Особенности религиозного туризма в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 10:19, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение религиозного туризма, как объекта туристской деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть общие подходы маркетинговых исследований в религиозном туризме;
2. Ознакомиться с религиозным туризмом в России и его особенностями;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….……….3
1. Общие подходы маркетинговых исследований в религиозном туризме ……….5
2. Религиозный туризм в России и особенности его организации …………...…...13
3. Сегментация рынка религиозного туризма ....…………………………………....29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….……………...37

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 184.00 Кб (Скачать файл)


Федеральное агентство по образованию РФ 
Тверской государственный технический университет 
Кафедра социологии и социальных технологий 

 
Курсовая работа 
по дисциплине: «Экономика и предпринимательство в СКСТ» 
на тему: «Особенности религиозного туризма в России» 

 
Выполнила: 
Студентка 2 курса ИДПО 
Специальности СКСТ 
Кочкина Е.В. 
Научный руководитель К.СОЦ.Н., доцент: 
Е.В.Симонова

 
 
Тверь 2011

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….……….3

1. Общие подходы маркетинговых исследований в религиозном туризме ……….5

2. Религиозный туризм в России и особенности его организации …………...…...13

3. Сегментация рынка  религиозного туризма ....…………………………………....29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..34

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ………………….……………...37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Мощные пласты тысячелетних религиозных традиций продолжают действовать и, видимо, будут  еще долго оказывать серьезное  влияние на самосознание, образ жизни  и политику большинства стран  мира. Так резкое убыстрение развития в наши дни вынуждает традиции-цивилизации по-новому, ускоренными темпами реагировать на постоянно изменяющуюся ситуацию, что должно бы, по идее, привести к дальнейшей трансформации консервативных традиций, к перестройке, либерализации государственной структуры, к постепенному преобразованию самой цивилизации, - все эти процессы не могут быть слишком быстрыми.

В последнее  время достаточно отчетливо прослеживается тенденция орелигивание образа жизни, за счёт уникальности и самобытности каждого региона страны, что стало яркой приметой религиозной деятельности.

Необходимость технологической модернизации обусловлена  существенным усложнением условий  функционирования и развития религиозных центров.

Религиозный туризм играет большую роль в системе международного и внутреннего туризма. Люди отправляются в паломнические и экскурсионные поездки по святым местам и религиозным центрам. Они стремятся принять участие в религиозных церемониях, помолиться, совершить жертвоприношения. Религия влияет на формирование самосознания и стереотипов поведения людей. Она выступает элементом общественной системы и во многих случаях – одним из важнейших.

В XX в. бурно  развивалась индустрия туризма, совершенствовались средства транспорта и связи. Так у людей появилось больше возможностей посещать святые места своей религии. Одновременно возникло желание приобщиться к духовным достижениям народов других стран, понять суть их религии. Можно предположить, что это отчасти вызвано определенным кризисом религий, наступившим в связи с бурными изменениями всех сторон жизни человечества в последние несколько десятилетий.

Паломников  интересует непосредственное участие  в религиозных культах. Социально-психологическая  база паломнического туризма уже, чем  религиозного. Паломники в основном исповедуют ту религию, святым местам которой они приехали поклониться. Экскурсии, посещение музеев, выставок для них – вторичная, сопутствующая задача или вообще мало интересны.

Религиозные туристы  и в первую очередь паломники  пускаются в путешествие, когда  у них возникает потребность совершить нечто большее, чем обычные культовые действия в условиях обычной среды их проживания. Так люди отправляются в поездки по святым местам с разными мотивами: помолиться, решить личные проблемы, найти себе подходящую религию, духовную школу и систему ценностей, познакомиться с культурным наследием страны.

Объектами привлечения  религиозных туристов являются святые места и центры религий. Поездки  туда могут быть обусловлены культовыми актами, праздниками, фестивалями, проходящими в определенное время года. При международных поездках туристам следует пройти таможенные, валютные, визовые и другие формальности. На российском рынке туризма уже сформировались фирмы, занимающиеся практической организацией поездок паломников и экскурсантов и специализирующиеся на предоставлении услуг в области религиозного туризма.

В последние  годы все более усилилось значение туризма в жизни современного общества. Этому способствует рост доходов населения, увеличение количества свободного времени все большая открытость регионов и другие факторы. Все перечисленное выше и определяет актуальность темы данного исследования.

