Международный туризм: состояние и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 21:47, доклад

Описание работы

К началу ХХI века туризм стал одним из ведущих направлений социально-экономической, культурной и политической деятельности большинства государств и регионов мира. В сфере туризма тесно переплетены интересы культуры, транспорта, безопасности, гостиничного бизнеса, и других. С учётом внутреннего туризма, почти половина населения земного шара ежегодно становится туристами. Туризм занимает значительное место и в международных отношениях: из 7 млрд. человек на планете ежегодно около 1 млрд. ежегодно посещают зарубежные страны в туристических целях.

Файлы: 1 файл

развитие туризма-перспективы.docx

— 34.82 Кб (Скачать файл)

Международный туризм: состояние  и перспективы развития

 

04.04.2010 от milanaspress 1 комментарий 

 

К началу ХХI века туризм стал одним из ведущих направлений  социально-экономической, культурной и политической деятельности большинства  государств и регионов мира. В сфере  туризма тесно переплетены интересы культуры, транспорта, безопасности, гостиничного бизнеса, и других.  С учётом внутреннего  туризма,  почти половина населения  земного шара ежегодно становится туристами. Туризм занимает значительное место  и в международных отношениях: из 7 млрд. человек на планете ежегодно около  1 млрд. ежегодно посещают зарубежные страны в туристических целях.

 

Сегодня в мире осуществляется активное развитие различных видов  альтернативного туризма: образовательного, экологического, лечебно-оздоровительного, романтического, приключенческого, делового и корпоративного, кулинарного, сельского, спортивного, космического, духовно-паломнического, кинотуризма, а также туризма  для людей с ограниченными  физическими возможностями и  детского каникулярного отдыха.

 

Туризмом считается временное  перемещение людей из мест, где  они обычно проживают и работают, в другие места. Под «временным перемещением»  условно понимается период до одного года. Согласно международной статистике, к иностранным туристам относятся  лица, посещающие другую страну (как  минимум с одним ночлегом) с  любой целью, кроме профессиональной деятельности, оплачиваемой в этой стране.

 

В настоящее время выделяют внутренний и международный туризм, причём внутренний туризм по степени  охвата доминирует над международным. На долю внутреннего туризма приходится 75-80% общего числа туристов в мире, соответственно по финансовым результатам  во многих странах он значительно  превосходит иностранный.

 

 Международный туризм  является не только популярным  видом отдыха, но и активно  развивающейся сферой мировой  экономики. За последние три  десятилетия число туристов в  мире увеличилось почти в 4 раза, а доходы от туризма –  более чем в 25 раз. Туризм  является высокодоходной отраслью  и входит в число трех крупнейших  экспортных отраслей, сравнимой  по эффективности инвестиционных  вложений с нефтегазодобывающей  промышленностью и с автомобилестроением,  удельный вес которых в мировом  экспорте 11% и 8,6%, соответственно.

 

 Становление общемирового  туристского рынка сопровождается  мощными процессами транснационализации,  которые находят выражение в  международном переплетении частных  капиталов, усилении связей между  монополиями разных стран и  в широком развитии транснациональных  компаний в сфере турбизнеса. Состояние мировой индустрии  туризма, несмотря на объективные  трудности последних лет, в  целом демонстрирует стабильность  и сохраняет позиции крупнейшего,  высокодоходного и быстро развивающегося сектора мировой экономики. На долю туризма приходится примерно 30% мировой торговли услугами, около 7% мировых капиталовложений и 10,5% мирового ВВП.

 

 Международный туризм  - существенная составляющая инновационного  развития любой страны в долгосрочной  перспективе, экономически выгодная  и экологически безопасная отрасль  экономики, источник валютных  поступлений и средство для  обеспечения занятости. Индустрия  туризма (включая внутренний) является  крупнейшей по числу занятых  рабочих мест в мире – 297 млн.

 

 Международный туризм  способствует диверсификации экономики,  создавая отрасли, обслуживающие  сферу туризма.  В настоящее  время индустрия туризма является  одной из наиболее динамично  развивающихся форм в международной  торговле услугами. По прогнозам  Всемирной Туристской Организации,  к 2010 г. количество международных  туристских поездок составит 937 млн,  а доходы от туризма достигнут  1,1 трлн. долларов, при общем обороте  мировой туриндустрии более 8 трлн. долларов.

 

 Международный туризм  в мире крайне неравномерен, что  объясняется в первую очередь  разными уровнями социально-экономического  развития стран и регионов. Туризм  не является товаром первой  жизненной необходимости, поэтому  он становится насущной потребностью  человека только при определённом  уровне его дохода и при  определённом уровне богатства  общества.

