Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 15:28, курсовая работа
Актуальность темы работы. Прошедший ХХ век, наряду со многими феноменальными событиями и явлениями в жизни мирового сообщества, продемонстрировал чуть ли не взрывной характер развития туризма. Сегодня туризм возглавляет список важнейших социально-экономических отраслей мировой экономики. Он становится стилем жизни миллионов людей на нашей планете. Его благотворное влияние на развитие политических, социальных, культурных связей и международных отношений в мировом масштабе стало очевидным фактом для всех стран мира.
Введение 3
Глава 1. Методологические основы изучения горнолыжного туризма 6
Глава 2. Факторы развития горнолыжного туризма 10
2.1. Природный фактор 10
2.2. Социально-экономический фактор .11
Глава 3. Особенности развития горнолыжного туризма в Западной Европе …16
3.1. История развития горнолыжного туризма в Западной Европе……………………………………………………………………………….16
3.2. Оценка уровня развития горнолыжного туризма в Западной Европе………………………………………………………………….......................19
3.3. Особенности размещения горнолыжного туризма в Западной Европе……………………………………………………………………….……….48
Заключение 53
Список используемой литературы 56
Исследование природно-
2.2. Социально-экономический фактор
К социально-экономическим факторам, влияющим
на развитие международного туризма можно
отнести следующие:
1) экономико-географическое положение
принимающей страны (положение по отношению
к туристским рынкам, транзитные возможности);
2) экономический уровень принимающей
страны и стран, являющихся для нее основными
поставщиками туристов;
3) наличие достаточного числа квалифицированных
кадров для организации приема зарубежных
туристов;
4) конкретный для данной территории уровень
цен на рекреационные ресурсы, услуги
средств размещения, транспорта, общественного
питания и т.д.
5) уровень развития внешних и внутренних
транспортных связей данного района [16].
Значение социально-
Во второй половине 20 века изменился сам
стереотип жизни человека. На смену тому,
который можно было охарактеризовать
как статичный, когда основная масса населения
годами не покидала своего дома, приходит
новый, динамичный стереотип жизни. Смена
обстановки становится в современных
условиях бурного городского ритма жизни
крайне необходимой. Чем крупнее город,
тем явственнее ощущается эта потребность,
поскольку отдых по месту жительства плохо
восстанавливает силы.
При современных
темпах труда и жизни расходы на отдых,
особенно связанные с путешествиями, быстро
переходят в разряд необходимых.
Положительное воздействие на развитие
международного туризма оказывает расширение
социального состава туристов, что стало
возможным благодаря улучшению условий
оплаты труда, увеличению продолжительности
оплачиваемого отпуска, предоставлению
рабочим и служащим различных социальных
гарантий и льгот за счет предприятий
и профсоюзов.
В 70-х годах в промышленно развитых странах
возникла тенденция к делению отпуска
на две части, что дает возможность в течение
года совершить два путешествия. Одно
зимой и одно летом [6].
Развитию туризма способствует также
и понижение возрастного порога для выхода
на пенсию, что (с учетом увеличения продолжительности
жизни) привело к появлению так называемого
туризма "третьего возраста".
В путешествиях принимает участие и молодежь,
что способствует активизации подросткового
и юношеского туризма [5].
К социально - экономической группе предпосылок
развития международного туризма можно
отнести также повышение культурного
уровня, стремление людей к познанию, к
ознакомлению с бытом, культурой, историей других
стран и народов.
Развитие внешнеэкономических связей,
стремление к использованию передового
опыта других стран в создании материальных
и духовных ценностей в расширении научных
и деловых контактов, выражением которого
является развитие новых видов туристских
связей - научного и делового туризма [6].
Влияние
экономико-географических факторов на
международный туризм осуществляется
по двум направлениям: в первом - данные
факторы выступают как объект, привлекающий
туристов в определенный район, а во втором
- как важное средство, с помощью которого
развивается туризм.
Экономико-географические факторы являются
объектом, благоприятствующим туризму,
в том смысле, что экономика разных стран
и районов довольно различна между собой
по структуре и уровню всех отраслей хозяйства,
по их территориальному размещению и сочетаниям,
специфике технологических процессов
и т.д., что вызывает интерес у представителей
деловых и промышленных кругов. Растущие
потребности мировой экономики влекут
за собой рост международных контактов.
Нередко в программу путешествий бизнесменов
и промышленников входит посещение научных
центров и производственных предприятий
с целью ознакомления с результатами достижений
данной страны в научно-технической сфере,
изучение опыта, технологий, повышения
профессионального уровня и квалификации
[18].
