Основные организационные принципы детских спортивных лагерей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 22:44, курсовая работа

Описание работы

Наиболее часто в практике подобные смены проводят педагоги спортивных школ. Летние тренировочные сборы спортсменов имеют многолетнюю историю, накоплен определенный опыт проведения смен, где время подчинено логике тренировок, которые выстраиваются тренерами-преподавателями в соответствии с базовой программой. Свободное от тренировок время для ребят проводятся различные мероприятия.

Содержание работы

Введение стр.2-3
Глава 1. Основные организационные принципы детских
спортивных лагерей

1.2 Формы организации физкультурно-массовой и
сервисной работы в детском
спортивно-оздоровительном лагере стр.4-6


Глава 2. Педагогические основы организации спортивной деятельности в детском спортивно- оздоровительном лагере

2.1 Особенности организации спортивного
отдыха и виды спортивно-оздоровительных
услуг в детском спортивно- оздоровительном лагере стр.7-13
2.2 эффективность спортивно-оздоровительных
услуг в детском спортивно-оздоровительном лагере стр.14-19

Вывод.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая по сос(дубль).doc

— 116.50 Кб (Скачать файл)

Начальник лагеря подбирает и медицинского работника, который, в силу специфики лагеря, должен быть сам «лёгок на подъём», т. е. способен в любой момент выйти на маршрут, уметь оказать помощь в условиях природной среды. Очень часто для этого привлекаются медицинские работники, имеющие среднее специальное образование и большой практический опыт, или студенты старших курсов мединститутов из числа, которые хотя бы немного знакомы с туризмом.

Начальник лагеря совместно с проводящей организацией решает вопрос и о месте проведения лагеря

Педагоги лагеря. Требования к квалификации педагогов определяются спецификой вида деятельности и потенциалом детского коллектива.

Необходимы:

-педагогическое  образование, опыт педагогической  деятельности в детских коллективах

-спортивно- туристская квалификация (желателен опыт участия в категорийных походах)

-опыт судейства  туристских соревнований.

В соответствии с инструкцией «О порядке организации  и проведении туристских мероприятий  со школьниками» в каждой группе должен быть руководитель и заместитель руководителя.

При участии  во время одной смены трех и  более групп для координации  усилий педагогов появляется потребность  включить в штатное расписание должность  начальника лагеря (старшего руководителя).

Для наиболее успешной реализации педагогических функций и обеспечения единства требований все педагоги должны быть хорошо знакомы с Программой лагеря, методиками работы и иметь предварительный опыт совместно туристско-краеведческой деятельности с данными детским и педагогическим коллективами, возможно при подготовке лагеря

В процессе исследования туристских форм физкультурно-массовой работы в базовом учреждении было выяснено, что в нем используются следующие формы:

1. Туристские кружки;

2. Туристские соревнования;

3. Туристские слеты;

4. Археологические экспедиции;

5. Туристические походы;

6. Экскурсии;

7. Краеведческие конкурсы;

8. Итоговые краеведческие  игры по краткосрочным программам;

9. Профильный туристский  лагерь (водный поход, спортивное  ориентирование);

10. Краеведческие викторины;

11. Конкурсы: эмблем, художественной  самодеятельности, поваров, «боевых  листков», газет о походе и  др;

12. Конкурс художественной  самодеятельности и туристской  песни.

Туристские кружки. В  оздоровительном лагере при районной станции юных туристов проводятся следующие туристские кружки: «Юный турист», «Юный турист-пешеходник», «Водный туризм». Обычно каждый кружок включает в себя около 12-24 учебных часов. Кружки организуются во второй половине дня и продолжительность учебного часа составляет около 30-40 минут. Одно занятие состоит из двух частей по 45 минут с перерывом между ними 10 минут в соответствии с требованиями СанПиН. Практические навыки туристы отрабатывают в полевых условиях. Туристские кружки имеют свое продолжение в туристских пешеходных и водных походах.

Туристские соревнования. Могут быть однодневные, двухдневные (т.е. с ночёвкой). Чаще всего они  организуются в конце рабочей  недели, включая выходной день. На соревнованиях  проверяется степень овладения  практическими навыками и степень  овладения теоретическим материалом по изучаемым программам. Целью проведения соревнований является повышение мастерства обучающихся и развитию интереса к данному виду деятельности.

