Перспективы развития стандартизации в России и за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 14:55, контрольная работа

Описание работы

Вступление в силу Федерального закона "О техническом регулировании" перевело государственные стандарты Российской Федерации, выполнявшие функции основного инструмента государственного регулирования, в национальные стандарты, призванные на добровольной основе обеспечить повышение конкурентоспособности и безопасности продукции, работ и услуг и содействовать соблюдению обязательных требований технических регламентов.
Цель данной работы – проанализировать перспективы развития стандартизации в России и за рубежом.

Файлы: 1 файл

контрольная стандартизация.docx

— 52.69 Кб (Скачать файл)

Российские службы стандартизации – научно-исследовательские институты  Госстандарта РФ и технические комитеты по стандартизации создаются на базе организаций, специализирующихся по определенным видам продукции (услуг) и имеющих  в данной области наиболее высокий  научно-технический потенциал6.

Введенная в действие с 1 января 1993 г. государственная система  стандартизации (ГСС) регламентирует процессы построения, изложения и распространения  стандартов в Российской Федерации. Ею предусмотрены демократизация процедур разработки стандартов и устранение монополизма в этой области.

ГСС регламентирует процессы построения, изложения и распространения  стандартов в Российской Федерации  и включает пять основополагающих стандартов:

ГОСТ Р 1.0-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения;

ГОСТ Р 1.2-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов;

ГОСТ Р 1.3-92 Государственная система Российской Федерации. Порядок согласования, утверждения и регистрации технических условий;

ГОСТ Р 1.4-92 Государственная система Российской Федерации. Стандарты предприятия. Общие положения;

ГОСТ Р 1.5-92 Государственная система Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов.

Система стандартизации Российской Федерации должна быть гармонизирована  с международными, региональными  и национальными системами и  обеспечивать:

- защиту интересов потребителей и государства в вопросах качества и номенклатуры продукции, услуг и процессов, их безопасность для жизни и здоровья людей, охрану окружающей среды;

- повышение качества продукции в соответствии с развитием науки и техники, с потребностями населения и народного хозяйства;

- совместимость и взаимозаменяемость продукции;

- содействие экономии людских и материальных ресурсов, улучшение экономических показателей производства;

- создание нормативно-технической базы социально-экономических программ и крупных проектов;

- устранение технических барьеров в производстве и торговле, конкурентоспособность продукции на мировом рынке и эффективное участие в международном разделении труда;

- безопасность народно-хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

- содействие повышению обороноспособности и мобилизационной готовности.

Основой государственной  системы стандартизации является фонд законов, подзаконных актов, нормативных  документов по стандартизации, имеющий  четырехуровневую систему:

1. Техническое законодательство – правовая основа ГСС. Оно представляет совокупность законов РФ, подзаконных актов по стандартизации (постановлений Правительства РФ, приказов федеральных органов исполнительной власти), применяемых для государственного регулирования качества продукции, работ и услуг.

2. Государственные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической информации, представлены государственными стандартами РФ; межгосударственными стандартами (ГОСТами), введенными в действие постановлением Госстандарта России (Госстроя России) в качестве государственных стандартов РФ; государственными стандартами СССР (ГОСТ); правилами, нормами и рекомендациями по стандартизации; общероссийскими классификаторами технико-экономической и социальной информации.

3. Стандарты отрасли и стандарты научно-технических и инженерных обществ представлены стандартами, сфера применения которых ограниченна определенной отраслью народного хозяйства – отраслевыми стандартами (ОСТ) или сферой деятельности – стандартами научно-технических и инженерных обществ (СТО). Категория ОСТ введена еще в 60-е гг., категория СТО впервые введена в 1992 г.

4. Стандарты предприятий и технические условия представлены НД, сфера действия которых ограничена рамками организации (предприятия) – стандартами предприятий (СТП) и техническими условиями (ТУ).

Таким образом, нормативные  документы по стандартизации, действующие  в Российской Федерации, подразделяются на следующие основные категории:

1. Государственные стандарты Российской Федерации – ГОСТ Р;

2. Общероссийские классификаторы технико-экономической информации – ОКТЭИ;

3. Межотраслевые стандарты РФ – ГОСТ;

4. Отраслевые стандарты – ОСТ;

5. Технические условия – ТУ;

6. Стандарты предприятий и объединений предприятий – СТП;

7. Стандарты научно-технических и инженерных обществ – СТО.

