Необходимые условия для предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 22:08, курсовая работа

Описание работы

Предпринимательство – одна из важнейших составляющих современной экономики. В странах с рыночной экономикой предпринимательство получило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций. Актуальность моей работы заключается, в раскрытие предпринимательства как одной из конкретных форм проявления общественных отношений способствующей, повышению материального и духовного потенциала общества, создающего благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3

1. Предпринимательство как экономическая категория и экономический ресурс………………………………………………………………………….6

1.1 Понятие предпринимательства и подходы к его рассмотрению……..6

1.2 Признаки и функции предпринимательства…………………………..18

1.3 Необходимые условия для развития предпринимательства…………22

2. Предпринимательство и его особенности в промышленно развитых странах……………………………………………………………………….26

3. Предпринимательский потенциал России и его характерные черты…36
Заключение………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 62.99 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА»

 

 

 

 

      

Кафедра "Туризм и гостеприимство"

 

 

 

 

 

  КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине "Экономика гостиничного предприятия"

 

на тему:  "Необходимые условия для предпринимательства"

 

 

 

 

 

 

 

                                              Выполнил(а):Иванова  М. С.

                                                  студент(ка) гр.БГОЗК

                                                                                      

 

 

                Проверил (а): Ишбулатов Р. Ф.

 

 

 

 

 

Уфа – 2013

 

 

 

Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………………3

 

1. Предпринимательство как экономическая категория и экономический ресурс………………………………………………………………………….6

 

1.1 Понятие предпринимательства и подходы к его рассмотрению……..6

 

1.2 Признаки и функции предпринимательства…………………………..18                    

 

1.3 Необходимые условия для развития  предпринимательства…………22

 

2. Предпринимательство и его особенности в промышленно развитых странах……………………………………………………………………….26

 

3. Предпринимательский потенциал  России и его характерные черты…36

Заключение…………………………………………………………………..37

Список литературы…………………………………………………………40

 

 

 

 

Введение

 

Предпринимательство – одна из важнейших составляющих современной экономики. В странах с рыночной экономикой предпринимательство получило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций. Актуальность моей работы заключается, в раскрытие предпринимательства как одной из конкретных форм проявления общественных отношений способствующей, повышению материального и духовного потенциала общества, создающего благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.

Цель исследования: определить предпринимательство - как особый вид экономической активности (под которой мы понимаем целесообразную деятельность, направленную на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.

Задачи работы:

- раскрыть  понятия и сущность предпринимательства;

- узнать  краткую историю предпринимательства;

- раскрыть  виды и формы предпринимательства.

Предпринимателем в его деятельности движет воля к победе, желание борьбы, особый творческий характер его труда.

Предприниматель - это человек, который умножает не только свое, но и национальное богатство, кто находит способы лучшего использования ресурсов, снижения потерь, кто создает новые рабочие места.

Предпринимательство - это динамический процесс наращивания богатства. Богатство создается теми, кто больше всех рискует своими деньгами, имуществом, карьерой, кто не жалеет времени на создание собственного дела, кто предлагает покупателям новый товар или услугу.

Этот товар или услуга необязательно должны быть чем-то совершенно новым, главное - чтобы предприниматель сумел придать им новое качество, увеличил их ценность, затратив на это необходимые силы и средства.

Предпринимательство - историческая категория. Оно не является чем-то окончательно сложившимся и застывшим. Меняются его содержание и форма, расширяется сфера приложения.

Развитие предпринимательства являющегося продуктом рыночного хозяйства, неразрывно связано с эволюцией последнего. Исторически исходным пунктом приложения предпринимательской инициативы была торговая деятельность. Поскольку производство в своей массе еще не было ориентировано для работы на рынок, деятельность купцов была нацелена на использование существовавших несоответствий между спросом и предложением, а источником их дохода служили разницы в ценах ,перемещаемых с рынка на рынок товаров.

Поэтому в данный период функциональное содержание предпринимательства ограничивалось использованием возникавших рыночных неравновесии, а его доминирующим признаком была сопряженность с высокой степенью риска.

По мере углубления товарного характера общественного хозяйства, особенно с переходом к индустриальной стадии производства, приоритетной сферой приложения предпринимательства становятся отрасли материального производства. Теперь уже не поиск наиболее привлекательных рынков, а поиск наиболее рациональной комбинации применяемых факторов производства становится условием предпринимательского успеха.

Усложнение деятельности повлекло за собой усложнение и предпринимательской функции, обусловившее ее рассредоточение. Предпринимательская функция перестает быть монополией собственника. Постиндустриальная стадия с характерными для нее ростом роли нематериальной деятельности, динамичности и социализации производства установила иные ориентиры и приоритеты хозяйствования.

