Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 10:19, курсовая работа
Целью данной работы является изучение религиозного туризма, как объекта туристской деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть общие подходы маркетинговых исследований в религиозном туризме;
2. Ознакомиться с религиозным туризмом в России и его особенностями;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….……….3
1. Общие подходы маркетинговых исследований в религиозном туризме ……….5
2. Религиозный туризм в России и особенности его организации …………...…...13
3. Сегментация рынка религиозного туризма ....…………………………………....29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….……………...37
- высокая степень зависимости
региональных турфирм от
- отсутствие в широких
масштабах свободных
В результате достаточно стихийного и несбалансированного развития туристической отрасли только около 5-7% фирм можно отнести к категории среднего бизнеса, а основную часть - к малому. Очень медленно развиваются специализированные туристические сети. По большому счету, полноценной готовности рынка к широким маркетинговым исследованиям еще нет, фирмы чаще всего обходятся собственными силами без привлечения специализированных фирм [9,c.51].
Религиозный туризм, как и вообще туризм постоянно испытывает негативные последствия природных катастроф и участившихся террористических актов, но для российского туризма этим все не ограничивается. Ситуация осложняется тем, что за последние несколько лет уменьшения количества туристических фирм не произошло, но в то же время не наблюдается заметного увеличения объема потребительского рынка за счет тех, кто включает отдых в разряд потребностей первой необходимости [9,c.51].
Однако сегодня также можно говорить и о некоторых положительных сдвигах:
- налицо тенденция
увеличения доли туристов, отправляющихся
в зарубежные поездки два и
больше раз в год (как правило,
- увеличивается
доля туристов, прочно «прибившихся»
к одной из туристических фирм
и получивших статус их
- существенно
выросла доля тех россиян,
Однако, последствия даже таких положительных тенденций для многих турагентств прогнозируются не столь оптимистичными: недостаточный приток новых туристов может только еще больше усилить конкурентную борьбу за «своего» клиента среди турфирм, так как при этом снижается число «неоприходованных» туристов, за которых можно вести активную борьбу. Поэтому говорить о безмятежной жизни туристических фирм в скором будущем пока не приходится [9,c.52].
В этих условиях турагентства для укрепления собственных позиций, как правило, выбирают одинаковые пути обеспечения выживания:
- расширяют
спектр своей работы (работа широким
фронтом по многим
- подбирают
на работу универсальных
- ориентируются
на работу с наиболее «продвину
Основная задача турагентств - быть готовыми к любым возможным изменениям и построить свою работу так, чтобы конечные результаты их работы минимально зависели от локальных колебаний спроса на туристическом рынке [9,c.53].
Рассмотрим некоторые темы маркетинговых исследований, которые являются наиболее типичными для изучения работы туроператоров:
- составление
рейтингов популярности
- оценка ситуации
по достаточно раскрученному
на рынке, но новому для конкре
- оценка текущей и перспективной ситуации на рынке по принципиально новым туристическим направлениям;
- оценка перспективных возможностей развития рынка по определенным направлениям;
- оценка эффективности рекламы;
- оценка эффективности средств массовой информации для рекламодателей;
- анализ ситуации в регионах;
- анализ взаимодействия с агентствами;
- анализ качества туристического продукта;
- анализ проблемных ситуаций [9,c.53].
Для успешного проведения маркетинговых исследований и получения хороших результатов необходимо обращать внимание на ряд обязательных условий, среди которых можно выделить следующие:
- постановка проблемы, которая во многом является определяющей для начала проведения любого исследования;
- выбор репрезентативной группы, влияющий как на качество полученных результатов [9,c.53].
Туристическая
отрасль на сегодняшний день не является
самой продвинутой в плане
проведения маркетинговых исследований.
