Подготовка спортсмена-ориентировщика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 02:36, практическая работа

Описание работы

Сегодня становится очевидным, что спортивное ориентирование - это не бег плюс техника чтения карты, а сложный взаимосвязанный комплекс, создавать и совершенствовать который необходимо с первых лет занятий данным видом спорта. Анализ факторной структуры специальной подготовленности высококвалифицированных ориентировщиков показал, что наибольший вклад в общую дисперсию выборки осуществляется фактором, который после идентификации был обозначен как способность сохранять высокий уровень психических процессов в условиях нарастающего физического утомления.

Содержание работы

1. Факторный анализ (ФА)
2. Подготовка спортсмена-ориентировщика
2.1 Физическая подготовка
2.1.1 Восстанавливающая тренировка
2.1.2 Поддерживающая тренировка
2.1.3 Тренировка аэробной выносливости
2.1.4 Тренировка скоростной и анаэробной выносливости
2.2 Техническая подготовка
2.2.1 Улучшение навыков
2.2.2 Топографическая грамотность
2.2.3 Привязки
2.3 Психологическая подготовка

Файлы: 1 файл

конспект.docx

— 24.29 Кб (Скачать файл)

Конспект по подготовке спортсмена-ориентировщика

 

План:

1. Факторный анализ (ФА)

2. Подготовка спортсмена-ориентировщика

2.1 Физическая подготовка

2.1.1 Восстанавливающая тренировка

2.1.2 Поддерживающая тренировка

2.1.3 Тренировка аэробной выносливости

2.1.4 Тренировка скоростной и  анаэробной выносливости

2.2 Техническая подготовка

2.2.1 Улучшение навыков

2.2.2 Топографическая грамотность

2.2.3 Привязки

2.3 Психологическая подготовка

 

1. Факторный анализ (ФА)

Сегодня становится очевидным, что спортивное ориентирование - это  не бег плюс техника чтения карты, а сложный взаимосвязанный комплекс, создавать и совершенствовать который  необходимо с первых лет занятий  данным видом спорта. Анализ факторной  структуры специальной подготовленности высококвалифицированных ориентировщиков показал, что наибольший вклад в общую дисперсию выборки осуществляется фактором, который после идентификации был обозначен как способность сохранять высокий уровень психических процессов в условиях нарастающего физического утомления. На этот фактор более других влияли такие характеристики, как наглядно-образная память, переключение внимания, моторная координация, кроссовый бег и распределение внимания. Следующий по величине вклада в суммарную дисперсию выборки фактор был идентифицирован как фактор технической подготовленности. Наибольшие нагрузки на этот фактор имели скорость чтения спортивной карты и оперативное мышление. Третий фактор, подлежащий идентификации, получил название фактора нервно-психической регуляции соревновательной деятельности. В нем наибольшие нагрузки приходились на показатели психической скоростной выносливости, реакции на усложнение условий деятельности и специальной выносливости. Четвертый фактор, имеет наибольший факторный вес по показателю оперативной памяти. Учитывая также, что он высоко коррелирует с показателями наглядно-образного и оперативного мышления, его, скорее всего, можно интерпретировать как фактор тактической подготовленности ориентировщиков.

Таким образом, наиболее важным результатом проведенного ФА следует  считать выделение у спортсменов - ориентировщиков самостоятельного и наиболее значимого фактора, обусловленного сочетанием выносливости при работе аэробного и анаэробного характера с уровнем развития психических процессов. Эти данные подтвердили предположение о том, что результат в соревнованиях определяется комплексом физических и психических качеств и свидетельствует о том, что эффективная реализация двигательного потенциала ориентировщика во время соревновательной деятельности возможна лишь при условии соответствия способности ориентироваться при помощи карты и компаса скорости передвижения. В методическом отношении это означает, что особое внимание необходимо уделить разработке таких средств и методов тренировки, которые обеспечивали бы развитие аэробно-анаэробных способностей организма и специфических психических качеств.

2. Подготовка спортсмена-ориентировщика

И внешние и внутренние факторы могут влиять на выступление. Внешние факторы включают такие  моменты, как погода, ландшафт, возможности  передвижения, конкуренты, предшествующее выступление (особенно предыдущее выступление  на подобном ландшафте), травма и восстановление после нее, личные взаимоотношения, важность соревнования и другие. Внутренние факторы - это уровень физической подготовки, психологические/умственные способности, также психологическое  состояние, которое может зависеть от индивидуальных качеств, но особенно от настроения во время соревнований.

