Основные организационные принципы детских спортивных лагерей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 22:44, курсовая работа

Описание работы

Наиболее часто в практике подобные смены проводят педагоги спортивных школ. Летние тренировочные сборы спортсменов имеют многолетнюю историю, накоплен определенный опыт проведения смен, где время подчинено логике тренировок, которые выстраиваются тренерами-преподавателями в соответствии с базовой программой. Свободное от тренировок время для ребят проводятся различные мероприятия.

Содержание работы

Введение стр.2-3
Глава 1. Основные организационные принципы детских
спортивных лагерей

1.2 Формы организации физкультурно-массовой и
сервисной работы в детском
спортивно-оздоровительном лагере стр.4-6


Глава 2. Педагогические основы организации спортивной деятельности в детском спортивно- оздоровительном лагере

2.1 Особенности организации спортивного
отдыха и виды спортивно-оздоровительных
услуг в детском спортивно- оздоровительном лагере стр.7-13
2.2 эффективность спортивно-оздоровительных
услуг в детском спортивно-оздоровительном лагере стр.14-19

Вывод.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая по сос(дубль).doc

— 116.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление

  1. Введение                                                                                             стр.2-3
  2. Глава 1. Основные организационные принципы детских

                    спортивных лагерей     

 

1.2 Формы организации физкультурно-массовой и

сервисной   работы в детском

спортивно-оздоровительном лагере                                               стр.4-6

 

 

  1. Глава 2. Педагогические  основы организации спортивной деятельности в детском спортивно- оздоровительном лагере

 

2.1 Особенности организации спортивного

отдыха и  виды спортивно-оздоровительных

 услуг в  детском спортивно- оздоровительном лагере                стр.7-13                                                

2.2 эффективность спортивно-оздоровительных

услуг в детском  спортивно-оздоровительном лагере                 стр.14-19

 

  1. Вывод.
  2. Список литературы.

 

 

 

 

 

 

1.Введение

Образовательная программа профильной смены в  летнем оздоровительном лагере может  быть как самостоятельной, так и  разделом общей комплексной программы  образовательного учреждения.

           Образовательная программа может  служить целям вовлечения ребят  в занятия каким-либо видом  деятельности, иметь основной задачей  «рекрутский» набор. В таких  случаях программа рассчитывается  на определенный возраст, на  предоставление разнообразных возможностей испытать себя, попробовать свои силы, сориентироваться в новом пространстве.

          Программа профильной смены как  части отдельных образовательных учреждений, спортивных секций, подростковых клубов и т.д. должна учитывать всю полноту признаков, при которых только и достигается высокий уровень результата.

         Наиболее часто в практике  подобные смены проводят педагоги спортивных школ. Летние тренировочные сборы спортсменов имеют многолетнюю историю, накоплен определенный опыт проведения смен, где время подчинено логике тренировок, которые выстраиваются тренерами-преподавателями в соответствии с базовой программой. Свободное от тренировок время для ребят проводятся различные мероприятия.ПЕедагоги лагеря «Олимпиец»(ДЮСШ, г.Сланцы Ленинградской области) увидели идею для проведения подобных лагерей в следующих стихотворных строках:

 

К битвам спортивным все мы готовы

                                       Каждый уверен в силе своей.

                                       И побеждает на финише снова

                                       Дружба и сила команды моей.

                                      Пусть мальчишки и девчонки, 
                                      Вся озорная детвора,

                                      Сегодня скажут звонко-звонко:

                                      «Добро пожаловать, Олимпийская  игра!»

Для детей идея смены выражена в девизе: «Мы хотим  всем рекордам наши звонкие дать имена!»  Реализация идеи осознания Олимпийских  игр как результат личностного роста каждого спортсмена, формирование мотива достижения победы, преодоления себя, роли дружеских отношений в команде была положена педколлективом в основу ролевой игры.

        Ценностно-смысловая идея каждой  программы предпологает предоставление возможности каждому ребенку научиться ставить реальную цель, принимать решения, находить пути их самостоятельной реализации и нести ответственность перед другими за выбор способов действия, за полученный результат.

