Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2013 в 17:07, курсовая работа
Цель данной работы - изучить и проанализировать подходы к разработке туров (на примере экологических туров)
Задачи поставленные мною в данной работе:
1) Проанализировать существующий понятийный аппарат, выбрать наиболее полные и чёткие определения терминов, существующие в российской литературе и законодательных документах;
2) Дать описание подходов к разработке туров;
3) Проанализировать подходы к разработке туров;
4) Описать и проанализировать подходы к разработке туров на примере экологически туров.
Введение
Глава I. Теоретические основы туроперейтинга.
1.1. Основные понятия туроперейтинга.
1.2. Тур: понятие, структура и виды.
1.3. Этапы разработки туров.
Глава II. Особенности разработки туров (на примере экологического туризма)
2.1. Экологический тур: сущность и специфика.
2.2. Этапы разработки экологических туров.
Список литературы
Приложение 1. Структура тура
Приложение 2. Составляющие пакета услуг.
Приложение 3. Нормативы походов в зависимости от категории их сложности.
Приложение 4. Нормативы походов по степеням сложности (для юношеских разрядов).
Приложение 5. Основные требования к руководителям участникам туристско-спортивных походов.
Приложение 6. Требования, предъявляемые к руководителю похода.
Приложение 7. Примерный режим дня в походах по таёжным районам.
Приложение 8. Физические нагрузки при разных видах туризма.
Кроме того, после выполнения экологического тура необходимо оформить:
· отчёт о проведении похода;
· материалы экологического изучения природных объектов;
· паспорт трассы похода;
· отчёт руководителя туристской группы.
Технологические документы тура регламентированы ГОСТом Р 50681-94.
Комплектование группы -- важный момент в работе ее руково-дителя на маршруте. От численности группы, социального, возрастно-го состава ее участников во многом зависит успешность прохождения экологического маршрута. От оптимального сочетания перечисленных характеристик зависит сплоченность группы, ее организованность, эффективность управления ею. Однако руководитель туристской группы должен быть готов работать с любым контингентом, мягко, но настой-чиво и последовательно формировать навыки экологического поведения туристов.
Задача руководителя туристской группы -- сплотить в единый дружный коллектив людей, различных по возрасту, образованию, общественному положению: пенсионеров и студентов, молодоженов и пожилых супругов, рабочих и коммерсантов. Для этого ему следует изучить социально-психологические особенности каждого туриста. Кроме того, руководитель группы должен:
· уметь максимально сглаживать и (или) ликвидировать конфликты, возникающие как внутри группы, так и вне неё;
· принимать меры для сплачивания коллектива группы;
· определить в составе группы неформальных лидеров, которые могут (или не могут, или не хотят, т.е. противодействуют) помочь руководителю группы в его работе, а если есть «оппозиция» -- найти спосо-бы ее нейтрализации.
Мотивация комплектования туристов в группы может быть самой различной, например, исходя из общих интересов. Так, лыжни-ки, грибники, любители рыбной ловли, как правило, для путешествия используют выходные дни, каникулы, праздники. Путешествие таких групп людей лучше организовать на автобусах, в поездах местного и пригородного сообщения, а также на морских и речных судах.
Группы туристов могут быть объединены одной профессией, родом занятий. Для студентов и школьников эти путешествия служат одной из форм экологической учебы и практики, дают возможность увидеть многое из того, что они изучают на уроках географии, краеве-дения, зоологии, ботаники, истории.
Кроме того, при комплектовании групп следует учитывать не только общность интересов ее членов, но и время, удобное для поезд-ки. Для школьников и студентов -- это каникулы, для большинства работающих -- время отпусков.
От численности группы во многом зависит эффективность орга-низации и проведения похода. Если группа малочисленна, труднее орга-низовать прохождение сложных участков маршрута, оборудовать место ночлега, а в случае необходимости обеспечить помощь пострадавшему и его транспортировку. Чрезмерно большой группой трудно управлять, особенно в сложных походах. Наконец, многочисленные группы тури-стов наносят значительный вред окружающей среде. Практика пока-зывает, что оптимальный численный состав туристской группы в эко-логическом походе колеблется в пределах от шести до 10 человек, а для туристской группы, принимающей участие в походе выходного дня, некатегоричном походе или путешествии, он должен быть не менее четырех и не более 50 человек.
Правилами проведения туристских спортивных походов установ-ки минимальный состав участников: в походах низших категорий Ложности -- от двух до четырех человек; в группах туристов-школьников -- восемь человек (кроме лыжных и горных). В зависимости возрастного состава и сложности похода максимальное количество Частников может составлять от 12 до 30 человек.
Требования к руководителям и участникам туристско-спортивных походов предъявляются в зависимости от категории сложности маршрута. При формировании туристской группы для совершения путешествия по категорийным маршрутам необходимо учитывать опыт участия в походах руководителя-инструктора, количественный состав группы и минимальный допустимый возраст участников (прил. 5).
Участники категорийных походов и путешествий по всем видам туризма должны уметь плавать и знать правила спасения утопающих, а туристы, путешествующие зимой и в периоды межсезонья,-- иметь опыт организации полевого ночлега.
