятельность

Предмет            исследования:            исторические экскурсии

 

 

ГЛАВА  I

МЕТОДИКА  РАЗРАБОТКИ  «ТЕМАТИЧЕСКОЙ»  ЭКСКУРСИИ

1.1  Методика  проведения  экскурсии

Методика  (от  греч.  methodike  -  совокупность  методов)  -  Совокупность  методов  обучения  чему  -  либо  и  приемов  выполнения  чего  -  либо.4

В  практике  используется  немало  различных  методов  познания: индуктивный,  дедуктивный,  аналитический,  синтетический,  методы  абстрагирования,  аналогии,  моделирования,  обобщения,  эксперимента  и  многие  другие.  Все  эти  методы  в  той  или  иной  мере  используются  при  проведении  экскурсий.

 

«Термин  «метод»  имеет  несколько  значений: 

1)  подход  к  действительности,  явлениям  природы  и  общества; 

2)  система  приемов  теоретического  исследования,  практического  достижения  поставленной  цели,  целенаправленного  проведения  определенной  работы; 

3)  средство  познания,  способ  воспроизведения  в  мышлении  изучаемого  предмета,  построения  и  обоснования  системы  знаний; 

4)  способ  или  образ  практических  действий»5

 

Профессор  Б.  Е.  Райков  в  книге  «Методика  и  техника  экскурсий»  писал:  «Под  экскурсией  мы  подразумеваем  изучение  объектов  по  месту  их  естественного  нахождения  (локальный  принцип)  и  в  связи  с  передвижением  своего  места  в  пространстве  (моторный  принцип).  Вот  эти  два  принципа,  тесно  между  собой  связанные,  и  составляют  сущность  экскурсионного  метода».  Он  называл  экскурсионный  метод  одним  из  видов  активно-двигательного  усвоения  знаний.  Значение  экскурсионного  метода  подчеркивалось  в  ряде  его  трудов. « Логичнее  принять  другое  определение:  экскурсия  –  форма  распространения  знаний  и  воспитания,  построенная  на  экскурсионном  методе.  Многолетняя  экскурсионная  практика  позволяет  сделать  вывод,  что  экскурсионный  метод  является  наглядным  в  отличие  от  методов  словесных  и  практических.» 6 Характеризуя  этот  метод  как  комплексный  способ  познания  окружающей  человека  действительности,  необходимо  видеть  связь  понятия  «конкретность»  с  принципом  наглядности.  Экскурсионный  показ  в  большинстве  случаев  следует  понимать  как  сложный  многосторонний  процесс  реализации  принципа  наглядности.  Комплексный  характер  экскурсионного  метода  находит  свое  выражение  также  в  том,  что  познание  предметов  и  явлений  окружающего  мира  проходит  при  участии  всех  органов  чувств  человека.

 

Методика  экскурсионной  работы  состоит  из  следующих  частей:

  1. Методика  разработки  новой  темы 
  2. Методика  разработки  экскурсоводом  уже  разработанной  в  данном  бюро,  но  новой  для  него  темы
  3. Методика  подготовки  экскурсовода  к  проведению  новой  экскурсии
  4. Методика  непосредственного  проведения  экскурсии. 

Экскурсионная методика неразрывно связана с такими понятиями, как  показ и рассказ. Показ и рассказ  являются основными элементами экскурсии, видами деятельности экскурсовода. А  методика показа и методика рассказа – два основных раздела экскурсионной  методики.

«Методика показа – большая часть экскурсионной методики по объему и сложности подготовки и осуществления. Методика рассказа – меньшая часть методики, носящая по отношению к первой части подчиненный характер. Методика показа сложна потому, что она оригинальна сама по себе и в отличие от методики рассказа не применяется ни в одной из других форм идейно-воспитательной и культурно-массовой работы. Поэтому исключено заимствование методических приемов из других методик.»7

  1. Методика  послеэкскурсионной  работы

 

 

1.2  Технология  разработки  учебно-тематической  экскурсии

Учебно-тематическая  экскурсия  –  это  результат  трех  важнейших  процессов:  подготовки,  проведения  и  подведения  итогов.  Они  тесно  взаимосвязаны  между  собой,  взаимообусловлены. 

