Особенности религиозного туризма в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 10:19, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение религиозного туризма, как объекта туристской деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть общие подходы маркетинговых исследований в религиозном туризме;
2. Ознакомиться с религиозным туризмом в России и его особенностями;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….……….3
1. Общие подходы маркетинговых исследований в религиозном туризме ……….5
2. Религиозный туризм в России и особенности его организации …………...…...13
3. Сегментация рынка религиозного туризма ....…………………………………....29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….……………...37

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 184.00 Кб (Скачать файл)

В современной  отечественной гуманитарной сфере  истории, философии, литературе, психологии, социологии, культурологии - сложилось направление, изучающее роль христианства в русской культуре. Православие как неотъемлемая часть «русского мира» нашло воплощение в многочисленных национальных традициях, которые были подвергнуты значительной деформации в ХХ в., поэтому сегодня необходимо вернуться к истокам национальной культуры, заново выявить ее ценностное содержание и многообразные формы существования. Время требует восстановления целостной картины русской духовности, и такая работа в современной науке ведется [16,c.2].

Русская паломническая  традиция - уникальное проявление живой  православной веры. От других видов  путешествий паломничество отличается прежде всего ценностным содержанием, духовной сущностью. Оно связано  с догматическим строем Православия, основанном на исповедании Никео-Цареградского Символа веры. Почитание Святой земли, Богородицы и святых, их святых мощей, креста, икон свойственно русскому православному человеку. Это нашло отражение в памятниках древнерусской литературы. «Мощи святых с верой целуй и честь воздай, яко достойным чести, понеже Христа ради пострадаша», - учит Стословец. [16,c.3].

Жажда спасения души, поиск благодати, молитва о  помощи в скорбях и болезнях, благодарение за благополучие и выручку в трудных делах поднимают верующего с насиженного места. В «Поучении на Покров» Божия Матерь взывает к Своему Божественному Сыну: «Царю небесный, пришли всякого человека, славящего Тя и призывающего имя Твое, и всяко место, идеже бывает память имени Моего, освяти оно и прослави прославляюща Тя, именем Моим, приемля их всяку молитву и обет» [15,c.88].

Это поклонение святым местам и святыням началось еще с апостольских времен и укоренилось  в годы гонений на христианство.

Русская православная традиция почитания икон имеет ряд особенностей. Икона почитается наряду с крестом. Например, согласно «Повести временных лет» святые Апостолы учили и «чтить иконы» и «целовать крест» [30,c.59].

«Стословец» предписывает: «Иконе Христове и Пречистыя Его Матери и всех святых с верой честь воздай, яко к ним самим любовно в молитве глаголи»                 [16,c.2].

Первым христианским иконописным изображением считается  посланный царю Авгарю Образ Спаса  Нерукотворного. Первым иконописцем  церковное Предание называет св. Евангелиста и Апостола Луку, написавшего изображение Богоматери. Известны факты чудесного происхождения некоторых русских икон. Из жития св. Алипия Иконописца Киево-Печерского известно, что в одном случае Божественным произволением чудесно (без приложения рук человеческих) было написано 7 икон, а в другом - помощником иконописца стал ангел в виде прекрасного юноши [1,c.147].

Посещение Святой земли, прежде всего Святого Града  Иерусалима, центров Вселенского  Православия - давняя традиция в русской  культуре. Для верующих людей эти места - не просто совокупность исторических и географических понятий, а сакральный образ, объединяющий основные идеи русского православного сознания. Святой Град Иерусалим существует для носителей ортодоксального христианства вне времени, тем более что в Откровении Иоанна Богослова он явлен как образ Небесного Царствия - Нового Иерусалима, сходящего с небес [1,c.148].

В духовном смысле вся жизнь человека может быть рассмотрена как восхождение  к Небесному Граду, поэтому христианские богослужения, архитектура, священные реалии наделены символикой Иерусалима. Для паломничества важно, что Иерусалим является городом, хранящим подлинные свидетельства событий священной истории. Для паломника нет прошлого, все настоящее: «Христианство всегда жило реальностью Священной истории. Не воспоминаниями, а именно реальностью - постоянно пронизывающей каждое движение верующей души» [14,c.8].

 Паломнические проскинитарии (путеводители по святым местам), реликвии, привозимые паломниками, посланниками иерусалимского патриарха, были для верующего человека доказательствами реальности совершаемого в Иерусалиме. Святое миро, вода из Иордана, возжженные у Святого Гроба свечи, масло от Елеонской горы, меры Св. Гроба являлись благословением от Святых мест русскому народу, который, в свою очередь, собирал и посылал щедрые пожертвования для обустройства святых мест, храмов, монастырей. Благочестие русских самодержцев проявлялось в радении о Святом Гробе. После падения Византии в 1453 г., Иерусалим становится одним из образов русской эсхатологии, в котором Московское царство представляется последним христианским царством всемирной истории [3,c.284].

