Международный туризм и развитие туризма в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 12:37, курсовая работа

Описание работы

Данная работа состоит из пяти разделов. В первом – я рассмотрю развитие международного туризма. Истоки его возникновения (с середины XIX века до 50-х годов 20 века) и международный туризм на современном этапе (2-я половина 20 века по настоящее время). Второй раздел посвящен рассмотрению видов туризма и перспективам развития каждого из видов в РБ. В 3 разделе речь пойдет о современном состоянии и проблемах развития туризма в РБ. В 4 разделе я коснусь приоритетов развития туризма в РБ в XXI в. И в заключительном 5 разделе я расскажу о регулировании туризма и о госполитике, проводимой в целях поддержания и развития туротрасли в РБ.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..3
1. Развитие туризма………………………………………………………....4
1.1 Истоки возникновения международного туризма………….….4
1.2 Международный туризм на современном этапе…………….…8
2. Виды туризма…………………………………………………………….13
3. Современное состояние и проблемы развития туризма в РБ…………16
4. Приоритеты развития туризма в РБ в XXI в……………………………20
5. Регулирование туризма…………………………………………………..25
Заключение…………………………………………………………………..26
Литература…………………………………………………………………...27
Приложения………………………………………………………………….28

Файлы: 1 файл

Международный туризм и развитие туризма в Республике Беларусь.DOC

— 211.00 Кб (Скачать файл)

Основными целями государственного регулирования туристской деятельностью  являются: обеспечение прав граждан  в сфере туризма; развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности туристов; повышение экономической эффективности отрасли; создание новых рабочих мест; развитие международных контактов;

рациональное использование  природного и культурно-исторического  наследия; охрана окружающей среды.

Среди множества существующих способов государственного регулирования туризма следует выделить прежде всего такие, как: создание нормативно-правовой базы туризма; лицензирование и стандартизация отрасли, сертификация туристского продукта; защита прав туристов и поддержка национальных туроператоров и турагентов; содействие разработке и продвижению национального туристского продукта на внутреннем и международном туристских рынках; участие в процессе подготовки и переподготовки кадров для этой сферы; содействие развитию рыночных исследований в области туризма; бюджетное, кредитное, инвестиционное, налоговое и таможенное регулирование.

Согласно постановлению  Совета Министров Республики Беларусь от 1 августа 2000 г. при Совете Министров  Республики Беларусь создан Межведомственный экспортно-координационный совет  по туризму. Совет формируется из представителей министерств, других республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, туристских организаций. Межведомственный экспортно-координационный совет по туризму создан с целью "совершенствования взаимодействия государственных органов, общественных объединений, туристских предприятий и организаций Республики Беларусь по вопросам создания благоприятных условий для устойчивого развития туризма в республике, повышения его экономической эффективности, формирования здоровой конкурентной среды, защиты внутреннего рынка туристских услуг, а также для выработки рекомендаций по: проведению государственной политики в области туризма и развитию конкуренции путем привлечения и эффективного использования финансовых ресурсов для реализации соответствующих целевых программ, проектов, мероприятий; реализации международных программ и соглашений по вопросам поддержки и развития туризма; соблюдению интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере туризма и потребителей туристского продукта и услуг".

Вопрос о состоянии, проблемах и путях развития туристской отрасли в Республике Беларусь подымался также на одноименном семинаре-совещании в июле 2000 г. (организован МСиТ совместно с НТК "Белинтурист"), Заместитель министра спорта и туризма Ч.К. Шульга в своем докладе дал реальную оценку ситуации, в которой находится туристский бизнес сегодня. На семинаре были освещены вопросы, затрагивающие самые разные отрасли туризма: гостиничный бизнес, экскурсионно-методическая работа, въездной и внутренний туризм, налогообложение и многое другое. На совещании обсуждался проект концепции Национальной программы развития туристской отрасли на ближайшие пять лет.

Цель программы развития туризма в Республике Беларусь —  формирование и развитие в Республике Беларусь современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего, с одной стороны, широкие возможности для удовлетворения потребностей отечественных и зарубежных туристов в туристских услугах, а с другой — значительный вклад в развитие экономики страны, в том числе за счет налоговых поступлений в бюджет, притока валютных средств, увеличения количества рабочих мест, сохранения и рационального использования культурно-исторического и природного наследия.

 

 

Заключение.

 

Таким образом, международный  туризм развивается в тесной взаимосвязи  с другими сторонами международной жизни и реагирует не только на общее политическое и экономическое положение в мире, но и в отдельных странах.

