Перспективы развития экотуризма в Кыргызстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 08:02, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение экологического туризма в Кыргызстане. В рамках поставленной цели решались следующие задачи:
- изучение литературных источников;
- анализ понятия «экологический туризм»;
- выявление основных видов экологического туризма;
- спрос на экотуризм в настоящем времени;
- изучение экотуризм в Кыргызстане;
- исследование основные экотуристические проблемы в Кыргызстане;
- рассмотрение международных проектов направленных на развитие экотуризма в Кыргызстане.

Содержание работы

Введение ……………………….…………………………………….…...3
1. Исследование особенности экологического туризма…...………....5
1.1 Понятие, принципы и современная концепция экотуризма…..5
1.2 Виды экотуризма и его разновидности…….………………..…9
1.3 Спрос на экотуризм……………………………………………..31
2. Перспективы развития экотуризма в Кыргызстане………...…..33
2.1 Анализ экотуристических ресурсных потенциалов в КР….....33
2.2 Основные проблемы экотуризма в КР и его пути решения….48
2.3Рекомендации по усовершенствование экотуризма в КР……..57
Выводы………………………………………………………….…….…...61
Заключение………………………………………………………...…......65
Список используемых источников……………………………………66

Файлы: 1 файл

Экотуризм в Кырг.docx

— 126.25 Кб (Скачать файл)

Критерии  экологичности тураНередко задается вопрос: "может ли экотуризм быть массовым, или же это элитарный вид отдыха"? Ранее экотуризм традиционно противопоставляли массовому туризму и определяли как лимитированный и, в некотором роде, эксклюзивный природный туризм. Однако, исходя из современной концепции экотуризма, это не всегда оправдано. Если ограничиться таким узким определением, экономическое и природоохранное воздействие туризма во многих случаях оказывается несущественным. Так, например, участники туров по наблюдению за птицами (бердвотчеры, от английского birdwatchers) могут руководствоваться самыми благими природоохранными намерениями. Но, если за сезон их приезжают считанные единицы, это не обеспечит серьезной экономической альтернативы рубкам лесов, экспансии сельхозугодий и поселений. В то же время в более "массовых" видах природного туризма, при условии их продуманной и "грамотной" организации, таится немалый потенциал. Одним из наиболее ярких примеров является национальный парк Амбосели в Кении. За год его посещает более четверти миллиона посетителей. Это приносит в десять раз больше доходов, нежели получало местное племя масаев за счет скотоводства. Доходы от туризма - при условии, что существенная их часть остается в регионе,-создают экономические ресурсы для сохранения природных экосистем и развития региона. Таким образом, в экологическом плане реально значимы не масштабы туризма или мотивация путешествующих, а воздействие, которое оказывает их путешествие. А это в первую очередь определяется тем, как организовано путешествие. Десять посетителей могут нанести больше вреда, чем сто, если их маршрут ненадлежащим образом спланирован и организован. Поэтому, они могут считаться экотуристами в той же степени, что и маленькие группы посетителей, совершающие сложные многодневные походы в дикой природе с рюкзаком за плечами и ночлегом в палатках. Следует отметить близость экологических туров к весьма популярным формам самодеятельного туризма. Однако некоторые самодеятельные туры могут быть антиэкологичными - как, например, ряд самодеятельных спортивных и сафари-туров. Для того, чтобы иметь ориентиры в этих вопросах выделены критерии экологичности тура (в соответствии с принципами экотуризма).

Таблица 1.4

Принципы экотуризма

Критерии экологичности  тура

Сведение к минимуму негативных последствий экологического и социально-культурного  характера, поддержание экологической  устойчивости среды

- Не превышаются предельно  допустимые рекреационные нагрузки

- Развитие туризма тщательно  планируется, контролируется и управляется

- Соблюдаются правила  поведения, разработанные для  посещаемых природных территорий

- Экологичен транспорт,  используемый туристами 
- Мусор не выбрасывается на общую помойку или свалку, но собирается специальным образом, удаляется с территории и поступает затем на эко-технологическую переработку 
- Привалы, бивуаки и костры устраиваются только в специально оборудованных местах  
- Не допускается покупка сувениров, сделанных из объектов живой природы 
- Грибы, ягоды, цветы, лекарственные растения, любые природные сувениры собираются только тогда и там, где это разрешено 
- Отели, кемпинги, кордоны, хижины, в которых останавливаются туристы, расположены так, что не нарушают нормальное, экологически устойчивое развитие окрестного ландшафта и не обезображивают его облик

