Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 12:37, курсовая работа
Данная работа состоит из пяти разделов. В первом – я рассмотрю развитие международного туризма. Истоки его возникновения (с середины XIX века до 50-х годов 20 века) и международный туризм на современном этапе (2-я половина 20 века по настоящее время). Второй раздел посвящен рассмотрению видов туризма и перспективам развития каждого из видов в РБ. В 3 разделе речь пойдет о современном состоянии и проблемах развития туризма в РБ. В 4 разделе я коснусь приоритетов развития туризма в РБ в XXI в. И в заключительном 5 разделе я расскажу о регулировании туризма и о госполитике, проводимой в целях поддержания и развития туротрасли в РБ.
Введение……………………………………………………………………..3
1. Развитие туризма………………………………………………………....4
1.1 Истоки возникновения международного туризма………….….4
1.2 Международный туризм на современном этапе…………….…8
2. Виды туризма…………………………………………………………….13
3. Современное состояние и проблемы развития туризма в РБ…………16
4. Приоритеты развития туризма в РБ в XXI в……………………………20
5. Регулирование туризма…………………………………………………..25
Заключение…………………………………………………………………..26
Литература…………………………………………………………………...27
Приложения………………………………………………………………….28
Туристский бизнес - высокорентабельная сфера. Однако в условиях значительной бюджетной нагрузки на турфирмы (обязательная продажа валюты, косвенные налоги) и сложности, зарегулированности процесса организации туров у турфирм нет стимулов для легализации части совершаемых сделок. По экспертным оценкам, около 30% сделок совершается « в тени», и соответственно, не учитывается в официальной статистике. Из-за сложности выделения самостоятельного, неорганизованного туризма из общего потока пассажиров и несовершенства существующей системы статистического учёта туризма трудно оценить его реальный вклад в формирование бюджета и создание валового внутреннего продукта. Развитие туризма не обеспечено достаточно эффективной правовой базой, крайне медленно осуществляется переход на мировые стандарты качества туристских услуг.
Состояние материально- технической базы ( от гостиничного до транспортного хозяйства)- одна из самых существенных проблем в современном туризме. Например, расходы на аренду транспорта для турфирм составляют до 50% себестоимости. Государство не может осуществлять значительных инвестиций в отрасль, частный капитал не рискует вкладывать средства, что отрицательно сказывается на развитости инфраструктуры туризма в крупных городах, резко снижает там качество туристских услуг.
Имеет место завышенный уровень цен для иностранных посетителей на предоставленный турпродукт (получение визы, гостиницы, транспортное обслуживание, экскурсионные услуги и др.).
Актуальной
стала проблема доминирования
выездного туризма,
Решение части проблем развития туризма связано с кадровым обеспечением отрасли. Уже начинает сказываться недостаток «узких» специалистов с хорошими знаниями в области финансов, страноведения, компьютерной технологии, работы с персоналом, культурологии и др. направлениях.[3]
4. Приоритеты развития туризма в Республике Беларусь в XXI в.
Определение приоритетов развития туризма являлось одной из задач разработки Национальной программы развития туризма в Республике Беларусь на 2001 —2005 гг., одобренной Советом Министров Республики Беларусь (Постановление от 29.12.2000, № 2026), для которой и были подготовлены приведенные в настоящей публикации предложения автора.
Специфика условий Беларуси заключается в расположении страны на пересечении трансъевропейских транспортно-коммуникационных коридоров "Запад — Восток" и "Север — Юг" и наличии при этом богатого природного потенциала для развития туризма (обширные хорошо сохранившиеся лесные, лесо-озерные, лесо-речные природные комплексы, включающие памятники природы, разнообразный растительный и животный мир, лечебные минеральные воды, торфогрязи, сапропели, охотничьи и рыболовные угодья, живописные ландшафты, благоприятные для организации пешеходных, конных, велосипедных, водных туристских походов, отдыха и оздоровления в экологически чистой природной среде).
С учетом этих особенностей
приоритетными направлениями
Развитие транзитного туризма, обеспечивающего обслуживание пересекающих территорию Беларуси туристов, пассажиров и водителей транспортных средств, обусловлено прохождением через ее территорию мощных транспортных коридоров, связывающих страны Западной и Центральной Европы с Россией, а также Скандинавские страны с южными регионами Европы и Азией. Величина пассажиропотока, пересекающего Беларусь по магистрали Брест — Минск — Смоленск, составляет около 5,5 млн. человек в год на автомобильном транспорте и около 4,5 млн. человек на железнодорожном транспорте, т.е. суммарно около 10 млн. человек в год. Как свидетельствуют результаты транспортных обследований БелНИИПградостроительства. туризм и отдых являются целью поездок 6,6 % пассажиров, пересекающих белорусско-польскую границу, в гости едут 8,7 % пассажиров, деловые поездки составляют 23,7 % пассажиропотока. Учитывая, что не только туристско-рекреационные, но и гостевые, а частично и служебные поездки совмещаются с возможностью увидеть достопримечательности, посетить памятники истории и культуры, приобрести сувениры, попробовать блюда национальной кухни, только в зоне влияния трансъевропейского коммуникационного коридора Париж — Берлин — Варшава — Минск — Москва количество потенциальных туристов может составить 1,5—2,5 млн. человек в год.
