Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 19:04, курсовая работа
Цель работы – дать современное понятие экскурсии, и выразить сущность экскурсии в современных условиях развития рынка туристических услуг.
Задачи работы:
- Изучить исторические аспекты развития экскурсионного дела;
- Раскрыть сущность современной экскурсии;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………....3
1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЭКСКУРСИОННОГО ДЕЛА………………...5
2 СУЩНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ ЭКСКУРСИИ………………………...9
3 ЭКСКУРСИОННЫЙ МЕТОД ПОЗНАНИЯ…………………………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..28
№1 Понятие экскурсии, ее сущность
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ
2 СУЩНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ ЭКСКУРСИИ………………………...9
3 ЭКСКУРСИОННЫЙ МЕТОД ПОЗНАНИЯ…………………………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..28
ВВЕДЕНИЕ
Современный туристский рынок требует нового подхода к организации экскурсионной деятельности как к одному из основных туристских продуктов.
Туроператоры, создающие
экскурсионный продукт, должны иметь
свою оригинальную марку, учитывать
потребительский спрос и
Формирование кадров туристско-экскурсионной организации – это процесс воспроизводства и воспитания таких квалифицированных работников, которые в максимальной степени отвечали бы требованиям, предъявляемым к технологии обслуживания туристов и экскурсантов. Важная роль при этом отводится подготовке экскурсоводов и качественной разработке самой экскурсии, освоению методики и техники ее проведения.
В 1970–1990 гг. ученые и практические
работники осуществили
Не осталось в стороне
от этого потока исследований и публикаций
экскурсионное дело, в своем нынешнем
виде представляющее самостоятельную
отрасль культурно-
Актуальность темы исследования основана на том факте, что экскурсионное дело – важный раздел культурно-просветительной работы среди населения. Экскурсионному делу – свыше ста лет, но наиболее интенсивным было его развитие в 1970-е и 1980-е годы прошлого столетия. Об этом свидетельствуют: ежегодное участие в экскурсиях полумиллиарда человек; десятки тысяч экскурсионных тем; семидесятитысячная армия экскурсоводов; тысячи организаций, активно проводившие экскурсионную работу; развитие теории и методики экскурсионного дела.
Цель работы – дать современное
понятие экскурсии, и выразить сущность
экскурсии в современных
Задачи работы:
- Изучить исторические
аспекты развития
- Раскрыть сущность современной экскурсии;
1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ
В истории развития экскурсионного
дела в нашей стране основное внимание
уделялось методике подготовки экскурсий
и технике их проведения, организации
экскурсионного дела и содержанию экскурсионного
обслуживания населения. В то же время
мало внимания уделялось экскурсионной
теории. Это обстоятельство вызывало
тревогу у ученых-
В статье «Экскурсии по памятникам истории и культуры» Ф. Л. Курлат и Ю. Е. Соколовский отмечают: «Теория экскурсионного дела находится в стадии становления…
Предстоит большая работа
в области решения
В дословном переводе греческое слово «теория» означает наблюдение, рассмотрение, исследование. Этот термин рассматривается в нескольких значениях:
1) теория – обобщение
опыта, общественной
2) теория – совокупность
обобщенных положений,
3) теория – система идей в одной из отраслей знаний;
4) теория – высшая, самая
развитая форма организации
Когда мы рассматриваем вопросы экскурсионной теории, то:
а) моделируем, какой в идеале должна быть экскурсия;
б) имеем в виду механизм воздействия экскурсии на сознание человека;
в) предполагаем осмысление,
использование основных
г) определяем критерии качества экскурсий, средства повышения их эффективности;
д) формулируем теоретические основы экскурсионного дела.
Для работников туристско-экскурсионной отрасли экскурсионная теория — это общая сумма теоретических положений, которые служат основой экскурсионного дела, определяют главные направления его развития и совершенствования.
Экскурсионная теория – это совокупность понятий: функции экскурсии, ее основные признаки и аспекты; особенности показа и рассказа; экскурсионный метод; классификация экскурсий; дифференцированный подход к экскурсионному обслуживанию; методология и методика; элементы экскурсионной педагогики и логики; основы профессионального мастерства экскурсовода.
В экскурсионной теории важное место занимают вопросы, связанные с экскурсионным методом, методологией экскурсионного дела и методикой. Понятия «метод», «методология» и «методика» взаимосвязаны и обусловлены (рис. 1).