- Эти отели и кемпинги  построены из экологически безвредных  материалов, их обитатели не расходуют  чрезмерно энергию и воду, при  этом стоки и выбросы очищаются,  иные отходы утилизируются. В  идеале используются "замкнутые"  экотехнологии 
- Пища туристов экологически чистая и полезная, при этом в рационе присутствуют местные продукты

Содействие охране природы  и местной социо-культурной среды

- Туристическая деятельность  обеспечивает источники дополнительного 
финансирования охраняемых территорий или природоохранных мероприятий  
- Участники туров принимают посильное участие в природоохранной деятельности (волонтеры, детские эколагеря и др.) 
- Туристы с уважением относятся к местным культурным традициям, обычаям, укладу жизни, стремятся изучить и понять их 
- Развитие туризма способствует налаживанию сотрудничества ООПТ с местным населением, повышению общественного престижа ООПТ, расширению международных контактов ООПТ

Экологическое образование  и просвещение

- Туристы заранее, еще  до начала путешествия, получают  информацию о 
природе и правилах поведения в месте проведения тура

- Туристы четко осознают  свою ответственность за сохранение  природы, 
следуют правилам поведения на ООПТ

- Туры и экскурсии обязательно  предусматривают эколого-познавательный  компонент  
- Туры проводят квалифицированные гиды-экологи 
- Объектами посещения являются интересные и экологически благоприятные природные и культурные ландшафты

- В программу включается  посещение учебных экологических  троп, музеев 
природы и краеведческих музеев, экотехнологичных хозяйств и др.

- Туристы знакомятся с  местными экологическими проблемами  и путями 
их решения, выполняемыми природоохранными проектами

- Туристы доступными им  способами участвуют в решении  местных экологических проблем 

Участие местных жителей  и получение ими доходов от туристической деятельности, что  создает для них экономические  стимулы к охране природы

- Преимущественно используется  местная продукция и рабочая сила

- Местные жители вовлекаются  в туристический бизнес и получают  возможность развивать свои традиционные формы хозяйства

- Доходы от экотуристической  деятельности получают различные  социальные слои и группы (принцип  расширения воздействия), при этом  сохранение природной среды становится  экономически выгодным для местного  населения 

Экономическая эффективность  и вклад в устойчивое развитие посещаемых регионов

- Комплексный подход к  развитию туристической деятельности

- Тщательное планирование, мониторинг и управление 
- Интеграция экотуризма в местные планы регионального развития

- Тесное сотрудничество организаций различного профиля

- Доходы от туризма  не изымаются целиком из местного  бюджета, но способствуют его  наполнению, поддержке местной экономики 


Рост  популярность экотуризма.Еще в 1989 году американские исследователи на основании опросов туроператоров и туристов отмечали как бурный рост количества туров, предпринимаемых с познавательными целями, так и то, что среди них наиболее популярен экотуризм туризм.

Возрастание спроса на экотуризм  определяется тремя главными факторами: 
- общим ростом объемов туризма;

- возрастающей популярностью  "путешествий по специальным  интересам"; 
- подъемом общественного внимания к проблемам сохранения окружающей среды.

Общий рост объемов туризма  обусловлен ростом численности мирового населения, возрастанием доходов отдельных  его групп, сокращением во многих частях мира рабочей недели, все  возрастающей глобализацией процессов  мировой экономики и соответственно общественных процессов. В основе спроса на "путешествия по специальным интересам" лежит важная тенденция: индустриальные страны Запада достигли такой стадии, когда движущей силой экономического роста является уже не стремление людей потреблять больше товаров, а их желание "живых впечатлений и опыта".6 В последнее время туристы из развитых стран все больше стремятся к такой форме путешествий, которая способствовала бы их личностному росту и обогащению их знаний о природе и человеке. Отсюда небывалая популярность туров с "образовательным компонентом" - от уроков кулинарии во Франции до "духовных треков" в Тибет. Еще одна важная тенденция в развитых странах - возрастание заботы о здоровье и поддержании физической формы, в результате чего стал модным активный отдых на открытом воздухе. Эта тенденция совпала по времени с "насыщением" рынка традиционных "пляжно-курортных" районов, и туроператоры стали предлагать клиентам, стремящимся побыть вдали от городской суеты, новые, экзотические места и виды отдыха. Подъем внимания к вопросам сохранения окружающей среды, пожалуй, самый важный из факторов, обусловивших спрос на экологический туризм за последние десятилетия во многих западных странах. Люди торопятся увидеть уголки дикой природы, которые, возможно, через несколько десятилетий исчезнут с лица Земли. В последнее время многие стремятся не просто быть "сторонними наблюдателями", но внести свой личный вклад в дело сохранения дикой природы. Идея связи между доходами от туризма и охраной природы распространяется все шире, позволяя людям ощутить удовлетворение от того, что их визит окажет содействие охране уникального природного ландшафта или будет способствовать поддержанию специфики местных поселений.В таком контексте на "принимающие" страны ложится ответственность создать возможности и условия, которые располагали бы именно к такому восприятию нового.

