Направления туризма в Ярославской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2015 в 22:21, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение развития регионального туризма на примере Ярославской области.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
- изучить сущность туризма;
- изучить правовую основу туристических отношений;
- рассмотреть содержание регионального туризма и его роль в развитии региона;
- дать оценку состояния сферы туризма в Ярославской области;
- выявить проблемы развития туризма в Ярославской области.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы туризма………………………………………………6
1.1. Терминология и понятия туризма……………………………………….6
1.2. Правовое обеспечение туристических отношений……………………..8
2. Уровень состояния сферы туризма в Ярославской области………………12
2.1. Исторические предпосылки образования туризма в Ярославской области…………………………………………………………………………..12
2.2. Проблемы развития туризма в Ярославской области………………..15
3. Направления туризма в Ярославской области………………………...…….23
3.1. Познавательный туризм……………………………………………….…23
3.2. Деловой туризм…………………………………………………………28
3.3. Детско-юношеский туризм………………………………………………31
3.4. Паломнический туризм………………………………………………….32
3.5. Событийный туризм…………………………………………………….34
3.6. Спортивный туризм……………………………………………………..36
3.7. Промышленный туризм…………………………………………………37
Заключение………………………………………………………………………39
Список использованных источников…………………

Файлы: 1 файл

Курсовик 2003.doc

— 200.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Теоретические основы  туризма………………………………………………6

1.1. Терминология и понятия  туризма……………………………………….6

1.2. Правовое обеспечение  туристических отношений……………………..8

2. Уровень состояния сферы  туризма в Ярославской области………………12

2.1. Исторические предпосылки образования туризма в Ярославской области…………………………………………………………………………..12

2.2. Проблемы развития туризма в Ярославской области………………..15

3. Направления туризма  в Ярославской области………………………...…….23

3.1. Познавательный туризм……………………………………………….…23

3.2. Деловой туризм…………………………………………………………28

3.3. Детско-юношеский туризм………………………………………………31

3.4. Паломнический туризм………………………………………………….32

3.5. Событийный туризм…………………………………………………….34

3.6. Спортивный туризм……………………………………………………..36

3.7. Промышленный туризм…………………………………………………37

Заключение………………………………………………………………………39

Список использованных источников………………………………………….44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Актуальность темы. Туризм относится к тому виду деятельности человечества, чья история начинается задолго до возникновения цивилизованного общества. В каждой исторической эпохе есть такие элементы деятельности людей, которые, так или иначе, попадают под категорию туризма.

В последнее время туризм получил значительное развитие и стал массовым социально-экономическим явлением международного масштаба. Быстрому его развитию способствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и народами мира. Массовое развитие туризма позволяет миллионам людей расширить знания по истории своего Отечества и других стран, познакомиться с достопримечательностями, культурой, традициями той или иной страны.

Туризм в современном обществе играет большую роль. Значение туризма в жизни людей, регионов, государств и в международной жизни сегодня невозможно переоценить. В настоящее время туризм это мощная индустрия, включающая в себя разнообразные формы динамично развивающегося предпринимательства.

 С экономической точки  зрения туризм – это особый  вид потребления туристами материальных благ, услуг и товаров, который выделяется в отдельную отрасль хозяйства, обеспечивающую туриста всем необходимым: транспортными средствами, объектами питания, размещения, культурно-бытовыми услугами, развлекательными мероприятиями. Таким образом, туризм входит в число наиболее перспективных отраслей национальной экономики.

Региональные и местные органы власти традиционно рассматривают туризм как средство пополнения доходной части регионального и муниципальных бюджетов, привлечения инвестиций для развития туристской материальной базы, возрождения объектов культурного и природного наследия территорий.

Значимость развития туризма для Ярославской области определяется богатейшим историко-культурным наследием области, входящим в зону популярного туристского маршрута «Золотое кольцо России», географической и транспортной доступностью от крупнейшего мегаполиса - города Москвы, богатыми традициями туристской отрасли. Разработка и реализация программ развития регионального туризма для стимулирования социально-экономического развития федерации и регионов требует выбора новых методов и функций управления туризмом, способных обеспечить реальную экономическую устойчивость туристских предприятий на местах, условия для конкуренции, развитие малого предпринимательства, поиск новых туристических продуктов.

