Понятие экскурсии, ее сущност

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 19:04, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – дать современное понятие экскурсии, и выразить сущность экскурсии в современных условиях развития рынка туристических услуг.
Задачи работы:
- Изучить исторические аспекты развития экскурсионного дела;
- Раскрыть сущность современной экскурсии;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………....3
1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЭКСКУРСИОННОГО ДЕЛА………………...5
2 СУЩНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ ЭКСКУРСИИ………………………...9
3 ЭКСКУРСИОННЫЙ МЕТОД ПОЗНАНИЯ…………………………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..28

Файлы: 1 файл

КР-МИГКУ-МЕТОДэкс№1.docx

— 193.17 Кб (Скачать файл)

 

№1 Понятие экскурсии, ее сущность

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………....3

1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЭКСКУРСИОННОГО  ДЕЛА………………...5

2 СУЩНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ  ЭКСКУРСИИ………………………...9

3 ЭКСКУРСИОННЫЙ МЕТОД ПОЗНАНИЯ…………………………..20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...26

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..28

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современный туристский рынок  требует нового подхода к организации  экскурсионной деятельности как  к одному из основных туристских продуктов.

Туроператоры, создающие  экскурсионный продукт, должны иметь  свою оригинальную марку, учитывать  потребительский спрос и дифференциацию обслуживания. Рождение новых маршрутов  ведет к появлению новых экскурсионных  объектов, разнообразию продукта.

Формирование кадров туристско-экскурсионной  организации – это процесс  воспроизводства и воспитания таких  квалифицированных работников, которые  в максимальной степени отвечали бы требованиям, предъявляемым к  технологии обслуживания туристов и  экскурсантов. Важная роль при этом отводится подготовке экскурсоводов  и качественной разработке самой  экскурсии, освоению методики и техники  ее проведения.

В 1970–1990 гг. ученые и практические работники осуществили разработку теоретических основ и научной  методики по важнейшим разделам культурно-просветительной  работы. В статьях, брошюрах и отдельных  трудах научно-исследовательских институтов излагались проблемы, основные принципы и признаки, раскрывался и уточнялся  понятийный аппарат, формулировались  методические приемы осуществления  деятельности краеведов, музейных и  клубных работников, экскурсоводов, методистов всех профилей. И на основе этого определялись методы культурно-просветительной  работы, конечным результатом которой  был выход в свет таких фундаментальных  трудов, как «Краеведение», «Музееведение», «Клубоведение», «Книговедение». Названные  издания рекомендованы для студентов  высших учебных заведений в качестве учебных пособий, но сегодня ими  пользуются практически все работники  музеев, клубов, педагоги, т.е. те, кто  посвятил свою жизнь обучению и воспитанию людей.

Не осталось в стороне  от этого потока исследований и публикаций экскурсионное дело, в своем нынешнем виде представляющее самостоятельную  отрасль культурно-просветительной  работы.

Актуальность темы исследования основана на том факте, что экскурсионное  дело – важный раздел культурно-просветительной  работы среди населения. Экскурсионному делу – свыше ста лет, но наиболее интенсивным было его развитие в 1970-е и 1980-е годы прошлого столетия. Об этом свидетельствуют: ежегодное  участие в экскурсиях полумиллиарда  человек; десятки тысяч экскурсионных  тем; семидесятитысячная армия экскурсоводов; тысячи организаций, активно проводившие  экскурсионную работу; развитие теории и методики экскурсионного дела.

Цель работы – дать современное  понятие экскурсии, и выразить сущность экскурсии в современных условиях развития рынка туристических услуг.

Задачи работы:

- Изучить исторические  аспекты развития экскурсионного  дела;

- Раскрыть сущность современной экскурсии;

 

 

1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЭКСКУРСИОННОГО  ДЕЛА

 

В истории развития экскурсионного дела в нашей стране основное внимание уделялось методике подготовки экскурсий  и технике их проведения, организации  экскурсионного дела и содержанию экскурсионного обслуживания населения. В то же время  мало внимания уделялось экскурсионной  теории. Это обстоятельство вызывало тревогу у ученых-экскурсионистов.

В статье «Экскурсии по памятникам истории и культуры» Ф. Л. Курлат и Ю. Е. Соколовский отмечают: «Теория  экскурсионного дела находится в  стадии становления…

Предстоит большая работа в области решения экскурсионных  проблем.»[3]. В числе назревших  проблем эти авторы называют разработку экскурсионной пропаганды, психолого-педагогических основ, терминологии экскурсионного дела, методов и приемов подготовки и проведения экскурсий, критериев  оценки качества экскурсий.