Туристские слёты. Могут  быть однодневные, двухдневные (т.е. с  ночёвкой). На слётах проверяется степень овладения практическими навыками и степень овладения теоретическим материалом по изучаемым программам. Целью слётов является обмен опытом в практической деятельности между участниками. Постановка целей на дальнейшую деятульность.

Археологические экспедиции. Продолжительность от 2 до3 недель (длительные), краткосрочные 5-10 дней. Могут проводиться на территории нашего района, а по согласованию с областным центром туризма могут проводиться на территории вологодской области и других регионов России.

Туристские походы. Они  бывают однодневные (учебные) до 8 часов, кроме того двухдневные и многодневные. Для подготовленных обучающихся  походы могут быть категорийные (как  пешие, так и водные). Целью будет  применение теоретических знаний на практике и закрепление практических навыков полученных в процессе учебных занятий. Имеют познавательные цели:

- познавательные (ознакомление  сбытом и культурой коренных  жытелей)

- спортивные (преодолеть  расстояния и преодоление естественных  препятствий).

Экскурсии. Пешеходные (по близ лежащей территории, по территории города, выезные экскурсии по городам области), (музеи, памятники культуры).

Краеведческие конкурсы. Могут быть очные или заочные. Очные проводятся во второй половине дня в пределах 1-1,5 часа. Заочные в любое время года по заданию или материалам станции туристов.

Итоговые краеведческие  игры по краткосрочным программам. Проводятся преимущественно в очной  форме между командами школ чьи  учащиеся обучались по какой либо краткосрочной программе (программа  «Город Тотьма - частица России» имеет 7 подпрограмм; по каждой проводится итоговая игра или конкурс с целью выявления полученных знаний и развития интереса к краеведческой деятельности.

Профильный туристический  лагерь (водный поход, спортивное ориентирование). Проводятся преимущественно после окончания учебного года. Продолжительность работы лагеря 10-14 дней. Преимущественно проводятся в природных условиях. В целях закрепления практических навыков по изученным программам и поведения в природе. Кроме того преследуются цели:

- умение работать в  коллективе;

- ответственность за  порученное дело;

- взаимовыручка;

- развитие волевых  качеств и т.д.

Краеведческие викторины. Могут быть очной и заочной  формы. Цель этой формы закрепление  знаний по изученным программам, развитие интереса к краеведческой деятельности. Развитие интереса к самостоятельному познанию родного края. Викторины, посвящённые наиболее ярким страницам города.

Помимо соревновательной части, в программу туристских соревнований могут входить и различные конкурсы: эмблем, художественной самодеятельности, поваров, «боевых листков», газет о походе и др.

Одним из главных критериев  оценки конкурсов должны быть самостоятельность  и творчество самих ребят. Так, например, при проведении конкурса «боевых  листков» можно полностью исключить участие руководителя команды, отведя время и место, выдав необходимые материалы для работы ребячьей редколлегии.

Конкурс художественной самодеятельности и туристской песни  лучше провести в форме выступления  агитбригад, заранее дав тему выступления. И в любом случае перед тем, как выпустить ребят на аудиторию, их выступление должно быть просмотрено взрослыми, которые могут в тактичной форме попросить изменить что-либо в программе, не допуская элементов так называемой «дикой» туристской или уличной самодеятельности, с которой ребята иногда, к несчастью, достаточно хорошо знакомы.

Таким образом, изучив литературу и разные источники информации по теме, выявила и дала характеристику форм организации физкультурно-массовой работы в детском оздоровительном лагере на примере туризма. Определила наиболее эффективные формы физкультурно-массовой работы в детском оздоровительном лагере. Рекомендую чаще проводить прогулки на свежем воздухе, туристские походы, экскурсии для развития кругозора детей и туристского опыта для дальнейшей самостоятельной жизни.

Выявленные формы физкультурно-массовой работы в детском оздоровительном  лагере на примере туризма, можно  эффективно использовать в работе с  детьми и они принесут большой  оздоровительный эффект.

 

                             

                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Царева Н. П. Организация летнего отдыха детей: учебно- методическое пособие.-СПБ.ЛОИРО,2011г.-101 стр.
  2. Социокультурная и социально-педагогическая деятельность учреждений дополнительного образования детей/ под ред. А. Б. Фоминой.-М.:Перспектива,2009г.-272 стр.
  3. Дополнительное образование детей:учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ под ред. О.Е. Лебедева.-М.:Гуманит.изд.центр «Владос»,2003г

 


Информация о работе Основные организационные принципы детских спортивных лагерей