Паломничество как разновидность путешествий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 16:13, реферат

Описание работы

Паломничество (от лат. palma – пальма), странствие верующих к святым местам для поклонения. Названо по обычаю христианских паломников привозить из Палестины пальмовую ветвь. Или по другому источнику: Паломничество – путешествие к святым местам с религиозной целью. Первоначально паломничество совершали в Палестину, откуда паломники привозили пальмовую ветвь, отсюда произошел термин паломничество. Кроме Палестины, совершали паломничество к чудотворным иконам, в монастыри и к святым мощам.
Паломничество - хождение или путешествие к святым местам с четко определенными культовыми целями. Паломничество в той или иной форме принято практически во всех религиях и языческих культах. В настоящее время паломники широко пользуются услугами туристической индустрии.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………… 3
1. Определение понятия паломничество…………………… 5
2. Паломничество в различных религиях…………………. 7
2.1 Паломничество в исламе……………………………… 9
2.2 Паломничество в буддизме…………………………... 11
2.3 Паломничество в индуизме…………………………... 11
2.4 Паломничество в христианстве………………………. 13
3. История паломничества на Руси………………………… 14
Заключение ………………………………………………….. 17
Список использованной литературы……………………… 18

Файлы: 1 файл

Реферат Паломничество.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«Томский политехнический  университет»

Специальность –  социально-культурный сервис и туризм

Кафедра культурологи и социальной коммуникации

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

Паломничество как разновидность путешествий

 

 

 

                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТОМСК 2009

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение ……………………………………………………… 3

1. Определение  понятия паломничество…………………… 5

2. Паломничество в различных религиях…………………. 7

   2.1 Паломничество  в исламе……………………………… 9

   2.2 Паломничество  в буддизме…………………………... 11

   2.3 Паломничество  в индуизме…………………………... 11

   2.4 Паломничество  в христианстве………………………. 13

3. История паломничества  на Руси………………………… 14

Заключение ………………………………………………….. 17

Список использованной литературы……………………… 18

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время  все более и более популярным становится религиозный туризм, одной  из форм которого является паломничество.

В переводе с латинского слово «паломник» означает «несущий пальмовую ветвь». Те, кто отправлялись в Святую Землю поклониться Гробу Господню, обычно привозили оттуда и пальмовые ветви – такими же народ устилал путь Спасителя при входе Его в Иерусалим.

Паломничество (от лат. palma – пальма), странствие верующих к святым местам для поклонения. Названо по обычаю христианских паломников привозить из Палестины пальмовую ветвь. Или по другому источнику: Паломничество – путешествие к святым местам с религиозной целью. Первоначально паломничество совершали в Палестину, откуда паломники привозили пальмовую ветвь, отсюда произошел термин паломничество. Кроме Палестины, совершали паломничество к чудотворным иконам, в монастыри и к святым мощам.

Паломничество - хождение или путешествие к святым местам с четко определенными культовыми целями. Паломничество в той или иной форме принято практически во всех религиях и языческих культах. В настоящее время паломники широко пользуются услугами туристической индустрии. Паломнические туры в отличие от религиозно-познавательных туров или культурно-исторических, несут определенным верованиям смысл совершения обряда, а не только познавательные цели. Существенно сокращен развлекательный раздел программы, хотя оздоровительный и познавательный отдых как таковой без излишеств позволителен[3].

Так, центральными устремлениями при совершении паломничества  можно назвать:

  • совершение религиозного обряда или участие в таковом;
  • поклонение святому месту, храму, мощам;
  • духовное совершенствование;
  • получение благодати, исцеления духовного и физического, совета
  • достижение политических и иных целей, обретения прав на определенное лидерство или положение в религиозной общине или секте.
  • исполнения обета или наказания для искупления грехов.

Необходимо отметить что, религиозный туризм играет большую роль в системе международного и внутреннего туризма. Люди отправляются в паломнические и экскурсионные поездки по святым местам и религиозным центрам. Они стремятся принять участие в религиозных церемониях, помолиться, совершить жертвоприношения. Религия влияет на формирование самосознания и стереотипов поведения людей. Она выступает элементом общественной системы и во многих случаях — одним из важнейших.

Религиозный туризм развивается  в нескольких формах: паломничество, экскурсионный туризм религиозной тематики, научный туризм с религиоведческими целями и миссионерство.

