Методика организации и проведения исторической экскурсии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 14:51, курсовая работа

Описание работы

Методика проведения исторических экскурсий в широком плане представляет собой систему задач и требований, способов и приемов показа и рассказа в ходе изучения тем экскурсий, самых различных по своим целям.
Исторические экскурсии становятся всё более популярными: они обеспечивают манёвренность группы экскурсантов на маршруте, дают возможность участникам экскурсии глубже изучить, исследовать объекты, а организаторам экскурсий совершенствовать свои услуги в данной сфере деятельности.

Содержание работы

Введение ……………………………………..3
Глава I «МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ «ТЕМАТИЧЕСКОЙ» ЭКСКУРСИИ»
1.1 Методика проведения экскурсии ……………………………………6
1.2 Технология разработки учебно-тематической экскурсии …….......8
1.3 Особенности разработки исторических экскурсий ……………….15
ГЛАВА II «МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ «ТЕМАТИЧЕСКОЙ» ЭКСКУРСИИ
2.1 Методика проведения исторических экскурсий ………………….18
2.2Пример проведения исторической экскурсии ...………………..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………27

Файлы: 1 файл

методика разработки исторических экскурсий.docx

— 77.06 Кб (Скачать файл)

Методика  проведения исторических экскурсий, так  же как и методика подготовки опирается  на общую методику, пользуются рекомендованными ею приемами показа и рассказа. Вступительная  часть исторической экскурсии помогает не только установить контакт с группой, но и подготавливает экскурсантов к восприятию последующего материала. Заключение представляет собой обобщение в рамках всей темы. Последовательность действий экскурсовода на остановках традиционная: показ объекта, рассказ об объекте, рассказ об историческом факте, связанном с показываемым объектом. При этом в зависимости от характера исторического объекта, его показ может быть связан с передвижением группы или свободным предварительным осмотром. Этот прием применяется в том случае, если экскурсионный объект крупный и его необходимо осмотреть с разных позиций. Как правило, это могут быть различные сооружения, монументальная скульптура, мемориальные памятники и т.д. Экскурсовод может использовать различные приемы изложения материала: описание, объяснения, характеристики. Прием описания ставит своей задачей оказать помощь в правильном отображении объекта в сознании экскурсантов (форма, объем, из какого материала изготовлен, расположение относительно окружающих объектов). Для описания объекта характерны точность, конкретность. Этот прием предполагает изложение экскурсоводом характерных черт, примет, особенностей внешнего вида объекта в определенной последовательности.

Прием описания относится  не только к объектам (архитектурным памятникам), но и к историческим событиям. В отличие от описания объектов, описание исторических событий носит образный характер. Оно вызывает у экскурсантов зрительные образы, позволяет им мысленно представить, как происходило событие. Таким образом, прием описания событий носит подчиненный характер, смыкаясь с методическим приемом зрительной реконструкции. Прием характеристики построен на определении отличительных свойств и качеств предмета, явления, человека. В экскурсии дается речевая характеристика объектов и «действующих» в экскурсии лиц.

В отличие от приема описания прием  характеристики представляет собой  перечисление свойств и особенностей, совокупность которых дает наиболее полное представление о данном объекте, позволяет лучше понять его сущность. При этом объект займет свое место в ряду других, сходных по характеристике объектов, или наоборот, характеристика его свойств покажет отличие о других объектов. Словесная характеристика предшествует экскурсионному анализу объекта, представляет собой начальный этап анализа. Прием описания касается лишь внешних сторон объекта, не давая характеристик его внутренних, не видимых для глаза свойств и качеств. При использовании же приема характеристики дается оценка качественных сторон объекта, таких как познавательная ценность, художественные достоинства, оригинальность авторского решения, выразительность, сохранность.

Прием объяснения – форма  изложения материала, когда в  рассказе, помимо справки об историческом событии, раскрываются сущность и причины, его вызвавшие.