       Летний лагерь, центр, турбаза, спортплощадка, детские клубы поэтому рассматриваются не только как временное местонахождение ребенка, где он преобретает те или иные навыки и знания, где занимательно проводит свое свободное время, но как необходимое бытие, позволяющее раскрыться всем его потенциальным, скрытым духовным и физическим возможностям.

      В содержательной стороне этой  жизнедеятельности следут особо  выделить несколько аспектов: 
1.оздоровительная составляющая жизни в лагере.

2.оздоровительны  отдых детей, балансирующий мышление и эмоции ребенка.

3.взаимодействие  педагогики, медицины, социальных и  индивидуальных связей в системе  организации летнего отдыха для  детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные  организационные принципы

Детских спортивных лагерей

За многие годы проведения спортивно-оздоровительных лагерей сложилась определенная программная практика работы. По содержанию Программы организации досуга детей в наших лагерях в Ленинградской области и на Черном море, конечно, отличаются, но принципы работы и педагогический подход одинаковы и там, и там. В зависимости от количества участников смены в лагере работают руководитель (старший тренер), тренеры и врач. Распределение по комнатам и отделениям проводится, прежде всего, по возрастному принципу и обязательно с учетом пожеланий детей и родителей. Почти каждую смену в лагерь выезжают также и родители-энтузиасты, которые отдыхают вместе с детьми и помогают тренерам в решении организационных вопросов и проведении детского досуга.

Не взирая ни на какие  нюансы во взаимоотношениях тренеров с подопечными, основным правилом для педагогов является принцип отношения к ребенку как к ЛИЧНОСТИ, исключаются унижение, крик, агрессия и прочие негативы. При этом атмосфера дисциплины и порядка проходит лейтмотивом через весь период пребывания детей в лагере.

 

 

 

1.2 Формы организации физкультурно-массовой и

сервисной   работы в детском спортивно-оздоровительном  лагере

Организация туристско-спортивной деятельности в образовательных  учреждениях позволяет одновременно осуществлять пять составляющих педагогического воздействия: воспитания, обучения, оздоровления, профессиональной ориентации, социальной адаптации учащихся. Организация спортивного туризма, как деятельность образовательная, имеет огромный оздоровительный (снятие нервных перегрузок и стрессов, физиологическое укрепление организма) и воспитательный (духовное развитие, познание окружающей действительности, расширение кругозора) потенциал. Организация спортивного туризма в образовательном учреждении имеет ряд специфических особенностей. К ним относятся следующие:

1) Занятия спортивным  туризмом требуют хорошей физической  формы и постоянного её совершенствования.

2) Занятия спортивным  туризмом требуют большой практической  подготовки учащихся, которая чередуется  с теоретическими занятиями.

3) Курс занятий  спортивным туризмом включает несколько этапов растягивающихся на несколько лет.

Туристский  кружок, создаётся в школах, ПТУ, дворцах и домах творчества, в клубах по месту жительства, СЮТ с целью освоения детьми и подростками (учащимися) теории и практики туристов. Работают по учётно-тематическим планам и программам, подготовленным Центральной детской туристско - экскурсионной станцией или по авторским программам.

Существуют  ТК спортивного (по видам туристские, например, лыжного, водного, пешеходного  и другие) профиля. Руководителем ТК может быть педагог, работник внешкольного учреждения (СЮТ, базы юных туристов и т. д.), туристический организатор - общественник. В кружок обычно входят 15-20 чел. Руководитель вместе с кружковцами составляет перспективный план занятий на год, который наряду с походами и путешествиями обязательно включает подготовку к ним и подведение итогов. Занятия ТК проводятся 2-3 раза в неделю. Они включают теоретические занятия (беседы, доклады, конференции, пишутся рефераты), практические занятия, тренировочные походы, тематические экскурсии; кружковцы участвуют в районных городских слётах, соревнованиях и конкурсах. Во время походов юные туристы ведут поисково- исследовательскую и другую общественно полезную работу, выполняют спортивные нормативы по туризму

Соревнования  туристские, включают прохождение дистанции (маршрута, трассы) с преодолением естественных и искусственных препятствий, выполнение технических приёмов с использованием туристического снаряжения, выполнение специальной тактичности и технических заданий. Цель туристического соревнования - повышение мастерства туристов, выявление возможностей команд, обмен опытом, пропаганда туристов.