 

Наибольшее развитие международный  туризм получил в западноевропейских странах. На долю этого региона приходится свыше 70% мирового туристического рынка  и около 60% валютных поступлений. Примерно 20% приходится на Америку, менее10% –  на Азию, Африку и Австралию, вместе взятые.

 

 Согласно данным ВТО,  в мире насчитывается 15 стран,  специализирующихся на туристических  услугах, в которых поступления  от туризма превышают доходы  от экспорта, нередко во много  раз. К ним относятся небольшие  островные государства в зоне  влажных субтропиков и тропиков  – Барбадос, Сейшельские острова  и другие. У 45 стран поступления  от туризма превышают 1/4 часть  от объёма экспорта (это, в основном, развивающиеся государства со  слаборазвитой экономикой). Для 38% государств туризм – главный  источник дохода, а для 83% стран  туризм является одним из пяти  основных источников дохода.

 

 Индустрия туризма  является весьма сложной системой, степень развития которой зависит  от степени развития экономики  страны в целом. В ней остро  проявляется необходимость государственной  финансовой поддержки. В обмен  на финансовые вложения в туризм  страна имеет:

быстрый возврат средств ( 4 – 8 лет),

увеличение национального  дохода без осуществления сырьевых затрат,

увеличение занятости  населения,

увеличение поступления  валюты.

 

 Под поступлениями  от международного туризма понимается  плата за товары и услуги, произведённая  иностранными туристами во время  их пребывания в стране, за  исключением прибыли от дополнительной  занятости и оплаты международного  транспорта. Помимо расходов на  проезд в страну и обратно,  иностранный турист затрачивает  на питание около 40% своих расходов,на  проживание – 30%, на проезд  внутри страны – 8%, прочие расходы  – 22%. Расходы американских туристов  за рубежом обычно выше, чем  расходы туристов из других  стран.

 

 Одной из главных  особенностей развития туризма  является неравномерное распределение  туристских потоков в разных  регионах и странах мира. Туристские  потоки сконцентрированы в нескольких  регионах земного шара, и их  движение имеет в основном  интрарегиональный характер.

 

 Согласно прогнозам  Всемирного совета по туризму  и путешествиям (WTTC), ожидается устойчивый  рост туризма в период с  2009 по 2020 годы,  в среднем на 4,4% в год. Самые высокие темпы  прироста ожидаются в странах  Азии и Тихого океана, в Европе  и Америке они будут ниже  общемировых. Доля этих двух  регионов в прибытии туристов  упадёт с 79,1% в 1995 г. до 62,6% в  2020 г. Одновременно ожидается  и возрастание доходов от туризма  – с 399 млн. долл. США в 1995 г до 2 трлн.  долларов США в  2020 г. 

 

 Также увеличатся затраты  туриста на одно путешествие  – с 707 долл. США в 1995 г. до 1248 долларов США в 2020 г, или  в 1,8 раза. Наибольшая туристская  подвижность населения ожидается  в Нидерландах, Германии, Великобритании, Канаде и Японии, где на одного  жителя страны будет приходиться  по 1,5-2 поездки за границу в  год.

 

 В ближайшие годы  туристские рынки развитых индустриальных  стран будут стабильно расти  вследствие увеличения доступности  туризма для более широких  слоев общества и частоты туристских  поездок. Для новых и развивающихся  туристских рынков характерны  тенденции сохранения динамичного  роста и соответствующего увеличения  бюджетных доходов в ближайшее  десятилетие. Ожидается постепенное  смещение акцентов в развитии  туризма от традиционных рынков  Западной Европы, США, Японии и  Канады к альтернативным рынкам, таким как Центральная и Восточная  Европа, включая Россию, Китай, Южная  Корея, Мексика, а также некоторые  страны Ближнего Востока.

 

 Одной из наиболее  значимых тенденций развития  мирового туризма является резкое  усиление конкуренции на рынке  туристического предложения как  следствие появления всё большего  числа растущих стран с амбициозными  планами привлечения туристов, а  также перенасыщения на рынке  однотипного туристского предложения.

 

 Туристические услуги

 

 Туристические услуги  составляют значительную часть  потребляемых населением услуг  и имеют специфический социально-оздоровительный  характер, т.е. отдых, возможность  развития личности, познания исторических  и культурных ценностей, занятия  спортом, участия в культурно-массовых  мероприятиях. Таким образом, туризм сочетает в себе экономический, социальный, гуманитарный, воспитательный и эстетический факторы.

