Перспективы развития международного туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 14:11, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Международный туризм в настоящее время является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей внешнеэкономической деятельности. Неуклонный рост влияния туризма как на мировую экономику в целом, так и на экономику отдельных стран и регионов является одной из наиболее значительных, постоянных и долгосрочных тенденций, которая сопутствует формированию и развитию мирового хозяйства.

Файлы: 1 файл

1.doc

— 596.00 Кб (Скачать файл)



Франция и Испания  лидируют по международным туристским прибытиям, составляя вместе более 18% всех международных прибытий. США занимает третье место, несмотря на сокращение в 6,7% по сравнению с предыдущим годом. Несмотря на то, что Китай занимает пятое место, он подтверждает важность данной отрасли, ростом в 11%» [12].

По доходам от международного туризма лидируют США, для которых этот показатель составляет 67 миллиардов долларов, несмотря на спад в 20% по сравнению с 2011 годом. Доходы Испании, Франции и Италии колеблются от 34 до 27 миллиардов долларов. Наиболее прогрессивными по сравнению с предыдущим годом являются Гонконг (Китай), Китай и Австрия (таблица 2).

 

Таблица 2

Первые десять стран  мира по доходам от туризма (международные туристские поступления) в 2012г.

 

Позиция

Страна

Доход от туризма, млрд. долл.

Соотношение доходов (%)

2012/2011

Доля от общемирового уровня(%)

В мире

474

3.2

100

1.

США

66,5

-7,4

14,0

2.

Испания

33,6

2,2

7,1

3.

Франция

32,3

7,8

6,8

4.

Италия

26,9

4,3

5,7

5.

Китай

20,4

14,6

4,3

6.

Германия

19,2

4,0

4,0

7.

Великобритания

17,8

9,5

3,8

8.

Австрия

11,2

11,1

2,4

9.

Гонконг (Китай)

10,1

22,2

2,1

10.

Греция

9,7

3,1

2,1

Примечание - составлено автором по данным Всемирной Туристской Организации (UNWTO)


 

С 60-x годов ХХ века международный  туризм начал бурно развиваться. В это время феномен туризма  приобретает широкий размах, с  числом международных туристических посещений, превышающих 50 млн., а после 60-70-х годов, для которых характерен массовый туризм на мировом уровне, рост международного туризма приобретает захватывающие темпы (таблица 3) [13].

 

Таблица 3

Динамика числа прибытий туристов и поступлений от туризма во всем мире за 1966-2012гг.

 

 

Число прибытий, млн. человек

Изменения, %

Поступления,

млрд. долл.

Изменения, %

2003

69,2

-

6,86

-

1976

159,6

130,4

17,9

163,2

1986

284,8

78,3

102,3

471,9

Продолжение таблицы 3

1996

459,2

61,2

264,7

158,5

2012

687,3

49,6

473,4

78,8

Примечание - составлено автором по данным Всемирной Туристской Организации (UNWTO)


 

Таким образом, число  прибытий  увеличилось почти в 10 раз (рисунок 1). Среднегодовые темпы роста числа прибытий иностранных туристов, составившие с 1966 года по 2012 год 4,3%, отражают жизнестойкость и устойчивость международного туризма перед экономическими колебаниями.

 

 

Рисунок 1. Динамика числа прибытий туристов во всем мире за 1966-2012гг.

 

Доходы стран от продажи услуг туризма выросли в этот период более чем в 69 раз, с 6,8 млрд. долл. до 473,4 млрд. долл. (рисунок 2)» [14].

 

Рисунок 2. Динамика поступлений от туризма во всем мире за 1966-2012гг.

 

Возрастающее значение туризма в экономическом развитии все большего числа стран подтверждает предположение, что доля поступления от международного туризма в ближайшее десятилетие будет расти.

