Международный туризм: состояние и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 21:47, доклад

Описание работы

К началу ХХI века туризм стал одним из ведущих направлений социально-экономической, культурной и политической деятельности большинства государств и регионов мира. В сфере туризма тесно переплетены интересы культуры, транспорта, безопасности, гостиничного бизнеса, и других. С учётом внутреннего туризма, почти половина населения земного шара ежегодно становится туристами. Туризм занимает значительное место и в международных отношениях: из 7 млрд. человек на планете ежегодно около 1 млрд. ежегодно посещают зарубежные страны в туристических целях.

Файлы: 1 файл

развитие туризма-перспективы.docx

— 34.82 Кб (Скачать файл)

 

 Социальный туризм  субсидируется из средств, выделяемых  на социальные нужды в целях  создания условий для туризма  определённых категорий граждан.  Субсидии выделяются как из  государственных» так, и из  негосударственных фондов, а также  от благотворительных организаций.  В Манильской декларации указывается,  что «социальный туризм – это  цель, к которой общество должно  стремиться в интересах менее  обеспеченных граждан». Концепция  социального туризма базируется  на 3 основных принципах: .

1. Обеспечение отдыхом  каждого члена общества путем  вовлечения в среду туризма  людей с низким уровнем дохода.

2. Субсидирование туристских  поездок малоимущих граждан.

3. Участие государственных,  муниципальных и общественных  структур в развитии туризма.

Данная концепция реализована  на практике в Швейцарии, Германии и  Франции с использованием отпускных  чеков. Данный вид туризма реализуется  через фонды социального страхования  и является, прежде всего, лечебно-оздоровительным  туризмом.

 

 Виды туризма с использованием  нетрадиционных источников финансирования:

Религиозный туризм

Деловой туризм

Конгрессно-выставочный туризм

Инсентив-туризм

Лечебно-оздоровительный  туризм

Экологический туризм

Событийный туризм

Горнолыжный туризм

Экстремальный туризм

Круизный туризм.

 

 Национальные туристские  администрации (НТА) – специализированные  правительственные организации  (министерства) развитых стран, которые  успешно:

формируют и разрабатывают  туристский продукт;

продвигают туристский продукт  на туристский рынок;

решают многие локальные  задачи;

разрабатывают маркетинг;

изучают потенциальную аудиторию (незанятый сегмент рынка).

 

 Любое цивилизованное  государство для того,  чтобы  получать от туриндустрии доходы  в бюджет, должно вкладывать средства  в исследование своих территорий  с целью выявления туристского  потенциала и рационального туристского  обустройства, подготовки на этой  основе программ развития туристского  бизнеса, проектов инфраструктуры  туристских центров и курортных  регионов,  в обучение и переподготовку  кадров, в информационное обеспечение  и рекламу. Средства должны  быть как государственными, так  и привлечёнными. Кроме того, государство  должно не только поддерживать  туризм финансовыми ресурсами,  но и проводить в жизнь передовое  туристское законодательство.

 

Нагрузку на экологию городов  и территорий всё более и более  обуславливает   транспорт, составляющий сегодня основу туризма. Именно посредством  транспорта на территории заводятся  туристические потоки, и  именно от транспорта в большинстве случаев  зависит давление антропогенной  нагрузки. Кроме того, сам по себе транспорт является  мощным источником техногенной нагрузки, в несколько  раз превышая по совокупности вредного воздействия промышленные источники  загрязнения  окружающей среды.

 

Это особенно проявляется  в курортных городах и особо  охраняемых заповедных территориях.  Именно здесь транспортная составляющая туристского обустройства территории  начинает играть доминирующую роль в  обеспечении устойчивого развития природного, экологического и градоэкологического  комплекса. Туристский потенциал можно  сохранить только в том случае, если  во главу угла будет поставлена экосистема, а  технологии транспортных коммуникаций   будут экологичны.

 

В настоящее время наблюдаются  следующие пропорции в туристских потоках: групповые туристы составляют 25-35% от общего числа лиц, путешествующих за границу; индивидуальные туристы, составляющие 65-75%, выезжают в основном в близлежащие  страны. Объёмы путешествий с целью  рекреации увеличиваются более  динамично по сравнению с объёмом  делового туризма. Вместе с тем необходимо отметить значительное увеличение инсентив-туров. Вместе с ростом требовательности туристов к сервису, сам туристский продукт  становится все более изощренным, возрастают его трудоёмкость и капиталоёмкость. В значительной мере это было вызвано  появлением новых видов туризма  и устойчивым развитием специальных  видов туризма.