Степень разработанности темы. Актуальность развития регионального туризма привели к формированию отдельного направления исследований в области региональной экономики. Общие методологические аспекты развития туристического бизнеса раскрыты в трудах: В.И. Азара, внесшего большой вклад в становление и развитие современного туристского комплекса РФ; А.А. Александровой, В.Г. Гуляева, И.В. Зорина, М.А. Жуковой, В.А. Квартальнова, Н.К. Моисеевой, Р.Ю. Поповой, Л.С.Черного, А.Д. Чудновского и др. Отдельные региональные вопросы развития туризма нашли отражение в работах А.Г.Гранберга, Н.А.Кумова, Е.Р.Майна, В.А. Морозова, А.М. Риша, С.А.Севастьянова, О.Н. Туманова, Б.М.Штульберга и др. Среди зарубежных специалистов, работающих в данном направлении, можно назвать П. Бакли, М. Брукке, С.Ванхилл, Р. Гранде, Д. Джеффриса, П.Маккарти, Дж.Мейкенза, Д.Флетчера и др.

Целью данной курсовой работы является изучение развития регионального туризма на примере Ярославской области.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

- изучить сущность туризма;

- изучить правовую основу туристических отношений;

- рассмотреть содержание регионального туризма и его роль в развитии региона;

- дать оценку состояния сферы туризма в Ярославской области;

- выявить проблемы развития туризма в Ярославской области.

Предметом исследования являются направления туризма в Ярославской области.

Методологической основой исследования послужили законодательные и нормативно-правовые акты РФ по вопросам туризма, фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых в области экономической теории, региональной экономики и экономики туризма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические основы туризма

 

 

1.1. Терминология и понятия туризма

 

В соответствии с Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 года, определившим принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в РФ, и регулирующим отношения, возникающие при реализации права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяющим порядок рационального использования туристских ресурсов РФ, приняты следующие определения основных понятий:

  • Туризм – временные выезды (путешествия) граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.
  • Туристская деятельность – туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий.
  • Туризм внутренний – путешествия в пределах Российской Федерации лиц, проживающих постоянно в Российской Федерации.
  • Туризм выездной – путешествия лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации лиц, в другую страну.
  • Туризм въездной – путешествия в пределах Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации.
  • Туризм социальный – путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды.
  • Туризм самодеятельный – путешествия с использованием активных способов передвижения, организуемые туристами самостоятельно.1
  • Турист – гражданин, посещающий страну (место) временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющий не менее одной ночёвки.
  • Туристские ресурсы – природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил.
  • Туристская индустрия – совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков.2
  • Тур – комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия.
  • Туристский продукт – право на тур, предназначенное для реализации туристу.
  • Продвижение туристского продукта – комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта (реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристских информационных центров по продаже туристского продукта, издание каталогов, буклетов и др.).
  • Туроператорская деятельность – деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (турагентом).
  • Турагентская деятельность – по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (туроператором).
  • Услуги гида-переводчика – деятельность профессионально подготовленного физического лица по ознакомлению туристов с туристскими ресурсами в стране (месте) временного пребывания.
  • Туристская путёвка – документ, подтверждающий факт передачи туристского продукта.
  • Туристский ваучер – документ, устанавливающий право туриста на услуги, входящие в состав тура, и подтверждающий факт их оказания.3

 

1.2. Правовое обеспечение туристических отношений

 

Туризм, являясь одним из важнейших направлений экономики, не может развиваться вне и помимо правовых норм. В регулировании туристской деятельности участвуют нормы различных отраслей права: международного, конституционного, административного, налогового, страхового, природоохранного, о защите прав потребителей и др. Особое значение в этом ряду отводится гражданскому законодательству, основные принципы которого определены Гражданским кодексом РФ (ГК РФ): признание равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенность собственности, свобода договора, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечение восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.4

Наиболее существенными нормативно-правовыми актами в сфере туризма являются.