Целью данной работы является изучение религиозного туризма, как объекта туристской деятельности. 
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть  общие подходы маркетинговых исследований в религиозном туризме;

2.  Ознакомиться  с религиозным туризмом в России и его особенностями;

3.  Изучить  сегментацию рынка религиозного  туризма. 

Проблема  религиозного туризма рассматривается такими авторами как Д.И. Абрамович [1], М.П. Соловьев [27], И. Брянчанинов [3], В.А. Никифоров-Волгин [10], Н.В. Алексеева [2], А. Ладинский [8]. Также в дипломной работе были изучены и проанализированы труды М.М. Громыко [5], Д.С. Лихачёва [30], А. Просвирнин [21], Т. Самсонова [25] и т.д., характеризующие религиозный туризм как объект туристской деятельности. Классификация, этого вида туризма, рассмотрена такими авторами как: А.И. Сидоров [26], Г.А. Носова [12], Д. Орехов [13], Х.В. Поплавская [17], и др. 
Изучением инновационной деятельности в религиозном туризме занимаются: А.А Яблоков [32], А. Хоскинг [29], В. Ничипоренко [9] и др.

При написании  данной дипломной работы были использованы следующие методы: в теоретической  и прикладной части – методы анализа, синтеза, обобщения, классификации, сравнительный метод.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложений. В Главе 1 раскрываются общие подходы маркетинговых исследований в религиозном туризме. В Главе 2 рассматривается религиозный туризм в России,  выделяются особенности его организации. В Главе 3 изучается сегментация рынка религиозного туризма. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. ОБЩИЕ ПОДХОДЫ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В РЕЛИГИОЗНОМ ТУРИЗМЕ

Маркетинговая деятельность как важнейшая функция в сфере предпринимательства должна обеспечивать устойчивое, конкурентоспособное положение того или иного субъекта маркетинговой системы на рынке товаров и услуг с учетом состояния внутренней и внешней среды. Исходя из этого, маркетинговая деятельность предполагает проведение маркетинговых исследований и разработку программы маркетинговых мероприятий, которые используются в целях повышения производительности фирмы и эффективности удовлетворения потребности конечного потребителя или клиента. Маркетинговое исследование и его результаты необходимы для эффективной адаптации производства или посреднической деятельности и их потенциала к состоянию рынка и требований конечного потребителя[29,c.34].

Маркетинговые исследования структурно включают два главных направления - это исследование характеристик рынка и исследование внутренних действительных и потенциальных возможностей производственной или посреднической деятельности фирмы. Однако все результаты маркетинговых исследований предназначены руководству для принятия предпринимательских решений в целом, и маркетинговых решений в частности, которые связаны с неопределенностью поведения субъектов маркетинговой системы, а их принятие сопровождается, как правило, риском[29,c.34].

Проведение  маркетинговых исследований как раз и связано с необходимостью уменьшения риска осуществляемой предпринимательской деятельности.

Необходимость маркетинговых исследований, как  показывает история их развития, связана  с активным процессом расширения производства и появления новых технологий во всех сферах производства и обращения товаров и услуг, информатизацией производства и распределения продуктов, ростом социальных и культурных потребностей потребителей, с эволюцией маркетинга как философии и инструментария предпринимательства[29,c.35].

Данные исследования и их надлежащая организация становится инструментом, с помощью которого существенно снижается риск предпринимательства, продуцента, поставщика, посредника и возрастает качество решения задач потребителя[29,c.35]..

Значение маркетинговых  исследований усиливается также  тем, что возрастает роль фактора  «неопределенности» в организации  управления предпринимательством, рассматриваемый  как нестабильность, изменчивость экономического и социального поведения субъектов маркетинговой системы[29,c.35].

В научной литературе, как и на практике, употребляются самые различные понятия относящиеся в той или иной степени к содержанию маркетинговых исследований: исследование рынка, исследование сбыта, исследование мотивов, исследование потенциала, маркетинговая разведка, социальные исследования, исследование лучшего опыта организации производства и путей повышения производительности на предприятиях своих партнеров и конкурентов, включая смежные отрасли (бенчмаркинг) и другие[29,c.35].

Маркетинговые исследования в англо-американской литературе нередко связывали с  понятием «Информационная или осведомительная, разведывательная системы» [29,c.35].