«Выбор приема зависит от экскурсионного объекта, значения исторического факта, его  места в экскурсии, осведомленности  экскурсантов о нем и об историческом объекте. Если объект не является основным, то уместно использовать экскурсионную справку. Прием экскурсионной справки используется в сочетании с приемами зрительной реконструкции, локализации, абстрагирования. Экскурсовод сообщает краткие данные о наблюдаемом объекте: дату постройки (реставрации), авторов проекта, размеры, назначение. При осмотре дополнительных объектов этот прием используется самостоятельно, когда изложив справочный материал, экскурсовод заканчивает знакомство группы с объектом. По своему содержанию и построению данный прием напоминает путевую экскурсионную информацию»10

Наиболее распространенными  приемами изложения материала является описание и объяснения. В исторической экскурсии невозможно обойтись без  приема реконструкции, то есть воспроизведение в первоначальном виде экскурсионного объекта и всего того, что его окружает. Это связано с тем, что многие естественные памятники истории культуры претерпели значительные изменения и подверглись перестройке.  Сущность этого приема заключается в том, что словесным путем восстанавливается первоначальный облик исторического здания. Делает это экскурсовод, опираясь на зрительные впечатления экскурсантов. Этот прием широко используют при показе памятных мест, где проходили военные сражения, народные восстания, забастовки, революционные маевки, митинги и другие события. Задача указанного приема дать экскурсантам возможность «зрительно» восстановить памятное место, здание, сооружение в их первоначальном виде, историческое событие, которое произошло на данном месте.

Если  здание превратилось в руины (следы  войны, землетрясения, времени) произвести зрительную реконструкцию экскурсоводу помогают его уцелевшие части и детали. Если же постройка не сохранилась, на помощь приходят наглядные пособия «портфеля экскурсовода». Используются фотографии объекта, рисунка, чертежи, схемы, изобразительный материал, характеризующий обстановку, в которой происходили события.

Успех использования приема зрительной реконструкции  зависит от степени подготовленности экскурсовода. Компетентность его позволяет  не только убедительно рассказать экскурсантам о событии, но и дать зрительное представление о нем.

Также часто может быть использован  прием цитирования, использование  отрывков из художественной литературы оказывает сильное эмоциональное  воздействие на экскурсантов. Это  вспомогательный прием, который используется с целью постановки проблемы через художественный образ и помогает расширить литературный кругозор экскурсантов. Использование этого приема требует от экскурсовода хорошего знания художественной литературы, умения отбирать произведения с учетом их художественной и познавательной ценности, возможности локализации в данной теме. К таким приемам можно отнести литературный монтаж, чтение отрывка из художественного произведения, пересказ эпизода из книги, использование эпиграфа во вступительной части экскурсии. Для усиления эмоциональной стороны исторической экскурсии можно использовать выступления участников исторических событий, это требует предварительного определения места, времени и продолжительности таких встреч.

Специфическим в исторической экскурсии является прием ретроспективы. Этим приемом экскурсовод пользуется достаточно часто. Он заключается в праве экскурсовода сделать незначительное отступление от темы с тем, чтобы быстро вернуть экскурсантов к основному логическому стержню рассказа. Необходимость и распространение этого приема обусловлена тем, что экскурсионные объекты не выстроены как музейная экспозиция в соответствии с маршрутом, что на местах остановок могут находиться и другие объекты, не соответствующие теме экскурсии, но находящиеся в поле зрения экскурсантов. Как правило, экскурсанты задают вопросы, касающиеся этих объектов. В этом случае экскурсоводу самому целесообразно дать экскурсионную справку и вернуться к основной теме показа и рассказа. Это исключение из правила обусловлено объективными обстоятельствами.

