Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 12:37, курсовая работа
Данная работа состоит из пяти разделов. В первом – я рассмотрю развитие международного туризма. Истоки его возникновения (с середины XIX века до 50-х годов 20 века) и международный туризм на современном этапе (2-я половина 20 века по настоящее время). Второй раздел посвящен рассмотрению видов туризма и перспективам развития каждого из видов в РБ. В 3 разделе речь пойдет о современном состоянии и проблемах развития туризма в РБ. В 4 разделе я коснусь приоритетов развития туризма в РБ в XXI в. И в заключительном 5 разделе я расскажу о регулировании туризма и о госполитике, проводимой в целях поддержания и развития туротрасли в РБ.
Введение……………………………………………………………………..3
1. Развитие туризма………………………………………………………....4
1.1 Истоки возникновения международного туризма………….….4
1.2 Международный туризм на современном этапе…………….…8
2. Виды туризма…………………………………………………………….13
3. Современное состояние и проблемы развития туризма в РБ…………16
4. Приоритеты развития туризма в РБ в XXI в……………………………20
5. Регулирование туризма…………………………………………………..25
Заключение…………………………………………………………………..26
Литература…………………………………………………………………...27
Приложения………………………………………………………………….28
Основными задачами ВТО являются: оказание помощи международному туризму с целью развития туристской отрасли экономики стран-членов и укрепление дружеских и культурных связей, борьба против любых препятствий свободному международному передвижению людей, сбор и последующее распространение технической информации по всем видам туризма, научно-исследовательская работа в области туризма, координация туристской деятельности в региональном и межрегиональном масштабе, сотрудничество с ООН и другими международными организациями, заинтересованными в развитии туризма.
Устав ВТО был принят 27 сентября 1975 г. Начиная с 1980 г. эта дата отмечается как Всемирный день туризма. Ежегодно Всемирный день туризма проводится под определенным девизом. Госкоминту-рист СССР вошел в состав ВТО в 1975 г.
Каждые четыре года ВТО созывает сессии Генеральной ассамблеи, между которыми работает исполком Генеральной ассамблеи ВТО. Штаб-квартира сейчас находится в Мадриде.
Заметным событием в деятельности ВТО стало проведение Всемирной конференции по туризму (ВКТ), состоявшейся в Маниле (Филиппины) с 27 сентября по 10 октября 1980 г. На конференции были рассмотрены вопросы ответственности государств за развитие туризма и такие актуальные проблемы, как человек — организатор своего отдыха, регулирование спроса и предложения, научно-техническое сотрудничество в области туризма, подготовка кадров для индустрии туризма и др. В заключительном документе нашли отражение совместно выработанные в ходе обсуждения рекомендации. Этот документ получил название Манильской хартии по международному туризму. В конференции участвовали представители более 100 государств, большое количество представителей международных правительственных, межправительственных, туристских, молодежных, профсоюзных и других организаций.
ВТО на своей VI сессии Генеральной ассамблеи (София, 17—26 сентября 1985 г.) утвердила "Хартию туризма" и "Кодекс туриста", приняла специальную резолюцию о роли туризма в деле укрепления мира, а также резолюцию по молодежному туризму.
К всемирным организациям относятся также Всемирная федерация ассоциаций туристских агентств (ФУААВ), созданная в 1966 г.. Всемирная ассоциация туристских агентств (ВАТА) — коммерческое объединение туристских фирм, работающих на кооперативных началах.
К некоммерческим всемирным международным организациям можно отнести объединения общественного содействия туризму, а также научные, журналистские и другие: Международный туристский альянс (АИТ), объединяющий в своем составе автоклубы, кемпинг-клубы, туринг-клубы и другие подобные организации, имеющие индивидуальное членство; Международную академию по туризму (основана в 1951 г. в Монако), которая занимается проблемами туристской лексики и фразеологии, унификации и перевода терминов на многие языки; Международную ассоциацию научных экспертов по туризму (АИЕСТ), которая способствует осуществлению научных контактов между специалистами, занимающимися проблемами международного туризма, а также оказывает содействие научным центрам по туризму и организует научные съезды, конференции; Международную федерацию журналистов и писателей по туризму (ФИЖЭТ), создана в декабре 1951 г, объединяет национальные ассоциации и объединения журналистов и писателей, занимающихся вопросами путешествий и международного туризма.
Кроме названных организаций на развитие туризма большое влияние оказывают всемирные транспортные и гостиничные коммерческие организации, которые участвуют в различных видах обслуживания туристов: Международная ассоциация по воздушным перевозкам (ИАТА), объединяющая 127 крупнейших авиакомпаний. Международная гостиничная ассоциация (МГА) (создана в 1946 г.), которая включает 3 тыс. международных гостиниц и ресторанов из 130 стран и 77 национальных гостиничных ассоциаций.
В большинстве капиталистических стран действуют правительственные некоммерческие организации по туризму, которые обычно входят в состав или подконтрольны министерствам и ведомствам иностранных дел, национальной экономики, торговли, транспорта, информации и т.д.
