Основные организационные принципы детских спортивных лагерей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 22:44, курсовая работа

Описание работы

Наиболее часто в практике подобные смены проводят педагоги спортивных школ. Летние тренировочные сборы спортсменов имеют многолетнюю историю, накоплен определенный опыт проведения смен, где время подчинено логике тренировок, которые выстраиваются тренерами-преподавателями в соответствии с базовой программой. Свободное от тренировок время для ребят проводятся различные мероприятия.

Содержание работы

Введение стр.2-3
Глава 1. Основные организационные принципы детских
спортивных лагерей

1.2 Формы организации физкультурно-массовой и
сервисной работы в детском
спортивно-оздоровительном лагере стр.4-6


Глава 2. Педагогические основы организации спортивной деятельности в детском спортивно- оздоровительном лагере

2.1 Особенности организации спортивного
отдыха и виды спортивно-оздоровительных
услуг в детском спортивно- оздоровительном лагере стр.7-13
2.2 эффективность спортивно-оздоровительных
услуг в детском спортивно-оздоровительном лагере стр.14-19

Вывод.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая по сос(дубль).doc

— 116.50 Кб (Скачать файл)

Организация спортивного  туризма в загородном лагере не ограничиваются только работой с новичками. Они  позволяют успешно отрабатывать элементы сложной туристской техники.

Непозволительная  роскошь - рассматривать занятия  по спортивному туризму и туристские походы как чисто досуговую деятельность. Тем самым заведомо ограничивается образовательный, развивающий потенциал  данных мероприятий

В туристских лагерях  учебный процесс - практическая деятельность, содержание которой не надумано и  призвано разрешать проблемы в жизни  лагеря. Обучение, построенное на живом  интересе детей естественно вписывается  во всю жизнь лагеря

При организации  спортивного туризма в детском лагере возникает потребность в разработке программы его проведения, которая составляется индивидуально для каждого мероприятия.

Создание программы  лагеря необходимо для более чёткого  осознания организаторами его целей  и задач. Это так же - эффективная форма планирования и распределения средств и времени. И, наконец, оформленная программа может служить документом для финансовой или иной поддержки наших начинаний.

Какие же разделы  может иметь программа организации  туристского лагеря школьников? Она включает

1.Вводная  часть. Здесь показывается, почему возникла необходимость в проведении лагеря? Почему решение данной проблемы - приоритетная задача? Какова цель проведения лагеря? Как она связана с решением оставленной проблемы? Какие задачи должны быть поставлены для решения данной цели?

2.Концепция  образовательно - оздоровительной программы. В этом разделе подробно описывается методы и формы работы. Желательно дать обоснование почему, выбраны именно эти методы. Чем и как будут заниматься дети и руководители групп? Каковы способы замера ожидаемых результатов? Какие показатели позволяют оценить эффективность использованных средств?

3.Характеристика  детского контингента. Кто едет в лагерь (возраст, требования к медицинскому допуску)?:

o Желательно одного возраста

o Общий интерес,  единые нормы

o Ребята с  близкой физической подготовкой

o Одинаковое  количество девочек и мальчиков

o Лучше группа  не более 12 человек.

Нужна ли участникам предварительная подготовка и в  каком объёме?

4.Характеристика кадрового обеспечения. Кто будет руководить лагерем? Полезно определить требования к уровню педагогической, спортивно - туристической, инструкторской и судейской квалификации руководителей детских групп.

5.Ресурсное обеспечение целиком зависит от вида туризма и образовательных задач. Определяются качественные и количественные требования и личному и групповому снаряжению. Какое снаряжение инвентарь и оборудование необходимы для реализации образовательно-оздоровительной части программы? Из каких источников поступят эти ресурсы?

6.Бюджет программы или смета расходов. Разделы: оплата труда, основные прямые расходы и непрямые расходы. Целесообразно чётко разграничить источники доходов (например, средства бюджета, родительские средства, средства спонсоров и т.д.).

Требования к возрасту детей определяются программой, по которой предварительное обучение. В наших лагерях базовой служила  программа дополнительного образования  для учащихся 7 - 11 классов « лидер: школа туристского организатора». Новизна данного образовательного курса состоит в подготовке школьников - организаторов туристской деятельности, развитии у учащихся коммуникативных качеств и накоплений ими опыта лидерства малых группах.

Специализированную подготовку школьника - туристского организатора целесообразно начинать в 7 - 8 классе средней школы. До 12 -13 лет ребёнок может получить первичный опыт туристско деятельности: участие в туристских прогулка, местных экскурсиях (начальная школа), одно - двухдневных походах по родному краю в составе класса, туристского объединения (5-6 класс). К 12 - 13 годам целесообразно переходить от туристских мероприятий «для детей» к организации туристских походов самими школьниками под руководством квалифицированного педагога - тренера.