На уровне предприятия  стандартизация учитывает специфику  производства: вид продукции, серийность, особенности технологических процессов  и др. Эти нормы закрепляют в  стандартах предприятий.

Наиболее многочисленная группа среди нормативно-технических  документов по стандартизации – технические  условия (ТУ). ТУ – это нормативно-технический  документ, устанавливающий комплекс технической документации и требований на соответствующую продукцию. Они  регламентируют взаимоотношения изготовителей  и потребителей в вопросах о качестве изделий при их изготовлении, контроле, приёмке и поставки. ТУ разрабатываются  на продукцию, на которую стандарты  не устанавливаются. ТУ могут уточнять и детализировать требования стандартов.

По оценкам экспертов, применение стандартизации дает снижение себестоимости продукции машиностроения на 10–20%, а затраты на содержание заводской службы стандартизации составляют всего порядка 0,5% стоимости продукции.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Международная стандартизация

 

В 1946 году в Лондоне была основана Международная организация  по стандартизации (ИСО), в состав которой  вошли 33 страны. В настоящее время  ИСО является одной из самых крупных  международных технических организаций (её члены - 91 страна).

Созданная в 1946 году Международная  организация по стандартизации (International Organization for Standardization - ISO) разработала более 17000 специальных стандартов7.

В 1987 году Организация приняла  первый вариант универсальных стандартов по организации систем менеджмента  качества ISO 9000, чем сразу привлекла  к своей деятельности всеобщее внимание. За основу стандартов ISO 9000 были взяты  стандарты на системы качества BS-5750, разработанные Британским институтом стандартов (British Standards Institution, BSI) и утвержденные в 1979 году.

Серия стандартов ISO 9000 описывает  модель, по которой с позиции гарантии качества формируется система управления предприятием. Важной особенностью стандартов ISO 9000 является их применимость для  любой сферы бизнеса, любой компании - от крупного производственного холдинга до небольшой фирмы.

1987 году было опубликовано  пять стандартов серии ISO (ISO 9000-87, ISO 9001-87, ISO 9002-87, ISO 9003-87, ISO 9004-87), а также  словарь терминов в области  обеспечения качества (ISO 8402-86).

Вторая версия стандартов серии ISO серии 9000 появилась в 1994г. В  основном она повторяла структуру  стандартов версии 1987 г. с устранением  и расшифровкой ряда неясных моментов.

Третья версия международных  стандартов серии ISO 9000 была опубликована 15 декабря 2000г. Стандарт ISO 9001:2000 заменяет стандарты ISO 9001, ISO 9002, ISO 9003 предыдущей версии, имея при этом ряд существенных отличий. Например, комплекс документов, ранее состоявший из 24 стандартов, теперь включал в себя 5 основных стандартов:

- ISO 9000:2000 Система менеджмента качества. Основные принципы и словарь.

- ISO 9001:2000 Система менеджмента качества. Требования.

- ISO 9004:2000 Система менеджмента качества. Руководящие указания по улучшению.

- ISO 19011:2000 Руководящие указания по проверке системы менеджмента качества и охраны окружающей среды.

- ISO 10012 Обеспечение качества измерительного оборудования.

В 2008 году была принята и  введена в действие новая версия стандартов ISO 9000. Данные стандарты  содержат разъяснения терминов и  уточнение требований стандартов ISO 9000 версии 2000 года, основанные на восьмилетнем опыте их применения во всем мире, подтвержденном на сегодняшний день примерно миллионом  сертификатов, выданных в 170 странах  мира.

Одной из самых мощных движущих сил распространения стандартов ISO является Европейский Экономический  Союз (EU). В частности, соглашение от 1992 г. об образовании EU включает в себя пункт о принятии ISO 9000 в качестве основного стандарта для использования  в сфере международной торговли.