Религиозный туризм оказывает  существенное влияние на экономику. Религиозные центры получают доходы от паломничества. Пилигримы оставляют в стране посещения часть взятых в дорогу денег, в том числе делая приношение непосредственно церкви. Во время «великого праздника жертвоприношения» («курбан-байрам») туризм является основным средством заработка населения Мекки, Медины и других религиозных центров. Деньги, полученные от обслуживания паломников, являются основным средством существования носильщиков, лодочников, грузчиков, торговцев и ремесленников. Приносит весомый доход и торговля сувенирами, религиозной одеждой для паломников, продуктами питания,  предоставление жилья и различных сервисных услуг. Нередко денежные суммы, вывозимые паломниками из своих стран, бывают очень велики. Так страны Юго-Восточной Азии, в которых преобладает мусульманское население (Малайзия, Индонезия), несмотря на солидные доходы от въездного туризма имеют  очень небольшой, хотя и положительный туристский баланс. Причина кроется в вывозе из этих стран валюты пилигримами, стремящимися в святые места за рубежом.

Религиозный туризм может  осуществляться не только с паломническими, но и с научными теологическими целями. Поездки специалистов - теологов, как правило, немногочисленны, но нередко продолжительны и расширяют географию религиозного туризма. Объектами изучения могут быть сложные религиозно-философские конфессии, зооморфизм, фетишизм, шаманство.

Поток религиозного туризма  представлен также миссионерами и служителями церкви, осуществляющими  те или иные контактых[5,113].

В целом, любая  церковь поощряет религиозный туризм, что часто находит законодательную  поддержку у государства, например, в виде охраны исторических памятников, снижения налогов, создания объектов инфраструктуры (дорог, гостиниц).  Немало общественных организаций и фондов оказывают разнообразную помощь в организации  религиозного туризма. Некоторые туристические фирмы специализируются на паломничестве.

Целью данной работы является изучение паломничества как  одного из видов туризма. В наше время  многие люди вновь обращаются к религии, так что актуальность изучения паломничества  становится очевидной.

Реферат состоит из трех частей.

В первой главе  дается определение паломничества, анализируются наиболее распространенные точки зрения.

Во второй части рассматривается паломничество в различных религиях, так как каждая из мировых религий накладывает свой отпечаток и предъявляет свои требования к паломничеству.

В заключительной главе рассматривается история  развития паломничества в России. В нашей стране проживает самое  большое число приверженцев христианства, и издавна страна славилась своими святыми местами. Помимо этого, Россия – многонациональная страна, что так же накладывает отпечаток на развитие паломничества.

 

 

 

 

 

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ  ПОНЯТИЯ ПАЛОМНИЧЕСТВО

 

В российской и зарубежной литературе высказываются разные точки  зрения на соотношение понятий «паломничество»  и «туризм». Существует много концепций паломничества и туризма, иногда эти явления противопоставляются друг другу. С точки зрения ЮНВТО, паломничество, как и экскурсионно-познавательные поездки по святым местам, может быть отнесено к туризму.[1, 584] Специалисты, отстаивающие иную точку зрения, ссылаются на то, что паломничество зародилось гораздо раньше, чем туризм в его нынешнем облике. Отсутствует единство мнений среди специалистов и по вопросу о том, что такое паломничество, каковы его признаки и отличительные черты.

Исследования феномена паломничества  носят междисциплинарный характер. Паломничество может входить  в круг интересов богословов, религиоведов, философов, социологов, культурологов, антропологов, этнографов, географов  и др.

Паломничество в разных религиях и странах мира имеет много общего, в частности это касается мотиваций поездок. Феноменом в масштабах всей Земли является пешее паломничество. Считается, что дойти пешком до монастыря, храма и храмового комплекса, святилища, своими силами подняться на святую гору даст больше духовных заслуг, чем приехать транспортом. Человек в буквальном смысле идет к Богу. Можно привести много примеров пешего паломничества от Японии до Ирландии.

Вместе с  тем имеются и различия в понимании  и толковании паломничества. Даже слова, которые переводятся на русский язык как «паломничество», лишь условно можно назвать синонимами. В православии в России употребляется слово паломничество, в западном христианстве – pilgrimage, в исламе – хадж и умра, в индуизме – тиртха-ятра. В эти слова вкладывается разное значение. Например, выражение «тиртха-ятра» можно перевести на русский язык как «шествие (ятра) к святыне (тиртха)», однако дословно это выражение переводится как «путешествие к броду». Слово «тиртха» имеет много значений и их оттенков, однако они тесно связаны между собой. Это паломнический центр, священный водоем (колодец), святая вода, полученная в результате совершения ритуала, монашеский орден. Буквально «тиртха» означает «брод» через океан страданий, в которых пребывает человек. Тиртха-ятра может обозначать не только физическое перемещение человека в пространстве и во времени, но и внутренние усилия человека, находящегося в глубокой медитации. В этом смысле он тоже идет к высшим силам, но в результате работы над собой.

