Перспективы организации биосферного туризма на озере маныч в ставропольском крае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 21:01, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с поставленной целью в процессе исследования нами решаются следующие практические задачи:
1. Рассмотреть содержание и специфику экологического (в частности, биосферного) туризма на особо охраняемых природных территориях.
2. Исследовать природные ресурсы озера Маныч по побережьям Ростовской области, Калмыкии и Ставрополья.
3. Выявить, как используется заповедный участок «Маныч-Гудило» для развития туризма в Ставропольском крае.
4. Проанализировать диапазон направлений развития биосферного туризма на заповедной территории «Маныч-Гудило».
5. Предложить примерный маршрут и сформировать программу экологического тура «Фото-охота на озере Маныч» в структуре реализации второго этапа проекта степного парка «Маныч-Гудило».

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..4

1. Экологический туризм на Особо Охраняемых Природных Территориях
1.1. Экологический туризм: содержание и специфика…………………11
1.2. Биосферный туризм на заповедных территориях………………….17

2. эколого-туристский потенциал заповедного участка «маныч-гудило»
2.1. Природные ресурсы озера Маныч (побережья Ростовской области, Калмыкии и Ставрополья)………………………………………………………26
2.2. Использование заповедного участка «Маныч-Гудило» для развития туризма в Ставропольском крае………………………………………………...37

3. перспективы организации биосферного туризма на озере маныч в ставропольском крае
3.1. Диапазон направлений развития биосферного туризма на заповедной территории «Маныч-Гудило»……………………………………..46
3.2. Разработка маршрута и формирование экологического тура «Фото-охота на озере Маныч»………………………………………………………….58

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….70

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………

Файлы: 1 файл

текст диплома Соловьева.doc

— 411.00 Кб (Скачать файл)

Со стороны ООПТ:

1. Заповедники:

  • разработка, обустройство, поддержание экотроп (совместно с учебными и научно-исследовательскими учреждениями);
  • формирование и пополнение музеев природы и визит-центров;
  • разработка и проведение экскурсий (возможно привлечение местных жителей);
  • предоставление транспортных и услуг по размещению (для научно-исследовательских групп);
  • подготовка и обучение местных жителей и сотрудников турфирм для проведения экскурсий и других работ с посетителями;
  • контроль соблюдения посетителями природоохранного режима, контроль состояния природных комплексов, мероприятия по рекультивации.

2. Национальные парки:

  • разработка, обустройство, поддержание экотроп и туристских маршрутов (совместно с учебными и научно-исследовательскими учреждениями);
  • формирование и пополнение музеев природы и визит-центров;
  • разработка и проведение экскурсий, разработка и формирование туристских программ (совместно с турфирмами), сопровождение туристских групп (возможно привлечение местных жителей);
  • организация и проведение тематических мероприятий (народные праздники, конкурсы, фестивали, совместно с туристскими администрациями);
  • предоставление транспортных и услуг по размещению;
  • обустройство территории, предназначенной для туристского использования (зоны интенсивной/экстенсивной рекреации, познавательного туризма и т.д.): стоянки, места для пикников, кемпинги и т.п. (совместно с турфирмами);
  • подготовка и обучение местных жителей и сотрудников турфирм для проведения экскурсий и других работ с посетителями;
  • оценка допустимых рекреационных нагрузок, контроль соблюдения туристами природоохранного режима, контроль состояния природных комплексов, мероприятия по рекультивации.

3. Турфирмы (направляющие  и принимающие):

  • формирование турпакета, то есть объединение отдельных услуг в комплексный тур для реализации потребителям (туроператоры);
  • продвижение (реклама, стимулирование продаж, выставочная деятельность) и реализация турпакета потребителям;
  • помощь ООПТ в обустройстве территории, строительство объектов инфраструктуры;
  • разработка новых туристских программ совместно с ООПТ;
  • организация рекламных туров (вместе с туристскими администрациями).

4. Региональные и местные  туристские администрации:

  • внедрение экотуризма в региональные / местные программы развития туризма;
  • включение в базу данных туристских объектов и услуг информации об услугах, предлагаемых ООПТ;
  • продвижение эколого-туристских ресурсов региона (реклама, участие в выставках, размещение рекламных статей, фильмов и т.п.);
  • организация рекламных туров для представителей турфирм и журналистов;
  • организация курсов для местного населения по обучению навыкам работы с туристами [14;148].

В Российской Федерации  создание охраняемых природных территорий является традиционной и эффективной  формой природоохранной деятельности. Система российских особо охраняемых природных территорий признана во всем мире, она интегрирована в международную систему ОПТ. В Списке всемирного наследия ЮНЕСКО Россия представлена 8 природными объектами, включающими 28 российских ООПТ, в числе которых 19 ООПТ федерального значения и 9 ООПТ регионального значения. 28 российских заповедников и 5 национальных парка имеют международный статус биосферных резерватов ЮНЕСКО. В Список водно-болотных угодий международного значения включено 35 водно-болотных угодий, расположенных на территории 30 ООПТ (22 ООПТ федерального значения и 8 ООПТ регионального значения). 4 заповедника (Окский, Тебердинский, Центрально-Черноземный и Костомукшский) имеют дипломы Совета Европы.