Хорошо сбалансированная программа тренировок должна позволить  ориентировщику справиться и с внешними, и с внутренними факторами соревновательного выступления и должна включать физический, технический и психологический компоненты. Так как ориентирование содержит когнитивный элемент (принятие решения и интерпретация визуальной информации и карты, и ландшафта), логично развивать эти технические навыки параллельно с физической тренировкой. Психологические навыки и стратегии могут использоваться для оптимизации и увеличения физической и технической подготовки.

2.1 Физическая подготовка

В ориентировании хорошая  физическая подготовка имеет, возможно, большее значение, чем во многих других видах спорта. Когда вы физически  готовы, вы можете не только передвигаться  быстрее, но и более точно, экономя  большее количество времени. Посредством  тренировки вы будете успешнее справляться  с физической нагрузкой. Это поможет  меньше отвлекаться и больше концентрироваться  на навигации. Больше внимания можно  уделить выбору и прохождению  маршрута, чтобы они были выполнены  точно и аккуратно. Даже для тех  ориентировщиков, которые получают удовлетворение от точной навигации больше, чем от гонки, хорошая физическая подготовка доставит удовольствие, потому что это улучшит навигацию.

Начнем с определения  типов тренировки. Это: восстанавливающая, поддерживающая, тренировка аэробной выносливости и скоростной анаэробной выносливости.

2.1.1 Восстанавливающая  тренировка

Восстанавливающая тренировка означает отдых, но не бездействие. Она  позволяет вашему организму восстановиться и выйти на более высокий уровень  подготовки. Это очень легкая щадящая  деятельность. Тренируясь легко, вы будете в более выгодном положении, чтобы  начать тренироваться серьезно, когда  организм восстановиться. Такая тренировка позволяет избежать перенапряжения, вы остаетесь гибким и подвижным, процессы переваривания и хранения питательных веществ для поддержания высокого уровня жизнедеятельности продолжаются.

Восстанавливающая тренировка допускает невысокий уровень  напряжения, это может быть бег  трусцой, плавание или езда на велосипеде. Главное требование - то, что она  не должна навредить.

2.1.2 Поддерживающая тренировка

Тренировка не слишком  тяжелая. Вы бежите в удобном темпе, который можете поддерживать в течение  длительного времени, не прилагая больших  усилий и не принуждая себя двигаться  дальше. Это бег на уровне вашего аэробного порога.

2.1.3 Тренировка аэробной  выносливости

Уровень нагрузки выше ваших  аэробных возможностей. Тренировка с  такой нагрузкой увеличивает  уровень молочной кислоты выше нормы, так как поступающего к мышцам кислорода не достаточно, чтобы получить энергию, необходимую для аэробной работы. Такие условия заставляют организм приспосабливаться увеличивая:

  • мощность сердца;
  • мышечную силу и тонус;
  • количество кровеносных сосудов в легких и мышцах, которые быстро и эффективно перемещают кислород;
  • количество митохондрий в мышце для поставки АТФ;
  • возможности печени для преобразования молочной кислоты в глюкозу, используя кислород.

2.1.4 Тренировка скоростной  и анаэробной выносливости

Из вышесказанного понятно, что чтобы передвигаться быстрее  как можно дольше, необходимо увеличить  аэробную выносливость, переход в  анаэробный режим нежелателен. Однако вы поймете, что работа в анаэробном режиме неизбежна. В аэробном режиме уровень молочной кислоты повышается из-за анаэробного производства энергии, но стабилизируется работой печени. Однако иногда на дистанции приходится прилагать дополнительные усилия, которые  выше анаэробного порога, производится такое количество молочной кислоты, что печень не способна справиться с ним немедленно.

Чтобы тренировать выносливость, нагрузка должна соответствовать анаэробному  порогу и даже превосходить его. Нагрузка поддерживается в течение короткого  промежутка времени и затем следует  восстановительный период, что позволяет  печени справиться с молочной кислотой. Этот уровень нагрузки будет значительно  расширять пределы ваших беговых  способностей.

2.2 Техническая подготовка

Навыком работы с картой и компасом нужно владеть уверенно, а уровень физической подготовки должен соответствовать техническому уровню.

Для хорошего бегуна лучшим вариантом маршрута может быть путь вокруг по дорожкам. Для того, кто  хуже подготовлен физически, но хорошо читает карту, это может быть путь напрямую с аккуратным чтением карты  по ходу маршрута.

Для опытного ориентировщика это может быть вариант с быстрым бегом по дистанции и аккуратным чтением карты в районе контрольного пункта. Какой бы не была персональная стратегия, основные навыки те же. Они рассматриваются в описании "Пошаговой Системы".