Экотуристы: кто они?Кто же они, потенциальные и реальные участники экологических туров? К чему они стремятся и чем руководствуются, выбирая путешествия? Понимание этих вопросов необходимо и представителям турбизнеса, и специалистам в области охраны природы, и тем, кто занимается планированием социально-экономического развития регионов. Оно нужно, с одной стороны, чтобы создавать более эффективный туристический продукт и более точно "доносить" его до потребителя, увеличивая тем самым финансовые поступления для охраняемых территорий и местной экономики, а с другой - чтобы организовать туристическую деятельность так, чтобы можно было избежать его негативных последствий.

Выделяются четыре категорииучастников туров экотуров, исходя из их целей и характера  их деятельности:

- "Высокоспециализированные (специалисты)": ученые или участники  специализированных туров (эколого-образовательных  и научных - орнитологических, ботанических, этнографических, археологических  и др.); 
- "Увлеченные": туристы, которые целенаправленно приезжают на охраняемые территории с целью познания местной природы и культуры; 
- "Основной поток": туристы, главной целью которых является просто "необычное путешествие" ;

- "Случайные":туристы,  для которых посещение природных  уголков является случайной частью  более обширного тура.

Однако такое подразделение  отнюдь не абсолютно - один и тот  же турист в разное время и при  разных обстоятельствах может попадать в различные категории. Тем не менее эта простая классификация  может быть весьма полезна, в частности, при планировании или маркетинге экотуризма. Проведенная в США серия социологических исследований выявила пять основных мотиваций, на основании которых клиенты выбирают туры в природу.

- познавательные и приключенческие:

- улучшение физической формы и здоровья;

- неформальное общение;

- новые впечатления и приключения;

- познание себя и природы;

- "бегство" от городской тесноты и стрессов.

По степени преобладания тех или иных мотиваций американские исследователи выделяют различные  подгруппы туристов. Наиболее вероятные  участники экотуров - та подгруппа  американцев, для которых доминирующей мотивацией является "природа и активный отдых". Специалисты в области маркетинга выделяют еще одну, во многом "перекрывающуюся" с этой подгруппу - "путешествия по специальным интересам в области природы" (nature-basedspecialtytravel), то есть специализированные туры в природу. Итак, наиболее "классическими" экотуристами становятся специалисты и увлеченные любители природы, для которых познавательные туры в природу и посещение охраняемых территорий являются основной целью приезда в страну. Однако дополнительные возможности для рынка экотуризма могут представлять участники других видов туров "по специальным интересам" - культурных, историко-этнографических и др. Изначально посещение охраняемых территорий не является для них главной целью путешествия, но их можно увлечь и привлечь. В некоторых случаях потенциальный рынок "дополнительного" экотуристического бизнеса могут представлять бизнесмены, находящиеся в регионе в командировке, и туристы с более общими интересами.

Характерный "портрет" экотуриста. Несмотря на огромное разнообразие видов экотуризма, экотуристов объединяют некоторые общие особенности, которые рекомендуется специально учитывать при организации и маркетинге экотуризма. Во время путешествий экотуристы стремятся испытать что-либо новое и значимое. Они выбирают такие туры, которые дают возможность развития, самосовершенствования, а также познания и приобретения нового опыта. Они любят активный отдых, но не являются сторонниками экстремальных условий и предпочитают достаточно "мягкие" туры. Помимо этого, они ценят возможность уединения. Следовательно, при организации экотуров очень важно избегать превышения эстетической емкости территорий. Поскольку главное, что привлекает их,-это дикая, без следов вмешательства человека, природа, экотуристы менее других требовательны к комфорту. Хотя некая базовая инфраструктура и набор услуг им, безусловно, необходимы, экотуристы не нуждаются в размещении, питании и развлечениях по западным стандартам роскоши. Они охотно употребляют блюда местной кухни, пользуются услугами местных жителей, с большим интересом.