Участники категорийных походов и путешествий должны обладать специальными знаниями и навыками, а также иметь соответствующий опыт участия в тех или иных видах походов и путешествий (водных, горных, лыжных и т.д.). Соответствующую подготовку обеспечивает организация, проводящая поход или путешествие.
В момент комплектования туристской группы или в начале путешествия руководитель может подобрать себе помощников из наиболее активных и дисциплинированных туристов, выяснить, нет ли среди туристов медицинского работника (врача, медсестры).
Каждый турист на маршруте выполняет ту или иную общественную работу в соответствии со своими способностями и желаниями. Руководитель маршрута продумывает предложения по распределению обязанностей и высказывает их на организационном собрании группы
В туристской группе обычно бывает несколько основных общественных «должностей»:
· староста;
· ответственный за снаряжение;
· ответственный за питание;
· культорганизатор.
Староста -- первый помощник инструктора. Обычно это самый опытный или наиболее авторитетный турист. Он участвует во всех организационных мероприятиях подготовки маршрута, следит за самочувствием всех членов группы, регулирует их нагрузку на маршруте. В походе, по указанию инструктора, он обычно или направляющий или замыкающий. Кроме того, староста оказывает помощь руководителю в организации туристов, в поддержании дисциплины и порядка в груп-пе, а в отдельных случаях замещает отсутствующего руководителя туристской группы.
Ответственный за снаряжение отвечает за получение и правильное использование общественного инвентаря, распределяет его между участниками похода.
Ответственный за питание организует получение необходи-мого количества продуктов, их упаковку. Он также распределяет весь запас перемещаемых продуктов между участниками. На маршруте ведет учет расходования продуктов в соответствии с раскладкой по дням, ежедневно перераспределяет остающиеся продукты между туристами.
Кулъторганизатор подготавливает и организует проведение развлекательных и культурных программ, пение песен у костра и другие мероприятия.
У участников похода могут быть и другие «должности», например, механик, физорг, ответственный за ведение дневника, санитар, фотограф, кинооператор, художник и др. В зависимости от потребностей группы одни и те же обязанности могут выполнять несколько туристов.
Правильная подготовка к экологическому походу и его успешное проведение во многом зависят от инструктора-руководителя. Им дол-жен быть авторитетный, опытный, требовательный человек, обладающий организаторскими способностями. В самодеятельных походах туристская группа сама выбирает своего руководителя. Нередко это инициатор ее создания. В плановых походах руководителем группы может быть. Как штатный инструктор туристского клуба, так и опытный, авторитетный участник, уже проведший несколько сложных походов.
Штатными и внештатными организаторами туристских походов Могут быть следующие квалифицированные специалисты:
· туристский организатор;
· руководитель туристского похода;
· инструктор по туризму;
· старший инструктор;
· инструктор - методист;
· инструктор-тренер;
· судьи по туризму;
· методисты;
· работники контрольно-спасательных служб (КСС).
Особенность походного туризма заключается в его спортивном характере и участии в нем преимущественно лиц молодого возраста.
В Правилах проведения туристских спортивных походов, инструкциях по организации и проведению туристских походов, экспеди-ций и экскурсий с учащимися, разрядных требованиях по спортивному туризму и другими рекомендациями туристско-спортивного союза России оговорены минимальный возраст участников и руководителей походов, требования к туристскому опыту и практическим навыкам руководителя группы различных категорий сложности (прил. 6).
Руководитель
похода, предварительно изучив условия,
в кото-рых ему предстоит
· найти самый легкий и безопасный подход к объекту (реке, горе, перевалу и т.д.);
· выявить общие и характерные для данного района опасности;
· определить местоположение и степень трудности участков, наиболее сложных в техническом отношении;
· определить наиболее удобные и безопасные места для бива-ков;
· определить возможные пути обхода опасных мест и возвраще-ния при отказе от маршрута;
· выбрать характерные ориентиры на маршруте;
· уточнить трудные
для преодоления участки
· уточнить необходимое техническое оснащение для прохожде-ния маршрута;
· наметить пути срочной эвакуации в случае неблагоприятных ситуаций на маршруте.
Знание особенностей и опасностей маршрута необходимо. Не только руководителю, но и участникам похода.
Помимо изучения туристской трассы, программы и условий обслуживания, оформления необходимой документации в подготови-тельный период руководителю маршрута надлежит проконтролировать подготовку общего и специального снаряжения, ремонтного набора и медицинской аптечки. В аптечке путешественника должны быть: йод, бинт и пластырь, марганцовка, активированный уголь, фестал или энзистал, иммодиум, но-шпа, анальгин или спазган, аспирин, тавегил или супрастин, валокордин [2 c. 124-126].
Подготовка к походу может включать тренировочные занятия, обязательное медицинское освидетельствование участников похода и инструктаж по технике безопасности на маршруте и оказанию пер-вой медицинской помощи.
Инструкторы и руководители рассказывают туристам о предстоящем походе, особенностях маршрута, туристских достопримечатель-ностях, естественных препятствиях, опасных местах, разъясняют значение дисциплины, и необходимость соблюдения правил и режима в походе.