При обсуждении улучшения  личных выступлений, нужно следовать  тому, как это проиллюстрировано  в "Пошаговой Системе". Навыки определены как специальные способности, которые могут быть приобретены  практически и усовершенствованы  путем тренировки. Техника - это выбор  или интеграция навыков при решении  конкретной задачи. Применение навыков  относится к стратегии, выбранной  для решения конкретных навигационных  проблем.

На каждом уровне рекомендуемая  последовательность в развитии навыков  следующая:

  1. развитие шаг за шагом индивидуальных навыков и техники;
  2. обучение применять навыки и технику выборочно, по мере необходимости;
  3. развитие техники передвижения, соответствующей уровню овладения навыками;
  4. выбор скорости в зависимости от трудности навигации.

И спортсмен-любитель, и  спортсмен международного уровня должны тренировать концентрацию внимания, чтобы избежать невнимательности в  лесу. Психология, подготовка и программы  тренировок, физическая подготовка, снижение потерь при взятии трудных контрольных  пунктов и самоанализ будут детально рассмотрены в отдельных главах, однако это не означает, что ориентировщик-любитель не должен пытаться учиться у "звезд" спорта.

2.2.1 Улучшение навыков

Успех в ориентировании требует физических усилий. Лучший результат дает практика. Также в  этой главе необходимо отметить, что  поскольку в основном техника  ориентирования применяется в лесу, не на глазах у тренера, прогресс часто  наступает в результате самоанализа  и самосовершенствования.

Тем более верно, что  эффективность тренировки в ориентировании заключается в тесном взаимодействии между тренером и спортсменом  для установления обратной связи, которая  не всегда заметна. На основе этого  творческий диалог может помочь спортсмену проанализировать и понять свои сильные  и слабые стороны и определить стратегию совершенствования. Хотя многие описанные здесь действия относятся к клубной и командной  тренировке, ничто не может помешать, отдельному ориентировщику использовать их и приспособить к конкретным обстоятельствам.

2.2.2 Топографическая грамотность

Ориентирование - это чтение карты во время бега, и с начального до высшего уровня все навыки и  методы лежат в основе роста мастерства в чтении карты и извлечения навигационной  информации из них.

Ключевой навык во всей этой деятельности - это ориентирование по карте с большим пальцем, указывающим  настоящее правильное положение  на карте и на местности. Где бы ориентировщик не находился или не изменил направление движения, преподаватель или тренер должен убедиться, что большой палец на карте показывает правильное местоположение. Если Компасы есть у каждого члена в группе, то ориентирование становиться более доступным сначала с простым компасом, например, Silva DNS.

Карта может быть сориентирована с местностью и без компаса, при  помощи дорожек, зданий и другой информации карты либо местности. Этот метод  освоить и закрепить труднее, чем ориентирование с компасом, однако он также эффективен в освоении навыка чтения карты.

По возможности занятия  в классе тоже должны проводиться. Настольные игры, например, лото-ориентирование, в  котором игроки должны закрывать  ячейки в своей карточке по мере того, как их называют, или дорожки  и лесенки, в которых участники  бросают кубики (кости), чтобы пройти маршрут, также могут укреплять  интерес к чтению карт.

2.2.3 Привязки

Другой ключевой навык - это способность идентифицировать и использовать линейные ориентиры  как привязки между контрольными пунктами.

Разнообразные упражнения-привязки могут использоваться в рамках основных тренировочных систем "Звезда", "Петля" и "Прямой маршрут".

Система звезды заставляет участников посетить множество контрольных  пунктов из центра точки, от тренера  или преподавателя. Каждый маршрут  может быть организован для проверки определенного навыка.

2.3 Психологическая подготовка

Также, важно рассмотреть  психологическую подготовку параллельно  с физической и технической подготовкой, которые должны осуществляться регулярно. Как увеличение скорости на сложном  ландшафте связано с регулярной физической и технической тренировкой, так способность справляться  с давлением соревнования может  быть связана с тренировкой психологических  навыков (ТПН).

Фундаментальная польза от ТПН заключается в помощи при  развитии тех качеств, которые позволят ориентировщику по возможности контролировать ситуацию и тем самым минимизировать воздействие факторов, отрицательно влияющих на выступление. Однако имеются факторы, которые почти невозможно преодолеть, но можно развить другие, более общие психологические навыки, которые позволят ориентировщику использовать своего рода "стратегию снижения потерь" и справиться с большинством ситуаций.

Информация о работе Подготовка спортсмена-ориентировщика