Помимо ИСО работы по стандартизации широко ведутся и во многих других международных и региональных организациях по стандартизации. Например, в рамках Европейского объединения угля и стали была создана в 1953 году Координационная комиссия по стали, которая уполномочена разрабатывать так называемые европейские стандарты для шести стран (ФРГ, Франции. Бельгии, Голландии, Италии, Люксембурга), являющихся членами этого объединения. На совещании в Париже в марте 1961 г. из представителей национальных организаций по стандартизации стран, принадлежащих к Европейскому экономическому сообществу, Европейскому обществу свободной торговли, а также к Комиссии по общему рынку, был создан Комитет европейской координации стандартов. В задачу Комитета входит разработка общих стандартов для стран, входящих в Европейское экономическое сообщество и в Европейское общество свободной торговли. В составе этого Комитета имеется много рабочих групп, главным образом по таким отраслям промышленности, как металлургия, строительство, текстильная промышленность, судостроение, нефтяная промышленность и др.

Учитывая прогрессивный  характер международных стандартов, их регулирующую роль при выходе на международный рынок, отметим, что  эти стандарты – ИСО 9000, ИСО 9001, ИСО 9004 – приняты в России для  прямого использования в следующем  виде:

- ГОСТ Р ИСО 9000-2001 – «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»;

- ГОСТ Р ИСО 9001-2001 – «Системы менеджмента качества. Требования»;

- ГОСТ Р ИСО 9004-2001 – «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности».

Кроме этих стандартов к  серии стандартов ИСО 9000 относятся  следующие: 
- ИСО 10012 – «Система управления измерением»;

- ИСО 10013:1995 – «Руководящие указания по разработке руководств по качеству»;

- ИСО 10015:1999 – «Менеджмент качества. Руководящие указания по подготовке кадров»;

- ИСО/ТО 10017:1999 – «Методические указания по статистическим методам в ИСО 9001:1994».

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Исходя из вышесказанного можно утверждать, что стандартизация в качестве одного из элементов технического регулирования может обеспечить достойный вклад в экономическое развитие страны, но при этом цели и принципы стандартизации в условиях реформирования российской экономики должны быть адекватны происходящим переменам и соответствовать международной практике.

Несмотря на то, что Россия участвует в большом количестве технических комитетов ИСО и  МЭК, число секретариатов, закрепленных за Россией, составляет небольшой процент. В современных условиях этого  явно недостаточно для реализации национальных интересов и обеспечения усиления позиции России на международном  рынке.

Важным направлением международной  деятельности в области стандартизации является двустороннее сотрудничество с национальными органами по стандартизации промышленно развитых стран, а также  стран СНГ.

В настоящее время темпы  обновления и актуализации фонда  документов национальной системы стандартизации существенно снизились. В результате чего наблюдается постепенное снижение уровня гармонизации национальных стандартов с международными, что свидетельствует о недостаточном участии промышленности в работах по гармонизации национальных стандартов с международными стандартами.

Важным является вопрос о  необходимости применения в России межгосударственных стандартов, разрабатываемых другими странами. А нужны ли они нам? Многие специалисты положительно отвечают на этот вопрос, но с оговоркой, что эти стандарты должны отвечать национальным интересам. Кроме того, в России не сформирован механизм принятия межгосударственных стандартов в качестве национальных.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 
1. "Стандартизация и управление качеством продукции", учебник для вузов/ В.А. Швандар, В.П. Панов, Е.М. Купряков и др. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000.

2. "Метрология, стандартизация и технические средства измерений", Тартовский Д.Ф., Ястребов А.С., - М.: Высш. Шк., 2001.

3. "Товароведение продовольственных товаров", Кругляков Г.Н., Круглякова Г.В., - Ростов н/Д: издательский центр "Март", 1999.

5. Ребрин Ю.И. Управление качеством: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. 174с.

 

1 "Стандартизация и управление качеством продукции", учебник для вузов/ В.А. Швандар, В.П. Панов, Е.М. Купряков и др. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000.

2 "Метрология, стандартизация и технические средства измерений", Тартовский Д.Ф., Ястребов А.С., - М.: Высш. Шк., 2001.

3 Ребрин Ю.И. Управление качеством: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. 174с.

4 "Стандартизация и управление качеством продукции", учебник для вузов/ В.А. Швандар, В.П. Панов, Е.М. Купряков и др. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000.

5 "Товароведение продовольственных товаров", Кругляков Г.Н., Круглякова Г.В., - Ростов н/Д: издательский центр "Март", 1999.

Информация о работе Перспективы развития стандартизации в России и за рубежом