Также применяется прием использования  художественной литературы, которая является сильным источником эмоционального воздействия. Включение отрывков художественной литературы – вспомогательный прием, он используется с целью постановки проблемы через художественный образ, художественного иллюстрирования, расширения литературного кругозора экскурсантов. Использование этого приема требует от экскурсовода хорошего знания художественной литературы, умения отбирать произведения с учетом их художественной и познавательной ценности, возможности локализации в данной теме, а также владения методическими приемами. К таким приемам относятся: литературный монтаж, чтение отрывка из художественного произведения, пересказ эпизода из книги, использование эпиграфа во вступительной части экскурсии.

Для усиления эмоциональной стороны  исторической экскурсии используются особые методические приемы: выступления в ходе проведения экскурсии участников исторических событий – ветеранов Великой Отечественной войны, войны в Афганистане и т. д. Это требует предварительного определения места, времени и продолжительности таких встреч, связи с темой экскурсии. 

2.2 Пример проведения исторической экскурсии

 В Санкт-Петербурге  проводится экскурсия на историческую  тематику «Петровский Петербург». Удивительная Петрoвскaя эпoхa, вo время кoтoрoй прoизoшлo рoждение блистaтельнoй Севернoй Пaльмиры, преврaтилa Рoссию в aбсoлютнo нoвoе гoсудaрствo. «Окнo в Еврoпу», пoлуеврoпейский гoрoд, нoвый дoм для oгрoмнoгo кoличествa инoстрaнных диaспoр, бaзa для мoщнейшегo рoссийскoгo флoтa, кoтoрoму былo сужденo прoслaвится нa всех мoрях, центр тoргoвли, искусствa и нaук – все этo Сaнкт - Петербург. 
Вo время экскурсии пo Петрoвскoму Петербургу можно увидеть сaмые первые здaния в гoрoде, узнaть, где стрoились грoзные кoрaбли, где твoрилась нaукa и искусствo. Этa экскурсия рaсскaжет oб oснoвaнии Сaнкт-Петербургa, o первoм периoде егo рaзвития, a тaкже o тoй вaжнейшей рoли, кoтoрую сыгрaл гoрoд нa Неве в рaзвитии пoлитики, экoнoмики и культуры Рoссии в первoй четверти 18 векa.

Маршрут экскурсии :

Отъезд из Санкт-Петербурга, трассовая экскурсия

Домик Петра Первого, построенный  в мае 1703 года всего за три дня, царь там часто отдыхал;

Летний дворец Петра Первого  в Летнем саду

Часть комплекса Зимнего  дворца, непосредственно связанной  с эпохой Петра Великого

Адмиралтейство, которое  задумывалось как верфь, однако выполняло  также функцию крепости, рядом  с ним установлена скульптура Царь-плотник;

Сенатская площадь и легендарный  памятник — Медный всадник

Кунсткамера. Сегодня это  музей антропологии и этнографии;

Здание Двенадцати коллегий — одно из первых зданий, построенных  на Васильевском острове;

Меньшиковский дворец, который  был построен по распоряжению Петра  и был центром культурной жизни  Санкт-Петербурга;

Кикины палаты, где находилась личная библиотека царя.

Экскурсия в Петропавловскую  крепость

Продолжительность экскурсии: 4 часа

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

«Все  экскурсии  построены  на  использовании  особого  комплексного  метода,  в  основе  которого  лежит  сочетание  традиционных  педагогических  методов  обучения  и  воспитания.  Разница  в  том,  что  используются  они  с  большей  степенью  наглядности.  При  этом  решающее  значение  имеет  не  только  логическое  единство  методов  обучения  и  воспитания,  но  и  действие  тех  законов,  которые  являются  их  движущей  силой.»11

Экскурсионный  метод,  являясь  активным  способом  практических  действий  экскурсовода  и  экскурсантов,  создает  условия  для  их  общения  с  объектами  и  для  организованной  и  эффективной  деятельности  экскурсантов.  Опыт  экскурсионной  деятельности  убедительно  свидетельствует  о  том,  что  лишь  те  экскурсии  достигают  поставленной  цели,  которые  построены  с  учетом  особенностей  и  требований  экскурсионного  метода.

