Паломничество как разновидность путешествий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 16:13, реферат

Описание работы

Паломничество (от лат. palma – пальма), странствие верующих к святым местам для поклонения. Названо по обычаю христианских паломников привозить из Палестины пальмовую ветвь. Или по другому источнику: Паломничество – путешествие к святым местам с религиозной целью. Первоначально паломничество совершали в Палестину, откуда паломники привозили пальмовую ветвь, отсюда произошел термин паломничество. Кроме Палестины, совершали паломничество к чудотворным иконам, в монастыри и к святым мощам.
Паломничество - хождение или путешествие к святым местам с четко определенными культовыми целями. Паломничество в той или иной форме принято практически во всех религиях и языческих культах. В настоящее время паломники широко пользуются услугами туристической индустрии.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………… 3
1. Определение понятия паломничество…………………… 5
2. Паломничество в различных религиях…………………. 7
2.1 Паломничество в исламе……………………………… 9
2.2 Паломничество в буддизме…………………………... 11
2.3 Паломничество в индуизме…………………………... 11
2.4 Паломничество в христианстве………………………. 13
3. История паломничества на Руси………………………… 14
Заключение ………………………………………………….. 17
Список использованной литературы……………………… 18

Файлы: 1 файл

Реферат Паломничество.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

Индусы во время паломничества  посещают много святых мест, в которых выполняют ритуалы жизненного цикла, поминают усопших, лицезреют образ Бога. Причем в ряде случаев важны не только цель (тиртха) паломничества, но и многочисленные ритуальные мероприятия, выполняемые во время шествия (ятра). Типичным примером является паломничество в г. Пандхарпур (штат Махараштра, Индия) для поклонения богу Виттхалу (Витхобе, Пандуранге). Для многих паломников главным является сам путь к этой святыне.

Индусы совершают ритуальный обход по часовой стрелке алтарей  богов, храмов, священных городов (Варанаси), гор (Аруначала, штат Тамилнаду, Южная Индия). Многие паломнические маршруты также являются круговыми. Один из них пролегает вдоль русла Ганга – практически от истоков до устья реки. По одному берегу паломники следуют в одну сторону, а по другому – в обратном направлении. Впечатляет протяженностью круговой обход по часовой стрелке фактически всего субконтинента с посещением четырех мест, дарующих освобождение: Дварка (запад Индии), Бадринатх (Бадрикаашрама) (Гималаи), Пури (восток Индии), Рамешварам (юг Индии).

История знает случаи паломничества с политическими  целями. В 1983 году было организовано «Паломничество Единой Души» с целью осознания и подтверждения конфессиональной общности индусов разных регионов. Маршруты пролегали от Катманду (Непал) до Рамешварама, от предгорий Гималаев на севере Индии до самой южной точки страны и с востока на запад Индии.

Индийское паломничество  очень разнообразно. Паломничеством считается театральная мистерия «Рамлила», продолжающаяся в течение месяца в городе Рамнагар на берегу Ганга. В ней исполняются сцены из жизни Господа Рамы. Зрители иногда перемещаются на несколько километров с одной площадки на другую. Считается, что они лицезреют образы богов, роли которых исполняют актеры. Как и при классическом паломничестве, здесь собираются многочисленные отшельники-мудрецы, раздается священная пища.

Паломников привлекают духовные центры – индийские ашрамы. Они могут занимать отдельные  здания или комплексы или находиться в комнатах, хижинах, и даже пещерах. Ашрамы существуют для внутреннего духовного самосовершенствования людей. В них паломники общаются с самим гуру и/или его учениками, последователями и постигают учение. Они посещают семинары, овладевают практикой и методами работы над собой (медитация, правильное дыхание, хатха-йога и т.д.), что позволяет им продвинуться в духовном развитии. Деятельность многих ашрамов выходит за формальные религиозные рамки: она посвящается разным аспектам духовных исканий людей: поиску места и ориентиров в жизни, желанию быть свободными от различных видов страданий и пр. на базе многих ашрамов или в тесной связи с ними возникли духовные школы.

В Индии существуют тысячи ашрамов и вряд ли можно точно  сказать, сколько их на самом деле. При всем разнообразии эти духовные центры объединяет ряд общих черт: наличие живущего или ушедшего основателя, учение которого развивают и продолжают его ученики; некоторая изолированность от внешнего мира, особый распорядок жизни и деятельности, порядок приема и размещения посетителей; использование определенных методов и практик самосовершенствования людей[4].

 

 

2.4 Паломничество в христианстве.