Паломничество предполагает определенное отношение  человека к действительности. В большинстве  случаев паломник является глубоко  религиозным человеком с уже  сложившейся системой ценностей. Он готов на время поступиться привычным  образом жизни, кругом общения, удовольствиями, питанием для достижения духовных и нравственных целей. Он часто движим стремлением выразить благодарность высшим силам за блага, ниспосланные ими, и преданность вере, испытать собственные намерения и способности к подвижничеству, обрести смысл жизни.

Паломничество подразумевает выполнение добровольно  взятых на себя обязательств по преодолению  трудностей. Оно символизирует готовность человека пожертвовать временным, иллюзорным и преходящим материальным во имя  вечного духовного[1,584].

Смысл паломничества, заключается в поклонении святым местам. Это поклонение носит религиозный характер и связано с совершением богослужений и молитв у чтимых святынь. Всякое иное посещение святых мест, не связанное с религиозным поклонением, строго говоря, не имеет отношения к каноническому паломничеству.

Эта разновидность  религиозного туризма представляет собой совокупность поездок представителей различных религий с паломническими целями. Паломничество мы можем понимать как странствие людей для поклонения святым местам. Совершать паломничества людей побуждает много различных мотивов.

Во-первых, совершение религиозного обряда (молитва, причастие, исповедание). Религиозные таинства представляют собой самую главную  внутреннюю основу, содержание жизни  Православной церкви. Во-вторых, духовное совершенствование. Десятки и сотни тысяч самых разных людей тянутся в наши обители именно за духовной пищей. В-третьих, получение благодати, духовного и физического совета. В-четвертых, религиозное просвещение. В-пятых, поклонение святому месту, храму, мощам.

Одним из важных аспектов паломнических поездок  является их духовно-просветительская составляющая. При посещении святых мест люди узнают об истории и духовных традициях монастырей и храмов, особенностях богослужения, святых и подвижниках благочестия, чья жизнь и деятельность была связана со святынями, входящими в паломнический маршрут. Паломники имеют возможность побеседовать с насельниками монастырей, не которые из них находят здесь себе духовников. Паломничество играет также важную общеобразовательную роль. Монастыри и храмы на Руси всегда были не только местом духовного делания, но и культурными центрами. Здесь веками накапливались книги, иконы, произведения прикладного искусства, изделия народных промыслов. Монастырские и храмовые здания являлись главными архитектурными памятниками своей эпохи - особенно до 18 века. Интересно, что многие монастыри даже в советский период, несмотря на утрату своего основного предназначения, сохраняли роль культурных центров в качестве музеев. Поэтому паломническая поездка дает прекрасную возможность познакомиться с историей, архитектурой, иконописью, ремесленными традициями России. [3]

 Можно выделить различные виды паломничества. По числу участников и признаку семейной принадлежности различают индивидуальные, семейные и групповые паломничества. По продолжительности можно обозначить паломничества длительные и короткие. Раньше по русским православным канонам паломничеством считалась поездка продолжительностью более 10 дней. В зависимости от того, в какой стране находятся объекты, посещаемые паломниками, существуют поездки внутренние и зарубежные.

Паломники обычно выдвигают гораздо меньше требований к уровню и качеству обслуживания, питания, размещения, чем другие путешественники. Они останавливаются на ночлег в кельях монастырей, на территории ашрамов, в палаточных городках (во время хаджа, например), могут ночевать в храмах на полу или прямо на улице. Выбор пищи обычно невелик и она более скромная. В христианских странах во время постов пища постная, в Индии — вегетарианская.

Паломничества связаны с посещением определенных мест, являющихся святыми. Это могут  быть монастыри, храмы, природные объекты - горы, реки, озера, рощи, пещеры. Часто паломничества бывают приуроченными к определенным праздникам. Скажем, в христианстве паломничество в тот или иной храм или монастырь может быть приурочено к дню празднования местночтимого святого. В Ватикан собирается много паломников послушать пасхальную проповедь Папы римского.

 

2. ПАЛОМНИЧЕСТВО В РАЗЛИЧНЫХ РЕЛИГИЯХ

Паломничество – это путешествие с культовыми целями, одна из самых старых форм туризма, развитие которой связано с формированием мировых религий. К мировым религиям причисляют буддизм (возник 6-5 вв. до н. э.), христианство (1 в. н. э.), ислам (7 в. н. э.). Любая церковь поощряла паломничество, это повышало ее авторитет, способствовало распространению веры по миру и давало значительный доход. Отличаясь от остальных форм туризма лишь целью и мотивом путешествий, паломничество, как и туризм, бывает международным и внутренним.

Информация о работе Паломничество как разновидность путешествий