Перспективы развития стандартизации в России и за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 14:55, контрольная работа

Описание работы

Вступление в силу Федерального закона "О техническом регулировании" перевело государственные стандарты Российской Федерации, выполнявшие функции основного инструмента государственного регулирования, в национальные стандарты, призванные на добровольной основе обеспечить повышение конкурентоспособности и безопасности продукции, работ и услуг и содействовать соблюдению обязательных требований технических регламентов.
Цель данной работы – проанализировать перспективы развития стандартизации в России и за рубежом.

Файлы: 1 файл

контрольная стандартизация.docx

— 52.69 Кб (Скачать файл)

1. Сбалансированность интересов сторон, разрабатывающих, изготовляющих, предоставляющих и потребляющих продукцию (услугу);

2. Системностъ стандартизации – это рассмотрение каждого объекта как части более сложной системы, предполагает совместимость всех элементов этой сложной системы;

3. Динамичность и опережающее развитие стандарта. Как известно, стандарты моделируют реально существующие закономерности в хозяйстве страны. Однако научно-технический прогресс вносит изменения в технику, в процессы управления, поэтому стандарты должны адаптироваться к происходящим переменам;

4. Эффективность стандартизации. Применение нормативной документации (НД) должно давать экономический или социальный эффект. Непосредственный экономический эффект дают стандарты, ведущие к экономии ресурсов, повышению надежности, технической и информационной совместимости. Стандарты, направленные на обеспечение безопасной жизни и здоровья людей, окружающей среды, обеспечивают социальный эффект;

5. Приоритетность разработки стандартов, способствующих обеспечению безопасности, совместимости и взаимозаменяемости продукции (услуг), что достигается путем безусловного соответствия разработок требованиям стандартов, нормам законодательства и реализуется путем регламентации и соблюдения обязательных требований государственных стандартов;

6. Гармонизация предусматривает разработку гармонизированных стандартов. Обеспечение идентичности документов, относящихся к одному и тому же объекту, но принятых как организациями по стандартизации, так и международными (региональными) организациями, позволяет разработать стандарты, которые не создают препятствий в международной торговле;

7. Четкость формулировок положений стандарта. Возможность двусмысленного толкования нормы свидетельствует о серьезном дефекте НД;

8. Соответствие законодательству, а также нормам и правилам надзорных органов. При разработке стандартов и других НД необходимо обеспечивать их соответствие нормам законодательства, а также нормам и правилам органов, выполняющих функции государственного контроля;

9. Комплексность стандартизации  взаимосвязанных объектов. Качество  готовых изделий определяется  качеством сырья, материалов, полуфабрикатов  и комплектующих изделий, поэтому  стандартизация готовой продукции  должна быть увязана со стандартизацией  объектов, формирующих ее качество, включая требования, обеспечивающие  безопасность жизни, здоровья  и имущества, окружающей среды,  совместимость и взаимозаменяемость.

 

 

 

3. Функции, задачи и  объекты стандартизации

 

Для достижения социальных и технико-экономических целей  стандартизация выполняет определенные функции4:

1. Функция упорядочения – преодоление неразумного многообразия объектов (раздутая номенклатура продукции, ненужное многообразие документов), сводится к упрощению и ограничению;

2. Охранная (социальная функция)  – обеспечение безопасности потребителей  продукции (услуг), изготовителей  и государства, объединение усилий  человечества по защите природы  от техногенного воздействия  цивилизации;

3. Ресурсосберегающая функция обусловлена ограниченностью материальных, энергетических, трудовых и природных ресурсов и заключается в установлении в НД обоснованных ограничений на расходование ресурсов;

4. Коммуникативная функция обеспечивает общение и взаимодействие людей, в частности специалистов, путем личного обмена или использования документальных средств, аппаратных систем и каналов передачи сообщений. Эта функция направлена на преодоление барьеров в торговле и на содействие научно-техническому и экономическому сотрудничеству;

5. Цивилизующая функция направлена на повышение качества продукции и услуг как составляющих качества жизни;

6. Информационная функция. Стандартизация обеспечивает материальное производство, науку, технику и др. сферы нормативными документами, эталонами мер, образцами-эталонами продукции, каталогами продукции, каталогами продукции как носителями ценной технической и управленческой информации;

7. Функция нормотворчества  и правоприменения проявляется в узаконивании требований к объектам стандартизации в форме обязательного стандарта (или другого нормативного документа) и его всеобщем применении в результате придания документу юридической силы.

Главная задача стандартизации – создание системы нормативно-технической  документации, определяющей прогрессивные  требования к продукции, изготовляемой  для нужд народного хозяйства, населения, обороны страны, экспорта, а также  контроль за правильностью использования этой документации. Основными задачами стандартизации являются:

1. Обеспечение взаимопонимания между разработчиками, изготовителями, продавцами и потребителями (заказчиками);

2. Установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству продукции в интересах потребителя и государства, в том числе обеспечивающих ее безопасность для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

3. Установление требований по совместимости (конструктивной, электрической, электромагнитной, информационной, программной и т.д.), а также взаимозаменяемости продукции;

4. Согласование и увязка показателей и характеристик продукции, ее элементов, комплектующих изделий, сырья и материалов;

5. Унификация на основе установления и применения параметрических и типоразмерных рядов, базовых конструкций, конструктивно-унифицированных блочно-модульных частей изделий;

6. Установление метрологических норм, правил, положений и требований;

7. Нормативно-техническое обеспечение контроля (испытаний, анализа, измерений), сертификации и оценки качества продукции;

8. Установление требований к технологическим процессам в том числе в целях снижения материалоемкости, энергоемкости и трудоемкости, обеспечения применения малоотходных технологий;

9. Создание и внедрение систем классификации и кодирования технико-экономической информации;

10. Нормативное обеспечение межгосударственных и государственных социально-экономических и научно-технических программ (проектов) и инфраструктурных комплексов (транспорт, связь, оборона, охрана окружающей среды, контроль среды обитания, безопасность населения и т.д.);

11. Создание системы каталогизации для обеспечения потребителей информацией о номенклатуре и основных показателях продукции;

12. Содействие реализации законодательства Российской Федерации методами и средствами стандартизации.

