Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 22:08, курсовая работа
Предпринимательство – одна из важнейших составляющих современной экономики. В странах с рыночной экономикой предпринимательство получило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций. Актуальность моей работы заключается, в раскрытие предпринимательства как одной из конкретных форм проявления общественных отношений способствующей, повышению материального и духовного потенциала общества, создающего благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.
Введение………………………………………………………………………3
1. Предпринимательство как экономическая категория и экономический ресурс………………………………………………………………………….6
1.1 Понятие предпринимательства и подходы к его рассмотрению……..6
1.2 Признаки и функции предпринимательства…………………………..18
1.3 Необходимые условия для развития предпринимательства…………22
2. Предпринимательство и его особенности в промышленно развитых странах……………………………………………………………………….26
3. Предпринимательский потенциал России и его характерные черты…36
Заключение………………………………………
Определяющей в развитой рыночной экономике является общеэкономическая функция, которая объективно обусловлена ролью предпринимательских организаций и индивидуальных предпринимателей как субъектов рынков. Предпринимательская деятельность направлена на производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) и их доведение до конкретных потребителей: домохозяйств, других предпринимателей, государства, что, в первую очередь, и предопределяет общеэкономическую функцию. Причем предпринимательская деятельность осуществляется ее субъектами под воздействием всей системы экономических законов рыночной экономики (спроса и предложения, конкуренции, стоимости и др.), что является объективной основой проявления общеэкономической функции. Поступательное развитие предпринимательства является одним из определяющих условий экономического роста, увеличения объемов валового внутреннего продукта и национального дохода, а этот фактор также выступает как проявление в системе хозяйственных отношений общеэкономической функции.
Важнейшей функцией предпринимательства является ресурсная. Развитие предпринимательства предполагает эффективное использование как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов, причем под ресурсами следует понимать все материальные и нематериальные условия и факторы производства. Разумеется, в первую очередь, трудовые ресурсы (в широком понимании этого слова), землю и природные ресурсы, все средства производства и научные достижения, а также предпринимательский талант. Предприниматель может добиться наивысших успехов, если сумеет генерировать научно-технические идеи, нововведения в той сфере деятельности, в которой он создает собственное дело, будет использовать высококвалифицированную рабочую силу, эффективно потреблять все виды ресурсов. Но стремление к максимальному доходу (прибыли) предпринимателей часто приводит к хищническому использованию ресурсов. Такие предприниматели своей деятельностью наносят вред окружающей среде и населению. В связи с этим важное значение приобретает регулирующая роль государства, устанавливающего формы ответственности предпринимателей за неправильное использование ресурсной функции, которая противоречива и имеет двоякий характер. Предприниматель как собственник ресурсов заинтересован в их рациональном использовании и в то же время может безжалостно относиться к общественным ресурсам. Об этом свидетельствуют история развития предпринимательства и история научно-технических революций, последствия которых для человека противоречивы.
Предпринимательству как новому типу антибюрократического экономического хозяйствования свойственна творческо-поисковая, инновационная функция, связанная не только с использованием в процессе предпринимательской деятельности новых идей, но и с выработкой новых средств и факторов для достижения поставленных целей. Творческая функция предпринимательства тесным образом связана со всеми другими функциями и обусловлена уровнем экономической свободы субъектов предпринимательской деятельности, условиями принятия управленческих решений.
В процессе становления рыночной экономики предпринимательство приобретает социальную функцию, проявляющуюся в возможности каждого дееспособного индивидуума быть собственником дела, с наибольшей отдачей проявлять свои индивидуальные таланты и возможности. Эта функция все более проявляется в формировании нового слоя людей – людей предприимчивых, тяготеющих к самостоятельной хозяйственно-экономической деятельности, способных создавать собственное дело, преодолевать сопротивление среды и добиваться поставленной цели. В то же время увеличивается численность наемных работников, которые, в свою очередь, экономически и социально зависят от того, насколько устойчива деятельность предпринимательских фирм.
Чем эффективнее функционируют предпринимательские организации. тем существеннее поступления их средств в бюджеты различных уровней и в государственные внебюджетные социальные фонды. В то же время развитие предпринимательства обеспечивает рост числа рабочих мест, сокращение уровня безработицы, повышение уровня социального положения наемных работников.