 

В христианском мире существует множество святых мест в различных  районах земли. Но наиболее почитаемые из них находятся в Европе (всего  около 6000 посещаемых мест). В храмах европейских городов хранятся многочисленные реликвии, связанные со страданиями последних часов земной жизни Иисуса Христа. В Соборе Парижской Богоматери (Нотр Дам), хранится терновый венец, покрывавший голову Христа. В Вене - копье, которое, согласно обычаю, вонзили в бок Христа после его смерти на кресте. Остатки святого креста хранятся в Риме. В Турине (Италия) находится знаменитая плащаница – кусок льняной ткани, в который Иисус был обернут после смерти. Собор в Сантьяго-де-Компостела один из трех крупнейших центров паломничества в средние века, равный по значению Иерусалиму и Риму. Пилигримы стекались сюда поклониться святым мощам апостола Иакова.

Многочисленные центры христианского паломничества связаны  с культом Девы Марии. Один из них - Лоретто (провинция Анкона в центральной Италии), где находится дом, в котором жила Пресвятая Дева. Это последний пункт паломничества, к которому ежегодно стекаются миллионы пилигримов (паломников), особенно на Пасху. Из других культовых мест известностью пользуются те, в которых людям являлся образ Девы Марии: Лурд (Франция), Фатима (Португалия), Сан-Себастьян-де-Гарабандал (Испания), Междугорье (Югославия), Гуадалупе (Мексика).

Объектами внимания со стороны  православных христиан остаются древнерусские города Золотого кольца (Москва, Суздаль, Владимир, Ростов Великий, Переяславль-Залесский), Киев (Киево-Печерская лавра), горные монастыри Греции (Афон).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ИСТОРИЯ  ПАЛОМНИЧЕСТВА НА РУСИ

 

Посещение святых мест издавна представляло собой одну из наиболее важных и почитаемых традиций русского народа неразрывно связанную с самой сущностью православного вероучения.

Паломничество на Руси можно разделить на две  самостоятельные ветви, определенные самой историей христианской религии: собственно паломничество на Святую Землю  и паломничество по святым местам на территории Руси, как в центре мирового Православия.

Паломничество на Святую Землю началось на Руси в  первые времена христианства. Историки относят первых документально подтвержденных паломников к XI веку. Так, в 1062 году Палестину посетил Дмитриевский игумен Варлаам (первый игумен Киево-Печерского монастыря, дважды совершавший хождение на Святую Землю как по личному влечению, так и на благо церкви). К паломничеству назначались духовные лица, владеющие грамотой и способные донести свои впечатления до церкви. По существу первым русским паломником, который оставил достаточно детальные записки  о странствовании на Святую землю был игумен Даниил. Он оставил записки, известные как «Хождение»(1106-1107гг), записки были переписаны в большом количестве и многократно издавались большими тиражами в XIX веке. Даниил детально описал святыни и географию Палестины этого периода.

Другим известным  паломником является новгородский архиепископ Антоний, совершивший паломничество по русским святым местам в конце XII века. Идея паломничества распространилась и была столь сильна, что в XII веке церковь принимала меры к ограничению числа паломников.

Совершение  паломничества требовало отвлечения значительных средств. Паломничество превратилось в профессию и в значительной степени способствовало распространению географических знаний и знакомству с культурой других народов. Проходя через много стран, они приносили в устной, и нередко в письменной, форме легенды, песни, сказания.

К XV веку число паломничеств возрастает и они становятся разнообразнее. Поскольку значительную часть паломников составляли лица духовного сословия и чаще всего, владеющие грамотой и письмом, они оставили письменные записки о путешествиях в дальние страны.

С середины XV века в истории русского паломничества наступает новый этап. Захват Константинополя турками привел к окончательной утрате многих христианских святынь Востока. Паломничество стало делом трудным и небезопасным. Русское паломничество на Святую Землю в период XV-XVI вв. малозначительно по численности, описаний путешествий мало.

На Руси же в  это время складывается твердое  убеждение в том, что Православная вера сохраняется в чистоте своей  только здесь, что Святая Русь остается единственным Православным царством. Многие церковные деятели того периода (Сергий Радонежский и другие) призывают совершать паломничество в пределах Руси, черпать благочестие и воспитывать национальными истоками. Наступают времена массового паломничества по русским святым местам: в XVI-XVII веках Русь была признана центром Православного мира уже и за пределами русского государства[1,588].

В основе паломничества  лежит любовь к святыне. Православные идут к святыням, ищут душевного  приюта и утешения. Многие находят выход из тяжелого душевного состояния именно в паломничестве. Иногда в паломничество отправляются «в покаяние», чтобы подвигом паломничества, «потрудившись ради Бога», очиститься от греха. Часто русские люди предпринимали обетные паломничества – по обету,  данному Богу в болезни или скорби житейской. Еще чаще к святыням шли (или их везли близкие) болящие, чающие исцеления от телесной или душевной немощи через прикосновение к святыне. Русские монастыри, особенно древние, прославленные, где почивали мощи святых, всегда были переполнены болящими и убогими.

Русские паломники  чаще всего ходили в Киев, желая  посетить «Матерь городов русских», с ее святынями, прежде всего Киево-Печерскую  лавру, ее Ближние и Дальние пещеры с многочисленными мощами святых подвижников. В Киев шли даже из Сибири, и, конечно, такой путь занимал немало времени. Обычно то, что такой-то человек «в Киев ходил», свидетельствовало об особом, подвижническом, благочестии.