 

 Международное туристское  право 

 

 Интенсивное развитие  международного туризма вызвало  необходимость установления норм  регулирования туристской деятельности. В настоящее время с развитием  массового туризма сформировалась  особая отрасль – туристское  право. Международный туризм регулируется  многими Конвенциями, международными  договорами и соглашениями.

 

Прежде всего, было достигнуто соглашение об обеспечении основных прав на отдых и свободное время, которые являются фундаментом развития туризма.

 

 Всеобщая Декларация  прав человека, принятая генеральной  Ассамблеей ООН в 1948 г., в статье 24 гласит, что « каждый человек  имеет право на отдых и свободное  время, включая разумное ограничение  рабочего времени и оплачиваемые  ежегодные отпуска». В 1966 г. Генеральная  Ассамблея ООН подтвердила и  расширила этот тезис. Государства,  подписавшие Международный пакт  об экономических, социальных  и культурных правах, обязались  обеспечивать право каждого человека  «на отдых, свободное время,  разумное ограничение рабочего  времени и периодические оплачиваемые  отпуска, а также оплату за  праздничные дни». Эти положения  придали импульс развитию туризма.

 

 Одним из главнейших  направлений формирования международного  туристского права было, прежде  всего, достижение о терминологии  и определениях. В 1976г. впервые  ООН был опубликован перечень  определений туристской терминологии, где даны практически все важнейшие  термины, предназначенные для  унификации правил туристской  статистики Provisional Guidelines on International Tourism ,UNCTAD .

 

 При ООН создана  Всемирная Туристская Организация  – ВТО, целью которой является  выработка норм и правил, облегчающих  туристский обмен в международном  сообществе. Согласно п.1 ст.3 Устава, основной целью ВТО является  «содействие развитию туризма  для внесения вклада в экономическое  развитие, международное взаимопонимание,  мир, процветание, всеобщее уважение  и соблюдение прав человека  и основных свобод для всех  людей без различия расы, пола, языка и религии». Официальными  языками ВТО являются: английский, арабский, испанский, русский и  французский.

 

 Все члены ВТО подразделены  на 3 группы:

действительные члены (суверенные государства)

ассоциированные члены

присоединившиеся члены.

 

 Присоединившимися членами  ВТО могут быть любые межправительственные  или негосударственные организации,  действующие в сфере туризма  и путешествий, а также коммерческие  организации и объединения, деятельность  которых имеет отношение к  задачам или полномочиям ВТО  (например, авиакомпании, гостиницы,  банки, исследовательские институты,  издательские группы и др.)

 

 Туризм зарекомендовал  себя в качестве мощного инструмента  искоренения нищеты. Он стал экономической  основой для многих наименее  развитых стран мира, обеспечив  им возможность развития и  создания рабочих мест. Совместная  программа ВТО/ UNCTAD под названием  «Устойчивый туризм – залог  искоренения нищеты (STEP)» направлен  на решение двух взаимосвязанных  задач: устойчивого развития туризма  и искоренения нищеты с целью  повышения их потенциальной взаимозависимости  и усиления роли в устойчивом  развитии наименее развитых и  развивающихся стран.

 

 ВТО охватывает всю  индустрию туризма с помощью  своего сайта в Интернете, а  также имеет свой информационный  стенд на крупнейших международных  туристских выставках, включая  следующие:

 

FITUR, Мадрид (Испания)

 

ITB, Берлин (Германия)

 

MITT, Москва (Российская Федерация)

 

WTM, Лондон (Великобритания)

 

 В 1985г. на 6-й сессии  Генеральной Ассамблеи ВТО была  принята «Хартия Туризма» и  «Кодекс туриста». Разработаны общие  понятия и терминология туризма,  принципы статистики, нормы и  рекомендации для формирования  национального законодательства, системы  преференций для туристов, создание  системы туристского образования.  Определяются общие права и  обязанности туристов и организаторов  туризма. Значительная часть нормативных  материалов издаётся ВТО на  основных ведущих языках (английском, немецком, французском, испанском,  китайском и русском).

 

 Сегодня в своей  деятельности в сфере туризма  государства руководствуются основными  международными соглашениями о  туризме – Гаагским (1989г.) и Манильским  соглашениями (1980г.), Документом Акапулько  (1982г.); рекомендациями Осакской конференцииминистров  по туризму (1994 г.)

 

 Среди различных принципов  Манильской декларации важное  значение имеет свобода туристских  путешествий, возможная только  в случае, если во всем мире  будут мир и более стабильный  экономический порядок. Однако  свобода передвижений и путешествий  связана с развитием техники.