Важнейшей функцией предпринимательства является организаторская, которая проявляется в принятии предпринимателями самостоятельного решения об организации собственного дела, его диверсификации, во внедрении внутрифирменного предпринимательства, в формировании предпринимательского управления, в создании сложных предпринимательских структур, в изменении стратегии деятельности предпринимательской фирмы и т.д. Организаторская функция особенно четко проявляется в быстром развитии малого и среднего предпринимательства, а также в «коллективном (сетевом) предпринимательстве», в создании народных предприятий.
Следовательно, сущность предпринимательства наиболее комплексно проявляется в сочетании всех присущих ему функций, которые объективно свойственны цивилизованному предпринимательству, но во многом зависят от самих субъектов предпринимательской деятельности, от системы государственной поддержки и регулирования предпринимательства [11; 25].
1.3 Необходимые условия для
Любое предприятие либо фирму нужно рассматривать как целостную систему в единстве всех составляющих её частей и в связи с внешним миром.
Фирма или иная организация получает от окружающей среды материалы, сырьё, человеческие ресурсы, информацию и др. Затем организация обрабатывает данные компоненты и преобразует их в продукцию или услуги. Эта продукция и услуги организация выносит в окружающую среду.
Если конструкция функционирования фирмы результативна, то в ходе процесса преобразования увеличивается стоимость на компоненты полученные от окружающей среды. Вследствие чего появляются дополнительные возможности: прибыль, увеличение товара и продаж, реализация социальной ответственности, удовлетворение работников, рост организации и т. п.
Таким образом, фирма должна быть в состоянии эффективно реагировать и приспосабливаться к изменениям внешнего окружения, чтобы обеспечить выживание и достижение назначенных целей. Это особенно актуально в нестабильных условиях, где недооценка внешних условий деятельности может привести к неудачному бизнесу вообще.
Факторы воздействия внешней среды, оказывающие непосредственное влияние на функционирование фирмы и действующие за её пределами, причисляются к среде прямого воздействия, а все другие можно причислить к среде косвенного воздействия. Отсюда следует, что факторы различают два уровня внешней среды, проявляющих различное влияние на функционирование фирмы.
К основным факторам относятся:
Поставщиками для фирмы являются организации или другие фирмы, обеспечивающие её различными ресурсами.
Для роста и процветания необходимы также поставщики капитала, а поставщиками могут быть банки, частные лица, акционеры, государственные учреждения, предоставляющие взаймы.
Подбор рабочей силы – особое место в решении всех поставленных перед фирмой задач. Так как без людей, способных использовать материалы, невозможно эффективное функционирование фирмы.
Конкуренты тоже причисляются к внешнему фактору, действие которых нельзя оспаривать. И в условиях рынка руководители фирм и предприятий понимают, что если не удовлетворять потребности потребителей так же эффективно, как это делают конкуренты, то и результаты их деятельности могут быть плачевными. Зачастую именно конкуренты, а не покупатели определяют, какие продукты можно реализовать и какую установить цену.
Помимо конкуренции за потребителей ведётся ещё борьба за трудовые ресурсы, материалы, капитал и право применять установленные технические новшества.
Контактные аудитории относятся к внешним силам, которые оказывают непосредственное воздействие на принятие решений фирмы из-за различного рода интересов к её деятельности. Контактные аудитории классифицируются следующим образом:
1.Государственные
учреждения надзора и
2.Средства массовой информации, в частности рекламные агентства, газеты, журналы, теле и радио эфиры и т.д.
3.Общественные организации: профсоюзы, гражданские группы общественного мнения и др.
4.Местные контактные аудитории: общины, религиозные организации и др.
5.Собственные служащие и рабочие фирмы. Они имеют конкретные суждения о её деятельности и, безусловно, могут как позитивно, так и негативно подействовать на достижения намеченных фирмой цели.
Среда косвенного воздействия включает в себя факторы:
Данные факторы не оказывают прямого незамедлительного воздействия на функционирование фирмы, но, тем не менее, отражаются на нём.