Стать самостоятельным, естественным и обычным видом путешествий туризм смог лишь на определенной ступени развития общественных отношений, на базе высокоразвитого и устойчивого экономического, политического и культурного общения между народами. Это совпадает с периодом формирования международного рынка, роста международной торговли и появления средств транспорта.

Но подлинный расцвет международного туризма связан с образованием ООН и ее органа Юнеско, который в 50-е годы разработал программу развития туризма — ЭКОСОС, способствующую превращению туризма в наиболее быстро развивающуюся отрасль экономики. Туризм даже получил название "феномена" XX в.

Что касается Республики Беларусь, то современное состояние сферы туризма здесь свидетельствует о том, что она ещё не занимает такого положения в экономике страны, как в развитых странах. Несмотря на имеющийся туристский потенциал, выгодное геополитическое положение, наличие богатого культурного и природного наследия, республика занимает весьма скромное место на мировом туристском рынке и существенно отстаёт от соседних государств.

В целом, оптимистически оценивая перспективы развития туризма  в Беларуси, следует отметить, что  от сегодняшнего состояния до эффективного использования имеющегося туристского  потенциала следует пройти большой путь.

 

 

 

 

Литература.

 

  1. Национальная программа развития туризма Республики Беларусь на 2001- 2005 годы. Одобрена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 декабря 2000г. №2028.
  2. Проблемы развития туризма. Материалы Международной научно-практической конференции. Мн. 1999.
  3. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности. М. 2002 под ред.

      В. А.  Квартальнова.

  1. История туризма. Мн. 1999 под ред. Г. Ф. Шаповала.
  2. Международный туризм. Е. А. Окладникова. Ст-П. 2002.
  3. Международная научно-практическая конференция. Мн. 11-13 апреля 2001.

7.  www.tio.by

8.  Министерство статистики и анализа РБ.

 

 

Приложения.

 

Таблица 1. Топ-десятка по приему туристов в 2000 г.

 

Страна

Число туристских посещений

Франция

60 584 000

Испания

45 125000

США

44 730 000

Италия

29 184 000

Китай

23 368 000

Великобритания

22 700 000

Венгрия

22 087 000

Мексика

19 870 000

Польша

19 225 000

Австрия

17 750 000


 

 

 

Таблица 2. Топ-десятка по доходам от туризма в 2000 г.

 

Стриг

Доходы от туризма в млн. американских долларов

США

58370

 

Франция

27382

 

Италия

27072

 

Испания

25065

 

Великобритания

17468

 

Австрия

12600

 

Германия

11 922

 

Гонконг

9075

 

Китай

8250

 

Сингапур

7550

 


 

 

Таблица 3. Десятка стран, из которых в Беларусь приезжает наибольшее количество туристов, выглядит так: (в скобках дано изменение к уровню 2002 г.)

 

2003  % к 2002

 

1. Польша......................9424   (96,4%)

2. Великобритания........8702   (102,8%)

3. Германия...................5505   (130,2%)

4. Литва..........................5206   (302,3%)

5. Латвия.........................4979   (85,7%)

6. США...........................2066   (44,3%)

7. Италия........................1416   (101,5%)

8. Кипр............................1108   (90,1%)

9. Нидерланды...............965   (    -     )

10. Израиль....................846   (113,6%)

 

 

Таблица 4. Пятнадцать стран дальнего зарубежья, наиболее популярных у наших граждан, это (в скобках дано изменение к уровню прошлого года):

2003  % к 2002

1. Польша.....................829 613  (102,2%)

2. Чехия.........................14 151  (122,8%)

3. Турция.......................11 822  (139,6%)

4. Болгария....................11 256  (101,6%)

5. Испания.......................5463  (113,6%)

6. Франция......................5431   (126,8%)

7. Литва...........................5423   (133,5%)

8. Германия....................5320   (369,2%)

9. Египет.........................3055   (171%)

10. Венгрия.....................2156   (77,9%)

11. Словакия...................1932   (131,4%)

12. Италия.......................1507   (74,4%)

13. Кипр...........................1137  (69,3%)

14. Греция.........................996   (91,9%)

15. Югославия..................975   (423,9%) 

Таблица 5. Рейтинг - стран, которым за январь-сентябрь уходящего года удалось больше других вырасти в глазах белорусских туристов (рядом с названием - цифра, характеризующая, во сколько раз увеличилось число туристов из Беларуси в данной стране).

 

1. Югославия  (Черногория) - в 4,2 раза

2. Германия - в 3,7 раза

3. Румыния - в 2,4 раза

4. Англия - в 1,8 раза

5. Египет - в 1,7 раза

6.Турция - в 1,4 раза 




Информация о работе Международный туризм и развитие туризма в Республике Беларусь