Международный туризм оказывает  значительное влияние на решение  проблемы занятости населения, обеспечения рабочих мест на временной и постоянной основе. По данным Всемирного совета по туризму и путешествиям(WTTC), в 2007 году в мировом туризме будет занято 8,1% всех работающих, то есть в сфере туризма будет занят каждый двенадцатый работающий. Прогнозы показывают, что в 2024 году число работающих в туризме составит 8,6% всего занятого населения в мире. В США, согласно национальной статистике, туристская индустрия обеспечивает более 16,7 млн. рабочих мест, что составляет 11,9 % от общего количества рабочих мест в стране [15]. Вклад туризма в занятость населения и открытие новых рабочих мест определяют социально-экономическое значение данного сектора.

Развитие туризма оказывает  стимулирующее воздействие на такие  ключевые секторы экономики, как  транспорт, связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и, с учетом мультипликативного эффекта, составляет одно из наиболее перспективных направлений структурной перестройки экономики.

Увеличение объемов  капитальных инвестиций в туризм также свидетельствует об экономическом значении этой области на мировом уровне. Так, до конца 2014 года ожидается, что доля туризма в общем объеме инвестиций в мире составит 9,4% или 802,3 млрд. долларов.

В общем числе туристских поездок в мире, 60% составляют поездки в связи с отдыхом, 30% - деловые поездки» [16].

Таким образом, согласно прогнозам ЮНВТО, развитие международного туризма будет постоянно возрастать. Так, средние темпы роста международных туристских посещений 4,2% до 2020 года и 4,5% в период с 2020 по 2030 год. Международный туризм способствует экономическому и социальному развитию в мировом масштабе. Приведенные данные еще раз подтверждают, что международный туризм занимает важное и значимое место в мировой экономике» [17].

 

 

1.2 Тенденции развития  международного туризма в отдельных  регионах мира

 

 

Для изучения развития международного туризма и его воздействие  на мировую экономику необходимо рассмотреть отдельные регионы  мира. Всемирная туристская организация (ЮНВТО), выделяет пять основных регионов мира:

- Америка

- Африка

- Азиатско-Тихоокеанский  регион

- Ближний Восток

- Европа

Международный туризм в  мире крайне неравномерен, что объясняется  в первую очередь разными уровнями социально-экономического развития стран  и регионов. Наибольшее развитие международный туризм получил в западноевропейских странах. На долю этого региона приходится около 60% мирового туристического рынка и около 50% валютных поступлений. Свыше 18% мирового туристского рынка и 20% валютных поступлений приходится на Азиатско-Тихоокеанский регион, менее 17% рынка и 24% валютных поступлений - на Америку, и около 8% рынка и 5% валютных поступлений на Африку и Ближний Восток, вместе взятых.

Каждый регион мира делится  на более мелкие регионы, которые  в свою очередь представлены составляющими их странами (таблица 4).

 

Таблица 4

Состав регионов мира

 

Регион

Субрегион

Страны региона

Америка

Северная Америка 

Страны Карибского бассейна

Центральная Америка

Южная Америка

США, Канада, Мексика, Багамские  острова, Пуэрто-Рико, Доминиканская Республика, Аргентина, Бразилия

Продолжение таблицы 4

Африка

Северная Африка

Западная Африка

Центральная Африка

Восточная Африка

Южная Африка

Тунис, Марокко, Алжир, ЮАР, Ботсвана, Кения, Зимбабве, Свазиленд, Кения, Мавритания, Танзания, Сейшельские острова

Азиатско-Тихоокеанский  регион

Северо-Восточная Азия

Юго-Восточная Азия

Океания

Южная Азия

Китай, Гонконг, Малайзия, Сингапур, Южная Корея, Таиланд, Индонезия, Тайвань, Япония, Корея, Австралия, Индия, Пакистан, Шри-Ланка, Непал, Иран, Мальдивы

Европа

Северная Европа

Западная Европа

Центральная/Восточная  Европа

Южная Европа

Восточное Средиземноморье

Франция, Испания, Италия, Великобритания, Венгрия, Польша, Австрия, Германия, Швейцария, Чехия, Португалия, Нидерланды

Ближний Восток

-

Иордания, Египет, Саудовская Аравия, ОАЭ, Сирия, Бахрейн, Кувейт, Ливия, Оман, Катар, Ирак

Примечание – составлено автором согласно источника [18]


 

Географическое сосредоточение международных туристских обменов  соответствует географической концентрации торговли, однако имеет два важных отличия.