Число экономических факторов столь велико и многообразно, что в полном объёме их не перечислишь, приведу лишь некоторые: инфляция, которая сокращает покупательную способность потребителей; новые налоги, которые изменяют распределение доходов, приводят к переменам покупательной способности; уровень процентных ставок на капитал - может сделать выгодными инвестиции в новые предприятия; уровень занятости – определяет наличие свободных рабочих мест и, следовательно, избыток или недостаток рабочей силы, что влияет на уровень заработной платы работника при заключении трудового соглашения.
Фирмы, стремящиеся к успеху, должны эффективно приспосабливаться к технологическим изменениям и использовать их для получения преимуществ на конкурентном рынке.
Особое влияние на деятельность фирмы оказывают демографические факторы, хотя они не всегда берутся в расчёт. Любая производственная система должна учитывать структурные изменения демографического развития.
Темпы рождаемости и связанные с этим социальные меры по защите материнства также могут повлиять на рынок товаров и услуг. Рост численности пенсионеров, одиноких людей ведёт к появлению многочисленных фирм, занимающих ниши на рынках сервиса, производства одежды, развлечений для этих социальных групп населения.
Следовательно, для выживания и достижения назначенных целей, фирме необходимо эффективно реагировать и подстраиваться к изменениям внешней среды [23; 24].
2. Предпринимательство и его
особенности в промышленно
Предпринимательство играет исключительно важную роль в экономической и социальной жизни промышленно развитых стран, где на его долю приходится до 70% валового национального продукта. В странах с высоким предпринимательским потенциалом важнейшую роль обычно играет малый и средний бизнес, являющийся питательной средой предпринимательства, своего рода «кузницей» предпринимательских кадров. В США, например, 40% ВНП создается на предприятиях малого и среднего бизнеса.
Одной из первых западноевропейских стран, обратившей внимание на роль малого бизнеса, была Великобритания. Исследования, проведенные там, показали, что наиболее эффективны фирмы с числом занятых 1-19 человек. Такие фирмы составляли 96% от общего числа мелких фирм Великобритании (2,4 миллионов). В начале 90-х годов на долю малого бизнеса приходилось 21% общего товарооборота, в нем было занято 36% всех наемных работников. Сейчас в Великобритании каждый восьмой взрослый занят собственным бизнесом [15, с. 21].
В США функционирует более 15 миллионов малых предприятий, которые производят около 40% внутреннего валового продукта и S валового продукта частного сектора и обеспечивают занятость почти половины трудоспособного населения. Малый бизнес осваивает в США вдвое больше нововведений, чем крупные корпорации [2].
В Германии насчитывается около 2 млн. мелких и средних предприятий (более 99% всех предприятий страны), которые производят до 50% внутреннего валового продукта. В сфере мелкого и среднего бизнеса занято 2/3 всего экономически активного населения. За последнее десятилетие на малых предприятиях (с численностью менее 20 человек) число занятых возросло на 600 тысяч человек, тогда как на более крупных (с численностью 21-100 работающих) - лишь на 90 тысяч.
В Японии на начало 90-х гг. малые и средние предприятия в отраслях производственной и непроизводственной сферы составляли 99,1%, а численность занятых на них - 79,2%». На долю подобных фирм приходится 78% годовой выручки в розничной торговле и 62,1% - в оптовой торговле.
Малые предприятия играют важную роль в механизме саморегулирования рыночной экономики развитых стран. Это обусловлено их тесными связями с крупным бизнесом как по линии субпоставок, так и по линии разработки нововведений. Серийное производство и организация сбыта нового продукта, требующие крупных капиталовложений, соответствующих производственных мощностей и ресурсов, не под силу малому бизнесу, и они передают их для внедрения крупным фирмам. Подсчитано, что малый бизнес США дал около 50% всех нововведений и большинство новейших технологий, которые определяют лицо современного научно-технического прогресса. Из 61 крупного открытия XX в. 48 были сделаны в малых и средних фирмах. Малые предприятия впервые разработали и внедрили: персональный компьютер, копировальную технику, крекинг нефти, шариковую ручку. По данным Национального научного фонда США в расчете на 1 доллар, вложенный в научно-исследовательские работы, малые предприятия дали в четыре раза больше новинок, чем средние, и в 24 раза больше, чем крупные корпорации. На одного сотрудника малого предприятия по статистике приходится в 2,5 раза больше инноваций, чем на работника крупного предприятия [2].
Информация о работе Необходимые условия для предпринимательства