Сегодня в России 100 государственных  природных заповедников (из них биосферных заповедников - 29); 39 национальных парков; 69 федеральных заказников; 50 региональных природных парков, и это помимо многочисленных региональных заказников и памятников природы. Наиболее значимые природные комплексы и объекты, как эталонные, так и уникальные, представлены именно в масштабах федеральной системы особо охраняемых природных территорий, основу которой составляют заповедники и национальные парки. Среди этих природных объектов: озеро Байкал, вулканы Камчатки, степи Хакасии, заповедные леса Коми, природные и культурные ландшафты Русского Севера, высокогорья Кавказа, уникальные объекты Заполярья – остров Врангеля и Земля Франца-Иосифа [4].

Деятельность в области экотуризма в заповедниках России отличается исключительной мелкомасштабностью. Счет идет на десятки, сотни, в лучшем случае – тысячи посетителей в год. Причем в суммарной цифре большую часть составляют посетители музеев природы на центральных усадьбах нескольких заповедников, сами же посетители – в основном из числа местных школьников либо отдыхающих окрестных пансионатов. Классический же, познавательный туризм, связанный с посещением конкретных маршрутов на заповедной территории, развит крайне мало. Причем одна из самых посещаемых в этих целях территория – Долина Гейзеров в Кроноцком заповеднике на Камчатке принимает лишь 3000 посетителей в год – Для сравнения: Долину Гейзеров в Йеллоустонском национальном парке в США посещают 2 млн. туристов ежегодно.

Развитие массового  туризма (в масштабах зарубежных нацпарков) в наших заповедниках немыслимо, причем никто этого никогда  не планировал, да и технически это неосуществимо. Но ограниченный, познавательный (отнюдь не развлекательный), тщательно регламентированный туризм в заповедниках, с учетом их размеров, специфики, традиций только поднимет рейтинг российского заповедного дела, повысит социальную значимость заповедников, будет способствовать росту их авторитета в глазах населения и органов власти (чего заповедникам так не хватает), а также стать дополнительным и веским аргументом против непрекращающихся попыток вовлечь природные ресурсы заповедных территорий в иные формы хозяйственной деятельности.

На сегодняшний день лишь несколько заповедников страны на деле, а не на словах осознали важность и перспективу развития познавательного туризма и осуществляют конструктивные шаги на пути его развития. В их числе  заповедники Лазовский и Дальневосточный морской  в Приморском крае, «Шульган-Таш» в Башкирии, Астраханский в дельте Волги, Саяно-Шушенский в Красноярском крае, Лапландский  в Мурманской области, Катунский в Республике Алтай [39].

В 2003 г. в Дурбане (ЮАР) состоялся V Всемирный Конгресс МСОП по охраняемым природным территориям (2003 WPC). Конгресс отметил, что туризм, организованный на ООПТ или близлежащих к ним территориях является одним из перспективных направлений для роста в ближайшие десятилетия, особенно если обеспокоенность людей вопросами охраны природы будут возрастать. ООПТ являются как бы магнитом для туристов и тех, кто работает в турбизнесе; таким образом, это вызывает как проблемы, так и новые возможности.

С другой стороны, нужно опасаться того, чтобы задачи охраны природы не были смещены «жаждой прибыли», а также нужно учитывать то, что пока лишь очень небольшой круг частных коммерческих предприятий имеет опыт, необходимый для эффективной охраны природы. Неадекватно организованный и нерегулируемый туризм может вызывать много негативных последствий, таких как деградация природных экосистем, входящих в ООПТ или расположенных поблизости, а также может оказывать негативное воздействие на благосостояние бедных слоев населения.

Всемирный Конгресс по особо  охраняемым природным территориям  отметил, что половина населения  мира сейчас живет в городах и  считается, что это соотношение  увеличится до 60% городского населения  к 2030 г. и далее будет ускоряться. ООПТ предоставляют жителям городов такие основополагающие услуги, как образование, рекреация, а также обеспечивают города такими жизненно важными ресурсами как чистая вода. Связь между ООПТ и здоровьем также становиться все более очевидной, и хорошо демонстрируется в рамках таких инновационных программ, как, например, программа «Здоровые парки, здоровое население» выполняемая парками штата Виктория (Австралия), в рамках которой людей, живущих на этой территории, активно привлекаются к посещению парков [41].

В марте 2006 г. в Москве прошла общероссийская  конференция «История, итоги и перспективы развития федеральной системы особо охраняемых природных территорий (ООПТ)». Конференция проводилась при поддержке Министерства природных ресурсов РФ, Агентства водных ресурсов и Посольства Королевства Нидерландов. Организатор конференции - ЭкоЦентр «Заповедники». Опыт и разнообразие задач, и природоохранных и социальных, которые решают  федеральные ООПТ, был представлен в докладах их руководителей. Вот только несколько примеров.

