Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 17:30, реферат
С точки зрения здравого смысла о каком–либо гостеприимстве не может быть и речи без удовлетворения первичных потребностей человека – потребностей в питании, отдыхе и сне. В этой связи наиболее обоснованным и достаточно логичным является следующее определение гостиницы, которое дал С.И. Байлик:
«Гостиница – это предприятие, предоставляющее людям, находящимся вне дома, комплекс услуг, важнейшими среди которых в равной степени являются услуга размещения и питания».
Сущность предоставления услуги размещения состоит в том, что, с одной стороны, в пользование предоставляются специальные помещения (гостиничные номера), с другой стороны, предоставляются услуги, выполняемые непосредственно персоналом гостиницы: услуги портье по приему и оформлению гостей, услуги горничных по уборке гостиничных номеров и т.д.
|
С точки
зрения здравого смысла о каком–либо
гостеприимстве не может быть и речи без
удовлетворения первичных потребностей
человека – потребностей в питании, отдыхе
и сне. В этой связи наиболее обоснованным
и достаточно логичным является следующее
определение гостиницы, которое дал С.И.
Байлик:
«Гостиница – это предприятие, предоставляющее
людям, находящимся вне дома, комплекс
услуг, важнейшими среди которых в равной
степени являются услуга размещения и
питания».
Сущность предоставления услуги размещения
состоит в том, что, с одной стороны, в пользование
предоставляются специальные помещения
(гостиничные номера), с другой стороны,
предоставляются услуги, выполняемые
непосредственно персоналом гостиницы:
услуги портье по приему и оформлению
гостей, услуги горничных по уборке гостиничных
номеров и т.д.
Гостиничные номера являются основным
элементом услуги размещения. Это многофункциональные
помещения, предназначенные для отдыха,
сна, работы проживающих гостей. Важнейшей
их функцией является обеспечение возможности
сна. Значимость других функций гостиничных
номеров, прежде всего, зависит от назначения
гостиницы и потребностей гостей. Например,
в гостиницах делового назначения.
В разных гостиницах имеются различные
категории номеров, отличающиеся один
от другого площадью, меблировкой, оборудованием,
оснащением и т.д. Однако независимо от
категории гостиничный номер должен иметь
следующую мебель и оборудование: кровать,
стул и кресло, ночной столик, шкаф для
одежды, общее освещение, мусорную корзину.
Помимо этого в каждом номере должна содержаться
информация о гостинице и план эвакуации
в случае пожара.
Прочие услуги дополняют предложение
услуг размещения и питания. К ним относятся
предложение бассейна, конференц-залов,
залов для переговоров, спортивного оснащения,
прокат автомобилей, услуги химчистки,
прачечной, парикмахерской, массажного
кабинета и ряд других. В зависимости от
того, как они оформлены и скомбинированы
в единый комплекс, складывается определенный
тип предприятия, такие, как отель-люкс,
гостиница среднего класса, гостиница-апартамент,
гостиница экономического класса, отель-курорт,
мотель, частная гостиница типа «ночлег
и завтрак», отель-гарни, пансион, гостиный
двор, ротель, ботель, флотель, флайтель.
Однако существует несколько общих классификационных
признаков. Мы выделяем лишь наиболее
употребляемые среди них:
1. Уровень комфорта – это комплексный
критерий, слагаемыми которого являются:
- состояние номерного фонда: площадь номеров,
доля одноместных, многокомнатных номеров,
номеров-апартаментов, наличие коммунальных
удобств в номерах;
- состояние мебели, инвентаря, предметов
санитарно-гигиенического назначения;
- наличие и состояние предприятий питания;
- состояние здания, подъездных путей,
обустройство прилегающей к гостинице
территории;
- информационное обеспечение и техническое
оснащение;
- обеспечение предоставления дополнительных
услуг.
В каждом отдельном государстве к пониманию
уровня комфорта как критерия классификации
подходят по-разному, именно поэтому в
мире нет единой классификации гостиниц.
Всемирной туристической организацией
(ВТО) предложена только стандартная классификация
средств размещения.
2. Вместимость номерного фонда – число
мест, которое может быть предложено клиентам
одновременно. Общепринято разделять
гостиницы на:
- малые - вместимость до 150 мест (в ряде
стран не более 100 номеров);
- средние - 150-400 мест (до 300 номеров);
- большие - свыше 400 мест (свыше 300 номеров).
