Перспективы развития экотуризма в Кыргызстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 08:02, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение экологического туризма в Кыргызстане. В рамках поставленной цели решались следующие задачи:
- изучение литературных источников;
- анализ понятия «экологический туризм»;
- выявление основных видов экологического туризма;
- спрос на экотуризм в настоящем времени;
- изучение экотуризм в Кыргызстане;
- исследование основные экотуристические проблемы в Кыргызстане;
- рассмотрение международных проектов направленных на развитие экотуризма в Кыргызстане.

Содержание работы

Введение ……………………….…………………………………….…...3
1. Исследование особенности экологического туризма…...………....5
1.1 Понятие, принципы и современная концепция экотуризма…..5
1.2 Виды экотуризма и его разновидности…….………………..…9
1.3 Спрос на экотуризм……………………………………………..31
2. Перспективы развития экотуризма в Кыргызстане………...…..33
2.1 Анализ экотуристических ресурсных потенциалов в КР….....33
2.2 Основные проблемы экотуризма в КР и его пути решения….48
2.3Рекомендации по усовершенствование экотуризма в КР……..57
Выводы………………………………………………………….…….…...61
Заключение………………………………………………………...…......65
Список используемых источников……………………………………66

Файлы: 1 файл

Экотуризм в Кырг.docx

— 126.25 Кб (Скачать файл)

· Периодически проводить опросы туристов (совместно с тур.компаниями и местными сообществами) для лучшего понимания их потребностей и степени удовлетворенности качеством услуг;

· Предпринимать целенаправленные действия по повышению познавательной ценности услуг охраняемых территорий путем издания буклетов, открыток, журналов, книг, создания видеопродукции, экспозиций, музеев, разработкой экскурсий;

· Принимать участие в создании Фондов, Ассоциаций по сохранению отдельных видов флоры и фауны, и использовать их в Программах продвижения ООПТ для вовлечения общественности и туристов в решение конкретных экологических проблем и проч.

· Вести организованный учет посещений,

· Разработать инвестиционные проекты, нацеленные на формирование инфраструктуры, необходимой при обслуживании туристов.

 

Для тур.компаний:

· Разрабатывать совместные программы действий с ООПТ по подготовке маршрутов, экологических троп, приему и обслуживанию туристов;

· Оказывать информационное содействие ООПТ в плане понимания потребностей различных групп туристов, в продвижении услуг на внутреннем и международном рынках;

· Использовать возможности спонсорства в информационной поддержке деятельности ООПТ, разрабатывать совместные Проекты по сохранению имеющегося природного и культурного потенциала, как средств продвижения экотуристических услуг;

· Содействовать ООПТ в разработке новых, уникальных экотуристических

предложений, ориентируясь на экологическую, экономическую и социальную целесообразность;

· Содействовать ООПТ в изучении и внедрении новейшихэкотуристических

технологий, направленных на минимизацию негативных воздействий  туризма;

· Сотрудничать с местными сообществами в разработке услуг, основанных на

многовековых традициях  и соответствующих потребностям туристов;

· Оказывать экономическое содействие местному населению путем закупки его услуг, не допуская действий с возможными негативными последствиями для его традиционной культуры;

· Разрабатывать экотуристические предложения для пробуждающегося внутреннего рынка, ориентируясь на потребности различных групп населения.

 

Для МСУ:

· Принимать участие в разработке и соблюдении правил согласованного экологического поведения на территориях ООПТ и неохраняемых территорий.

· Развивать сотрудничество с ООПТ, тур.компаниями в сфере обслуживания туристов, для увеличения коллективных выгод местных сообществ.

· Поддерживать местных жителей в развитии и использовании традиционных, ремесел, обрядов, искусств для расширения спектра услуг для туристов.

· Содействовать формированию у местных жителей доброжелательности в отношениях к туристам, поощрять традиционное радушие и гостеприимство.

 

Для НПО:

· Поддержать местных молодежи, предоставить необходимых знаний путем проведение специальных экотуристических семинаров (конференций, тренингов и т.д.).

· Подготовить будущих экотуристических волонтеров, среди молодежь

·Проводить экологических акций совместно с МСУ

·Разработать стратегию продвижения национального бренда совместно с турбизнессами на международной арене, используя конкретное позиционирование страны, отличительные преимущества в сравнении с остальными странами Центральной Азии и т.д. В качестве отличительных преимуществ возможно использование узнаваемых среди иностранных туристов характеристик, таких как природное и культурно-историческое богатство, в частности, горы, высокогорные озера, реки, кочевой быт кыргызского народа и т.д.;

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

Растущая в последние  десятилетия мировая популярность экотуризма, отражающаяреакцию общества на глобальные экологические изменения, естественным образом оказалаопределенное  влияние на развитие туристической  индустрии Кыргызстана. Отдельныеучастники туристического рынка страны инициировали и при поддержке международныхорганизаций предприняли первые шаги по организации  экотуров.Естественно, что количество участников рынка пока минимально, предложенияэкотуристических услуг  ограничены узким ассортиментом, которые  предлагаютсянесколькими компаниями и местными сообществами, но в них уже содержатся уникальныеэлементы, которые требуют развития, доработки, после чего могут рассчитывать назначительно больший успех.