Для подготовки и проведения туристских соревнований создаётся оргкомитет во главе с  руководителем организации, проводящей эти соревнования, или его заместителя. Основные обязанности оргкомитета: разработка «Положения о туристском соревновании», комплектование судейской коллегии, материально - техническое обеспечение, размещение, организация питания и медицинского обслуживания участников туристских соревнований и судей, подготовка и оборудование мест и мест хранения инвентаря и транспортных средств, обеспечение информацией работников печати, радио и телевидения. Непосредственное проведение туристских соревнований возлагается на судейскую коллегию.

Уровень технической  подготовленности участников и квалификации судей должны соответствовать масштабу и классу туристских соревнований. Различают туристские соревнования всесоюзные, районные, городские и  коллективов физкультуры. Класс соревнований определяется числом дистанций, количеством и сложностью препятствий, протяжённостью трассы и перепадом высот на ней, количеством и сложностью тактических и технических заданий; установлено 4 класса туристских соревнований от простейшего (1 класс) до сложного (4 класс). Дистанция туристских соревнований, как правило, разбивается на этапы, для прохождения которых отводится определённое время. Этапом может быть преодоление естественного или искусственного препятствия, выполнение технического приёма, связанного со способом передвижения или специального задания (например, по организации бивака, оказание медицинской помощи, определению местонахождения). Дистанция (количество этапов, сложность и вид препятствий, характер специальных заданий, время прохождения дистанции и т. д.) зависит от вида туризма и квалификации участников туристских соревнований

Прогулка - представляет собой передвижение на местности с познавательной, оздоровительной целью, закаливание организма. В зависимости от времени года и подготовленность человека, прогулки могут быть пешие, лыжные, велосипедные, лодочные. Это самая простая и доступная кратковременная форма туризма.

Экскурсия - это коллективное посещение определённых объектов с познавательной или научной целью. Экскурсии также преследуют цель расширения кругозора, общего культурного развития человека.

Туристская  экспедиция представляет собой организованное многодневное в малоисследованный  район, которое осуществляется со специальными исследовательскими целями.

Самой доступной  и массовой формой туризма является поход

Туристский  поход - это путешествие с активным способом передвижения в отдалённых от места жительства районах, осуществляемое с образовательной, оздоровительной, спортивной, исследовательской целью.

По продолжительности  различаются походы однодневные, двухдневные  и многодневные.

  1. ГЛАВА 2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ

 

2.1 Особенности организации спортивного

отдыха  и виды спортивно-оздоровительных услуг в детском спортивно- оздоровительном лагере               

Занятия спортивным туризмом в лагере позволяют получить максимальный образовательно-оздоровительный  эффект без значительных физических и эмоциональных перегрузок, характерных для многодневного туристского похода.

Занятия спортивным туризмом - школа туристской культуры. Осваивая элементы ориентирования, навыки туристского быта, жизни в коллективе, краеведческую деятельность и т.д., ребенок получает базовое образование, единое для всех видов туризма. Это очень важно в работе со школьниками, только начинающими приобщаться к азам туризма и краеведения. На базе качественной общетуристской подготовки ребенок более сознательно подходит в дальнейшем к выбору видовой туристской специализации.

Организация спортивного  туризма подразумевает собой  деятельность в туристско-краеведческих  лагерях, расположенных в пределах родного края (40-50 км от города), которые  экономичны для государства и  для семьи, что немаловажно при  современных сложностях в финансировании системы образования (исключает значительные расходы на проезд участников и руководителей; создает возможность использования транспортных средств проводящей организации и родителей) [8,с.4].

Успешное проведение занятий спортивным туризмом становится основанием для участия детей в других, более сложных походах.

При организации  занятий по спортивному туризму  в лагере актуальна возможность  вывезти детей из экологически неблагополучных  условий города в относительно чистую природную среду.

Заниматься  некоторыми видами спортивного туризма  могут даже такие дети, которые  по своим физическим возможностям в  многодневном туристском походе не смогли бы принять участие.

Педагоги, не имеющие  вообще или имеющие минимальную  туристскую квалификаций, которые ни при каких условиях не решаются идти в туристский поход с детьми, обычно соглашаются заниматься спортивным туризмом.

Информация о работе Основные организационные принципы детских спортивных лагерей