Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 19:18, реферат
При формировании тура возможны два варианта работы с туристами: а) реализация заказ¬ных туров; б) реализация инклюзив-туров.
При продаже заказных туров формирование программы и комплектование услуг произво¬дятся по желанию и при непосредственном участии туристов. Им предлагают на выбор разные варианты обслуживания в предполагаемом им месте отдыха. Например, размещение в разных по уровню, типу и месту расположения гостиницах, экскурсии и походы на выбор и др. Выбран¬ные туристами услуги формируются в
Турпродукт = транс |
маршрут + пакет услуг портное обслуживание |
(размещение + экскурсии + |
+ • • |
питание ..» |
+ |
При формировании тура возможны два варианта работы с туристами: а) реализация заказных туров; б) реализация инклюзив-туров.
При продаже заказных туров формирование программы и комплектование услуг производятся по желанию и при непосредственном участии туристов. Им предлагают на выбор разные варианты обслуживания в предполагаемом им месте отдыха. Например, размещение в разных по уровню, типу и месту расположения гостиницах, экскурсии и походы на выбор и др. Выбранные туристами услуги формируются в программу тура, рассчитывается цена. По такому же принципу многие российские туроператоры приключенческого и экотуризма работают с зарубежными партнерскими агентствами.
Инклюзив-тур — это тур с жестким заранее спланированным (до контакта с клиентом) набором услуг, сориентированным на определенный вид отдыха или туризма, а также на социальный класс туристов и их возраст. Особенности такого тура—единая для всех программа, четко увязанная со сроками и графиком путешествия,— не позволяют сделать его заказным. При реализации инклюзив-тура состав услуг не меняется; турист вправе купить его целиком или вообще отказаться от него. В целом комплексная поездка стоит дешевле, чем набор услуг, покупаемых отдельно. К недостаткам инклюзив-туров относятся:
• наличие в таком туре услуг, не интересующих клиента;
• чрезмерная насыщенность программы;
• реклама такого тура привлекает не всех потребителей, а только определенную их часть.
В зависимости от
личного характера туриста и
его бюджета, а также от особенностей
путешествия, тур может совершаться на групповой или индивидуально
Индивидуальные поездки (как правило, это заказные туры) предоставляют туристу больше независимости и самостоятельности, но они более дорогие, так как такие виды услуг, как внутримаршрутный транспорт, услуги гида и некоторые другие, турист оплачивает полностью, в отличие от групповых туров, где эта цена раскладывается на всех членов группы. Именно поэтому индивидуальные туры не очень доступны массовому туристу.
Организация индивидуальных поездок является очень трудоемким процессом. С другой стороны, индивидуальный туризм с экономической точки зрения может быть достаточно выгодным для его организаторов, так как дает более высокие доходы в расчете на одного туриста по сравнению с доходами от групповых туров. Поэтому в стратегии туроператорской работы может иметь место как групповой, так и индивидуальный туризм в различных сочетаниях.
Групповые поездки (чаще всего инклюзив-туры), наоборот
Создание привлекательного туристического продукта является первой и самой важной задачей туроператора. При этом необходимо иметь ясный ответ на вопрос что же будет покупать турист? Ведь он оплачивает не только и не столько гостиничное размещение и ужин в ресторане, сколько новые ощущения и знакомство с неизвестным, внимание, располагающую обстановку Продукт туризма оценивается исходя из характеристик его материальных и нематериальных составляющих аттрактивности, познавательное™, инфраструктуры, системы транспорта и гостеприимства (Middleton, 1988). Цена также является очень важным компонентом
Создание 1уристического
продукта начинается с изучения его
потребительских качеств и
— Обоснованность—т е предоставление всех услуг должно быть обусловлено целью путешествия и сопутствующими условиями, основанными на потребностях туриста;
— Надежность — соответствие реального содержания продукта рекламе, достоверность информации;
— Эффективность — достижение наибольшего эффекта для туриста при наименьших расходах с его стороны;
— Целостность — завершенность продукта, его способность полностью удовлетворить потребность туриста;
— Ясность — потребление продукта, его направленность должны быть понятны как туристу, так и обслуживающему персоналу;
— Простота в эксплуатации;
— Гибкость — способность продукта и системы обслуживания приспособиться к другому типу потребителя и быть невосприимчивыми к замене обслуживающего персонала;
— Полезность — способность служить достижению одной или нескольких целей (например, отдых и познание), удовлетворять те или иные потребности туриста.