3. Функциональное назначение - этот критерий
является решающим при определении типологической
структуры гостиницы. Всего выделяют две
большие группы предприятий: транзитные
и целевые:
Транзитные – гостиницы, обслуживающие
туристов в условиях кратковременной
остановки. Они располагаются на магистралях
с большим движением, в них ограниченный
уровень комфорта.
Целевые гостиницы в зависимости от цели
путешествия подразделяются на:
- гостиницы делового назначения, обслуживающие
лиц пребывающих в командировках;
- гостиницы для отдыха (курортные – предоставление
размещения, питания и ряда дополнительных
услуг людям, стремящимся к отдыху и восстановлению
здоровья и туристские – главная цель
отдых).
4. Месторасположение. Здесь существуют
различные вариации. Гостиницы могут быть
расположены в черте города, в горах; на
побережье и т.п.
Кроме месторасположения гостиницы выделяют
классификацию номеров и вида из номеров.
5. Продолжительность деятельности. По
этому критерию гостиницы классифицируются
на гостиницы, работающие круглогодично,
работающие 2 сезона или же гостиницы,
функционирующие лишь 1 сезон.
6. Обеспеченность питанием:
- гостиницы, работающие по системе «Все
включено» (размещение + 4-хразовое питание
с включением алкогольных напитков как
местного, так и иностранного производителя,
в зависимости от специфики гостиницы
и ее стоимостной ценности);
- гостиницы, обеспечивающие полный пансион
(размещение + трехразовое питание);
- гостиницы, обеспечивающие полупансион
(размещение + 2-хразовое питание с вариацией
завтрак-обед или завтрак-ужин)
- гостинцы, предлагающие размещение и
только завтрак
7. Продолжительность пребывания гостей:
- гостиницы для длительного пребывания
гостей;
- гостиницы для кратковременного пребывания.
8. По уровню цен номера гостиницы классифицируются
на:
- бюджетные (25-35 у. е);
- экономичные (35-55 у. е);
- средние (55-95у. е);
- первоклассные (95-195 у. е.);
- апартаментные (65-125 у. е);
- фешенебельные (125-425 у. е).
Итак, существует множество принципов
и критериев мировой классификации гостиниц,
все зависит от национальных, географических
особенностей страны, а также местных
традиций. При классификации гостиниц
в разных странах также используют различные
системы.
Многие авторы рассматривают понятие "гостиница" как производное от латинского "hospitalis", что означает гостеприимный. По поводу происхождения этого понятия сегодня существуют и другие мнения. Одна из распространенных точек зрения сводится к тому, что английское слово "hospitality" (гостеприимство) происходит от старофранцузского "hospice" (оспис), что означает "странноприимный дом". Старейшим из учреждений такого рода является Hospice de Beaune (Оспис-де-Бон) в Бургундии, известное также как Hotel Dieu (Отель Дье) - "Дом Бога". Оно было основано в 1443 году как благотворительная больница и приют для бедняков. Эта больница функционирует и в настоящее время.
В отечественной практике управления, сохранившейся до настоящего времени, слово "hospitality" связывают прежде всего с понятием "госпиталь", означающим военно-медицинское учреждение для стационарного лечения.
С точки зрения здравого смысла о каком-либо гостеприимстве не может быть и речи без удовлетворения первичных потребностей человека - потребностей в питании, отдыхе и сне. В этой связи наиболее обоснованным и достаточно логичным является следующее определение гостиницы.
Гостиница - это предприятие, предоставляющее людям, находящимся вне дома, комплекс услуг, важнейшими среди которых (комплексообразующими) в равной степени являются услуга размещения и питания.
В данном определении указывается на обязательное наличие двух главных услуг в гостинице - размещения и питания. При этом их соотношение между собой может сильно различаться, как наглядно показано на рисунке 1.1.
С одной стороны шкалы находится предприятие, предлагающее услугу размещения и только завтрак в номере либо в специальном помещении, с другой стороны - предприятие, предлагающее услугу размещения и целый комплекс услуг питания (питание в ресторанах европейской и национальной кухонь, барах, пиццериях, организация сервиса питания на этажах).
Рис. 1.1. Соотношение услуги размещения и услуги питания в разных гостиницах
Содержание услуги размещения состоит в том, что, во-первых, в пользование предоставляются специальные помещения (гостиничные номера), во-вторых, предоставляются услуги, выполняемые непосредственно персоналом гостиницы: портье по приему и оформлению гостей, горничными по уборке гостиничных номеров и т.д.
