Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 22:08, курсовая работа
Предпринимательство – одна из важнейших составляющих современной экономики. В странах с рыночной экономикой предпринимательство получило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций. Актуальность моей работы заключается, в раскрытие предпринимательства как одной из конкретных форм проявления общественных отношений способствующей, повышению материального и духовного потенциала общества, создающего благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.
Введение………………………………………………………………………3
1. Предпринимательство как экономическая категория и экономический ресурс………………………………………………………………………….6
1.1 Понятие предпринимательства и подходы к его рассмотрению……..6
1.2 Признаки и функции предпринимательства…………………………..18
1.3 Необходимые условия для развития предпринимательства…………22
2. Предпринимательство и его особенности в промышленно развитых странах……………………………………………………………………….26
3. Предпринимательский потенциал России и его характерные черты…36
Заключение………………………………………
В рыночной экономике развитых стран предпринимательство построено на принципе кооперирования крупных и малых предприятий, причем крупные предприятия ориентируются не на подавление малого бизнеса, а наоборот, на взаимовыгодное сотрудничество с ним. Поэтому крупные и малые предприятия взаимодополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках. Если крупное производство ориентируется на массовый относительно однородный спрос, выпуск больших партий стандартной продукции, то малые предприятия функционируют на небольших сегментах рынка, в избранных ими нишах с ограниченной номенклатурой изделий. Рыночные ниши представляют собой рынки готовой продукции, прежде всего высокой технологии, которые образуются в тех случаях, когда спрос на определенном рынке не может быть удовлетворен крупным производством из-за малой емкости самого рынка либо из-за того, что производство не может достигнуть такого размера, при котором оно покрыло бы весь спрос на данном рынке. Тенденции современного производства и международной торговли способствуют возникновению подобных ниш [4, с. 95].
Широкое распространение в сотрудничестве крупных и малых предприятий получила в современных условиях система контрактных отношений на основе франчайзинга. Ее суть состоит в том, что крупная фирма предоставляет малой фирме исключительное право использовать свой технологический опыт и знания, а также торговую марку. Крупная фирма обычно предоставляет также кредит на льготных условиях, оказывает различного рода консультационные услуги и сдает в аренду оборудование. Франчайзинг способствует освоению малыми фирмами новых технологий, расширению сферы малого бизнеса.
Особенностью малого бизнеса в развитых странах в современных условиях является его интеграция в производственные сети крупных промышленных структур. Организационными формами такой интеграции являются финансируемый лизинг, франчайзинг, долгосрочные контракты на поставки комплектующих изделий под определенные финансовые гарантии. Число мелких и средних предприятий, охваченных такой формой хозяйственных отношений, составило в США в конце 80-х годов 50 тысяч с объемом продаж 632 миллиарда долларов. По оценкам оборот фирм на основе франчайзинга достиг к 2005 году 1 триллиона долларов. Во всех странах с развитой рыночной экономикой осуществляется государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства. Для этого созданы специальные государственные организации, выражающие и защищающие интересы малого предпринимательства, следящие за выполнением намеченных правительственных программ. Государственная поддержка малого предпринимательства опирается на законодательную правовую и финансовую базу, а также на организационно-методическую систему и систему различных исследований [4, с. 97].
Государственное регулирование и содействие развитию предпринимательства имеет целью:
• интенсификацию инвестиционных процессов;
• стимулирование инноваций путем финансирования разработок новой продукции [10, с. 5].
В странах с развитой рыночной экономикой государственная поддержка предпринимательства опирается на соответствующее законодательство. Во всех странах созданы специальные государственные организации, выражающие и защищающие интересы предпринимательства, следящие за выполнением намеченных правительственных программ. Получили распространение две формы государственной поддержки:
В США малый бизнес институционально организован и интегрирован в государственные структуры через специальные комитеты Конгресса, Администрацию по делам малого бизнеса, систему региональных ассоциаций, инкубаторов малого бизнеса. В Японии регулирующая роль государства отражена в законах об основах политики по отношению к малым и средним предприятиям, содействии их модернизации, руководстве их деятельностью; в Законе о Центральном кооперативном банке для торговли и промышленности и ряде других. В Великобритании законодательно принят ряд программ, в частности, программа расширения бизнеса, предусматривающая меры по налоговой поддержке малого предпринимательства, и Программа гарантированного проекта, облегчающая малым фирмам доступ к банковским кредитам.