Оптимальность обслуживания — также важное потребительское свойство, имеющее непосредственное отношение к гостеприимству. Она подразумевает:
— Соответствие всех видов услуг определенному уровню (классу) обслуживания (например, «люкс»—VIP-обслуживание, первый класс, туристский класс, экономический класс);
— Адресную направленность тура на определенную целевую группу потребителей;
— Соответствие всех услуг тематике тура;
— Заблаговременное согласование программ обслуживания;
— Гибкость програм (возможность замены тех или иных услуг);
— Рациональное содержание обслуживания по количеству предоставляемых услуг;
— Отсутствие тенденциозности в обслуживании (ненавязчивость услуг). Все эти принципы важно учесть еще на этапе разработки туристического продукта, помня о том, что неправильно подготовленный продукт не только не пользуется спросом, но и способен оттолкнуть от предприятия потенциальных, последующих клиентов. В условиях серьезной конкуренции, имеющейся сегодня на туристическом рынке, это— немаловажный фактор.
Особенности разработки турпродукта для разных категорий экотуристов
Главный вопрос при создании турпродукта: для кого он предназначен? Кто его основной потребитель?
Основной позицией маркетинга является удовлетворение потребностей клиентов. Риск, что клиент не будет достаточно удовлетворен, связан с тем, что туроператору не удастся обеспечить мероприятия (впечатления), соответствующие его ожиданиям Поэтому для того, чтобы иметь возможность давать и исполнять обещания, туроператорам необходимы знания о туристах: какие запросы они имеют и какие ожидания связывают с путешествием
Интересы и мотивации экотуристов, посещающих российские охраняемые территории, могут быть весьма разнообразны. Существуют также существенные различия между интересами туристов, например, из Западной Европы, Америки, Австралии и Японии (в Главе 2 8. описывается специфика туристов из разных стран) Опыт организации экотуров в России показывает, что практически ни одна из групп по своим интересам и особенностям не повторяет другую Поэтому крайне важно еще на стадии разработки экотуристической программы точно выяснить, что их интересует и что они предпочитают.
При формировании турпродукта следует учитывать, что представители разных категорий экотуристов имеют различные требования относительно уровня комфортности проживания и транспортных средств, подготовки гидов, степени информационной насыщенности и «развлекательности» их путешествий. Так, например, определяющим фактором для высокоспециализированных (научных) туристов является высокое биоразнообразие, наличие определенных видов или объектов, возможность для проведения исследований. Визуальная привлекательность ландшафта, комфортность инфраструктуры играет второстепенную роль. Эта категория является наиболее предпочтительной для многих охраняемых территорий, но она немногочисленна и обеспечивает невысокие занятость и доход для местного населения.
Для орнитологов-любителей (birdwatchers) центральную роль играет высокое разнообразие и специфичность орнитофауны (ценится возможность зарегистрировать максимальное количество видов птиц за минимальный срок— иногда до 100 и более в день). Кроме этого, для значительной части представителей данной категории важны комфортабельные условия размещения и транспорт, непродолжительность переездов с места на место. Как и для первой группы, визуальная красота ландшафта играет второстепенную роль. Поскольку значительная часть зарубежных любителей орнитологии —люди достаточно обеспеченные, они могут принести весомый доход для охраняемых территорий (и значительно менее существенный для местных сообществ).
Неспециализированные и «
Для любителей приключенческого туризма определяющую роль играет возможность активного времяпровождения (например, наличие интересных рек, пригодных для сплава желаемой категории сложности) и красота ландшафтов. Немаловажное значение имеют также степень удаленности района проведения тура, удобство подъезда и, соответственно, стоимость «заброски». Уровень комфортабельности условий проживания не играет существенной роли. Многие из российских самодеятельных туристов предпочитают путешествовать на полном самообеспечении, не приносят никакого дохода ООПТ и местным сообществам и потому не являются экотуристами. Но, в то же время, в мире получили широкое распространение организованные приключенческие туры, проводимые в соответствии с международными принципами экоту-ризма.
Основным туристическим продуктом российских ООПТ являются экскурсии по экологическим тропам и многодневные экологические туры. Особенностям первых посвящена Глава 2.11.
Ниже приводятся общие рекомендации по разработке программ экологических туров, составленные преподавателями и студентами Университета г. Мюнстера (Германия) по результатам тест-тура по заповедникам Дальнего Востока.