Даже в части получения
- потребность проведения маркетинговых исследований связана, как правило, с ситуацией, когда проблема уже назрела и необходимо срочно принимать какие-то действия для ее локализации;
- при проведении маркетинговых исследований туроператоры нередко рассчитывают только на свои силы, хотя объем поставленных задач часто явно превышает возможности одного маркетингового отдела, который должен выполнять также и свои текущие, сиюминутные задачи;
- необходимость обеспечения конфиденциальности информации вызывает у заказчиков исследований определенные опасения возможной утечки сведений к конкурентам и преждевременного информирования общественности о своих интересах;
- работа с респондентами - клиентами, агентствами - в сфере туризма имеет свои определенные особенности как с точки зрения деликатности содержания исследуемых вопросов, так и с точки зрения доступа к источнику информации[9,c.54].
Глава 2. РЕЛИГИОЗНЫЙ ТУРИЗМ В РОССИИ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ОРГАНИЗАЦИИ
Религиозный туризм - это самый давний вид туризма. В туризме с религиозными целями можно выделить такие виды поездок:
- паломничество-посещение святых мест с целью поклонения церковным реликвиям, святыням и с целью отправления религиозных обрядов;
- познавательные поездки с целью знакомства с религиозными достопримечательностями, историей религии и религиозной культурой;
- научные поездки-поездки научных работников, которые занимаются вопросами религии. [32,c.96].
Очень важным в религиозном туризме является вопрос подготовки кадров, которые могли бы не только показать архитектурные и исторические достопримечательности, а раскрыть туристам духовность религиозных ценностей [32,c.96].
Путешествие с религиозными целями - древнейший вид туризма, имеющий глубокие исторические корни. Одними из первых туристов несомненно были средневековые паломники. В силу религиозных убеждений или любопытства относительно своей или чужой веры, люди во всем мире путешествуют, чтобы посетить Святую Землю, Ватикан, Мекку, монастыри и другие святые места [32,c.97].
Целей паломничества почти столько же, сколько самих паломников. Паломничества совершались и совершаются, чтобы избавиться от болезни, избежать несчастья, искупить грех. Духовники нередко налагали епитимью, требуя совершить паломничество, и иногда приказывали пройти путь босиком или в одной рубашке. Марко Поло (тринадцатый век) упоминает о пилигримах, встреченных им на территории нынешней Шри Ланки. Паломники из Англии в XIV – XV веках совершали свои путешествия в основном в Рим, Иерусалим. Зачастую их путешествия были сопряжены с серьезными трудностями. Начиная с 1388 года английские пилигримы, по приказу короля Ричарда II, обязаны были получить и иметь при себе специальные разрешения, прообраз сегодняшнего паспорта. Одиннадцатью годами позднее Ричард ограничил количество портов, откуда английским паломникам позволено было отправляться в дальние страны, всего двумя – Дувром и Плимутом. Для отплытия из другого порта требовалось специальное разрешение самого короля [32,c.98].
Одни паломники путешествовали по соображениям веры, многие другие отправлялись просто из любви к путешествиям или движимые мирскими побуждениями, ожидая найти общение с веселыми спутниками, развлечения в придорожных харчевнях и другие удовольствия. Паломничество имеет место и сейчас. Многие верующие едут в Иерусалим поклониться Гробу Господню. В России православные стремятся посетить Валаам, монастырь на острове Коненец. Многие епархиальные управления ввели в структуру внешнеэкономические отделы, которые регулируют вопросы паломничества [32,c.98].
В советские времена жизнь церкви, а тем более монастырей была для большинства наших соотечественников тайной за семью печатями. И вот эта таинственная завеса упала. В монастырь теперь может приехать любой желающий и не только совершить по нему экскурсию, но даже пожить несколько дней в его стенах. Кто-то делает это из любопытства, кто-то хочет в тиши и уединении приблизиться к Богу, разобраться в себе и очистить душу. Паломничество и религиозный туризм стали в последние годы почти массовыми. И, что интересно, монахи и монахини этому не препятствуют. Более того: при монастырях создаются паломнические службы, которые по сути выполняют функции туристических агентств. Однако это вовсе не значит, что при посещении гостей внутренний уклад святой обители претерпевает изменения. Монашеское гостеприимство особенное: здесь не выполняют прихоти туристов, а дают им возможность приобщиться к тихой, созерцательной жизни [23,c.5].