Важнейшим российским центром паломничества в XV веке являлась Троице-Сергиева лавра, куда поклониться игумену земли русской, преподобному Сергию, ходили по традиции даже русские цари. В XIX-нач.XXвека особенно посещаемыми центрами паломничества стали также Саров и Оптина пустынь. Оптина не славилась ни нетленными мощами, ни чудотворными иконами – сюда совершались паломничества исключительно с целью общения со старцами.

В паломничество  обычно отправлялись в теплое время  года. Это объясняется тем, что  настоящим паломникам полагалось идти к святым местам пешком, дабы потрудиться на славу Божию. Православные паломники не имели специального костюма (в отличие от западных пилигримов, которые носили плащ и широкополую шляпу), но их обязательной принадлежностью был посох, котомка с сухарями и сосуд для воды.

История паломничества русских людей к святым местам имеет много ярких страниц. Это история стремления к святости, история подвижничества. В конце девятнадцатого века корреспондент одной французской газеты, наблюдающий за жизнью русских паломников в Иерусалиме, писал: «Народ, умеющий так молиться, имеет великое будущее». К сожалению, традиции православного паломничества в нашей стране были утрачены. В настоящее время паломничество к святым местам является для многих наших соотечественников путем к обретению веры, дорогой в Церковь. Паломничество – это часть религии. Его смысл состоит в поклонении святым местам, совершении религиозного обряда или участие в таковом, в духовном совершенствовании, получении благодати, в исцелении духовном или физическом.

Сегодня возродилась  традиция паломничества. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, при Отделе внешних церковных сношений Московского Патриархата организована Паломническая служба, ведающая вопросами паломничества в Святую Землю. Да и почти каждый храм имеет свой опыт проведения паломнических поездок или походов по российским святыням. Однако,  в годы советской власти путешествие к святым местам стало скорее носить познавательный, а не сакральный смысл. Множество культовых сооружений было перепрофилировано под музеи, концертные залы и т.п., и следовательно они стали выступать не как объекты поклонения (отправления культа), а как объекты туризма.

В настоящее  время смысл и назначение многих культовых объектов приобретает  свой изначальный смысл, они становятся объектами поклонения и объектами познания.

В XX в. бурно развивалась индустрия туризма, совершенствовались средства транспорта и связи. У людей появилось больше возможностей посещать святые места своей религии. Одновременно возникло желание приобщиться к духовным достижениям народов других стран, понять суть их религии. Можно предположить, что это отчасти вызвано определенным кризисом религий, наступившим в связи с бурными изменениями всех сторон жизни человечества в последние несколько десятилетий.

Паломников  интересует непосредственное участие  в религиозных культах. Социально-психологическая база паломнического туризма уже, чем религиозного. Паломники в основном исповедуют ту религию, святым местам которой они приехали поклониться. Экскурсии, посещение музеев, выставок для них — вторичная, сопутствующая задача или вообще мало интересны.

Религиозные туристы  и в первую очередь паломники  пускаются в путешествие, когда у них возникает потребность совершить нечто большее, чем обычные культовые действия в условиях обычной среды их проживания. Люди отправляются в поездки по святым местам с разными мотивами: помолиться, решить личные проблемы, найти себе подходящую религию, духовную школу и систему ценностей, познакомиться с культурным наследием страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Религиозный туризм является составной частью современной  индустрии туризма. Соборы, мечети, культовые музеи и духовные центры – это туристские объекты, которые  пользуются все возрастающим спросом. Памятники религии, истории и культуры представляют существенную мотивировку посещения того или иного региона или города. Развитие общего интереса к религиозному туризму не обошло и Россию. Наблюдается процесс становления туристских фирм по организации религиозных и паломнических туров, а также некоторых паломнических служб, организованных при монастырях, церквях и других религиозных организациях. Только за последние три-четыре года в России значительно увеличилось количество туристов, совершающих паломничество к святыням России, а также направляющихся за границу с религиозно-познавательными целями. Основные маршруты таких поездок пролегли в Израиль, Италию, Грецию, Кипр, Турцию, Египет, Саудовскую Аравию.

 Религия  издревле была носительницей  культурных ценностей, она сама является одной из форм культуры. Величественные храмы, соборы, монастыри, мастерски выполненные фрески и иконы, церковные обряды, нравственные заповеди чрезвычайно обогатили нравственный фонд человечества. Посещая святые места, человек приобщается к духовному, возвышенному миру. Надо отметить, что стремление совершать паломничество усиливается в переломные моменты истории: когда старые идеалы общества утрачивают свою ценность, а новые еще не успевают закрепиться, на помощь приходит религия со своими нравственными вечными заповедями. Именно поэтому в наши дни происходит всплеск интереса к религиозным турам.

Информация о работе Паломничество как разновидность путешествий