Из-за неразвитости материальной базы туризма, отсутствия подготовленных для туристско-экскурсионного показа объектов, информационного вакуума упущенная прибыль составляет ежегодно десятки миллионов долларов.
Для развития транзитного туризма предлагается:
— создание культурно-туристских зон в больших и средних городах с ценным историко-культурным наследием, расположенных вдоль основных транспортных коридоров, пересекающих территорию страны, выполняющих функцию транспортных узлов — в Минске, Гродно, Бресте, Витебске, Могилеве, Гомеле, Бобруйске, Лиде, Полоцке;
— создание туристских центров в зоне одночасовой транспортной доступности вдоль основных транспортных коридоров, прежде всего, на основе малых исторических городов с ценным историко-культурным наследием — Мир, Несвиж, Слоним, Заславль, Кобрин и др.;
— развитие придорожной сети объектов туристского обслуживания с размещением в местах с благоприятными природно-ландшафтными условиями гостиниц, позволяющих организовать отдых в течение нескольких дней, включая посещение близ расположенных туристских достопримечательностей;
— создание справочно-информационной и маркетинговой службы, направленной на вовлечение транзитных пассажиров в систему туризма Беларуси.
Развитие приграничного туризма обусловлено соседством Беларуси с государствами с относительно развитой системой туризма — Польшей, Литвой, Россией. Посещение приграничных районов как жителями соседних государств, так и иностранными туристами, приехавшими в эти страны, является существенным резервом увеличения туристского потока в Беларусь. Уже сегодня приграничные районы с Польшей, Литвой, где находятся места, связанные с жизнью и творчеством А. Мицкевича, М. Огинского, Э.Ожешко, дворцы и замки богатейших магнатов Речи Посполитой, привлекают большое количество туристов из этих стран.
Для развития приграничного туризма предлагается:
— организация трансграничных туристских маршрутов, включающих посещение туристских объектов пограничных государств;
— согласованное и взаимоувязанное размещение и развитие центров, трасс и инфраструктуры туризма по обе стороны границы;
— организация крупных международных мероприятий в приграничных регионах для привлечения туристов из соседнего государства (фестивалей, торговых ярмарок, спортивных соревнований и др.);
— увеличение количества пограничных переходов, упрощение процедур получения визы, прохождения паспортного и таможенного контроля для туристов.
Развитие экологического туризма, связанного с посещением туристами уголков нетронутой природы, имеет большие перспективы в Беларуси, где природные территории составляют около половины площади страны. Экологический туризм или как его еще называют "туризм с мягким прикосновением к природе”, обеспечивает минимальное воздействие человека на природную среду. Развитие экологического туризма направлено на ознакомление туристов с природными ценностями, их экологическое воспитание и образование. В качестве опорных центров развития экологического туризма принята сеть существующих национальных парков, имеющих научные подразделения природоохранного профиля, — "Беловежская пуща", "Припятский", "Браславские озера", "Нарочанский", а также Берозипский биосферный заповедник.
Перспективными направлениями развития экологического туризма в Беларуси являются:
— организация экообразовательных туров для школьников и студентов в соответствии с учебными программами;
— фотоохота на редких животных и птиц, находящихся в естественных условиях;
— организация туристских походов в нетронутые уголки природы с проживанием в палатках, приготовлением пищи на костре;
— туры по болотам, которыми богата Беларусь, знакомство с их флорой и фауной;
— туры по озерным и речным водным экосистемам на гребных и парусных лодках;
— туры по лесным экосистемам с посещением — Беловежской, Налибокской и Ружанской пущ, включая конные и велосипедные маршруты.
Развитие агротуризма, связанного с посещением туристами сельской местности для отдыха и оздоровления в экологически чистых сельских районах, также перспективно для Беларуси. Предпосылками для развития этого вида туризма служат, с одной стороны, растущая популярность отдыха в сельской обстановке для горожан, с другой — большое количество пустующих домов в сельской местности.
Для развития агротуризма предлагается:
— создание туристских деревень на основе существующих сельских поселений с традиционной народной деревянной архитектурой, расположенных в живописной местности;
— организация "сельских" туров с проживанием и питанием туристов в деревенском доме, знакомством с традиционным сельским бытом, ремеслами;
— сдача в наем домов и комнат в сельской местности в экологически чистых природных районах.