Федеральные законы:

  1. Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации (ред. от 03.05.2012г). Впервые туристическую деятельность стал регулировать правовой акт, обладающей высшей юридической силой, - закон.
  2. Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (ред. от 30.12.2012г).
  3. Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (ред. от 04.03.2013г).

Правовые акты Президента РФ и Правительства РФ:

  1. Указ Президента Российской Федерации от 18.11.2004 № 1453 «О Федеральном агентстве по туризму и Федеральном агентстве по физической культуре и спорту» (ред. от 07.10.2008г).
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 20.07.2011г. №590 «О Министерстве культуры Российской Федерации» (ред. от 18.02.2013г.)
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 901 «Об утверждении положения о Федеральном агентстве по туризму» (ред. от 19.06.12 Пост №606).
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.07.2007 №452 «Об утверждении правил оказания услуг по реализации туристического продукта (ред. от 23.03.2013г).
  5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19.07.2010 №1230-р «О Концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 годы)».
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.09.2012г. №936 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)».
  7. Постановление Правительства Российской Федерации от 09.02.2007 №90 «Об утверждении концессионного соглашения в отношении объектов культуры, спорта, организации отдыха граждан и туризма и иных объектов социально-культурного назначения».
  8. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.01.2013 № 43 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление государственного надзора за деятельностью туроператоров и объединения туроператоров в сфере выездного туризма».
  9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 «2567-р «О государственной программе Российской Федерации «Развитие культуры и туризма на 2013-2020 годы».
  10. Постановление Правительства Российской Федерации от 27.02.2013 №162 «Об утверждении Правил оказания экстренной помощи туристам и Правил финансирования расходов на оказание экстренной помощи туристам из компенсационного фонда».

Правовые акты Федеральных органов исполнительной власти:

  1. Приказ Минкультуры России от 27.06.2012г. №665 «Об утверждении административного регламента Ростуризма по предоставлению услуги по организации приема граждан, обеспечению своевременного и полного рассмотрения устных и письменных обращений граждан».
  2. Приказ Минкультуры России от 27.06.2012г. № 666 «Об утверждении административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по туризму государственной услуги по информированию об угрозе безопасности».
  3. Приказ Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ от 26.09.2011г. № 1117 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по туризму государственной услуги по формированию и ведению единого федерального реестра туроператоров».
  4. Приказ Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ от 15.12.2010г. №1351 «Об утверждении порядка аккредитации организаций, осуществляющих классификацию объектов туристической индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы, пляжи».
  5. Приказ Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ от 25.01.2011г. №35 «Об утверждении порядка классификации объектов туристической индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы, пляжи».

Иные акты:

  1. Единый федеральный реестр туроператоров.
  2. Долгосрочная целевая программа развития рекреационных возможностей города Ярославля на 2012-2014 годы.
  3. Областная целевая программа развития туризма и отдыха в Ярославской области на 2011-2014 годы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Уровень состояния сферы туризма в Ярославской области

 

 

2.1. Исторические предпосылки образования туризма в Ярославской области

 

История Ярославской земли наполнена дыханием веков, героическим и подвигами ярославцев, сокровищами русской культуры. Этот старинный красивый город расположен на берегах реки Волги. Много веков назад на его месте, на расстоянии 10-12 км друг от друга было расположено несколько селений. Одно из них носило название "Медвежий угол", и рядом с ним находилось языческое святилище.

А в устье рек Которосли и Волги, неподалёку от «Медвежьего угла», в посёлке проживали потомки угро-финских племен, смешавшиеся в период становления киевской Руси с представителями славянского народа. Основными занятиями жителей "Медвежьего угла" были земледелие, охота и рыболовство. Кроме того, у них имелись торговые связи со Скандинавскими странами, Болгарией и Ближним Востоком.5

Информация о работе Направления туризма в Ярославской области