В ряде государств правительственными функциями наделены национальные ассоциации туристских агентств (Скандинавские страны, Австрия, Швейцария, Япония и др.). Задачами этих организаций являются осуществление общего руководства различными звеньями туристского хозяйства, достижение увеличения валютных поступлений, разработка законодательных актов по вопросам туризма, организация туристских поездок в данную страну, ведение научно-исследовательской работы, охрана исторических памятников и т.д.
В ряде стран государственные туристские организации имеют ранг министерств, как, например, в Италии, Франции, Бельгии. В отдельных государствах действуют межведомственные туристские органы, комитеты, советы (США, Швейцария, Австрия). В таких странах, как Великобритания, Швеция, Норвегия, официальными туристскими организациями признаны туристские неправительственные ассоциации — объединения частных и государственных туристских предприятий, туристских агентств, ресторанов и гостиниц, страховых обществ, пароходных компаний и отдельных промышленных фирм. Главными направлениями их деятельности являются ведение рекламно-информационной работы, оказание разнообразных услуг, улучшение и развитие материальной базы туризма. Указанные организации имеют свои представительства за границей, информационные агентства.
В то же время следует отметить, что подлинными хозяевами дел в сфере туризма капиталистических стран являются не общенациональные (правительственные и неправительственные) организации и не муниципальные и общественные ассоциации, а большие, средние и малые частные фирмы.
Из агентств, начавших деятельность в середине и в конце XIX в., они выросли в крупнейшие объединения, небольшие "фабрики туризма", которые имеют свои отделения не только внутри страны, но и за рубежом. К их числу относятся такие монополистические объединения, как "Америкой Экспресс" (США), "Томас Кук и сын" (Великобритания), "Туринг клуб де Франс" (Франция), "Туропа", "Никкерман турис-тик", "ДЕР" (ФРГ), "ЧИТ" (Италия). Среди крупнейших концернов по организации иностранного туризма следует отметить "Маужин Тур" (США), "Тран-стур" (Франция), "Райзебюро" и "ТУИ" (ФРГ). Из оптовых фирм по производству и распродаже туров, объединений и национальных ассоциаций возникают объединения-гиганты: Союз туристских агентств Франции, Итальянская феде рация агентств по туризму и путешествиям. Союз бюро путешествий (ФРГ), Ассоциация британских туристских агентств. Японская национальная туристская организация и др.
Международный туризм в капиталистических странах на современном этапе стал важнейшим источником прибыли для многих монополистов, "индустрия туризма" составляет примерно 5 — 6% потребительских расходов населения. Следует отметить, что поступления от международного туризма в этих странах составляют, как правило, 5 — 7% от выручки за внешнюю торговлю. В Италии, Швейцарии, Греции она составляет свыше 10%, в Ирландии и Австрии - свыше 20%, а в Испании — свыше 40% от стоимости всего экспорта товаров. Такие поступления составляют от 2 до 10% национального дохода перечисленных стран. Причем в доходах от международного туризма не учитываются услуги, предоставленные туристам внутренним транспортом.
Наивысшего развития международный туризм достиг в Испании и Италии. Здесь он стал одной из важнейших отраслей народного хозяйства. К числу туристских стран следует отнести и Францию, Канаду, США, принимающие ежегодно примерно по 15 млн туристов, а также ФРГ, Швейцарию, Великобританию и Бельгию. Остальные страны посещаются туристами гораздо меньше. Среди развивающихся стран международный туризм захватывает Мексику (свыше 2 млн. туристов), Таиланд (около 1 млн.) и Индию. На Ближнем Востоке основная масса туристов состоит из паломников в "святые места".
Согласно данным ВТО, число международных поездок в 1995 г. составило 567 млн. Ближний Восток стал самым популярным туристским направлением. Хотя количество туристских посещений этого региона составило всего лишь 2% от общего числа международных турпоездок, их количество по сравнению с 1994 г. возросло на 11,5%, а доходы — примерно на 30%. Египет, который посетили каждые четыре из пяти туристов на Ближнем Востоке, увеличил свой годовой доход на 95%, что составило 2,7 млрд долларов. Число туристских посещений достигло 2,8 млн, что превысило прошлогодние показатели на 27%. Больших успехов по количеству туристских посещений добились Иордания, Бахрейн и Ливан: в 1995 г. здесь побывало 402 тыс. туристов.
К другим регионам с высокими темпами развития туризма следует отнести Южную Азию, где прием туристов увеличился на 11%. Восточную Азию и страны Тихоокеанского бассейна.
В странах третьего мира международный туризм развивался значительно активнее, чем в промышленно развитых странах, что отразилось на годовых доходах новых туристских регионов стран третьего мира. Доходы от международного туризма составляют более 8% мировой экспортной прибыли, больше, чем в каком-либо другом виде экспорта, что означает 1/3 всей мировой торговли в сфере услуг.