Развитие оздоровительного туризма направлено на оздоровление и отдых туристов с использованием природных лечебных ресурсов. В Беларуси более чем в 200 пунктов зафиксированы источники минеральных вод, которые отличаются большим разнообразием типов, имеются богатые запасы торфов, торфогрязей, сапропелей, обладающих лечебными свойствами.
Организация посещения туристами местностей с природными лечебными ресурсами предусматривается на первом этапе с использованием ресурсов и инфрастуктуры действующих белорусских курортов — "Нарочь", "Ждановичи", "Новоельня", "Ушачи".
Для развития иностранного туризма на этих курортах предлагается реконструкция части существующих спальных корпусов санаторных учреждений с организацией в них номеров "люкс", соответствующих международным стандартам; создание службы дополнительного медицинского и бытового обслуживания.
В перспективе предусматривается расширение географии предлагаемых иностранным туристам курортов — "Летцы", "Озеро Белое" и других.
Развитие спортивного туризма связано с организацией спортивных походов (водных, пеших, конных, велосипедных) и других спортивных мероприятий, в которых туристы являются участниками, а также с посещением крупных спортивных соревнований, где туристы являются зрителями.
В Беларуси перспективно развитие обоих направлений спортивного туризма как для жителей страны, так и для иностранцев.
Развитие делового туризма, ориентированного на обслуживание специалистов, бизнесменов, приезжающих в страну с деловыми целями, является одним из активно развивающихся и наиболее выгодных видов туризма. Его ежегодные темпы роста в мире составляют 8 %, расходы иностранных туристов в Москве при среднем пребывании 3,5 дня составляют около 1000 дол. США на одного человека. Кроме доходов от туризма, деловой туризм способствует развитию экономических связей Беларуси с другими странами.
Основными направлениями развития делового туризма в Беларуси являются:
конгрессный туризм — проведение международных конгрессов, конференций, симпозиумов; организация международных торговых выставок, ярмарок; проведение международных смотров научно-технических достижений на базе крупных научных центров и промышленных предприятий.
Для развития делового туризма предлагается:
— реконструкция существующих
и строительство новых
— изменение соотношения цена—качество в туристском сервисе в сторону уменьшения стоимостной составляющей и повышения качества и разнообразия предоставляемых услуг;
— создание системы обеспечения безопасности туристов;
— создание сети компаний по прокату автомобилей по разумным ценам;
— упрощение процедуры получения виз и снижение их стоимости;
— создание координационного центра, обеспечивающего взаимоувязку и составление календаря крупных международных мероприятий, их широкую рекламу и продвижение на мировом рынке услуг.
В целом, оптимистически оценивая перспективы развития туризма в Беларуси, следует отметить, что от сегодняшнего состояния до эффективного использования имеющегося туристского потенциала следует пройти большой путь. К сожалению, не разработан механизм реализации мер по созданию центров и зон туризма, туристских трасс с развитой системой приема и обслуживания туристов; современных информационных систем, связанных с мировыми туристскими информационными системами; рекламной поддержки; законодательного и организационного обеспечения развития туристской отрасли.
5. Регулирование туризма.
Государственная политика в сфере туризма это, прежде всего, туристская политика государства, совокупность мер и мероприятий юридического, политического, экономического, социального и другого характера с целью создания условий для развития туризма, регулирования и координации его деятельности. Туристская политика государства рассматривается на международном и национальном уровнях. Государственная политика на международном уровне — это, прежде всего, сотрудничество, членство нашей страны в туристских организациях международного уровня. На национальном уровне туристская политика формируется государственным или общественным органом, ответственным за состояние и развитие отрасли в целом, — национальной туристской администрацией. В большинстве стран, добившихся значительных успехов в развитии туризма, существуют самостоятельные министерства туризма (Франция, Греция, Мексика, Египет и др.) или другие министерства, в которых туризм представлен как составная часть их деятельности (Польша, Кипр, Испания, Италия, Австрия и др.). В сфере разработки и реализации туристской политики НТА взаимодействует с законодательными и исполнительными органами власти на центральном и местном уровнях, с научно-исследовательскими организациями, туристскими ассоциациями и другими общественными организациями. В Республике Беларусь органом, ответственным за развитие туристской отрасли, является Министерство спорта и туризма, созданное в 1996 г. Регулирование и координация деятельности туристских предприятий осуществляется управлением туризма данного министерства, управлениями по физической культуре, спорту и туризму в областных, Минском городском исполкомах и другими местными органами власти.
Информация о работе Международный туризм и развитие туризма в Республике Беларусь