Важнейшим в предпринимательской деятельности становится не приспособление к меняющимся условиям, а способность преобразовывать сами условия хозяйствования, предугадав перспективу развития общественного производства. Не просто рациональное использование ресурсов, а рационализация самой формы и способа хозяйствования выступает ключевым моментом деятельности предпринимателя.

Предпринимательство все в большей мере охватывает сферу финансов и научной деятельности, где его инновационная функция может раскрыться наиболее полно, становясь, в то же время, коллективно выполняемой функцией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Понятие предпринимательства  и подходы к его рассмотрению

1. Предпринимательство как экономическая  категория и экономический ресурс

 

Современная экономика уже не представляется без предпринимательства и его развития. Различные аспекты предпринимательской деятельности интересуют специалистов самых разных областей знаний уже давно. Однако в современной экономической литературе отсутствует единое и четкое определение понятия предпринимательства.

В западной экономической теории начало исследования явления предпринимательства и последующее его развитие связывают с Р. Кантильоном, А. Тюрго, Ф. Кенэ, А. Смитом, Ж. Б. Сэем, а также с  К. Марксом, И. Шумпетером, А. Маршаллом Ф. Хайеком, Л. Мизесом, И. Кирцнером, М. Вебером, В. Зомбартом, П. Дракером и другими исследователями. Эти ученые и созданные ими школы определили основные моменты и характеристики предпринимательства − несение риска и экономической неопределенности (Р. Кантильон и Ф. Найт), выведение системы из состояния равновесия и приведение ее к этому состоянию (Л. Мизес, Ф. Хайек), революционная смена факторов производства (Ж. Б. Сэй, И. Шумпетер), организация практической реализации новаторской идеи (И. Тиммонс, П. Дракер, Ф. Тоссиг, Г. Шмоллер), использование в процессе производства различного рода инноваций в целях увеличения разницы в величине индивидуальной и рыночной стоимости товара (К. Маркс).

Согласно современному российскому законодательству предпринимательская деятельность (или предпринимательство) - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества - продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

По мнению И.Н. Герчиковой, предпринимательство является основным видом самостоятельной хозяйственной деятельности, которую осуществляют физические и юридические лица (предприниматели) от своего имени и на свой риск, на постоянной основе, с целью получения прибыли или предпринимательского дохода путем наилучшего использования капитала и ресурсов экономически обособленным хозяйствующим субъектом, несущим полную имущественную ответственность за результаты своей деятельности и подчиняющимся законодательству страны, в которой произведена регистрация.

В соответствии с точкой зрения С.Д. Заковырина, на уровне научного обобщения различное толкование понятий «предпринимательство» может быть определено как деятельность инновационного типа в сферах производства и обращения (товаров и денег), охватывающая все стадии научно-технической подготовки производства и его организации, а также маркетинга и реализации продукции и услуг.

Большинство практиков и исследователей делают акцент на получение прибыли, рассматривая ее как конечную цель предпринимательства. Однако предпринимательство имеет своей конечной целью не столько прибыль, сколько непрерывность воспроизводственного процесса, связанного с воспроизводством спроса и удовлетворением постоянно меняющихся, постоянно возрастающих потребностей индивидуума или социальной группы, общества в целом.

В этой связи предпринимательство более правильно определять как процесс непрерывного поиска изменений в потребностях, спросе конечного потребителя на продукцию и услуги, удовлетворения этой потребности путем организации производства, сбыта, маркетинга, логистики, менеджмента, ориентированных на самые лучшие новации, приносящие максимум производительности в каждой из стадий процесса воспроизводства.

Отсутствие общепринятой трактовке понятия «предпринимательства» обусловлено различием позиций авторов, неодинаковым уровнем исследований, характером самих разработок [21, с. 74-75].

Предпринимательство служит предметом изучения многих дисциплин. Отсюда и множественность его трактовок и определений. Сущность же предпринимательства, как экономической категории, обусловлена его природой и признаками как специфического вида хозяйственного поведения, способностью хозяйствующих субъектов реагировать на потенциальный источник выгоды.

Предпринимательство — это инициативная, связанная с хозяйственным риском и направленная на поиск наилучших способов использования ресурсов деятельность, ведущаяся с целью извлечения дохода и приумножения собственности.