К этому возрасту, дети по своим потребностям (стремлению к общению и деятельности в кругу ровесников, преодолению трудностей, испытанию себя, самоутверждению) и возможностям (образовательным и физиологическим) созревают к самостоятельной туристской деятельности в коллективе сверстников в условиях туристского быта.

Для более успешной реализации образовательной части программы  лагеря желателен подбор детей примерно одного возраста (13 - 14 лет).

Возможна комплектация разновозрастных групп. В этом случае более опытные в спортивно - туристском отношении ребята могут выполнять  роли инструкторов дежурных бригад, туристских служб.

Из 15 - 20 детей  комплектуется туристская группа. Важно  определить оптимальное для конкретной организации количество групп на одну смену работы лагеря. Это будет зависеть от кадровых, финансовых и материально - технических возможностей поводящей организации и экологических возможностей территории, на которой организуется лагерь (пределом «вместимости» территории без ущерба для экологии природной среды).

Конечно, в туристский лагерь могут быть зачислены дети, не имеющие медицинских противопоказаний.

Для наиболее успешного  взаимодействия в условиях относительно автономного существования в природной среде при полном самообслуживании, детям необходим предварительный опыт совместной туристской деятельности. Поэтому основными требованиями к участникам станут предварительное обучение и опыт совместных одно - трёхдневных походов

Требования к квалификации педагогов определяются спецификой вида деятельности и потенциалом детского коллектива.

Необходимы:

- педагогическое  образование, опыт педагогической  деятельности в детских

коллективах,

- спортивно  - туристская квалификация (желателен  опыт участия в категорийных походах),

- опыт судейства  туристских соревнований.

В соответствии с «Инструкцией о порядке организации  и проведении туристских мероприятий  со школьниками» в каждой группе должен быть руководитель и заместитель  руководителя. При участии во время одной смены трёх и более групп для координации усилий педагогов появляется потребность включить в штатное расписание должность начальника лагеря (старшего руководителя).

Для наиболее успешной реализации педагогических функций  и обеспечения единства требований все педагоги должны быть хорошо знакомы с Программой лагеря, методиками работы и иметь предварительный опыт совместной туристской деятельности с данным детским и педагогическим коллективами, возможно при подготовке лагеря

Фактически  туристский лагерь является завершающим этапом реализации программы, которая использовалась для обучения детей в течение всего учебного года. Это могут быть программы «Юные туристы» Можно использовать и программу для учащихся 8 -9 классов «Основы туристской деятельности».

Для успешной реализации программы лагеря предварительная  туристская подготовка участников обязательна. Комплектование лагеря начинается уже  в начале учебного года.

Образовательно - оздоровительная программа, без  условно, может и должна разрабатываться педагогами для каждого лагеря индивидуально. Приведённые ниже подходы к разработке образовательно-оздоровительной программы не могут претендовать на универсальность. Мы преследовали лишь цель показать возможный алгоритм рассуждений от постановки педагогических целей до методики отслеживания результатов.

По глубокому  убеждению авторов, образовательный  процесс в условия полевого быта непрерывен. И учителем попеременно  становятся и педагог, и детский  коллектив, и даже… погодные условия, и естественные препятствия на маршруте

Образовательно-оздоровительные  задачи лагеря ставятся в зависимости от потребностей данного коллектива и возможностей педагогов. Как правило, я группировала задачи в три взаимосвязанных блока (области):

 

1. жизнь в  коллективе, лидерство

2. выживание  в природной среде 

3. комплексное

краеведение

 
       

В соответствии с данной структурой и будут распределены частные задачи.

1. Жизнь в  коллективе, лидерство (задачи развития  коммуникативных и лидерских  качеств).

1.1. Создание  и поддержание комфортного социально - психологического климата в туристской группе.

1.2. Задачи социализации  ребёнка посредством её самореализации  в выполнении туристских обязанностей (определённого функционала) в  естественных и искусственно  созданных микрогруппах (отделение, бригада, «проблемная» группа).

1.3. Накопление  опыта лидерства в малых группах  (командир бригады, командир отделения,  лидер «дела»).

2. Выживание  в природной среде (задачи овладения  навыками выживания в природной  среде).

2.1.Задачи физического оздоровления школьников средствами туризма.

2.1.1. Формирование  двигательных навыков, силы, ловкости, выносливости,

быстроты реакции  посредством ходьбы пешком с нагрузкой  и без неё, бега, ежедневных физкультурных  упражнений, спортивных игр.