Рис. 1 - Схема связи понятий: метод, методика, методология
Развитие экскурсионной теории, начатое в 1920-е годы, продолжается и в настоящее время. В течение первого периода это развитие базировалось на основах школьной педагогики. Классификация экскурсий, их признаки и функции, сам экскурсионный процесс определялись в расчете на экскурсии для школьников. При этом ученые-экскурсионисты и методисты исходили из задач и требований общеобразовательной школы. Исключением служил раздел музейных экскурсий, где делались попытки осмыслить экскурсионную теорию применительно ко всей массе экскурсантов (и взрослых, и детей). Научные сотрудники музеев и ученые Московского научно-исследовательского института культуры в своих публикациях рассматривали некоторые вопросы экскурсионной теории, но до середины 1970-х годов серьезной разработки экскурсионной теории не было.
Известные ученые-экскурсионисты Ф. Л. Курлат и Ю. Е. Соловский в вышеупомянутой статье называют фамилии ученых, которым принадлежит бесспорная заслуга в постановке и разработке таких ключевых проблем теории экскурсионного дела, как определение экскурсий, педагогических и психологических основ экскурсионной работы, общей и частной методики школьных и массовых экскурсий; классификация экскурсий.
Нужно согласиться с ними в том, что теория экскурсионного дела уже в 1930-х годах развивалась в условиях творческих исканий и дискуссий и что в целом теория экскурсионного дела находится в стадии становления.
Более интенсивное развитие
экскурсионной теории началось в 1970-х
годах. Это объясняется передачей
экскурсионного дела профсоюзам, которые
создали специализированное подразделение
– Главное экскурсионное
Развитие экскурсионной теории связано также с расширением экскурсионного обслуживания, изменением роли экскурсии, т.е. превращением ее из формы отдыха и развлечения в неотъемлемую часть идейно-воспитательной и культурно-массовой работы с населением. У экскурсии появились новые функции, уточнились признаки, повысился научный уровень экскурсионных мероприятий, определились психолого-педагогические основы экскурсионной пропаганды, более целеустремленно стал использоваться принцип наглядности, появилась нормативная методология, выросли кадры организаторов, методистов и экскурсоводов.
Развитию экскурсионной
теории способствовали разработка и
чтение курса лекций «Теория и
практика экскурсионного дела» на Центральных
туристских курсах и в Институте
повышения квалификации работников
туристско-экскурсионных
Вся система методики подготовки
и проведения экскурсий, а также
отдельные вопросы
Постоянное внимание вопросам
экскурсионной теории уделяла кафедра
экскурсионной работы Российской международной
академии туризма (ранее ИПК работников
туристско-экскурсионных
Однако и в настоящее
время экскурсионная теория не стоит
на месте. Важные явления в жизни
туристско-экскурсионных
2 СУЩНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ ЭКСКУРСИИ
Слово «экскурсия» происходит
от латинского «экскурсио». В русский
язык это слово проникло в XIX в. и
первоначально означало «выбегание,
военный набег», затем – «вылазка,
поездка». Позднее произошло
Само понятие «сущность» представляет собой совокупность сторон и связей, которым присущи свойства, взятые и рассмотренные в их естественной взаимозависимости. Сущность – это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия[8].
При рассмотрении понятия «сущность экскурсии» необходимо иметь в виду обусловленность экскурсионного процесса объективными требованиями. Каждая экскурсия представляет особый процесс деятельности, суть которого обусловлена конкретными закономерностями (тематичность, целеустремленность, наглядность, эмоциональность, активность и др.). Впервые о закономерности экскурсий было сказано на научной конференции, проведенной в 1978 г.
Главным экскурсионным управлением
Центрального совета по туризму и
экскурсиям ВЦСПС и Центральной
научно-исследовательской
Рис. 2 - Схема экскурсионного процесса и цели экскурсии
В ходе экскурсионного процесса
экскурсовод помогает экскурсантам
увидеть объекты, на основе которых
раскрывается тема (первая задача), услышать
об этих объектах необходимую информацию
(вторая задача), ощутить величие
подвига, значение исторического события
(третья задача), овладеть практическими
навыками самостоятельного наблюдения
и анализа экскурсионных
Умение видеть как эстетическое восприятие сводится к умению воспринимать архитектурные массы, краски, линии всякого рода, группировки масс, красок, линий и их комплексы в условиях перспективы, света, воздуха, угла зрения.
Умение видеть как историческое
восприятие заключается в следующем:
во-первых, надо уметь найти в
экскурсионном объекте типичные
черты и особенности историко-
Материал экскурсии, профессиональное мастерство экскурсовода в его изложении дают возможность экскурсантам анализировать, делать необходимые выводы. Эти умения в ходе показа и рассказа экскурсантам прививает экскурсовод. При этом в качестве активных помощников экскурсовода выступают авторы экскурсии. Об этом говорил известный теоретик, критик и педагог А. В. Бакушинский: «Методическая разработка материала, обусловленная целью, всеми задачами и планом экскурсии, должна быть направлена к пробуждению самостоятельности восприятия и оценок»[10].