По своей экономической природе предпринимательство неразрывно связано с рыночным хозяйством и является его продуктом. Как свойство хозяйственной деятельности внешне оно проявляется в стремлении извлечь дополнительную выгоду в процессе обмена. Между тем, сам по себе обмен еще не является источником предпринимательства. Он становится таковым, когда превращается в составное звено единого хозяйственного оборота, а производство для обмена становится определяющей функцией хозяйствующих субъектов. Товарное производство исторически и генетически является исходным пунктом предпринимательства. Обмен же, во-первых, стимулирует поиск новых возможностей, т.е. инициативу. Во-вторых, именно в процессе обмена предприниматель усматривает источник возможной выгоды, являющейся одновременно и мотивом, и оценкой успеха предпринятой им инициативы. В-третьих, сталкиваясь в процессе обмена с подобными себе лицами, предприниматель воспринимает свою деятельность как   состязательную.   В   четвертых,   как   механизм   удовлетворения общественных потребностей, обмен обусловливает общественный характер предпринимательской деятельности. Экономическая природа предпринимательства характеризуется через его признаки: инициативу, коммерческий риск и ответственность, комбинирование факторов производства, новаторство. Сектор малого и среднего предпринимательства охватывает различные виды производственной деятельности и типы работ, отвечающих широкому спектру возможностей рынка, что затрудняет какую-либо универсальную систематизацию или готовое сравнение деятельности предприятий, подсекторов или стран. Анализ проблем сектора малого или среднего предпринимательства ещё более осложняется в связи с различиями в официальных определениях мелких предприятий и используемой терминологии [8, с 29].

Предпринимательство — инициативная деятельность. Постоянное стремление к поиску нового, будь то производство новых товаров или освоение новых рынков, одним словом, поиск новых возможностей извлечения выгоды — отличительная черта предпринимателя. Предпринимательская инициатива — это стремление к реализации возможностей, предоставляемых самим процессом рыночного обмена, осуществляющегося к взаимной выгоде участников этого процесса. Предпринимательство следует ассоциировать не с обманом и насилием, а с извлечением выгоды посредством удовлетворения общественных потребностей — с "духом ненасильственного приобретательства". Хотя инициатива является свойством человеческой натуры, проявление ее в качестве функционального признака предпринимательской деятельности обусловлено самой природой рыночного хозяйства. Инициируя свои начинания, любой предприниматель, несомненно, опирается на обладание некими преимуществами, дающими ему уверенность в успехе. Такие преимущества могут быть извлечены из самой рыночной среды, к примеру, из-за асимметрии информации. Лица, обладающие большей информацией, получают известные преимущества, что и порождает инициативу как стремление использовать их к собственной выгоде.

Инициатива требует известной хозяйственной свободы. Когда уровень регламентации предпринимательской деятельности слишком высок, инициативная активность снижается, оборачиваясь деловой стагнацией. В этом смысле создание условий для активизации инициативы у субъектов хозяйствования - ключевая задача перехода к предпринимательству. Однако асимметрия информации создает и известную неопределенность в деятельности предпринимателя. Неопределенность возникает как в связи с чисто рыночными свойствами — изменение конъюнктуры, цен и предпочтений потребителей, так и в силу специфики предпринимательства, выраженной, прежде всего, в непредсказуемой реакции рынка на предлагаемые решения. Таким образом, вся окружающая предпринимателя действительность представляется в виде неподвластной ему неопределенности что и порождает коммерческий риск. Хотя риск и является органической   компонентой   предпринимательской   деятельности,   само предпринимательство не связано со склонностью к риску. Нацеленность предпринимателя на обращение рыночной неопределенности и свою пользу выступает решающим фактором при принятии им решений. Не человеческие качества в виде склонности к безрассудному риску, а предполагаемое вознаграждение заставляет предпринимателя идти на риск. Поэтому величина принимаемого им на себя риска напрямую зависит от вероятного увеличения дохода. Коммерческий риск отличается от риска вообще тем, что основывается на трезвом расчете и учете возможных отрицательных последствий. Стремление к успеху здесь всегда уравновешивается хозяйственной ответственностью. Сопровождающая риск хозяйственная ответственность ставит перед предпринимателем задачу овладения риском и управления им. И если упразднить рыночную неопределенность не в силах предпринимателя, то снизить риск ему вполне под силу. Наиболее известным механизмом снижения риска является страхование, позволяющее трансформировать риск в незначительные дополнительные издержки. Проблема, однако, состоит в том, что новаторский характер предпринимательской деятельности чрезвычайно затрудняет достоверную оценку вероятного риска, сужая, тем самым, возможности применения страхования именно в сфере предпринимательства. Предпринимательская же инициатива, наоборот, предполагает создание новых, ранее не встречавшихся ситуаций, вероятный исход которых оценить очень трудно, а порой невозможно. Следовательно, возможности для страхования именно предпринимательской деятельности снижаются. Другой способ снизить риск — это разделить его с другими заинтересованными лицами. Между тем, способствуя снижению риска (возможные потери для отдельного участника), этот способ подрывает предпринимательскую мотивацию, так как предпринимательский доход будет разделен среди участников предприятия. Противоречие, возникающее между мотивированным стремлением к риску и желанием снизить степень риска, может быть разрешено путем создания системы управления риском. В самом общем виде такая система должна включать

Информация о работе Необходимые условия для предпринимательства