В дословном переводе греческое  слово «теория» означает наблюдение, рассмотрение, исследование. Этот термин рассматривается в нескольких значениях:

1) теория – обобщение  опыта, общественной производственной  практики, в котором находят отражение  объективные закономерности развития  природы и общества;

2) теория – совокупность  обобщенных положений, образующих  определенную науку или один  из ее разделов;

3) теория – система  идей в одной из отраслей  знаний;

4) теория – высшая, самая  развитая форма организации научного  знания, дающая целостное представление  о закономерностях существующих  связей определенной области[4].

Когда мы рассматриваем вопросы  экскурсионной теории, то:

а) моделируем, какой в  идеале должна быть экскурсия;

б) имеем в виду механизм воздействия экскурсии на сознание человека;

 в) предполагаем осмысление, использование основных закономерностей  и особенностей экскурсии; 

г) определяем критерии качества экскурсий, средства повышения их эффективности;

д) формулируем теоретические  основы экскурсионного дела.

Для работников туристско-экскурсионной  отрасли экскурсионная теория —  это общая сумма теоретических  положений, которые служат основой  экскурсионного дела, определяют главные  направления его развития и совершенствования.

Экскурсионная теория – это  совокупность понятий: функции экскурсии, ее основные признаки и аспекты; особенности  показа и рассказа; экскурсионный  метод; классификация экскурсий; дифференцированный подход к экскурсионному обслуживанию; методология и методика; элементы экскурсионной педагогики и логики; основы профессионального мастерства экскурсовода.

В экскурсионной теории важное место занимают вопросы, связанные  с экскурсионным методом, методологией экскурсионного дела и методикой. Понятия  «метод», «методология» и «методика» взаимосвязаны и обусловлены (рис. 1).

Рис. 1 - Схема связи понятий: метод, методика, методология

 

Развитие экскурсионной  теории, начатое в 1920-е годы, продолжается и в настоящее время. В течение  первого периода это развитие базировалось на основах школьной педагогики. Классификация экскурсий, их признаки и функции, сам экскурсионный процесс определялись в расчете на экскурсии для школьников. При этом ученые-экскурсионисты и методисты исходили из задач и требований общеобразовательной школы. Исключением служил раздел музейных экскурсий, где делались попытки осмыслить экскурсионную теорию применительно ко всей массе экскурсантов (и взрослых, и детей). Научные сотрудники музеев и ученые Московского научно-исследовательского института культуры в своих публикациях рассматривали некоторые вопросы экскурсионной теории, но до середины 1970-х годов серьезной разработки экскурсионной теории не было.

Известные ученые-экскурсионисты Ф. Л. Курлат и Ю. Е. Соловский в  вышеупомянутой статье называют фамилии  ученых, которым принадлежит бесспорная заслуга в постановке и разработке таких ключевых проблем теории экскурсионного дела, как определение экскурсий, педагогических и психологических  основ экскурсионной работы, общей  и частной методики школьных и  массовых экскурсий; классификация  экскурсий.

Нужно согласиться с ними в том, что теория экскурсионного дела уже в 1930-х годах развивалась  в условиях творческих исканий и  дискуссий и что в целом  теория экскурсионного дела находится  в стадии становления.

Более интенсивное развитие экскурсионной теории началось в 1970-х  годах. Это объясняется передачей  экскурсионного дела профсоюзам, которые  создали специализированное подразделение  – Главное экскурсионное управление, Центральную научно-исследовательскую  лабораторию по туризму и экскурсиям и Центральные курсы по обучению туристско-экскурсионных работников.

Развитие экскурсионной  теории связано также с расширением  экскурсионного обслуживания, изменением роли экскурсии, т.е. превращением ее из формы отдыха и развлечения в  неотъемлемую часть идейно-воспитательной и культурно-массовой работы с населением. У экскурсии появились новые  функции, уточнились признаки, повысился  научный уровень экскурсионных мероприятий, определились психолого-педагогические основы экскурсионной пропаганды, более целеустремленно стал использоваться принцип наглядности, появилась нормативная методология, выросли кадры организаторов, методистов и экскурсоводов.

Развитию экскурсионной  теории способствовали разработка и  чтение курса лекций «Теория и  практика экскурсионного дела» на Центральных  туристских курсах и в Институте  повышения квалификации работников туристско-экскурсионных организаций. Параллельно преподаватели ИПК  в течение пяти лет вели названный  курс для студентов дневного и  вечернего отделений факультета подготовки кадров туристско-экскурсионных  организаций Высшей школы профсоюзного движения им. Н. М. Шверника. Содержание этого учебного курса было изложено в учебных пособиях, написанных Б. В. Емельяновым и изданных Центральным  рекламно-информационным бюро «Турист»: «Основы экскурсоведения» (1981 г., 1985 г.); «Методика подготовки и проведения экскурсии» (1980 г.); «Организация работы экскурсионного учреждения» (1979 г., 1987 г.); «Экскурсионное обслуживание населения» (1983 г.); «Экскурсия – неотъемлемая часть  идейно-воспитательной работы» (1984 г.); «Профессиональное мастерство экскурсовода» (1986 г.).

