Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 22:42, курсовая работа
Главной целью курсовой работы является исследование системы управления персоналом, анализ и оценка ее эффективности.
К основным задачам кадровой политики предприятия можно отнести:
• рассмотрение сущности и цели, субъектов и методов управления персоналом;
• исследование особенностей управления персоналом в современной экономике, основных факторов повышения его роли в современном обществе;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ КАДРОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА ПРЕДПРИЯТИЙ 4
1.1 Персонал как объект управления 4
1.2 Система кадровой политики прежприятия 5
1.3 Анализ эффективности управления персоналом 9
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В ТУРИСТСКОЙ СФЕРЕ 11
2.1 Выявление особенностей управления персоналом туристского предприятия 11
2.2 Роль планирования развития персонала туристского предприятия 12
ГЛАВА 3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ КАДРОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ТУРИСТСКИМ ПРЕДПРИЯТИЕМ 15
3.1 Классификация затрат туристского предприятия на персонал 15
3.2 Эффект от управления персоналом туристского предприятия 17
3.3 Основные подходы к оценке эффективности управления персоналом туристского предприятия 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 23
Применительно к управлению персоналом проблема соизмерения затрат и результатов в оценке экономической эффективности требует конкретизации, и прежде всего необходимо выяснить, что предстоит оценивать:
Рассмотрим более подробно каждый из этих подходов.
Достижение конечного результата
Общий экономический эффект можно рассматривать как результат всей деятельности предприятия. В туристском бизнесе, этим результатом можно рассматривать количество всех реализованных туристских путевок.
Реализованная продукция (туристские путевки) должна быть выражена в текущих ценах, что позволяет соизмерять результат с затратами. Таким образом, повышение эффективности может быть достигнуто либо путем сокращения затрат для получения того же по объему производственного результата, либо за счет более медленных темпов увеличения затрат по сравнению с темпами возрастания результата, когда увеличение последнего достигается за счет лучшего использования имеющихся ресурсов.
Наиболее часто для оценки эффективности производства применяется показатель эффективности затрат труда, в частности показатель производительности труда:
Пт = Оп / Т (3.1),
где Пт – производительность труда;
Оп - объем (количество) реализованных путевок в течение определенного календарного периода;
Т - затраты труда (чел.-ч., чел.-дн., средняя списочная численность работников).
На туристском предприятии можно рассчитать показатель, характеризующий объем продукции (или прирост объема продукции), приходящийся на 1 руб. затрат на рабочую силу. Этот показатель определяется:
а) как частное
от деления объема произведенной
продукции в стоимостном выраже
Ф = Оп / 3 (3.2),
где Ф - объем продукции, приходящийся на 1 руб. затрат на рабочую силу;
Оп - объем (количество)
реализованных путевок в
З – затраты предприятия на рабочую силу.
б) путем деления уровня производительности труда (в стоимостном выражении) на величину издержек, приходящихся на ту же единицу затрат труда:
Ф = Пт / Ст (3.3),
где Ф - объем продукции, приходящийся на 1 руб. затрат на рабочую силу;
Пт – производительность труда;
Ст – величина издержек, приходящихся на ту же единицу затрат труда.
Можно также рассчитать показатель, представляющий собой "удельную затратоемкость продукции", где в качестве затрат принимаются издержки предприятия на содержание рабочей силы:
Ур = 3 / Оп (3.4),
где Ур - издержки предприятия на содержание рабочей силы;
З – затраты предприятия на рабочую силу;
Оп - объем (количество) реализованных путевок в течение определенного календарного периода.
Показатель удельной затратоемкости Ур является обратным по отношению к показателю объема продукции в расчете на 1 руб. затрат Ф и характеризует затраты на рабочую силу (в руб.), необходимые для получения 1 руб. продукции [9].
Динамика показателя объема продукции в расчете на рубль затрат на рабочую силу Ф позволяет контролировать изменение эффективности этих затрат: рост реализованной продукции (количество проданных путевок) на единицу затрат говорит об их целесообразности. При снижении отдачи затрат необходим анализ причин, чтобы выяснить влияние как внешних, так и внутренних факторов, т.е. рационально ли использовало созданный благодаря произведенным затратам трудовой потенциал своих работников само предприятие.