В связи с почитанием Матери Божией и святых подвижников в  среде христиан возникло стремление к посещению тех мест, где они  подвизались, где все напоминает верующему о пребывании угодников Божиих и об их духовных подвигах. Особым вниманием пользуются места, связанные с появлением там самой Богородицы, например, Святая Земля, Святая гора Афон, Почаев, Дивеево; или явлением Ее чудотворных икон, таких, как Иверская, Смоленская, Владимирская, Знамение, Тихвинская, Ахтырская, Курская Коренная, Феодоровская, Сицилийская, Киево-Печерская, Казанская и мн.др. Монастыри, пустыни, храмы, пещеры, леса, в которых подвизались святые угодники, становятся местами посещения богомольцев. Преподобный Нестор Летописец уже в Киево-Печерском Патерике (XIII в.) отмечает подвиги русских монахов, которые «как светила сияли на Руси Киево-Печерский Патерик». К святым обращались за помощью и после их кончины, ибо любовь никогда не перестает [3,c.289].

Множество примеров чудодейственной  помощи можно найти в житиях русских  святых, в летописях. В Житии Преподобного Сергия Радонежского сказано: «Светло светит солнце и согревает своими лучами землю, но еще сильнее сияет великий Чудотворец, просвещая своими чудесами и молитвами души человеческие. И не исчезнет никогда слава Преподобного, - она будет сиять вечно». [3,c.290].

Особое значение для раскрытия феномена паломнической  традиции обретает православная антропология. Образцом разработки православной антропологии в XIX в. является «Слово о человеке» [3,c.320].

Святитель пишет: «Земная жизнь каждого человека есть время, данное ему на покаяние. Все человечество на земле должно быть погружено в покаяние, в неутешное рыдание. Оно должно странствовать на ней, не прилепляясь сердцем ни к каким предметам, которыми обставлена эта гостиница, но непрестанно помышляя о горнем своем отечестве и всеусильно стремясь возвратиться в него. Труд и злострадание - непременные спутники покаяния и родители смирения, рождающего покаяние, должны господствовать на земле, по самому определению Божию». [12,c.311].

Покаянная практика была принесена на Русь как сложившаяся традиция Вселенского Православия, основанная на личном опыте подвижников веры. На русской почве укоренение этой традиции имеет ряд этносоциальных особенностей. Начало ей положили монахи Киево-Печерского монастыря, взявшие за основу палестинское понимание святости. [26,c.32].

Постепенно, по мере приобщения к ценностям Православия, с развитием института старчества-духовничества, появлением покаянной дисциплины центры покаянной практики переместились  в приходы, то есть получили широкое  распространение в мирской среде. [2,c.3].

Аскетизм, выражавшийся в умеренности во всем, совпадавший  с хозяйственно-культурным типом  поведения русских жителей, стал нормой жизни православного населения. То же можно сказать о христианской ненасилии. В национальном характере укоренялось смирение перед Промыслом Божьим. «Вариативность и многообразие покаянной практики, широкое бытование ее вне храма и вне таинства, свидетельствовали о глубокой укорененности фундаментальных ценностей Православия в сознании и жизненных установках православного крестьянства о неразрывной связи Православия с основами этнического сознания» [15,c.198].

Покаяние сопутствует  русскому православному человеку от рождения до смерти, порой в виде представления об идеале. [15,c.198].

Религиозный туризм является составной частью современной туристской индустрии. С материальной точки зрения каждый турист нуждается в транспорте, гостинице, питании, покупках сувениров. Тур религиозной направленности является туристским продуктом, разрабатываемым туроператором. Соборы и мечети, культовые музеи и духовные центры – туристские объекты, которые пользуются все более и более возрастающим спросом [9,c.55].

Индустрия религиозного туризма – совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, различных религиозных объектов, а также организации, предоставляющие экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков. Индустрия религиозного туризма является составной частью индустрии туризма в целом. В индустрии религиозного туризма необходимо выделить следующие четыре сектора [9,c.55].

«Размещение». Это совокупность средств размещения – гостиниц, кемпингов, общежитий и т.д.

«Питание» –  это рестораны, столовые, кафе, предприятия питания на транспорте и т.д.

«Транспорт» – транспортные предприятия и услуги разных видов транспорта.

«Религиозные  объекты». В этот сектор входят:

культовые сооружения – монастыри, святилища, храмы и храмовые комплексы, капеллы, часовни, ступы;

природные объекты  – святые источники, колодцы, горы, 
водоемы (реки, пруды), рощи;

небольшие объекты  культа – придорожные кресты, алтари божеств на обочинах дорог, троп и т.д.