Гостиничные номера являются
основным элементом услуги размещения.
Это многофункциональные
В гостиницах имеются различные категории номеров, отличающиеся площадью, меблировкой, оборудованием, оснащением и т.д. (см. "Классификация гостиничных номеров", с. 49). Однако независимо от категории каждый гостиничный номер должен иметь следующую мебель и оборудование:
Помимо этого в каждом номере должна содержаться информация о гостинице и план эвакуации на случай пожара.
Услуги по предоставлению гостям питания состоят из комбинации различных процессов: производственного (приготовление блюд на кухне), торгового (продажа готовых к употреблению продуктов, алкогольных и безалкогольных напитков), сервисного (обслуживание гостей официантами в ресторане, баре, кафе, гостиничных номерах).
К дополнительным или прочим услугам относятся предложение бассейна, спортивного, конференц-залов, залов для переговоров, прокат автомобилей, услуги химчистки, прачечной, парикмахерской, массажного кабинета и ряд других. В настоящее время дополнительные услуги приобретают все большее значение в формировании рыночной привлекательности гостиничного предприятия. Оставаясь основной, услуга размещения воспринимается гостями как само собой разумеющееся. Повышенный же интерес вызывают услуги, выделяющие данную гостиницу из ряда других. В большинстве случаев такими услугами выступают дополнительные. Подтверждением этому является деятельность многих известных гостиничных предприятий. К примеру, прочие услуги, ориентированные на предоставление возможности заняться различными видами спорта, стоят на первом месте в комплексе услуг немецкой гостиничной цепи "Робинзон-клуб", состоящей из 30 гостиниц. Гостиницы известных швейцарских курортов Давоса, Кран-Монтана, прежде чем привлечь на отдых высокооплачиваемых профессионалов, банкиров, политиков, предоставили возможность проведения здесь международных конференций, экономических форумов на самом высоком уровне, построив и оборудовав конференц-залы и ряд других помещений с применением новейших достижений науки и техники.
На гостиничном предприятии услуги размещения, питания и прочие услуги дополняют друг друга, в большинстве случаев являются взаимозависимыми и воспринимаются гостем как единое целое. С учетом того, как они оформлены и скомбинированы в единый комплекс, складывается определенный тип предприятия. Типология гостиничных предприятий, получившая распространение в мировой практике гостиничной индустрии, приведена в таблице 1.3.
В связи с постоянным появлением на гостиничном рынке новых услуг и форм обслуживания приведенная типология носит весьма условный характер. Однако такое разделение важно для понимания особенностей управления каждым типом. В пределах приведенных типов, как правило, имеется много разновидностей.
Таблица 1.3
Тип гостиницы |
Характеристика |
|
Отель-люкс |
По вместимости данный тип гостиниц относится к малым или средним предприятиям. Обычно располагается в центре города. Хорошо обученный персонал обеспечивает высокий уровень сервиса самым требовательным клиентам, которыми являются участники конференций, деловых встреч, бизнесмены, высокооплачиваемые профессионалы. Характерна высокая цена номера, включающая все возможные виды обслуживания |
|
Гостиница (среднего класса) |
По вместимости больше отеля-люкс (400-2000 мест). Располагается в центре города или городской черте. Предлагает достаточно широкий набор услуг, и цены на них равны уровню региона расположения или несколько выше. Рассчитана на прием бизнесменов, туристов-индивидуалов, участников конгрессов, конференций и т.д. |
|
Гостиница-апартамент (апарт-отель) |
По вместимости это |
|
Гостиница экономического класса |
Предприятие малой или средней вместимости (до 150 и больше мест). Располагается вблизи магистралей. Характерно простое и быстрое обслуживание, ограниченный набор услуг. Потребители - бизнесмены и индивидуальные туристы, не нуждающиеся в полном пансионе и стремящиеся к фактической оплате потребляемых ими услуг, предусматривающей невысокий процент надбавки за обслуживание |
|
Отель-курорт |
Предприятие со значительными различиями по вместимости, предлагающее полный набор услуг гостеприимства. Кроме того, включает комплекс специального медицинского обслуживания и диетического питания. Располагается в курортной местности
|
|
Мотель |
Простые одноэтажные или двухэтажные
сооружения, расположенные вне городской
застройки, в пригороде, у автомагистралей.