Достижение целей управления при минимуме затрат
Эффективность характеризует не только результативность деятельности, но и ее экономичность, т.е. достижение определенного результата с минимальными затратами. Отсюда следует, что при оценке системы управления как таковой могут быть использованы показатели не только производительности труда, но и экономичности самой системы.
При оценке эффективности можно выделить стадии воспроизводства рабочей силы, такие как производство, распределение, потребление с конкретизацией целей на каждой из них с разработкой количественных и качественных характеристик, изменение которых в ходе управления должно быть осуществлено при минимуме затрат.
Выявить и проанализировать эффективность управления персоналом можно и по направлениям этого процесса: через эффективность избранной кадровой политики, подготовки и переподготовки кадров, повышения квалификации, через эффективность работ, направленных на сокращение сроков адаптации кадров и т.д.
Источником эффекта во всех этих случаях является экономия средств на достижение поставленных целей. Однако необходимо подчеркнуть, что главная целевая задача управления персоналом - достижение такого состояния трудового потенциала, которое обеспечивало бы определенный экономический и социальный эффект, а не максимальная экономия затрат на рабочую силу, так как дешевая рабочая сила - не всегда самая лучшая.
Поэтому минимизация затрат, как критерий эффективности должна рассматриваться применительно не вообще к кадровой политике, а к достижению конкретных количественных и качественных параметров трудового потенциала, к проведению тех или иных мероприятий при условии достижения поставленных перед ними целей.
Проблематичным остается здесь и выбор временного периода, применительно к которому рассчитывается эффект. Так, экономия средств, достигнутая при наборе и подготовке кадров, в последующем может обернуться значительными затратами на постоянное повышение квалификации и переподготовку в процессе использования рабочей силы. Поэтому, если считать эффективность исходя из затрат текущего года, то результат может быть положительным, чего нельзя сказать, рассматривая эффективность предпринятых шагов по укомплектованию предприятия рабочей силой на основе результатов работы за 3 - 5 лет.
При этом подходе эффективность управления персоналом определяется через оценку прогрессивности самой системы управления, уровня технической оснащенности управленческого труда, квалификации работников, оперативности руководства и др. Выступая факторами повышения эффективности самого управления, они не могут не сказаться на результатах производственной и хозяйственной, деятельности предприятия.
Эффективность
организационной структуры
Таким образом, каждый из рассмотренных подходов к оценке экономической эффективности имеет свои положительные моменты и свои трудности в реализации. Применение того или иного подхода зависит от целевой задачи анализа, методов учета затрат на персонал. Поэтому в задачу каждого предприятия, в том числе и туристического, входит разработка направлений повышения эффективности кадрового менеджмента.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Значимость творческого отношения к труду и высокого профессионализма побуждает искать новые формы управления, развивать потенциальные способности персонала, обеспечивать его мотивацию к трудовому процессу. Управление человеческими ресурсами является одним из важнейших направлений деятельности организации и считается основным критерием ее экономического успеха, даже впереди совершенствования технического процесса. Можно иметь отличную технологию, но при неквалифицированном персонале работа будет загублена. Таким образом, ключевой составляющей бизнеса является управление кадрами, технология управления персоналом.
В первой части был изложен
Во второй части работы приведены основные особенности кадровой политики, проводимой туристскими предприятиями. Определены основные задачи менеджера, выявлены основные стратегии развития персонала туристского предприятия.
В заключительной главе курсовой работы предлагается несколько методов для оценки эффективности кадровой политики туристского предприятия. Рассматриваются затраты фирмы на рабочую силу и анализируется экономический эффект от проводимой кадровой политики на предприятии.
Персонал считается ядром любой организации, реальными ресурсами в борьбе с конкурентами. Необходимо способствовать развитию положительных результатов деятельности каждого отдельного работника.
Изучение и использование принципов, моделей и критериев кадрового менеджмента помогут руководителю решить многие проблемы управления персоналом на предприятии.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