Основой формирующегося рынка  является, прежде всего, уникальный природныйпотенциал, на части которого работают 16 Заповедников и Парков, которые ежегоднопосещают все более 45 тысяч туристов. Однако, отсутствие опыта работы в рыночныхусловиях, сама их форма собственности, психологическая  и профессиональнаянеподготовленность руководителей и сотрудников  ООПТ к производству и продаже  услуг, непозволяют разрабатывать  зрелые экотуристические предложения. Можно такжепредполагать, что различия в рыночных навыках у туристического бизнеса и ООПТ,затрудняет их сотрудничество, которое по определению, должно быть очень тесным имногогранным. Имеющийся  природный потенциал, пока еще остается неизвестным изагадочным не только для внешних, но для большинства  внутренних туристов Кыргызстана.

Экотуризм в Кыргызстане, как сектор индустрии туризма, находится  в начальнойстадии своего развития. Но уже сейчас испытывается острая потребность в специалистах,которые  занимались бы разработкой предложений  и их продвижением на рынке. Состояние  экологического просвещения не соответствует  потребностям странывообще и развитию туризма, в частности. На уровне Районов  и Аил Окмоту некомузаниматься экологическим  просвещением населения, многие школы  не уделяют должноговнимания пропаганде экологических знаний среди учащихся, лишь в отдельных вузахРеспублики  читаются лекции по экотуризму, а в  целом нет системы подготовки,специализации  и повышения квалификации специалистов для экотуристического бизнеса.

Нет специализированных курсов по экотуризму для руководителей  и менеджеров ООПТ,менеджеров туристических  компаний, преподавателей биологии средних  учебных заведений,представителей науки, журналистов, руководителей профильных отделов государственныхорганов власти, НПО, общественных организаций.

Сложившаяся ситуация с кадровым обеспечением отрасли ограничивает возможностиформирования внутреннего  рынка экотуризма, главным содержанием  которого должно статьсодействие населению  в выработке обновленного взгляда  на собственную природу, в новомоткрытии  и прочтении физиологической, эстетической, эмоциональной, познавательнойценности Природы.Устоявшиеся у значительной части населения и предприятий  подходы кприродопользованию, в  основе которых лежат глаголы  «брать», «добывать», требуетсярешительно  изменять в сторону «сохранять», «приумножать» богатства как  невосполнимыеценности. Уникальный природный  потенциал ООПТ Кыргызстана, подверженныйнегативному  воздействию хозяйственной деятельности местного населения и частичнотуристов, требует выработки новых механизмов его охраны при одновременном  решениисоциальных проблем. Возможности  экотуризма пока еще не используются какапробированный механизм решения  двух проблем одновременно: повышения  доходовнаселения и охраны природы  при участии туристов, которые  берут на себя большую частьзатрат  для их решения. Таким образом, принцип  устойчивого развития горных территорийчерез  развитие экотуризма, еще не реализован.Экономическое  влияние экотуризма на жизнь местного населения пока еще не велико,но пример отдельных семей, вовлеченных  в обслуживание туристов, демонстрируетреальную  возможность получения дополнительных доходов, вполне сопоставимых сдоходами  от прочих видов деятельности. Доходы ООПТ от туристической деятельности,также  минимальны, но в перспективе они  могут неуклонно увеличиваться  в соответствии сприложенными усилиями.Посещение  охраняемые территории в большей  степени соответствуют понятиюэкотуризма. Общая площадь всех особо охраняемых природных территорий составляет 844, 6тыс. га.или 4,2 % от общей площади  республики, что явно недостаточно по мнению экологови специалистов в области охраны окружающей среды, для Кыргызстана. Кроме того, они неохватывают все важнейшие экосистемы и расположены не во всех биогеографическихрайонах страны. Поэтому, для более динамичного развития экотуризма в Кыргызстаненеобходимо, в первую очередь, укреплять и развивать имеющиеся ООПТ, а также создаватьновые.