Экономико-географические факторы как
средства, способствующие развитию международного
туризма, определяются ростом туристской
инфраструктуры и фондов размещения, развитием
международных и внутренних коммуникация,
совершенствованием транспортных средств.
Развитие материальной базы международного
туризма осуществляется двумя методами:
интенсивным и экстенсивным. Гостиницы,
мотели, пансионаты и другие средства
размещения появляются на все большей
территории Земли, охватываю самые отдаленные
и экзотические уголки, развиваясь и увеличиваясь
на освоенных уже ранее территориях. По
такому же принципы происходит развитие
предприятий общественного питания, розничной
торговли, спортивных объектов, индустрии
развлечений.
Параллельно с увеличением числа объектов
туристской индустрии происходят и серьезные
качественные изменения, это, прежде всего,
модернизация и реконструкция объектов,
внедрение новейших технических средств
и информационных технологий, изменение
в структуре туристских комплексов и т.д.,
что способствует как улучшению сервиса,
так и повышению экономической эффективности
в сфере международного туризма.
Важнейшая роль в развитии туризма принадлежат
транспорту. В последние десятилетия в
результате научно-технического прогресса
транспорт стал более скоростным, безопасным,
емким и комфортабельным [8].
Горнолыжный туризм – ярко выраженный сезонный вид туризма. По созданию турпродукта горнолыжный туризм относится к капиталоемким и трудоемким видам туризма. Данный вид туризма имеет целый ряд особенностей, отличающих его от других, более простых, видов. Прежде всего необходимо отметить особенности средств размещения в горнолыжном туризме. Размещение предусмотрено в специализированных гостиницах типа горных шале, архитектурно вписанных в окружающий пейзаж. Вблизи гостиниц обязательно наличие подъемников. Подъемники делятся на несколько типов: бугельные, кресельные, кабинные, гондольные. Гостиницы расположены вблизи горнолыжных трасс. По степени сложности трассы делятся на зеленые, синие, красные, черные. В горнолыжном туризме большую роль в стоимостном отношении играет ассортимент дополнительных услуг: услуги инструктора, прокат снаряжения, ski-pass. Особое значение для горнолыжного туризма имеет медицинское страхование. Как правило, страховая премия в 2,5 раза больше, чем при обычных видах туризма. Несмотря на то, что горнолыжный туризм относится к достаточно дорогим видам туризма, с каждым годом растет число туристов, увлекающихся данным видом [21].
Глава 3. Особенности развития горнолыжного туризма в Западной Европе
3.1. История развития горнолыжного туризма в Западной Европе
С начала 1930-х гг. открылась новая эра в развитии горных лыж – они становятся популярным видом массового отдыха и туризма. «Горнолыжный бум» был вызван появлением канатных дорог – подъемников. Где только не катаются сегодня на горных лыжах! В Австрии и Франции, в США и Японии, в Новой Зеландии и на Филиппинах. Катаются на всех материках: даже в экваториальной Африке. Наши горнолыжники отдыхают на Кавказе и в Хибинах, на Урале и в Карпатах, на Камчатке и в Крыму, на Алтае и в Сибири, в Средней Азии – не перечислить все места! А в последние годы российские любители горных лыж стали пробовать свои силы на самых известных горнолыжных курортах Франции, Австрии, Италии, Словакии, Болгарии и других стран [1].
Стремительное развитие туризма, организация массового отдыха горнолыжников, обеспечение необходимого при этом комфорта привели к созданию в ряде развитых стран целой индустрии зимнего отдыха, занявшей ведущие позиции в национальной экономике. Современный горнолыжный центр включает гостиничные комплексы, систему маятниковых, канатно-кресельных и буксировочных дорог – подъемников, трассы спусков разной протяженности и сложности, учебные склоны, службу трасс и контрольно-спасательную службу, спортивные организации и сооружения, магазины, пункты проката спортинвентаря, горнолыжные школы. Более 4 млн мест в больших и малых гостиницах, пансионатах и приютах предназначены для зимнего отдыха в горах Западной Европы. В 1996 г. более 5 млн французов выезжали в Альпы, Пиренеи и их предгорья, чтобы покататься на лыжах. Пятая часть населения Австрии – горнолыжники.