Это малые или средние |
|
Частная Гостиница типа "ночлег и завтрак" |
Широкое распространение данный тип гостиниц получил в США. Это гостиница малой, иногда средней вместимости. Расположена в пригороде или сельской местности. В обслуживание, как правило, входят завтрак и ранний легкий ужин в домашней обстановке. Клиента ми являются коммерсанты и маршрутные туристы, стремящиеся к домашнему уюту |
|
Отель-гарни |
Предприятие, представляющее клиентам ограниченное количество услуг: размещение и континентальный завтрак |
|
Пансион
|
Предприятие с простым стандартом и ограниченным спектром услуг. В отличие от отелей-гарни здесь предоставляются завтраки, обеды и ужины (полный пансион). Однако услуги питания могут получить только проживающие клиенты |
|
Гостиный двор
|
Предприятие, отличающееся от отелей упрощенным стандартом обслуживания, меньшей вместимостью, отсутствием ряда общественных помещений для встречи и пребывания гостей (холлов, вестибюлей, гостиных и т.д.). В структуре гостиного двора обязательно наличие ресторана или бара |
|
Ротель |
Передвижная гостиница, представляющая
собой вагон с одно- |
|
Ботель |
Небольшая гостиница на воде, в качестве которой используется соответствующим образом оборудованное судно |
|
Флотель
Флайтель |
Крупная гостиница, часто называемая "курортом на воде". Туристам предлагаются комфортабельные номера с большим набором услуг: бассейны, водные лыжи, снасти для рыбной ловли, оснащение для подводного плавания и подводной охоты, тренажерные залы, залы для конгрессов и конференций, библиотеки, разнообразное информационное обеспечение (телефон, телефакс, телетайп, телевизор и т.д). В последнее время часто используется для организации бизнес-туров, конгресс-туров, конгресс-круизов, обучающих туров Аэрогостиница или "летающий отель". Чрезвычайно дорогой и немногочисленный тип гостиниц. Оборудован посадочной площадкой и связью с метеослужбами |
В каждом государстве формируются свои типы предприятий, учитывающие особенности географического положения, климатических условий, ряда других факторов и, самое главное, особенности сложившегося спроса.
В практике управления широко используется термин "гостиничный продукт" (или продукт "гостиница"), позволяющий подчеркнуть комплексный характер гостиничного предложения.
Подобный подход к терминологии приемлем с точки зрения экономической теории, где продукт определяется как результат человеческого труда, хозяйственной деятельности, представленный в материально-вещественной форме (материальный продукт), в духовной, информационной форме (интеллектуальный продукт) либо в виде выполненных работ и услуг, и с точки зрения маркетинга, где в термине "продукт" совмещаются понятия "товары" и "услуги".
Гостиничные предприятия в первую очередь ориентируются на сбыт. В отличие от промышленности, где продукция поставляется потребителю, в гостиничной сфере все происходит наоборот: гость должен прибыть в гостиницу, чтобы воспользоваться ее услугами, в связи с чем к выбору месторасположения предъявляются такие требования, как досягаемость и близость. Например, при выборе гостиницы деловыми туристами фактор ее удобного месторасположения (наиболее предпочтителен центр города) является решающим.
Деятельность практически всех предприятий, не только гостиничных, в значительной степени зависит от месторасположения, поскольку оно влияет на стоимость земли и строительных работ, размер затрат на оплату труда, а также на возможности сбыта продукции. Это так называемые первичные факторы, учитываемые при принятии решения о месте расположения. Ко вторичным факторам относятся такие, как наличие сырьевых ресурсов, рабочей силы, соответствующей инфраструктуры и т.д., значение которых не для всех предприятий одинаково. В зависимости от того, каким факторам отдается предпочтение, выделяют предприятия, ориентируемые на сырьевые ресурсы, трудовые ресурсы, пути сообщения или на сбыт, что определяет характеристику продукта.
При рассмотрении гостиничных услуг как продукта выделяют три уровня услуг:
1) отдельные услуги и группы услуг;
2) продукт "гостиница" как комплекс услуг;
3) расширенный продукт.
Гостиница как комплекс, как единый продукт - это второй (средний) уровень. Он состоит из множества отдельных услуг: услуг горничных, кухни, портье, метрдотелей и т.д., которые составляют первый (внутренний) уровень. Продукт "гостиница" в соединении с компонентами предложения местности, дополняющими созданные в гостинице услуги, составляют расширенный продукт "гостиница" - третий (внешний) уровень.
Информация о работе Особенности предоставления гостиничных услуг