 

 Туризм зависит от  политической и экономической  ситуации, а также от моды и  рекламы, которые, воздействуя  на потребности и интересы  людей, их настроение, определяют  спрос. Предложение услуг (число  стран, преимущественно принимающих  туристов), значительно превышает  спрос на туристические поездки  (число стран – поставщиков  туристов), поэтому рынок международного  туризма является рынком покупателя.

 

 Во всех сферах туристической  деятельности, как на уровне государственных  структур, так и в области формирующегося  турбизнеса, идёт поиск новых  форм работы, расширение  сферы  предложения и углубление его  специализации.

 

 Современный туризм  классифицируется:

по целям: маршрутно-познавательный; спортивно-оздоровительный; само-деятельный, в том числе с активными  способами передвижения; деловой  и конгресс-туризм; курортный, лечебный; горнолыжный; фестивальный; охотничий; экологический; шоп-туризм; религиозный; учебный и др.;

по степени мобильности: передвижной; стационарный; смешанный;

по форме участия: индивидуальный; групповой; семейный;

по возрасту: зрелый; молодёжный; детский; смешанный; по продолжительности: однодневный; многодневный; транзитный;

по использованию транспортных средств: автомобильный; железнодорожный; авиационный; водный; велосипедный; конный; комбинированный;

по сезонности: активный туристский сезон,  межсезон (полусезон), несезон;

по географии: межконтинентальный; международный (межрегиональный); региональный; местный; приграничный;

по способу передвижения: пешеходный; с использованием традиционных транспортных средств; с использованием экзотических видов транспорта (канатная дорога, фуникулер, дирижабль, воздушный  шар, дельтаплан).

 

 Всемирная Туристская  Организация предложила следующую  градацию туристов по возрастному  признаку: дети, путешествующие с  родителями (до 15 лет), молодёжь (15-24 года), экономически активные молодые  туристы (25-44 года), экономически  активные туристы среднего возраста (45-64 года), туристы третьего возраста (от 65 лет).

 

 В практике работы  предприятий туристской индустрии  для целей статистики применяют  следующие возрастные категории:

0-2 года – инфант (грудной  ребёнок)

3-12 лет – ребёнок

14-18 лет – школьник

18-25 лет – молодёжь (студенты)

26-45 лет – взрослые

46-65 лет – взрослые.

65 лет и старше –  пенсионеры (третий возраст).

 

По продолжительности  путешествий выделяют следующие  виды туризма:

краткосрочный (туры «выходного дня», поездки на срок до 7 дней);

среднесрочный (туры продолжительностью от 9 до 12 дней);

долгосрочный (туры на срок от 15 дней до 30 дней).

 

 Туристы являются потребителями  основных, дополнительных и сопутствующих  услуг.

Основные туристические  услуги регламентируются договором  на туристское обслуживание и путевкой. К таким услугам, как правило, относятся: размещение; питание; транспортные услуги, включая трансферт; экскурсионные  услуги.

Дополнительные услуги имеют  весьма широкий спектр и занимают при развитой инфраструктуре туризма  до 50% от общего объёма дохода. К ним  относятся: дополнительные экскурсии, не вошедшие в перечень основных услуг; физкультурно-оздоровительные услуги; медицинские услуги; культурно-зрелищные  и игровые мероприятия.

К сопутствующим услугам  относятся: обеспечение сувенирами, туристской символикой; торговое, валютно-кредитное, информационное и прочее обслуживание; услуги специальных видов связи, предоставление индивидуальных сейфов, и другие. В высокоразрядных отелях число дополнительных и сопутствующих  услуг достигает 500.

 

 Фирмы, оказывающие  туристические услуги, можно объединить  в две группы: продавцы услуг  (оказывающие услуги) и посредники.

Продавцы услуг обеспечивают их основной объём (гостиницы, рестораны, круизные линии и другие рекреационные  предприятия).

Основными посредниками являются регулярные и чартерные авиалинии, операторы туров, турагенства и  фирмы.

 

 По источникам финансирования  туризм можно подразделить на  коммерческий и социальный.

 

 Коммерческий туризм  ориентирован на получение туристскими  предприятиями прибыли, является  основным источником для развития  производства услуг. Стремясь  максимизировать прибыль, туристские  фирмы постоянно ищут наиболее  оптимальное сочетание между  величиной издержек и конечной  ценой турпродукта. Предоставляемые  ими туристские услуги ориентированы  в основном на клиентов со  средним и высоким уровнем  дохода.

Информация о работе Международный туризм: состояние и перспективы развития