Невозможно  обеспечить  высокое  качество  проведения  экскурсии  при  непродуманной  подготовке.  Подготовка  учебно-тематической  экскурсии  проходит  три  основных  ступени:

  I.  Предварительная  работа  включает:  подбор  материалов  для  будущей  экскурсии,  их  изучение  и  одновременно  с  этим  происходит  отбор  объектов,  на  которых  будет  построена  данная  учебно-тематическая  экскурсия.

II.  Непосредственная  разработка  учебно-тематической  экскурсии  включает  следующие  этапы:

    1. Определение  цели  и  задач.
    2. Выбор  темы.
    3. Отбор  литературы  и  составление  библиографии.
    4. Отбор  и  изучение  экскурсионных  объектов.
    5. Составление  маршрута  экскурсии.
    6. Объезд  (обход)  маршрута.
    7. Разработка  технологической  карты  экскурсии.
    8. Составление  карты-схемы  маршрута.
    9. Подготовка  контрольного  текста  экскурсии.
    10. Комплектование  «портфеля»  экскурсовода.
    11. Отбор  методических  приемов. 
    12. Составление  методической  разработки.

III.  Заключительная  ступень  –  прием  учебно-тематической  экскурсии  на  маршруте  и  ее  утверждение  на  методическом  совете  образовательного  учреждения.

1.  Определение  цели.

Работа  по  разработке  новой  учебно-тематической  экскурсии  начинается  с  четкого  определения  ее  цели. 

Цель  экскурсии  –  это  то,  ради  чего  показываются  учащимся  памятники  истории,  культуры  и  другие  экскурсионные  объекты.  Например:  воспитание  патриотизма,  духовно-нравственное  воспитание.

2.  Выбор  темы.

Тема  –  это  то,  что  положено  в  основу  учебно-тематической  экскурсии.  Содержит  указания,  какому  именно  кругу  явлений  посвящается  данная  экскурсия.  К  чему  стремится  педагог-экскурсовод,  что  именно  и  с  какой  позиции  он  хочет  рассмотреть  конкретную  тему.  Тема  напрямую  связана  с  целью. 

Особенностью  каждой  экскурсионной  темы  является  то,  что  она  тесно  связана  с  объектами  показа  и  тем  экскурсионным  материалом,  который  составляет  её  содержание.  Этот  материал  должен  быть  подан  в  таком  объеме,  который  может  быть  усвоен  учащимися  с  учетом  возрастных  особенностей  при  показе  объектов.

Тема  играет  решающую  роль  в  объединении  внешне  разрозненных  частей  экскурсии  в  единое  целое.  Она  регулирует  рассказ,  не  давая  возможности  экскурсоводу  рассказать  об  объекте  все,  что  он  о  нем  знает.  Особенно  в  тех  случаях,  когда  объект  бывает  многоплановым  и  содержит  обширную  информацию.  Именно  темой  экскурсии  определяется,  как  показать  объект  и  какую  часть  информации  дать  учащимся  в  этом  случае.

Каждая  подтема  должна  иметь  логическую  завершенность.  Правильно  разработанная  подтема  должна  восприниматься  учащимися  не  сама  по  себе,  а  вместе  с  другими  подтемами  в  композиции.

3.  Отбор  литературы  и  составление  библиографии.

В  ходе  разработки  учебно-тематической  экскурсии  составляется  список  книг,  статей  и  других  литературных  источников,  а  также  сайтов  сети  Интернет,  которые  будут  использоваться  для  подготовки  контрольного  текста.

4.  Отбор  и  изучение  экскурсионных  объектов.

Показ  объектов  занимает  главенствующее  положение  в  экскурсии.  При  разработке  учебно-тематической  экскурсии  необходимо  отобрать  из  множества  памятников  самые  интересные  по  внешнему  виду  и  той  информации,  которую  они  несут  с  собой.  Для  оценки  объектов,  которые  включаются  в  экскурсию,  надо  использовать  следующие  показатели:

Информация о работе Методика организации и проведения исторической экскурсии