В теплый сезон, особенно в июне -- июле, в тайге много кровососущих насекомых (комаров, мошки и клещей). В эти месяцы желатель-но выбирать либо горные прибрежные районы, либо водные маршруты, так как на воде комаров и мошки нет, а вечером после захода солнца становится прохладно, поэтому комары исчезают и на суше. От укусов мошки и комаров у многих туристов опухают лицо и руки, следы от укусов долго остаются на теле, однако через неделю появляется иммунитет, а опухоли и неприятные ощущения исчезают. Из полутора десятков видов змей, обитающих в уссурийской тайге, два ядовиты, но встреча с ними маловероятна. Крупные дикие звери (тигр, медведь и др.) летом вполне обеспечены кормом и на туристские группы не нападают.
Тщательно продумывается система питания на маршруте. В зависимости от местных условий определяется, где можно организовать питание: в столовых, кафе, на турбазах, в приютах и т.п., а где необходимо организовать приготовление пищи своими силами.
Самостоятельную задачу представляет подготовка средств пере движения, от технического состояния которых во многом зависит без аварийное прохождение и объем ремонтных работ на маршруте.
В подготовительный период происходит окончательное формирование групп, уточнение их состава. К этому времени инструктор уже хорошо знают туристов своей группы, их физические возможности, морально-волевые качества, психологические особенности.
Определив состав группы, оформляют и утверждают выходные документы: маршрутную книжку, маршрутный лист. В маршрутной книжке указывают номер маршрута и группы, фамилии, имена и отчества всех участников группы, основные данные о них и инструктор схему маршрута с запасными вариантами и график движения группы описывают препятствия, встречающиеся на маршруте, и способы их безопасного преодоления. Здесь же помещается краткий план рабо-ты инструктора с группой. Выделяется место для замечаний старшего инструктора о проведении похода и работе инструктора. В маршрутной книжке указывают также и общественные «должности» -- обязанности участников похода.
Если на маршруте отсутствует механизированное сопровождение (авто -, мото -), важной задачей в предпоходный период становится правильное распределение переносимого груза между участниками Личное снаряжение каждый турист перевозит (переносит), как прави-ло, самостоятельно. Общественное снаряжение и продукты питания распределяют по возможности равномерно между всеми туристам*1 группы. Груз, переносимый женщиной, должен составлять от половины до 2/3 загрузки мужчины, более сильные участники должны быть загружены больше, чем слабые и менее опытные.
Каждому туристу перед выходом на маршрут необходимо:
· проверить и привести в порядок личное снаряжение;
· просушить всю одежду;
· хорошо выспаться;
· одеться в соответствии с метеорологическими условиями;
· уложить в рюкзак снаряжение и продукты питания;
· проверить, удобна ли обувь, нет ли складок на носках;
· сытно поесть, выпить горячий чай или кофе;
· выйти на маршрут в указанное время.
Организация продвижения туристской группы в походе зависит от многих обстоятельств: принятого тактического плана, времени года, погоды, рельефа и сложности пути, веса рюкзаков, подготовленности и состояния участников.
Большое значение в походной жизни имеет режим дня, который выбирают с учетом природных особенностей местности и сложности маршрута (прил. 6). Руководитель туристской группы должен знать продолжительность участков дневных переходов и учитывать при этом вес рюкзаков и «физическую подготовленность туристов. Для общей ориентировки в этом вопросе могут быть использованы данные приложения 7.
Руководитель маршрута должен учитывать постепенное наращивание километража. Так, в пешем походе 1 КС километраж по дням может быть соответственно равным 16, 18, 22 км. В случаях сложной трассы для физически подготовленных туристов самым тяжелым бывает второй-третий день похода. Поэтому в этих условиях впервые три дня не следует планировать увеличение проходимого расстояния и стараться обеспечить постепенное возрастание нагрузок. Прохождение наиболее технически сложных участков местности, как правило, планируют на вторую часть путешествия.
На привалах руководители обязаны организовать подвижные игры, спортивные состязания, купание, занятия по самоконтролю и само массажу.
Во время проведения похода руководитель производит предварительную разведку сложных участков, определяет места и способы страховки, обеспечивает разумное преодоление туристами опасных мест, длинных переходов, безопасное оборудование привалов и ночлегов.
Особое внимание необходимо уделить ориентированию в тайге Видимость в ней не более 50 метров. Практически все сопки высотой до 1200 м покрыты густым лесом и не имеют ярко выраженных различий. Карт, указывающих малые лесные дороги, а тем более тропы, нет, впрочем, ходить по карте в тайге без навыков очень трудно. Неопытные туристы часто выходят не на тот перевал и оказываются в другом водоразделе или спускаются к тому же ручью, от которого начиналось восхождение на перевал. Это означает потерю как минимум двух дней пути. Поэтому даже у физически подготовленной группы должен быть проводник и помощник, имеющие опыт путешествий по таежным районам. Использовать местных жителей или охотников в качестве проводников опасно: они могут хорошо знать свой близлежащий район но при этом оказаться совершенно бесполезными и некомпетентный на других участках [6 c.45-46].
Информация о работе Подходы к разработке туров на примере экологических туров