Объектами стандартизации могут  быть продукция, услуги и работы, имеющие  перспективу многократного воспроизведения  и (или) использования.

Непосредственным результатом  стандартизации является, прежде всего, нормативный документ (НД). Применение НД – способ упорядочения в определенной области, поэтому нормативный документ – средство стандартизации.

Нормативный документ –  документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов. Термин «нормативный документ» является родовым, охватывающим такие понятия, как стандарты и иные НД по стандартизации – правила, рекомендации, кодексы установившейся практики, регламенты, общероссийские классификаторы. Стандарт – нормативный документ по стандартизации, разработанный, как правило, на основе согласия, характеризующегося отсутствием возражений по существующим вопросам у большинства заинтересованных сторон, принятый (утвержденный) признанным органом (предприятием). В зависимости от сферы действия различают стандарты разного статуса или категории: международный стандарт, региональный стандарт, государственный стандарт РФ (ГОСТ Р), межгосударственный стандарт (ГОСТ), стандарт отрасли, стандарт общественного объединения, стандарт предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. История развития стандартизации в России

 

Первые упоминания о стандартах в России отмечены во времена правления  Ивана Грозного, когда были введены  для измерения пушечных ядер стандартные  калибры — кружала. Петр I, стремясь к расширению торговли с другими  странами, он не только ввел технические  условия, учитывающие повышенные требования иностранных рынков к качеству отечественных  товаров, но и организовал правительственные  бракеражные комиссии в Петербурге и Архангельске, в обязанности которых входила тщательная проверка качества экспортируемого Россией сырья (древесины, льна, пеньки и др.)5.

Стандартизация, как правило, основывается на достижениях науки, техники и практического опыта. Она не только определяет уровень  развития производства, определяет экономически оптимальные решения многих народно-хозяйственных, отраслевых и внутрипроизводственных задач, но и стимулирует прогресс науки и техники. Стандартизация становится одним из важнейших средств  улучшения организации общественного  производства, осуществления экономической  и технической политики государства, ускорения научно-технического прогресса, эффективного управления факторами  интенсификации экономики, органически  объединяя фундаментальные и  прикладные науки, она способствует их целенаправленности и быстрейшему  внедрению научных достижений в  практическую деятельность. Стандартизация создает организационно-техническую  и информационную основу специализации, кооперирования производства, придает  производству свойства самоорганизации.

Стандартизация в качестве одного из элементов технического регулирования  в условиях рыночной экономики может  обеспечить вклад в экономический рост, превышающий соответствующие показатели от внедрения патентов и лицензий. Поданным экспертов в Германии, например, треть ежегодного экономического прироста, относилась к эффекту от применения стандартов.

О масштабах и эффективности  работ по стандартизации свидетельствует  такой факт. Общая сумма вложений промышленности и правительственных  организаций в различные виды деятельности, связанные с разработкой  и применением стандартов в США  достигла 70 млрд. долл. в год, а прибыль  — 1000%.

Однако проблемы стандартизации в России не позволяют получить такие  результаты. К наиболее актуальным из них относятся:

1. Низкий динамизм стандартизации. При парке в 24 600 стандартов  его ежегодное обновление должно  составлять минимум 3,5—4 тыс.  стандартов. В последнее время  максимальное число пересмотренных  и вновь утвержденных стандартов  составило 900 единиц в год. Фонд  стандартов стремительно стареет,  и при этом нет ясной перспективы  ускорения темпов этой работы. Планирование стандартизации осуществляется  в годовом разрезе, тогда как,  например, в Японии действует  система 5—10-летнего и годового  планирования. При разработке стандартов  не учитываются прогнозы развития  науки и техники, хотя Академия  стандартизации, метрологии и сертификации  имеет материалы прогнозирования  с глубиной 30 лет. Другая сторона  низкого динамизма — недостаточные  темпы освоения международных,  региональных и национальных  стандартов: перевод, редактирование, утверждение, внедрение. Многие  международные стандарты даже  не переведены.

2. Слабая работа в области  технологической стандартизации. Работы  по стандартизации и внедрению  передовой технологии взаимно  не увязаны. Особо эффективно  такая увязка действовала бы  на предприятиях малого и среднего  бизнеса. Яркий пример такой  работы показывает Национальный  институт стандартов и технологии  США, осуществляющий национальную  технологическую программу преимущественно среди предприятий малого бизнеса.

3. Низкое качество работы  технических комитетов. Имея глубокие  познания в конкретных отраслях  деятельности, члены комитетов слабо  знакомы с теорией и практикой  международной и отечественной  стандартизации.

4. Необходимо восстанавливать  утерянные в последние десятилетия  службы по стандартизации на  предприятиях.

 

 

5. Современная система  стандартизации в России

 

Органы и службы стандартизации – организации, учреждения, объединения  и их подразделения, основной деятельностью  которых является осуществление  работ по стандартизации или выполнение определенных функций по стандартизации.

Государственное управление деятельностью по стандартизации в  России осуществляет Государственный  комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт  России). Деятельность по стандартизации осуществляется и другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции. Эти органы в своих  стандартах могут устанавливать  обязательные требования к качеству продукции (работ, услуг), создавать  технические регламенты.

Информация о работе Перспективы развития стандартизации в России и за рубежом