Во-первых, страны с положительным  балансом по поступлениям от туризма, например США, Испания, Португалия, Греция, часто имеют отрицательный баланс в торговле. Страны с отрицательным  балансом по туристским обменам имеют положительный торговый баланс, например Германия, Япония. [19].

 Во-вторых, обмен туристскими услугами между индустриальными странами с аналогичными образцами спроса не обязательно является обменом продуктами подобных типов, как в торговле товарами.

Действительно, обмен  товарами между индустриальными  странами является, прежде всего, обменом  продуктами одной и той же категории, например торговля автомобилями между  США и Японией или продуктами питания между европейскими странами. Это так называемая внутриотраслевая торговля. В туризме обмен подобными продуктами также существует, например, в секторе культурного туризма, но в меньших размерах. Как правило, происходят обмены традиционными видами туризма. Например, жители северных стран Европы в основном проводят отпуск на курортах стран Средиземноморья, а жители южных теплых стран отдают предпочтение отдыху на горнолыжных курортах [20].

Европа прочно удерживает первое место среди других регионов мира по числу принятых иностранных  туристов. В 2012 году, несмотря на незначительный рост в 2%, международные туристские прибытия составили 400 миллионов человек. Доходы от международного туризма возросли до 240 миллиардов долларов, что составляет цифру в 600 долларов за одно туристическое прибытие. Наиболее яркими лидерами в этом регионе являются Франция и Испания, которые показывают наилучшие результаты по числу принятых международных туристов и по доходам от международного туризма. Турция лидирует в этом регионе по объемам роста международного туризма, составляя 19%. Российская Федерация, Украина и страны СНГ развиваются довольно стабильно. Великобритания последние три года имеет отрицательный тренд развития (таблица 5) [22].

 

Таблица 5

Международные прибытия и доходы от туризма в Европе

 

Страна

Международные туристские прибытия

Доходы от международного туризма

1000

Изменение, %

Доля, %

Млн. долл.

Изменение, %

Доля, %

2012

10/11

11/12

2012

 

10/11

11/12

2012

Европа

399,759

-0,5

2,3

100

240,490

-1,7

6,5

100

Австрия

18,611

1.1

2.4

4.7

11,237

1.9

11.1

4.7

Бельгия

6,724

-0.1

4.2

1.7

6,892

4.7

-0.2

2.9

Хорватия

6,944

12.2

6.1

1.7

3,811

20.9

14.3

1.6

Франция

77,012

-2.6

2.4

19.3

32,329

-2.5

7.8

13.4

Германия

17,969

-5.9

0.6

4.5

19,158

-0.3

4.0

8.0

Греция

14,180

7.3

0.9

3.5

9,741

2.4

3.1

4.1

Венгрия

15,870

-1.5

3.5

4.0

3,273

9.4

-13.2

1.4

Ирландия

6,476

-4.4

1.9

1.6

3,089

7.0

10.7

1.3

Италия

39,799

-3.9

0.6

10.0

26,915

-6.2

4.3

11.2

Нидерланды

9,595

-5.0

1.0

2.4

7,706

-6.8

14.6

3.2

Польша

13,980

-13.8

-6.8

3.5

4,500

-21.1

-6.5

1.9

Португалия

11,666

0.6

-4.1

2.9

5,919

4.2

7.5

2.5

Россия

7,943

5.3

7.3

2.0

4,188

3.8

17.6

1.7

Испания

51,748

4.6

3.3

12.9

33,609

4.5

2.2

14.0

Швейцария

10,000

-1.8

-7.4

2.5

7,628

-3.5

4.4

3.2

Продолжение таблицы 5

Турция

12,782

12.5

18.5

3.2

9,010

-3.3

22.0

3.7

Украина

6,326

31.4

9.2

1.6

2,992

23.5

9.8

1.2

Великобритания

24,180

-9.4

5.9

6.0

17,591

-16.7

8.0

7.3

Примечание – по данным Всемирной Туристской Организации (ЮНВТО)