Вся система методики подготовки и проведения экскурсий, а также  отдельные вопросы экскурсионной  теории нашли освещение в методических пособиях, подготовленных и изданных ИПК работников туристско-экскурсионных  организаций и Главным экскурсионным  управлением Центрального совета по туризму и экскурсиям в период с 1971 по 1988 г.

Постоянное внимание вопросам экскурсионной теории уделяла кафедра  экскурсионной работы Российской международной  академии туризма (ранее ИПК работников туристско-экскурсионных организаций). Результатом этой работы было опубликование  в 1992 г. учебного пособия в трех частях «Экскурсоведение»[5]. Первая часть  этого пособия «Основы экскурсионной теории» более полно, чем в предыдущих изданиях, освещает вопросы теории.

Однако и в настоящее  время экскурсионная теория не стоит  на месте. Важные явления в жизни  туристско-экскурсионных организаций, бюро путешествий и экскурсий, государственных  и ведомственных музеев – это  новые формы обслуживания потребителей, опыт энтузиастов, который, становясь  достоянием экскурсионных учреждений, тысяч методистов, экскурсоводов, преподавателей учебных заведений, приводит к тому, что отдельные положения экскурсионной  теории развиваются, заменяются новыми, более совершенными. Возникновение  и развитие теории являются результатом  обобщения познавательной деятельности, повседневного труда тысяч экскурсоводов. «Теория возникает на основе практики, но она не просто обобщает практический опыт, а идет значительно дальше, раскрывает новые связи, стороны  предмета»[6].

 

 

2 СУЩНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ  ЭКСКУРСИИ

 

Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский  язык это слово проникло в XIX в. и  первоначально означало «выбегание, военный набег», затем – «вылазка, поездка». Позднее произошло видоизменение  этого слова по типу имен на «ия» (экскурс + ия)[7].

Само понятие «сущность» представляет собой совокупность сторон и связей, которым присущи свойства, взятые и рассмотренные в их естественной взаимозависимости. Сущность – это  внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и  противоречивых форм его бытия[8].

При рассмотрении понятия  «сущность экскурсии» необходимо иметь  в виду обусловленность экскурсионного процесса объективными требованиями. Каждая экскурсия представляет особый процесс деятельности, суть которого обусловлена конкретными закономерностями (тематичность, целеустремленность, наглядность, эмоциональность, активность и др.). Впервые о закономерности экскурсий было сказано на научной конференции, проведенной в 1978 г.

Главным экскурсионным управлением  Центрального совета по туризму и  экскурсиям ВЦСПС и Центральной  научно-исследовательской лабораторией по туризму и экскурсиям (ЦНИЛТЭ)[9]. Экскурсионный процесс и задачи, стоящие перед экскурсией, могут  быть выражены в следующем виде (рис. 2):

 

Рис. 2 - Схема экскурсионного процесса и цели экскурсии

 

В ходе экскурсионного процесса экскурсовод помогает экскурсантам увидеть объекты, на основе которых  раскрывается тема (первая задача), услышать об этих объектах необходимую информацию (вторая задача), ощутить величие  подвига, значение исторического события (третья задача), овладеть практическими  навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов (четвертая задача). В решении  последней задачи большое место  занимает формирование умения видеть.

Умение видеть как эстетическое восприятие сводится к умению воспринимать архитектурные массы, краски, линии  всякого рода, группировки масс, красок, линий и их комплексы в условиях перспективы, света, воздуха, угла зрения.

Умение видеть как историческое восприятие заключается в следующем: во-первых, надо уметь найти в  экскурсионном объекте типичные черты и особенности историко-культурного  характера; во-вторых, надо уметь определить наслоения в экскурсионном объекте, сделанные временем, и его эволюцию; в-третьих, надо уметь найти исторические факты в монументальных и музейно-исторических памятниках – задача, всегда требующая  больших знаний и навыков.

Материал экскурсии, профессиональное мастерство экскурсовода в его изложении  дают возможность экскурсантам анализировать, делать необходимые выводы. Эти умения в ходе показа и рассказа экскурсантам прививает экскурсовод. При этом в качестве активных помощников экскурсовода выступают авторы экскурсии. Об этом говорил известный теоретик, критик и педагог А. В. Бакушинский: «Методическая  разработка материала, обусловленная  целью, всеми задачами и планом экскурсии, должна быть направлена к пробуждению  самостоятельности восприятия и  оценок»[10].

Информация о работе Понятие экскурсии, ее сущност