Если рассматривать континентальный туризм, то Америка продемонстрировала значительный рост числа туристских посещений — на 4,4% (112 млн. человек). Однако туризм в США, составлявший 3/4 от всего региона, упал на 1,7% (44,7 млн. посещений) в основном за счет снижения количества туристов из Канады и Мексики. В то же время количество туристов в Южной Америке выросло в два раза по сравнению с мировыми среднестатистическими данными; на Карибских островах также отмечен значительный рост.
Что касается Европы, то 1995 г. был самым благоприятным годом для индустрии туризма Великобритании. Успех был достигнут в результате хорошей рекламной кампании и доступных цен.
Количество туристов в странах Восточной Европы также продолжало расти, однако более низкими темпами, поскольку сдерживалось повышением уровня туристской инфраструктуры. Восточные страны Средиземноморья способствовали росту туристских посещений в Европе, особенно Израиль, который посетили 27 млн. туристов, что на 13,4% больше, чем в 1994 г. Турция увеличила прием туристов на 7,9% (до 6,5 млн).
Наблюдался рост числа туристов в Африке, хотя и неравномерный. Так, в Южной Африке прием туристов вырос на 20% — до 4,7 млн, а доходы на 12%, составив 1,6 млрд долларов США; в Северной Африке наблюдался его упадок (Марокко и Алжир) и стабильный рост в Тунисе, начавшийся в 1990 г. Восточная Африка и страны побережья Индийского океана также показали в 1995 г. положительные тенденции в туризме, в основном благодаря росту численности туристов из европейских стран.
Особо следует выделить Испанию, которая заняла не только второе место в рейтинге туристской популярности, но и оттеснила США. Франция по-прежнему сохранила свои лидирующие позиции. По годовым доходам от туризма Италия приблизилась к Франции, которая удерживает второе место, на первом месте находятся США. Особенностью является и то, что впервые в топ-десятку вошел Китай.
Если рассматривать туризм с точки зрения доходов, то здесь прочное первенство занимают Соединенный Штаты Америки, далеко опережая своих ближайших соперников. В тройку призеров входят Франция и Италия, преимущество которых друг перед другом незначительное, что усиливает их конкурентную борьбу за удержание своих позиций. Следующие четыре места занимают европейские страны — Испания, Великобритания. Австрия и Германия — с различными экономическими показателями. Замыкают топ-десятку азиатские страны — Гонконг, Китай и Сингапур, у которых в будущем хорошие перспективы в развитии туризма и увеличении доходов от этой деятельности. Более глубоко проанализировать состояние дел в туристском бизнесе позволяют данные табл. 2 (см. прилодение).
Быстрое увеличение валютных поступлений от туристского бизнеса делает актуальной задачу научной разработки и глубокого изучения сложных и многогранных проблем международного туризма. В последнее время почти во всех западноевропейских странах, а также в США и Канаде имеются научно-исследовательские центры, занимающиеся всесторонним анализом туризма. В Париже основан Европейский институт туризма. Аналогичные учреждения имеются в Варшаве, Братиславе, Софии, Варне и других городах. Кроме того, вопросами международного туризма занимаются такие науки, как экономика, география, социология и др. Каждая из них имеет свой предмет исследования, решает особые конкретные задачи, владеет специфическими методами и формами анализа.
В последнее время международный туризм представляет собой массовое явление, в него вовлекаются миллионы людей и вместе с тем сотни тысяч хозяйственных предприятий, из которых состоят туристские организации, охватывающие миллионы человек, существующих за счет доходов от туризма.
Если сравнивать доходность международного туризма с другими отраслями экономики, то в 1990 г. туризм занимал второе место после экспорта бензина и топливной продукции, далеко опережая экспорт автомобилей и запчастей. Данные за 1992 — 1994 гг. свидетельствуют о том, что темпы роста доходов от международного туризма превышали темпы доходности экспорта бензина.
Таким образом, международный туризм как совокупность туристских связей представляет собой крупное общественное явление в системе современных отношений между народами, имеет собственную историю возникновения и развития с присущими ему законами и традициями. Становление международного туристского обмена как активного средства культурного сотрудничества народов планеты — закономерный результат развития общей тенденции, направленной на укрепление взаимных контактов и взаимосвязей наций и народностей.
2. Виды туризма.
2.1.Транзитный и
Исходя из особенностей Беларуси – прохождение через её территорию трансъевропейских трансграничных коридоров, связывающих страны Западной и Центральной Европы с Россией и Азиатскими государствами, а также Скандинавские страны с южными регионами Европы и Азии, транзитный туризм призван стать одним из приоритетных. Из-за неразвитости материальной базы туризма, информационного вакуума, отсутствия объектов, подготовленных для туристско-экскурсионного показа, упущенная прибыль составляет ежегодно десятки миллионов долларов.
Основные направления развития транзитного туризма:
Информация о работе Международный туризм и развитие туризма в Республике Беларусь