Кенозерский парк – наиболее яркий пример того, какую роль в обществе, в социально-экономическом развитии страны могут играть особо охраняемые природные территории при грамотном управлении ими. Взаимодействие с региональными и муниципальными структурами, различными заинтересованными (и не всегда заинтересованными!) ведомствами, глубинное понимание проблем местных жителей, помощь в их решении, работа по сохранению не только природной, но и духовной среды жизни людей – основа успешного развития Кенозерского. Национальный парк работает не на себя, а для проживающих на его территории и вблизи него людей, которые веками обживали Кенозерье и должны быть, в конечном итоге, хранителями здешних мест, носителями духовности. Поэтому местные жители заинтересованы в развитии парка.

Саяно-Шушенский государственный биосферный заповедник формирует региональную сеть ООПТ, создает вокруг заповедника территории с различным режимом хозяйственного использования, что способствует созданию реального буфера для снижения воздействия на заповедную территорию, а также помогает заповеднику, как учреждению, получать средства на свое развитие. Развивая на сопредельных территориях туризм, проводя активную просветительскую работу, заповедник становится одной из значимых организаций в регионе.

Тем не менее, в большинстве случаев продолжается «закрытость» большинства ООПТ – ситуация, когда они работают, в основном «на себя»,  для собственного выживания, но не учитывают, что сохранить природные ценности, находясь в окружении «голодного» сообщества невозможно. Нужны проекты, инициативы, помогающие улучшать жизнь жителей окрестных территорий, либо проживающих на ООПТ. Имеющиеся исключения из общей картины, показывают, что это возможно [13].

 

***

 

Подводя итог главе, подчеркнем основные проблемы в сфере заповедного дела в России и во взаимодействии туризма и системы ООПТ:

  • Отсутствие эффективного государственного управления системой ООПТ как на федеральном, так и на региональном уровнях;
  • Отсутствие четкого разграничения сфер ответственности за развитие и управление ООПТ между ведомствами и структурами разных уровней, отсутствие межведомственного и межсекторного взаимодействия в этой области;
  • Неадекватность имеющихся ресурсов, в первую очередь, финансовых, реальным потребностям ООПТ;
  • Несовершенная правовая и нормативная базы управления системой ООПТ и отдельными территориями;
  • Старение кадрового состава федеральных ООПТ, отток квалифицированных кадров, отсутствие стимулов для их удержания и привлечения молодежи;
  • Отсутствие стратегии развития туризма на ООПТ.

В отношении последнего можно отметить, что в настоящее время наблюдаются положительные явления в деятельности ООПТ в области туризма. Во-первых, большинство заповедников и национальных парков сегодня ориентируется на создание наиболее оптимальных условий для развития регулируемого туризма и туристско-рекреационной инфраструктуры в ООПТ. Во-вторых, повсеместно вводится система природоохранного контроля за туристской деятельностью хозяйствующих субъектов и организаций на территории ООПТ. В-третьих, разрабатываются и внедряются научные методы охраны природы и экологического просвещения и осуществляется экологический мониторинг. В-четвертых, обслуживание посетителей на территории ООПТ организуется как собственными силами, так и с привлечением местного населения. В-пятых, проводится планирование регулируемого туризма и отдыха на территории ООПТ на основе научно обоснованных данных о допустимых нагрузках с учетом интересов туризма и с вовлечением в процесс планирования заинтересованных сторон. В-шестых, внедряются маркетинговые схемы, включая систему сбора данных для формирования маркетинговой стратегии в отношении разработки и продвижения турпродукта ООПТ и прогнозирования потребительского спроса на него. В-седьмых, предпринимаются попытки привлечения кадров для работы в сфере туризма на территории ООПТ, их подготовка и переподготовка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. эколого-туристский  потенциал 

заповедного участка «маныч-гудило»

 

2.1. Природные  ресурсы озера Маныч 

(побережья Ростовской  области, Калмыкии и Ставрополья)

 

В 2005 г. исследовательская группа по водно-болотным угодьям и ресурсам водоплавающих птиц выступила с аналитическим докладом на созванном в Москве по инициативе Министерства природных ресурсов РФ и Российской программы «Wetlands International» совещании «Итоги и перспективы сохранения ценных водно-болотных угодий России». В докладе было отмечено, что проблема сохранения водно-болотных угодий в последние годы вышла на одно из первых мест в системе приоритетов охраны окружающей среды. Осознание необходимости охраны водно-болотных комплексов, служащих местообитаниями многих животных, прежде всего водоплавающих птиц, и выполняющих важнейшие функции регулирования гидрологического режима и климата обширных территорий, произошло во многом благодаря развитию Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц (Рамсар, Иран, 1971). В рамках Рамсарской конвенции были разработаны критерии выделения водно-болотных угодий международного значения для внесения в Список конвенции, классификация типов водно-болотных экосистем, основные принципы их разумного использования и охраны. Россия (тогда еще в составе СССР) присоединилась к Рамсарской конвенции в 1976 г. В 1994 г. Постановлением Правительства РФ 35 территорий и акваторий России объявлены водно-болотными угодьями международного значения.

Информация о работе Перспективы организации биосферного туризма на озере маныч в ставропольском крае