Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 14:55, контрольная работа
Вступление в силу Федерального закона "О техническом регулировании" перевело государственные стандарты Российской Федерации, выполнявшие функции основного инструмента государственного регулирования, в национальные стандарты, призванные на добровольной основе обеспечить повышение конкурентоспособности и безопасности продукции, работ и услуг и содействовать соблюдению обязательных требований технических регламентов.
Цель данной работы – проанализировать перспективы развития стандартизации в России и за рубежом.
ВВЕДЕНИЕ
В недалеком прошлом в нашей стране стандартизация преследовала лишь интересы государства и финансировались исключительно за счет средств федерального бюджета.
Происходящие в настоящее
время перемены коснулись как
экономики, так и стандартизации,
призванной на данном этапе глобализации
торговых отношений обеспечить переход
от приоритетного отражения в
стандартах интересов государства
на обеспечение в стандартах баланса
интересов органов
Необходимость создания условий
для продвижения отечественной
продукции на зарубежные рынки и
сохранения в рамках Содружества
Независимых Государств приоритетного
торгово-экономического, научно-технического
и технологического партнерства, обеспечения
соответствия уровня промышленного
развития научно-техническому прогрессу
в условиях сокращения сферы государственного
регулирования экономики и
Вступление в силу Федерального
закона "О техническом регулировании"
перевело государственные стандарты
Российской Федерации, выполнявшие
функции основного инструмента
государственного регулирования, в
национальные стандарты, призванные на
добровольной основе обеспечить повышение
конкурентоспособности и
Цель данной работы – проанализировать перспективы развития стандартизации в России и за рубежом.
Происходящее
в настоящее время реформирование структуры
и отношений между федеральными органами
исполнительной власти, необходимость
передачи части избыточных функций государственных
органов в неправительственные, саморегулируемые
организации, расширение диалога между
государством и обществом, повышение качества
оказания государственных услуг и прозрачности
деятельности органов государственной
власти, требуют реформирования отношений
в области технического регулирования
и, в первую очередь, стандартизации1.
Это не может быть осуществлено
без изменения организационно-
Существующая в России
практика национальной стандартизации
в значительной степени соответствует
международным нормам и правилам,
общероссийский классификатор стандартов
также гармонизирован с международным
классификатором стандартов, однако
современный уровень
Глобализация торговых отношений на международной арене, связанное с этим расширение участия стран в экономических и таможенных союзах, в частности, предстоящее вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО), Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и другие международные организации, расширение европейского экономического, являются предпосылками дальнейшего реформирования национальной системы стандартизации. Присоединение России к Кодексу установившейся практики по разработке, принятию и применению стандартов Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле, и соответственно, принятие основополагающих документов международных организаций по стандартизации, потребует максимальной гармонизации законодательных и нормативных основ стандартизации в России с международной практикой.
Необходимо обеспечить максимальное
участие России в разработке международных
классификаторов и применение в
национальных классификаторах технико-
Существующие проблемы стандартизации
во многом обусловлены переходным периодом
реформирования в области технического
регулирования и являются сдерживающим
фактором в достижении поставленных
перед стандартизацией
В первую очередь, это относится к низкой эффективности стандартов для экономики страны из-за отставания научно-технического уровня стандартов от современных достижений науки и техники и замедления темпов гармонизации национальных стандартов с международными стандартами.
Наблюдается также устойчивая
тенденция снижения качества разработки
национальных стандартов в результате
отсутствия серьезных научных исследований
в области стандартизации и притока
новых профессиональных кадров, как
в технические комитеты, так и
в научно-исследовательские
Низкая активность промышленности
и общественных кругов в национальной
и международной
В результате национальные стандарты как инструмент технического регулирования не получили надлежащей оценки при разработке стратегий экономического развития Российской Федерации, формировании и реализации федеральных целевых программ, организации закупок для государственных нужд, реализации программ государственного кредитования и обязательного страхования.
Снижение участия России в разработке международных стандартов привело к тому, что в них в должной мере не отражены интересы России, что затрудняет продвижение отечественных технологий и наукоемкой продукции на мировые рынки.