Важным элементом государственного регулирования рыночной экономики являются методы и инструменты, применяемые для финансовой поддержки предпринимательства в рамках национальной экономической системы.
В американской экономике сложилось две независимо сосуществующих формы финансовой поддержки предпринимательства: частное и государственное. Государственная поддержка осуществляется прямым финансированием через специально созданную в 1953 году Администрацию Малого Бизнеса США (SBA)[2]. Это федеральная структура с региональными и межрегиональными подразделениями по всей стране, существующими в форме филиалов или местных центров (SBDCs - Small Business Development Centers), финансируемыми из федерального бюджета. Эти подразделения оказывают предпринимателям услуги в любой сфере инфраструктуры малого бизнеса и на любом этапе его существования: от самозанятости до выхода на мировой рынок. В Администрации Малого Бизнеса ежегодно разрабатываются и реализуются программы развития малого бизнеса по разным направлениям. На сегодняшний день их около пятидесяти. Наиболее известные из них - «7а» и «504».
Программа «7а» предусматривает предоставление гарантии предпринимателю при обращении за кредитом в банк, если он не имеет требуемого банком обеспечения. Для суммы не более 750 тыс. долл. США гарантия предоставляется на 75% займа; не более 100 тыс. долл. США - на 80%. Сроки предоставления гарантий значительны: до 10 лет на оборотный капитал и до 25 лет на основной, при этом процентная ставка не должна превышать 2,75 пункта ставки займа.
Программа «504» предназначена оказывать содействие предпринимателям в расширении и модернизации своего бизнеса. Деятельность предприятия подвергается финансовому анализу, и при положительном решении предоставляется долгосрочный кредит для покупки элементов основного капитала. В рамках данной программы гарантия предоставляется под 40% займа, но ее сумма не должна превышать 1 млн. долл. США. Экспортные операции малого бизнеса кредитуются через Центры содействия экспорту, созданные Администрацией малого бизнеса совместно с Министерством торговли США.
Важными направлениями деятельности Администрации малого бизнеса являются информационная поддержка и обучение предпринимателей. Для реализации этого направления при SBA созданы группы SCORE (Counselors to America's Small Business), имеющие около 400 филиалов, в которых работают свыше 10 тыс. бывших и нынешних руководителей и владельцев малых предприятий. Особую группу в этом направлении образуют Центры женщин-предпринимателей (WBCs), специализирующиеся на подготовке женщин к управлению малым бизнесом (таких центров около 100). В группах SCORE и WBC проводятся различные курсы и тренинги. Их деятельность финансируется Федеральным Правительством и приносит опосредованную выгоду в виде прироста ВВП [2].
В Германии государство предоставляет финансовые ресурсы коммерческим кредитным организациям, кредитующим малого предприятия, с целью стимулирования микрофинансирования малого бизнеса. Для этого создана финансовая группа KfW Group, которая на 80% принадлежит Правительству Германии. Эта группа выполняет функции и банка развития, и агентства по финансированию экспорта, и кредитной организации. Она предоставляет льготные кредиты более 3 млн. малых предприятий Германии.
Особенностью предоставления кредитов по немецким государственным программам являются разработанные единые и ясные для всех правила в совокупности с типовыми принципами банковского кредитования, т.е. кредиты могут получить только кредитоспособные предприниматели, а прочие факторы во внимание не принимаются. Заявки на получение кредитов подаются в коммерческие банки, которые заключают с финансовой группой KfW договор о рефинансировании кредитов, в соответствии с которым обязуются возвратить предоставленные им средства. Затем государственный банк переводит деньги коммерческим банкам, а те, в свою очередь, предоставляют кредиты малым и средним предприятиям. Коммерческий банк заключает с предприятием кредитный договор, в котором указывается цель получения кредита, оговоренная в договоре о рефинансировании с государственным банком. Выплаты предпринимателей по процентам и по основному кредиту переводятся коммерческим банком государственному. Коммерческие банки при этом берут на себя от 50 до 100 % ответственности за возврат предоставленных кредитов. За услуги по реализации льготных кредитов коммерческие банки получают маржу.
Кроме финансовой помощи, немецкое государство также оказывает предпринимательству и активную информационную поддержку путем организации всесторонних консультаций для предпринимателей всех стадий развития бизнеса.