За последние годы у всех категорий населения наблюдается устойчивый рост интереса к посещению монастырей. Паломники едут из всех регионов России и из-за рубежа. Целевая направленность этого интереса - не познавательный, видовой, открыточный туризм, а глубокое ознакомление с жизнью обители. Это попытка понять, что собой представляет русский православный монастырь, разобраться, что есть монашеская жизнь и почему такой элемент бытия, как монашество, настолько устойчив в нашем государстве. Именно поэтому поездки по монастырям становятся все более продолжительными, людям не хватает двухчасовой экскурсии, они хотят остаться в святой обители на два-три дня. А для тех, кто приехал с целями духовными, пребывание в монастыре должно занимать не менее недели. И требуется очень высокая степень подготовленности экскурсоводов, чтобы работать с разными категориями людей [32,c.199].
Это как нельзя более красноречиво говорит о растущей популярности религиозного туризма, который уже столкнулся с теми же проблемами, что и мировой туризм в целом. Однако если в мире уже и существует практика полного закрытия некоторых туристских объектов для посещения, то православных монастырей это никогда не коснется. Ведь любовь к ближнему, помощь ему, сердечность, открытость лежат в самой основе христианской веры... [17,c.22].
На Руси паломничество возникло с первых же дней распространения христианства. Для нас, православных людей, паломничество крайне интересно уже по одной его устойчивости и поразительной распространенности. Продолжаясь в процессе долгого ряда веков, оно с особенной силой охватило Древнюю Русь, увлекая целые толпы путешественников и паломников в далекие страны и места, заставляя преодолевать необыкновенные трудности [17,c.22].
В чем же смысл православного паломничества по святым местам?
Русские люди, в отличие от западных христиан - пилигримов, поклонялись святыням и через поклонение соединялись с Богом, Господом нашим Иисусом Христом. Поэтому и называли русских богомольцев не только богомольцами, но и поклонниками Гроба Господня. Западные же христиане святыни лишь созерцали. Как туристы, они вспоминали о священных евангельских событиях, не пропуская их через свое сердце, как это делали русские паломники. Пилигримы воспринимали святые места лишь разумом, как туристы - посмотрите направо, посмотрите налево... [17,c.22].
Русские паломники шли в святые места, чтобы поклониться святыням: чудотворным иконам, честным мощам угодников Божиих, святым крестам, чтобы получить заступничество на день судный в тех или иных обителях, в коих подвизались святые угодники Божии. Русские люди считали, что в святых местах молитва более действенна и быстрее доходит до Бога. Они понимали, что если просидеть всю жизнь возле красивой русской печки, наслаждаясь русскими пирогами, и не ходить по святым местам, то незаметно можно как бы обрасти греховной чешуей и совсем забыть о том, кто ты есть, для чего родился на свет Божий, в чем твое предназначение в жизни. Поэтому, как только наступала весна, целые толпы людей отправлялись в путешествие по святым местам, в дальние и ближние обители нашего необъятного Отечества и за рубеж - в Иерусалим, на Афон, Синайскую гору [17,c.23].
К 1914 году паломничество в России приобретает широкий размах и превращается в единый религиозно-нравственный порыв всего русского народа. Главный смысл паломничества можно раскрыть через духовное стихотворение про чёботы, которое было особо любимо и почитаемо в среде православного русского народа: «Ах вы чёботы мои, чёботы новые, Доведите меня до святых угодников До святых угодников, их райских обителей. Ты прости, государь-батюшка, Ты прости, государыня-матушка, Помолитесь за мою душеньку грешную, Чтобы та душа грешная кресту потрудилася, Потрудившись, в светлые обители вселилася...» Взывание о Царствии Небесном - вот главный смысл русского православного паломничества, его стержень [17,c.23].
Паломничество - посещение святых мест и святынь с целью поклонения. Для раскрытия его феноменальной сущности следует выявить: происхождение, ценностное содержание, практику бытования в русской культуре на протяжении Х-ХХ вв. Паломничество как феномен русского религиозного сознания ХХ в. получил также научное освещение [17,c.23].
Информация о работе Особенности религиозного туризма в России