Низкий уровень обновления фонда национальных стандартов объясняется отсутствием ряда факторов и в первую очередь: авторского права на стандарты и их распространение; эффективного экономического механизма разработки стандартов2.
В результате стоимость стандартов определяется исключительно себестоимостью их издания и распространения и не учитывает затраты на их разработку, что практически не позволяет осуществлять разработку стандартов за счет средств, получаемых от их распространения. Кроме того, механизм "возвратного финансирования" процесса разработки национальных стандартов отсутствует в бюджетном законодательстве.
Тот факт, что около 80 % действующих
сегодня в России стандартов фактически
являются межгосударственными
Устаревшая система
Важным элементом в системах управления качеством изделий является стандартизация – нормотворческая деятельность, которая находит наиболее рациональные нормы, а затем закрепляет их в нормативных документах типа стандарта, инструкции, методики и требований к разработке продукции, т.е. это комплекс средств, устанавливающих соответствие стандартам. В соответствии с ФЗ от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании»: Стандартизация - деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.
Стандартизация является
одним из важнейших элементов
современного механизма управления
качеством продукции (работ, услуг).
По определению международной
Стандарт – это нормативно-
Исходя из Федерального закона
«О техническом регулировании», стандарт
- это документ, в котором в
целях добровольного
Международный стандарт - стандарт, принятый международной организацией.
Национальный стандарт - стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации.
Действующая система стандартизации
позволяет разрабатывать и
- единый технический язык;
- унифицированные ряды важнейших технических характеристик продукции (допуски и посадки, напряжения, частоты и др.);
- типоразмерные ряды и типовые конструкции изделий общемашиностроительного применения (подшипники, крепеж, режущий инструмент и др.);
- систему классификаторов технико-экономической информации;
- достоверные справочные данные о свойствах материалов и веществ.
Общей целью стандартизации является защита интересов потребителей и государства по вопросам качества продукции, процессов, услуг, обеспечивая:
- безопасность продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
- безопасность хозяйственных субъектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;
- обороноспособность и мобилизационную готовность страны;
- техническую и информационную совместимость, а также взаимозаменяемость продукции;
- единство измерений;
- качество продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем науки, техники и технологии;
- экономию всех видов ресурсов.
Современная стандартизация базируется на следующих принципах: системность; повторяемость; вариантность; взаимозаменяемость.
Принцип системности определяет стандарт как элемент системы и обеспечивает создание систем стандартов, взаимосвязанных между собой сущностью конкретных объектов стандартизации. Системность – одно из требований к деятельности по стандартизации, предполагающим обеспечение взаимной согласованности, непротиворечивости, унификации и исключение дублирования требований стандартов.
Принцип повторяемости означает определение круга объектов, к которым применимы вещи, процессы, отношения, обладающие одним общим свойством – повторяемостью во времени или в пространстве.
Принцип вариантности в стандартизации означает создание рационального многообразия (обеспечение минимума рациональных разновидностей) стандартных элементов, входящих в стандартизируемый объект.
Принцип взаимозаменяемости предусматривает (применительно к технике) возможность сборки или замены одинаковых деталей, изготовленных в разное время и в различных местах.
Основные требования к разработке фонда стандартов можно сформулировать следующим образом:
- стандарты должны быть социально и экономически необходимыми;
- стандарты должны иметь определенный круг пользователей и конкретность требований;
- стандарты не должны дублировать друг друга;
- стандарты должны отражать взаимосогласованные требования комплексности по всем стадиям жизненного цикла продукции (от разработки до утилизации), по всем уровням разукрупнения (от исходных материалов до конечной продукции), по всем аспектам обеспечения качества и уровням управления;
- стандарты должны обладать стабильностью требований в течение определенного периода;
- стандарты должны своевременно пересматриваться.
Основные закономерности процесса разработки стандартов определяют условия эффективной их реализации и тенденций развития:
Информация о работе Перспективы развития стандартизации в России и за рубежом