1.3 Спрос на экотуризм

 

На сегодняшний день анализ и оценка существующего либо потенциального спроса на природный туризм и экотуризм  опираются в первую очередь на данные по Северной Америке - потенциал  европейского рынка, равно как Японии и новых индустриальных стран, все  еще остается неизученным. До настоящего времени практически не проводились  широкомасштабные исследования общемирового рынка экотуризма. Существуют лишь маркетинговые исследования отдельных  туристических регионов (например, Коста-Рика, Белиз, Кения). При этом имеющиеся  исследования концентрируют внимание на турах, организуемых туроператорами и реализуемых как единый пакет  услуг, сегменту же индивидуального  туризма уделяется недостаточно внимания.

На таком фоне по поручению  Всемирной туристской организации (WTO) в рамках подготовки к Международному году экотуризма - 2002 проведены маркетинговые  исследования рынков Европы (Австрии, Франции, Германии, Испании, Италии, Великобритании), Канады и США. Сильно отличаются друг от друга и существующие оценки доли экотуризма на мировом рынке туризма. Чаще всего в специальной научной литературе фигурируют 7% (оценки WTO - 1992 год, TES- 1998); однако, по другим оценкам, эта цифра достигает 20-60% (1996). По некоторым оценкам ежегодно в мире количество экотуристов увеличивается на 20% (2001). Что касается объемов спросана экотуризм в странах-поставщиках туристов, то выявлено, что самый большой объем спроса существует в Северной Америке, за ней следуют Западная Европа (прежде всего Германия и Великобритания) и Австралия/Новая Зеландия. В некоторых странах большое значение имеет также спрос на экотуризм на внутреннем рынке (например, Таиланд, Индонезия).

Экотуризм на уровне международной политики. В последнее время, в связи с широким внедрением международной концепции устойчивого развития, роль экологически устойчивого туризма все более возрастает.

И если в "Повестке дня  на 21 век", в Рамочном соглашении об изменении климата и в Конвенции  по биологическому разнообразию экотуризм  едва упоминается, то к настоящему времени  он стал уже предметом нескольких важных (хотя и не имеющих директивного характера) официальных международных деклараций. Среди них:

- Программа UNEP по окружающей среде 1995 г..

- "Хартия устойчивого  туризма ЮНЕСКО", принятая на  Ланцароте в 1995 г.. 
- "Севильская стратегия для биосферных резерватов", ЮНЕСКО, 1995 г. 
- "Декларация устойчивого развития туризма", принятая министрами туризма и охраны природы Азиатско-тихоокеанского региона в 1997 г.). 
- Наиболее важной инициативой в этом плане является "Берлинская декларация - биологическое разнообразие и устойчивый туризм", подписанная по инициативе Федерального Министерства Германии по окружающей среде на Международной туристической бирже (ITB) в 1997 г. министрами 18 стран. Стороны, подписавшие этот документ, согласились, что "основополагающие цели глобальной природоохранной политики, поддержание биологического разнообразия, поддержание климата и снижение потребления природных ресурсов - не могут быть достигнуты без устойчивого развития туризма".

- Принципы экологически устойчивого туризма UNEP. 2010. 
 
      Руководящий Совет Комиссии ООН по устойчивому развитию (CDS) и Программы ООН по окружающей среде (UNEP) совместно развернули на разных уровнях консультативный процесс по принципам внедрения устойчивого туризма. Результатом стал "Проект Международных руководящих принципов в отношении действий по развитию устойчивой туристической деятельности…", Санто-Доминго,2001 г.  Признавая общемировое значение стремительного развития экотуристической деятельности в мире, Организация Объединенных Наций объявила 2002 год Международным годом экотуризма.

Выводы и результаты этих мероприятий были представлены на Всемирном  саммите по экотуризму, который прошел в мае 2002 года в Квебеке (Канада). Одновременно, там прошло рабочее совещание по экотуризму и устойчивому развитию МАБ/ЮНЕСКО. В октябре 2002 г. в Риме прошло рабочее совещание по экотуризму в рамках Европейского Совещания МАБ/ЮНЕСКО.7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Перспективы развития экотуризма в Кыргызстане

Информация о работе Перспективы развития экотуризма в Кыргызстане