В Финляндии реализация государственной поддержки малого и среднего предпринимательства происходит через созданное в 1999 году ОАО «Финнвера», 100 % акций которого находится в собственности государства. Это акционерное общество создано для предоставления высокорисковых кредитов с целью содействия как развитию деятельности национальных предприятий внутри страны, так и их выходу на мировой рынок.
На финансовом рынке ОАО «Финнвера» тесно сотрудничает с банками и другими финансовыми организациями, дифференцируя свои финансовые услуги для удовлетворения существующих или потенциальных потребностей предпринимателей в особых кредитах с повышенным риском. При этом направления кредитования разрабатываются в соответствии со стратегическими целями региональной и промышленной политики государства. Решения о кредитовании принимаются на основе анализа хозяйственной деятельности предприятия, в котором оцениваются экономическое положение предприятия на данный момент, его позиция на рынке, а также общие перспективы отрасли и данного предприятия. Как правило, «Финнвера» выступает как соинвестор с другими финансовыми организациями. Разделение рисков осуществляется за счет многоканального финансирования, схема которого разрабатывается для каждого предприятия.
Принятию решения о финансировании при открытии предприятия или его развития всегда предшествует анализ его деятельности, изучение его экономического положения и проекта, за финансированием которого обращаются. Результаты такого исследования нужны также и самому предпринимателю как важный инструмент для оценки собственной деятельности и факторов успеха. Специалисты «Финнвера» имеют широкий опыт аналитических исследований предпринимательской деятельности в различных отраслях экономики Финляндии, а также являются профессионалами по рискованному финансированию и управлению рисками. «Финнвера» постоянно сотрудничает с банками и другими отечественными и международными организациями с целью развития конкурентоспособных и отвечающих потребностям клиентов форм финансирования.
Эксперты ЕС уже в течение многих лет склонны оценивать всю структуру малого и среднего предпринимательства Испании почти как образцовую не только по форме ее организации, но и по результатам деятельности. Едва ли не главный аргумент для такой оценки — 72% ВВП, которые этот вид бизнеса дает.
Малый и средний бизнес в Испании начал формироваться и активно развиваться в 1970-е гг. Высокие экономические показатели были достигнуты благодаря высокой степени развития малого бизнеса. Малые и средние предприятия помогли избавить страну от безработицы, способствовали общему подъему.
Доля предприятий малого и среднего бизнеса Испании в некоторых отраслях доходит до 80% (сельское хозяйство), в остальных отраслях — в среднем 25-30% (строительство, промышленность, судостроение). Основные отрасли предприятий малого и среднего бизнеса — это агропромышленный комплекс (сельское хозяйство, зерно), черная и цветная металлургия, пищевая промышленность (производство продуктов, кондитерских изделий, виноделие), строительство, туризм и т.д.
Таким образом, государства с рыночной экономикой проводят активное регулирование предпринимательства и оказывают широкое содействие его развитию, применяя формы и методы, разработанные с учетом стратегических целей национальных экономик.
3. Предпринимательский потенциал России и его характерные черты.
У России состояние ее предпринимательского потенциала обусловлено переходным характером российской экономики. С одной стороны, в нашей стране быстро растет численность и квалификация предпринимателей (этому способствует сравнительно радикальный характер экономической реформы и высокий уровень образования населения), расширяется предпринимательская (рыночная) инфраструктура, увеличивается число желающих стать предпринимателями, а с другой стороны, значительная часть российских предпринимателей не имеет необходимого опыта и соответствующего образования, слабы и неэффективны многие институты рыночной инфраструктуры, очень низка предпринимательская этика и культура, значительная часть населения враждебно относится к предпринимателям как слою общества. Характерными чертами предпринимательства в России является тесная связь предпринимателей с государственным аппаратом. Во-первых, в стране сохраняется огромное число полугосударственных предприятий, которые были приватизированы не полностью, и поэтому их нынешние руководители должны учитывать возможности государственного вмешательства в управление этими фирмами («Газпром», «ЕЭС России» и др.). Во-вторых, очень высока зависимость даже целиком частных компаний от государственного аппарата из-за высокой бюрократизации всей жизни в стране, в том числе хозяйственной. В-третьих, значительная часть российских предпринимателей является выходцами из государственного аппарата, так как получила доступ к управлению приватизированными или даже с самого начала частными компаниями в результате своих тесных связей с этим аппаратом
Информация о работе Необходимые условия для предпринимательства