Необходимо  знать, что эти объекты могут быть расположены вместе. Например, святой источник может находиться в православном монастыре или отдельно. Можно сказать, что святое место – это место, имеющее очень большое значение для представителей определенной религиозной конфессии, в котором проводятся культовые и иные мероприятия, собирающие большое число паломников. Религиозный центр – понятие более широкое, чем «святое место». Сюда наряду со святынями входят образовательные учреждения и (или) административные органы религиозных организаций. На самом деле дать определения этим понятиям, учитывая воззрения всех религий, невозможно. Определения святого места и религиозного центра подходят для обобщенного понимания вопросов религиозной жизни [9,c.56].

Туристы, отправляющиеся в поездки по святым местам и религиозным центрам, пользуются услугами предприятий общественного питания. Это могут быть:

Рестораны, кафе, закусочные и т.д. В религиозных центрах, ряде святых мест паломники и экскурсанты могут пользоваться услугами этих заведений и имеют возможность выбора блюд [9,c.57].

Монастырские, ашрамовские и прочие столовые и  т.д., в которых готовится еда  для посетителей. Ассортимент блюд здесь отличается от предлагаемого в кафе и ресторанах. В ряде случаев пища может быть более простой, постной во время православного поста, вегетарианской. Паломникам часто подается пища в определенное время, часто также без возможностей выбора блюд. Крнечно, мы уже знаем, что добровольные самоограничения лишь идут на пользу и приводят к духовному росту человека [9,c.57].

Туристы, отправляющиеся в паломническую и экскурсионную поездки, используют различные средства транспорта для достижения пункта (пунктов) прибытия. Средствами используемого транспорта являются: 1) авиационный,  2) железнодорожный, 3) автомобильный (автобусный), 4) водный (речной, морской) транспорт, 5) другие его виды [9,c.58].

В паломническом  туризме практикуются пешие перемещения на определенной части маршрута, от одного пункта до другого. Это, с одной стороны, добровольно взятые на себя трудности, с другой стороны, тот факт, что многие объекты (вершины священных гор, пещеры) труднодоступны для большинства или всех средств транспорта [9,c.58].

Разработка  туристского продукта, т.е. создание и организация путешествий является чрезвычайно сложным процессом. Создание турпродукта обычно начинается с появления идеи и принятия решения разработать тур                       (тур – комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию религиозных туристов, услуги экскурсионные, гидов-переводчиков и другие, предоставляемые в зависимости от цели путешествия (паломничество, экскурсия, научная деятельность) [9,c.34].

Программа тура – расписанный по дням план поездки с указанием дат посещения религиозных центров на маршруте.) и завершается процессом продвижения его на рынке с последующими продажами. После того как решение о создании тура принято, следуют обобщенно несколько этапов разработки турпродукта. Это: изучение спроса на туристском рынке и определение базовых составляющих тура; расчет стоимости и установление цены тура; продажа (реализация) тура, т.е. продвижение его на рынке [9,c.59].

На первом этапе  происходит создание концепции тура, изучение основных тенденций в паломническом туризме и экскурсионном туризме религиозной тематики. Исследуются качественно-количественные характеристики тура: вид транспорта, предполагаемые средства размещения, пункты питания, объекты экскурсионного показа (при экскурсионной поездке) – культовые сооружения и т.д. Наряду со спросом исследуется также предложение с целью поиска и отбора для предстоящего тура первичных туристских услуг и их производителей и поставщиков. Изучаются религиозные центры, в которые прибудут туристы. Важны их транспортная доступность, степень развитости инфраструктуры, качество услуг и т.д. При практической организации паломнических поездок исследуются особенности проведения культовых      мероприятий в храмах, монастырях и т.д. При создании тура важно учитывать все нюансы. Так, например, отдельные мужские православные монастыри принимают только паломников-мужчин и т.д. [9,c.60].

После того как  завершено изучение спроса и предложения  на рынке составляется рабочий проект (вербальная модель) тура. Туроператор выбирает контрагентов, устанавливает с ними контакт и начинает переговоры. Таким образом, когда более определенными становятся параметры будущего тура, создаются основы для расчета его цены [9,c.60].

Цена продажи  вычисляется на основе учета суммы  расходов, прибыли и налогов. Сумма  расходов включает прямые расходы (затраты на перевозку, размещение, питание туристов, их экскурсионное обслуживание) и косвенные расходы туроператоров (затраты по менеджменту туристской организации –   арендные платежи, зарплата сотрудникам, затраты на решение                  организационных вопросов работы фирмы и т.д.). Следует особо подчеркнуть, что, например, в России в православном туризме при практической организации поездок паломнические службы не ставят своей целью извлечение прибыли. Прибыль нужна для обеспечения работы паломнической службы, но выгода здесь не являются приоритетными. Главное – служение паломникам. Есть некоммерческие паломнические службы [9,c.60].

Информация о работе Особенности религиозного туризма в России