Технология построения учебно-тематической экскурсии содержит множество аспектов. Соблюдение рассматриваемых аспектов способствует наилучшей подготовке к организации тематической экскурсии и позволит определить качество её проведения.

Методика  подготовки исторических экскурсий  в  своей  основе сохранила общую  для всех экскурсий последовательность различных этапов разработки. Но при  разработке исторических экскурсий  нужно учитывать специфические  требования. Одним из основных этапов разработки исторических экскурсий является подбор исторических фактов, их объяснение, а так же отбор экскурсионных объектов.

Однако  главное в исторической экскурсии - это её высокая идейность и  убедительность содержания, яркая эмоциональная  форма проведения, широкий культурный диапазон экскурсовода. Эффективность  исторической экскурсии во многом зависит от техники ее проведения.

Методика проведения исторических экскурсий в широком плане  представляет собой систему задач  и требований, способов и приемов  показа и рассказа в ходе изучения тем экскурсий, самых различных  по своим целям.

Исторические экскурсии становятся всё более популярными: они обеспечивают манёвренность группы экскурсантов на маршруте, дают возможность участникам экскурсии глубже изучить, исследовать  объекты, а организаторам экскурсий  совершенствовать свои услуги в данной сфере деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Анциферов Н.П. О методах и типах историко-культурных экскурсий: учеб пособие/ Н.П. Анциферов.- Пг: Начатки знаний, 1923.
  2. Большая Советская энциклопедия.- М., 1978.-т.29
  3. Дмитриева, Е.В.«Санкт-Петербург: культура и быт»: учеб. пособие/ Е.В. Дмитриева СПБ, изд. КОРОНА, 2005
  4. Дьякова  Р.А.  Основы  экскурсоведения: учеб. пособие/ Р.А. Дьякова.–  М.:  Наука,  1985.
  5. Емельянов  Б.В.  Организация  экскурсионной  работы:  методика,  опыт/ Б.В.Емельянов. –  М.:  Профиздат,  1984
  6. Емельянов  Б.В.  Организация экскурсионной работы: Методика, опыт/ Б.В. Емельянов. – М.:  Профиздат,  1984
  7. Емельянов Б.В.  В помощь  экскурсоводу: методика, опыт/ Б.В. Емельянов.–  М.:  Профиздат,  1976
  8. Емельянов, Б.В, Экскурсоведение: учебник/ Б.В.  Емельянов. – 5-е изд.- М.: Советский спорт, 2004
  9. Ефремова, Т.Ф.Толковый словарь/ Т.Ф. Ефремова, -М, 2005
  10. Журавлева  В.Л.  Специфика  тематических  экскурсий: метод. пособие/ В.Л. Журавлёва,- Тверь.–  2008.  -  №  3.  
  11. Кухта, М.С. Экскурсоведение: учеб. пособие/ М.С. Кухта. -Томск, 1999
  12. Мальцева, С.Г.»Экскурсионная и выставочная деятельность»:метод. пособие/ С.Г. Мальцева.-СПБ, 2008
  13. Родин  А.Ф.,  Соколовский  Ю.Е.  Экскурсионная  работа  по  истории.  –  М.:  Просвещение,  1974
  14. Степанчикова, М.А. Методические рекомендации по  подготовке и проведению экскурсий / М.А. Степанчикова,- М.: ЦПТК, 1996 .
  15. Яковченко  Р.Н.  Методика  проведения  экскурсий.  Нюансы  работы  //  Мир экскурсий.  – 2008.  -  № 2
  16. Ягья, В.С. Книга о Санкт-Петербурге: учеб. пособие/ В.С. Ягья.-Спб: изд. Специальная литература,1997

Информация о работе Методика организации и проведения исторической экскурсии