 

 Свобода туристских  путешествий включает:

 

1. Свободу передвижения  в пределах национальной территории,

 

2 .Разрешить въезжать на  национальную территорию и покидать  её для туристов,

 

3. Свободный выбор туристских  направлений, видов путешествий  и организаций,

 

4. Разрешить иностранным  туристам обменивать оставшуюся  у них национальную валюту  при отъезде на основании соответствующих  правил.

 

 Особое значение придаётся  ВТО изучению туристских продуктов,  таких как спортивный туризм, круизы, конгрессный и деловой  туризм MICE (конференции, поощрительные  поездки, конгрессы и выставки), а также сегментов рынка, таких  как экотуризм, молодёжный туризм  и туризм для пожилых людей.  Всемирный саммит по экотуризму  в Квебеке (Канада, май 2002г.), организованный  совместно с Программой по  окружающей среде ООН, собрал  около 1200 участников, и его результатом  стала Квебекская декларация  по экотуризму, содержащая 49 специальных  рекомендаций по устойчивому  развитию и управлению экотуризмом.

 

Важно отметить и региональные законы и нормативные акты. Европейское  экономическое сообщество принимает  ряд законов и нормативных  актов, касающихся единообразного регулирования  туристской деятельности в странах  сообщества: Шенгенские соглашения о  едином визовом пространстве, нормы  регулирования деятельности магазинов  беспошлинной торговли duty free и tax free, и  другие.

 

 Особому регулированию  подлежат международные воздушные,  автомобильные и морские перевозки  пассажиров и их багажа. Воздушные  перевозки регулируются Варшавской  Конвенцией (Конвенция для унификации  некоторых правил, касающихся международных  воздушных перевозок, Варшава  1929г. с многочисленными дополнениями  и поправками). Автомобильные перевозки  пассажиров и их багажа регулируются  Берлинской Конвенцией (Берлин 1975г.), а перевозки пассажиров морским  транспортом  - Афинской Конвенцией.

 

 Большая работа по  координации правового пространства  в сферах туризма и смежных  с ним ведется и в регионе  стран – участниц Содружества  Независимых Государств (СНГ). Ассамблея  СНГ (штаб-квартира в Санкт-Петербурге) формирует и издаёт модельные  законы, рекомендательные законодательные  акты для формирования единообразного  правового пространства в странах  СНГ, создания режима благоприятствования  для туристского обмена в регионе.  Вводятся единые стандарты на  туристские услуги и услуги  гостиниц.

 

 В государствах СНГ  усиливается понимание важности  развития туристских связей с  соседними странами. Восстановление  и развитие туристских связей  между странами СНГ открывает  гражданам этих стран широкие  возможности для ознакомления  с историей и культурой народов,  обогащения опытом, накопленном  в социально-экономическом сотрудничестве. Однако страны СНГ занимают  весьма скромное место на мировом  рынке туристских услуг, на  их долю приходится менее 2% мирового туристского потока.

 

 Одна из первоочередных  задач, стоящих перед странами  Содружества, – задача выработки  современной нормативно-правовой  базы регулирования туристской  деятельности. В решении этой  задачи большую роль играет  Межпарламентская ассамблея государств  участников СНГ. Ассамблея в  октябре 1994 г. приняла уникальный  международный рекомендательный  законодательный акт « Об основных  принципах сотрудничества государств  участников СНГ в области туризма».

 

 Объединённый Университет  Туризма государств-участников СНГ  был создан на базе Российского  международного института туризма  и зарегистрирован в 1997г. как  Международный союз общественных  объединений. Кроме университета, в союз вошли учебные заведения  и другие организации, работающие  в сфере туризма в странах  СНГ. Цель его создания –  через скоординированную подготовку  специалистов высшей категории  для стран СНГ, способствовать  возрождению единого туристского  пространства стран Содружества  на новых правовых основах.

 

 Международные туристские  организации 

 

 Постоянное расширение  международного туристского обмена  обусловило появление специализированных  туристских организаций: ВТО, IATA, ICAO, PATA и других. Всего в мире  насчитывается свыше 200 международных  туристских организаций. Опираясь  на их деятельность, страны, регионы,  области создают свои туристские  организации для развития и  продвижения туризма. Документы,  создаваемые международными туристскими  организациями, обеспечивают гармонизацию  международного и национального  законодательств, унифицируют нормы  международного права, формируют  чёткое взаимодействие всех участников  туристского рынка и создают  основу для национального туристского  права.

Информация о работе Международный туризм: состояние и перспективы развития