   

За относительной потерей  доминирующего положения Европы стоят следующие факторы:

• некоторые западноевропейские страны, в частности на юге Европы, такие, как Италия и Греция, в меньшей степени Испания и Португалия, терпят падение конкурентоспособности вследствие старения их туристского продукта;

• некоторые североевропейские  страны, например Великобритания, Дания, Норвегия и Швеция, очень дорогие для туристов. Это неизбежно влияет на их конкурентоспособность;

• растет популярность стран  Юго-Восточной Азии, которые с  недавнего времени успешно развивают  свою туристскую индустрию.

Тем не менее, снижение доли европейского рынка в международном туризме происходит на фоне увеличения прибытий в регион и поступлений от туризма. Туристские потоки в основном направлены в центры отдыха Западной и Южной Европы. Эти зоны насчитывают 64,5% всех прибытий в Европу. Такая туристская концентрация - результат привычки проводить летние каникулы на пляжах [23].

В Южной и Западной Европе Франция, Испания и Италия больше других стран выигрывают от туристских потоков в этот регион и являются главными туристскими  центрами. Великобритания традиционно славится образовательным туризмом. Северные страны Европы, в частности Скандинавские страны и Ирландия, специализируются на экотуризме.

Азиатско-Тихоокеанский  регион продолжает развиваться быстрыми темпами. Он сместил Американский регион на третье место и занимает почти 19% туристского рынка мира. Из-за неожиданной вспышки атипичной  пневмонии устойчивый экономический  рост в данном регионе на время застопорился, вследствие чего прибытия во многие турцентры этого региона сократились более чем вдвое от обычного уровня. Если прежние рекордсмены в лице Северо-Восточной Азии (-9%) и Юго-Восточной Азии (-16%) понесли значительные потери, то Южная Азия (+17%) после двух трудных лет убедительно восстановила свои позиции на гребне экономического подъема и политики либерализации торговли.

Ведущими странами в  этом регионе являются Китай, Гонконг(Китай), Корея, Тайвань и Сингапур (таблица 6).

 

 

 

 

Таблица 6

Международные прибытия и доходы от туризма в Азиатско-Тихоокеанском регионе

 

Страна

Международные туристские прибытия

Доходы от международного туризма

1000

Изменение, %

Доля, %

Млн. долл.

Изменение, %

Доля, %

2012

10/11

11/12

2012

 

10/11

11/12

2012

Азиатско-Тихоокеанский  регион

131,295

5,1

8,4

100

94,697

1,2

7,7

100

Австралия

4,841

-1.5

-0.3

3.7

8,087

-9.8

6.1

8.5

Китай

36,803

6.2

11.0

28.0

20,385

9.7

14.6

21.5

Гонконг (Китай)

16,566

5.1

20.7

12.6

10,117

5.0

22.2

10.7

Индия

2,370

-4.2

-6.6

1.8

2,923

-4.0

-3.9

3.1

Индонезия

5,033

1.8

-2.3

3.8

-5.9

Япония

5,239

0.3

9.8

4.0

3,499

-2.1

6.0

3.7

Корея

5,347

-3.3

3.9

4.1

5,277

-6.4

-17.2

5.6

Макао (Китай)

6,565

12.4

12.4

5.0

4,415

16.8

17.9

4.7

Малайзия

13,292

25.0

4.0

10.1

6,785

39.7

6.4

7.2

Новая Зеландия

2,045

6.9

7.1

1.6

2,918

4.2

25.0

3.1

Филиппины

1,933

-9.8

7.6

1.5

1,741

-19.3

1.0

1.8

Сингапур

6,996

-2.8

4.0

5.3

4,932

-15.6

-2.9

5.2

Тайвань

2,726

-0.3

4.2

2.1

4,197

6.7

5.2

4.4

Таиланд

10,873

5.8

7.3

8.3

7,902

-5.5

11.7

8.3

Примечание – по данным Всемирной Туристской Организации (ЮНВТО)

   

Информация о работе Перспективы развития международного туризма