Разнообразны формы
В июне 1972 г. в суровых полярных условиях команда альпинистов достигла высшей точки самого северного шеститысячника – вершины Мак-Кинли (6193 м), расположенной на Аляске. Экспедиции потребовалось для этого 20 дней с установкой промежуточных лагерей. Цель восхождения – спуск с вершины на лыжах. И предстояло это сделать одному швейцарскому горному гиду и инструктору по горным лыжам Сильвэну Содану. Он начал спуск по юго-западной стене Мак-Кинли в 8 часов вечера. Несмотря на солнце (которое за Полярным кругом в июне не заходит за горизонт в течение суток), термометр показывает -35 °C. В полночь Содан устроил бивак в снежной яме. Спать долго не пришлось. Вторую половину пути он преодолел за 4 часа. В базовом лагере, расположенном на высоте 1800 м, его ждали товарищи по команде [16].
Известны достижения представителей отечественного спортивного зимнего туризма по преодолению горных массивов в многодневных переходах на лыжах. Такие походы, которые совершают обычно не на горных, а на обычных туристских лыжах, представляют собой суровое испытание на силу, выносливость, высокие нравственные качества, сплоченность коллектива. Техника и приемы передвижения в переходах с большим грузом на лыжах со свободной (отрывающейся) пяткой существенно отличаются от горнолыжной техники спусков с использованием традиционного инвентаря.
К концу 1930-х гг. советские туристы-горнолыжники прошли наиболее сложные зимние горные маршруты в разных уголках Советского Союза. Наибольшую популярность горнолыжный туризм приобрел среди молодежи [13].
Горнолыжный туризм относится к специальным видам туризма, так как является комбинированным видом туризма и включает элементы следующих видов: лечебно-оздоровительный, рекреационный, спортивный любительский, экологический туризм. Горнолыжный туризм – ярко выраженный сезонный вид туризма. По созданию турпродукта горнолыжный туризм относится к капиталоемким и трудоемким видам туризма. Данный вид туризма имеет целый ряд особенностей, отличающих его от других, более простых, видов. Прежде всего необходимо отметить особенности средств размещения в горнолыжном туризме. Размещение предусмотрено в специализированных гостиницах типа горных шале, архитектурно вписанных в окружающий пейзаж. Вблизи гостиниц обязательно наличие подъемников. Подъемники делятся на несколько типов: бугельные, кресельные, кабинные, гондольные. Гостиницы расположены вблизи горнолыжных трасс. По степени сложности трассы делятся на зеленые, синие, красные, черные. В горнолыжном туризме большую роль в стоимостном отношении играет ассортимент дополнительных услуг: услуги инструктора, прокат снаряжения, ski-pass. Особое значение для горнолыжного туризма имеет медицинское страхование. Как правило, страховая премия в 2,5 раза больше, чем при обычных видах туризма. Несмотря на то, что горнолыжный туризм относится к достаточно дорогим видам туризма, с каждым годом растет число туристов, увлекающихся данным видом [8].
3.2. Оценка уровня развития горнолыжного туризма в Западной Европе
Туризм – деятельность, которая чаще всего ассоциируется с отдыхом, досугом, спортом и общением с культурой и природой.
После пятидесяти лет феноменального роста туристская индустрия стала более комплексной и сложной. В настоящее время она достигла такого этапа, на котором требуется активизировать исследования традиционных и новых сегментов рынка, потребительских предпочтений. Важной задачей является туристическое районирование территории, так как её решение позволит с наибольшей эффективностью, не в ущерб другим экономическим отраслям, а также при минимальном воздействии на природу использовать определённые территории для отдыха людей и развития их культуры [24].
Традиционно за самую крупную территориальную единицу берётся регион. В настоящее время основным туристическим регионом мира является Западная Европа. В начале 60-х годов доля данного района в мировых туристических потоках превышала уже 60% , а к началу 90-х годов, несмотря на конкуренцию со стороны США, Австралии, многих развивающихся стран, она поднялась до 65-70%. Европейский туристский бум, продолжающийся уже много десятилетий, можно объяснить несколькими причинами:
Рисунок - 1 Причины Европейского туристского бума. Составлено автором по источнику [20].
По числу иностранных туристов в регионе лидирует «большая тройка» стран в составе Франции, Италии, Испании. «Второй эшелон» образуют, Австрия, Великобритания, Германия, Швейцария, третий – остальные страны. В качестве главных поставщиков иностранных туристов выступают страны средней и северной Европы, тогда как в странах южной Европы приток туристов значительно превышает их отток. Именно в этих странах доходы от международного туризма особенно велики.
Анализ внутри европейских туристских связей, проведённый учёными Института географии РАН, показал, что среди них преобладают связи между странами. В наши дни, по меньшей мере, 2/3 иностранных туристов в Европе – это туристы из соседних и близлежащих стран.
На развитие на туризма
в западной Европе
Информация о работе Особенности развития горнолыжного туризма в Западной Европе