2.1.2. Закаливание, купание.

2.1.3. Оздоровительно - рекреационные задачи - проживание  детей из экологически неблагополучных  городских условий в экологически  чистой природной среде, вдали  от проезжих дорог и промышленных  предприятий.

2.1.4. Задачи по  организации чёткого режима физических нагрузок, отдыха и питания.

2.2. Формирование  прикладных туристских умений  и навыков.

2.2.1. Навыки организации  и поддержания туристского быта.

2.2.2. Навыки ориентирования.

2.2.3. Навыки преодоления  простейших естественных препятствий.

3. Комплексное  краеведение.

3.1. Задачи ознакомления  с природными и культурно - историческими особенностями родного  края, района проведения лагеря.

3.2. Обучение  умению вести простейшие метеорологические  наблюдения.

3.3. Обучение  умению творчески фиксировать собственные впечатления, результаты наблюдений

Для реализации поставленных целей, образовательных  и оздоровительных задач, возможно использовать следующие формы и методы работы

-учебно-теоретические и практические.

- учебные походы.

- трудовая, общественно-полезная деятельность в лесу.

- соревнования  по ориентированию.

- топографическая  съёмка местности.

- экологические  экскурсии.

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Эффективность спортивно-оздоровительных услуг в детском спортивно-оздоровительном лагере

 

Факторы, влияющие на организацию спортивного туризма в детском оздоровительном лагере. К факторам, влияющим на организацию спортивного туризма относятся следующие:

1) Материально-техническая  база 

2) Кадровое обеспечение  туристского лагеря. Наличие у  педагогов туристско-спортивных опыта (участие в соревнованиях по туристскому многоборью и спортивному ориентированию областного и Российского масштаба, проведение походов различных категорий и видов туризма, опыт судейства соревнований различного уровня, рисовки и составления карт);

3) Необходимое  финансирование туристско - спортивных  мероприятий;

4) Обеспечение  наполняемости лагеря в соответствии  с программой, стабильность контингента;

5) Системность  и логическое проведение занятий:  практические занятия - итог теоретической  подготовки, а так же системное проведение походов, учебно-тренировочных сборов, практических занятий;

6) Социально-политическая  стабильность в стране;

7) Возможность  взаимодействия с организациями  и учреждениями, занимающимися туристско-краеведческой  деятельностью, экологией, спортивным ориентированием; взаимодействие с различными педагогическими и образовательными учреждениями, академия повышения квалификации, учреждениями дополнительного образования.

Далее рассмотрим более подробно влияние некоторых  факторов на развитие спортивного туризма в детском оздоровительном лагере:

1. Программно-техническое  обеспечение. Оно включает:

-наличие методического  и дидактического материала по  туризму, ориентированию и т.  д. (программы и методические рекомендации);

-наличие правил и руководств для проведения различных соревнований;

-компьютерное  обеспечение (программы для судейства,  рисовки карт);

-учебная и  художественная литература, журналы.

2. Кадровое обеспечение  туристского лагеря.

Кадровое обеспечение - решающий фактор успешного проведения лагеря. Вся ответственность за проведением  лагеря ложится на его начальника, поэтому вопрос о его кандидатуре является одним из основных. Подбор начальника лагеря решается одновременно с подготовкой положения и условий проведения, также с выбором района

Конечно самый  хороший вариант, если начальником  лагеря назначается работник, проводящей организации - станции юных туристов или Дома творчества, но иногда по тем или иным причинам этого сделать нельзя. Тогда можно привлечь специалистов со стороны, но, прежде всего, это должен быть педагог, имеющий опыт работы с детьми. К сожалению, знание мастера спорта по туризму не означает, что данный человек может работать с детьми, знает специфику этой деятельности. Пусть начальник мне обладает большими туристскими навыками, но он должен хорошо знать детскую психологию, а главное - обладать организаторским опытом, что практически присуще большинству работников детского туризма.

Начальник лагеря сам подбирает кадры для работы в лагере, исходя из целей и задач, которые перед ним поставлены. Это могут быть педагоги, не обладающие большим туристским опытом, но при  этом педколлектив должен дополняться специалистами по туризму или краеведению, которые могут не иметь педагогического опыта, но способны решать вопросы технического плана. Обязательно надо провести с педагогическим и инструкторским составом лагеря два - три совещания - семинара, на которых проработать вопросы программы лагеря, разработать должностные инструкции и подробно их обсудить, рассмотреть предложения по организации и проведению занятий по туризму и краеведению, ориентированию, организации досуга частников.

Информация о работе Основные организационные принципы детских спортивных лагерей