Исследование  рынка («Market Research») рассматривается как систематическое производственное исследование рынков (место встречи спроса и предложения), в особенности анализ способности этих рынков, воспроизводить оборот товаров или услуг [31,c.21].

Исходя из этого видно, что классическое маркетинговое исследование включает регулярное исследование рынков сбыта собственной продукции и процесс по выработке пакета документов о потенциале предприятия, его взаимосвязь с внешней средой, о характере конкуренции, конкурентах на рынке, о характеристиках их производства, состоянии маркетинга, коммерции и работе с потребителями [31,c.21].

Современное маркетинговое  исследование - это процесс поиска, сбора, обработки данных и подготовки информации для принятия оперативных  и стратегических решений в системе  предпринимательства. Классическое определение  маркетингового исследования дополняется теперь необходимостью использования внешних факторов, влияющих или могущих оказать влияние на поведение фирмы и ее продукции на рынке, на ее взаимодействие с партнерами и конкурентами [31,c.21].

Следовательно, маркетинговое исследование представляет собой более широкое понятие, которое включает в себя исследование рынка сбыта, исследование внутренней среды фирмы, исследование маркетингового инструментария, его разработанности и эффективности использования, исследование рынка производительных сил (рабочая сила, сырье и материалы, денежный рынок и рынок капитала), исследование внешней среды, организацию исследований на основе бенчмаркинга и проведения маркетинговой разведки. Такое понятие сосредотачивает внимание маркетолога и предпринимателя на важнейших элементах сферы маркетингового исследования и заведомо облегчает формирование задач маркетинговых исследований, поиск «узких мест», «горящих точек», которые могут сопровождать процесс функционирования предприятия в условиях рынка, а также оказывать помощь в осуществлении контроля за организацией сбора и подготовки маркетинговой информации [31,c.21].

Главное назначение (результат) маркетинговых исследований - это генерирование маркетинговой  информации для принятия решений  в области взаимодействия (коммуникаций) субъектов маркетинговой системы, таких решений, которые обеспечивали бы требуемое рынком количество и качество товарных и сервисных сделок, соблюдая требования основных факторов внешней среды и потребителя [31,c.22].

Главная цель маркетинговых исследований заключается в разработке концепции общего представления о структуре и закономерностях динамики рынка и обосновании необходимости и возможностей конкретной фирмы для более эффективной адаптации ее производства, технологий и структуры, а также выводимой на рынок продукции или услуг к спросу и требованиям конечного потребителя [31,c.22].

Российский  туристический бизнес в какой-то степени явление уникальное. Туристический продукт на российском рынке – сама по себе вещь необычная, несравнимая ни с какой другой услугой или товаром. Это демонстрируется такими его свойствами, как: неосязаемость (покупается некая мечта или ожидание клиента), достаточно высокая стоимость (недельный отдых минимально обходится клиенту в месячный заработок, не считая дополнительных расходов на месте), ограниченность использования (намеченную поездку нельзя перенести или отказаться от нее, полностью вернув себе деньги), кредитование со стороны клиента (оплата турпоездки в визовые страны происходит за несколько недель и даже месяцев). Сюда можно добавить риски, связанные с техническими и природными катастрофами, а в последние годы - и с угрозой терроризма. Поэтому не случайно динамика изменения числа туристических фирм очень подвижна, а сроки их существования невелики [9,c.50].

К особенностям российского туристического рынка  можно также отнести следующее:

- переизбыток  количества турфирм (около 20 тысяч  по России, а в одной Москве  зарегистрировано и работает  около 4500 турфирм разного калибра), что естественно приводит к дополнительной конкуренции на рынке и постоянному его расшатыванию;

- недостаток  хороших кадров, которые 10-15 лет назад формировались в основном за счет прихода энтузиастов из других областей, а в настоящее время полностью не компенсируются из-за достаточно слабой системы подготовки и обучения туристических кадров в России;

- относительно условное разделение фирм на туроператорские (призванные формировать туристический продукт, обеспечивать его необходимыми местами в гостиницах и билетами) и турагентские (призванные продавать готовый турпродукт клиентам). Это приводит к дополнительному усилению конкурентной борьбы, довольно частому изменению направлений работы и расширению сферы деятельности туроператоров.

Информация о работе Особенности религиозного туризма в России