Одним из перспективных направлений  развития экотуризма в Кыргызстане  является -Жайлоо туризм как кыргызский вариант сельского туризма, получившего  широкоераспространение в Европе, значительно  ближе к экотуризму, чем традиционные видыприродного туризма. Это, пожалуй, одна из самых уникальных частей экотуристическогопродукта  нашей страны. Удовлетворяя потребность  туристов в реальном познаниибыта/культуры кыргызских кочевников, живущих в  гармонии с природой, осуществляется ихподдержка через закупки услуг  в процессе проживания и экзотического  отдыха. Появилсяисточник, пусть пока не очень обильный, финансирования, поддержания/сохранениямноговековых традиций. Однако активность участников рынка в доработке и продвиженииуникальной  услуги минимальна.

Экотуризм не является альтернативой  рекреационному, горно-приключенческому, идругим видам туризма. Анализ его  принципов и практика его применения в других странах, атакже собственный, пока не большой, но поучительный опыт, убеждают в необходимостииспользования его принципов во многих видах  туризма. Однако, использование егопринципов требует разработки системы научно обоснованных действий, главным из которыхявляется выработка и  следование правилам экологического поведения, которые станутобщими для всех.Результаты исследования, а также опыт других стран, свидетельствуют, онеобходимости стратегического решения со стороны  государства: развивать экотуризм  или неразвивать, учитывая изначально заложенную в нем противоречивость. Если «да», то в какоймодели, и каково будет его место в общей  стратегии развития туризма? Может быть,ожидание ответа на эти вопросы, сопровождаемое дискуссиями о том, что такое экотуризм,является одной из основных причин запаздывания Кыргызстана в своей реакции на мировойфеномен экотуризма? Однако, по нашему мнению, Руководство страны, поставив своюподпись под Декларацией Бишкекского Глобального Горного Саммита о необходимостиобеспечения устойчивости развития горных территорий, косвенно выразило свое отношениек экотуризму. И это отношение вполне определенно и положительно.Таким образом, общие результаты исследования, в целом, подтвердилигипотетическое предположение о том, что: «в Кыргызстане экотуризм пока не обособилсякак самостоятельный вид/тип туризма, который можно предлагать туристам в качестве товара/ услуги, а, следовательно, пока преждевременно говорить об экотуризме как экономическойкатегории, к которой можно применять стоимостные характеристики и маркетинговыеизмерения. На сегодняшний день, можно говорить лишь о признаках такого обособления».

 

 

 

 

 

Заключения

Как показал анализ литературных источников, экотуризмявляется наиболее динамической отраслью туризма. Наиболее распространённым видом является агроэкотуризм иэкологический туризм национальных парков. Странами, где экологический туризмполучил наибольшее развитие, являются: Италия, Кения, Танзания, Эквадор,Коста-Рика, Непал, а также Австралия, Новая Зеландия и ЮАР.

Проведенное исследование показало, что в Кыргызстане имеются  значительные резервы по использованию  ее экотуристского потенциала. При  этом важно не только знать этот потенциал, но и уметь определять его пропускную туристскую способность. Безгранично эксплуатировать экотуристский  потенциал невозможно не только по природоохранным соображениям, но и  по техническим и организационным  причинам.

Несмотря на отсутствие единых методических рекомендаций по определению  пропускного туристского потенциала охраняемых заповедных территорий, каждый заповедник и национальный парк в  силу своей специфики по своему подходит к решению этой проблемы. А это  действительно проблема и притом важная. Не определив размеров заповедной территории, выделяемой под экотуризм, можно нанести серьезный ущерб  природе и тем самым дискредитировать идею природоохранной деятельности заповедников, что для них является наиболее важным.

В работе подчеркивается не только значимость решения этой проблемы, но и показаны пути ее решения. Основу решения состовляет бережное отношение  к природозначимым ценностям  заповедных территорий, вследствие умелой организации туристских троп и маршрутов, продуманности туристских программ, разумной мотивации экотуристови безусловно жесткого контроля за их пребыванием  на заповедной природной территории.

Список используемых источников

1. Мироненко Н.С., Твердохлебов И.Т.Рекреационная география. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. - 207 с.       

2. Котляров Е.А. География отдыха и туризма. Формирование и развитие территориальных рекреационных комплексов. – М.: Мысль, 1978.

3.  Папирян Г.А. Экономика туризма. – М.: Финансы и статистика, 1998.

4.  Дроздов А.В. Экологический императив

5. Программа мероприятий по развитию туризма в Кыргызской Республики до 2017 года. Утверждена постановлением Правительства КР от 2 февраля 2009г. №33 (В редакции Постановления Правительства КР от 28 января 2009 года N38)

6. Концепция развития туристической отрасли в Кыргызской Республики до 2017 года. Утверждена Указом Президента КР от 4 сентября 2008 года УП № 255

Информация о работе Перспективы развития экотуризма в Кыргызстане