У каждого экотура
должна быть определенная концепция. Наприм
• Путешествие «по следам» первых исследователей или русских поселенцев Дальнего Востока.
• Наблюдение смены ландшафтов или растительных зон от побережья до вершин гор.
• Как деятельность человека преобразует ландшафт.
• Проведение научных исследований по выбранной тематике и т.д.
Для «классических»
экотуристов очень привлекательны комплексные и даже трансрегиональные програм
Даже в случае неспециализированных комплексных туров, не стремитесь показать все достопримечательности региона сразу. Пусть лучше у людей останется желание приехать снова! А кроме того, после 5-7 дней интенсивных перемещений и экскурсий включайте в программу день отдыха.
В странах Западной Европы почти не сохранились ненарушенные природные ландшафты, поэтому специалистов и туристов из этих стран очень интересуют такие места, как леса, долины рек, прибрежные территории и т д., где влияние человека отсутствует или очень низко. Поскольку Западная Европа плотно населена, для большинства туристов интересно увидеть слабо заселенные ландшафты. Они охотно посещают сельскохозяйственные территории, поселки различного типа, знакомятся с транспортной инфраструктурой. Имеет смысл включить в программу посещение типичных сельскохозяйственных угодий, знакомство с методами ведения сельского и лесного хозяйства, садоводства, устройством деревянных домов и многими другими вещами, которые можно показать «по пути». Для экотуристов посещение индустриальных заводов интересно только в том случае, если обсуждаются вопросы загрязнения, особенно в местах добычи полезных ископаемых. Всегда имеет смысл предусмотреть краткую обзорную экскурсию по крупным городам.
Для многих экотуристов очень приятно и интересно принять участие в полевой или эколого-образовательной работе сотрудников местных охраняемых территорий — создайте для них такие возможности.
Посещение питомников различных видов животных для зарубежных экотуристов представляет интерес только в том случае, если это редкие, уникальные для данного региона виды (например, амурский тигр). В Европе существует множество подобных станций.
Возможное содержание и особенности экотуристических маршрутов различного профиля описаны в методических рекомендациях «Разработка и описание экотуристических маршрутов» (Б.А. Воронов, С.Д. Шлотгауэр, В.М. Сапаев, А.Н. Махинов. 2000). Приведем несколько выдержек из этой работы.
«Экотуристические маршруты прокладываются по наиболее интересным участкам (например, на юге Хабаровского края—по местам с реликтовой третичной, так называемой уссурийской, флорой или фауной). Предпочтительна закладка маршрутов от долины водотока к преобладающим высотам для наблюдения смен сообществ и зооценозов в пространстве и во времени. При составлении перспективной сети необходимо учитывать контрастность растительного покрова региона и по мере возможности привлекать это обстоятельсто для демонстрации различия биоразнообразия кедрово-широколиственных, темнохвойных и светлохвойных лесов, имеющих различные генетические корни. Важно правильно вычленить количество объектов растительного мира, которые могут быть объектом показа. Необходимо, чтобы характеристики редких видов растений и животных составлялись специалистами и содержали полную научную информацию. Разработка, описание и проведение зооэкологических и эколого-ботанических маршрутов требует высочайшей профессиональной подготовки исполнителей. Прежде всего необходимо знать и уметь донести до туриста характер природных условий и историю их формирования на территории проведения маршрута Сами маршруты профессионально могут быть ориентированы на самый широкий круг потребителей—от ботаников и зоологов—любителей до ученых-специалистов. Такой «профессиональный разброс» может быть удовлетворен как на одном и том же маршруте (путем выборочного сокращения маршрута, снижения или повышения интенсивности и сложности показа и изложения материала), так и на маршрутах, различных по протяженности, пространственной ориентации и степени информационной насыщенности. Более того, в рамках зоологического и ботанического направлений может быть множество специализаций (зоологи-ихтиологи, герпетологи, орнитологи, маммологи и др.; ботаники-флористы, геоботаники, специалисты по луговой, лесной, высокогорной растительности и др.), в связи с чем маршруты могут быть комплексными, либо отвечать интересам одной из специализаций. Это необходимо учитывать на предварительном этапе подготовки к разработке маршрута. ... физическая сложность и транспортная обеспеченность этих маршрутов могут быть различны;
Информация о работе Особенности разработки турпродукта для разных категорий экотуристов