Понятие экскурсии, ее сущност

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 19:04, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – дать современное понятие экскурсии, и выразить сущность экскурсии в современных условиях развития рынка туристических услуг.
Задачи работы:
- Изучить исторические аспекты развития экскурсионного дела;
- Раскрыть сущность современной экскурсии;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………....3
1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЭКСКУРСИОННОГО ДЕЛА………………...5
2 СУЩНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ ЭКСКУРСИИ………………………...9
3 ЭКСКУРСИОННЫЙ МЕТОД ПОЗНАНИЯ…………………………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..28

Файлы: 1 файл

КР-МИГКУ-МЕТОДэкс№1.docx

— 193.17 Кб (Скачать файл)

з) как автономная форма  культурно-просветительной работы и как неотъемлемая часть организованного туризма;

и) как форма межличностного общения экскурсовода с экскурсантами, экскурсантов друг с другом и как форма общения экскурсантов с объектами.

Более правильное представление  об экскурсии дает сочетание нескольких аспектов.

Рассмотрение же любой  конкретной экскурсии, того или иного  вида экскурсии в одном из названных аспектов не даст возможности для выявления ее сущности.

 

 

3 ЭКСКУРСИОННЫЙ МЕТОД ПОЗНАНИЯ

 

В практике используется немало различных методов познания: индуктивный, дедуктивный, аналитический, синтетический, методы абстрагирования, аналогии, моделирования, обобщения, эксперимента и др. Все  эти методы в той или иной мере используются при проведении экскурсий.

Термин «метод» имеет  несколько значений: 1) подход к действительности, явлениям природы и общества; 2) система  приемов теоретического исследования, практического достижения поставленной цели, целенаправленного проведения определенной работы; 3) средство познания, способ воспроизведения в мышлении изучаемого предмета, построения и  обоснования системы знаний; 4) способ или образ практических действий.

Метод в логике определяется как совокупность внешних, по отношению  к материалу, субъективных правил и  способов исследования, изучения конкретных объектов и упорядочения полученного  ряда мыслей.

Понятие «метод» более  широкое, чем понятия «способ» и  «прием». В простейшем виде каждый прием  представляет собой как бы частицу  метода.

В процессе педагогической и  культурно-воспитательной деятельности метод является основой получения  новых знаний и формирования нравственных качеств человека. Метод для деятельности не может быть избран произвольно. Главное  требование к методу – он должен обеспечить достижение цели с наибольшей эффективностью и наименьшими затратами  ресурсов.

В экскурсиях в число таких  ресурсов входит словесный материал (рассказ), демонстрируемые объекты (показ), транспортные средства, рабочее  время экскурсовода.

По своему значению и сферам применения все методы, используемые в деятельности человека, могут быть разделены на четыре категории:

А. Диалектико-материалистический метод, который является основой  любого познавательного процесса, независимо от сферы, где происходит исследование. Диалектика представляет собой метод  объяснения происходящих в природе  процессов развития, всеобщих связей природы, переходов от одной области  исследования к другой.

Б. Общие, формально-логические методы, которые служат основой для  многих наук, – анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение и абстрагирование, аналогии и др. Общим методом является формальная логика – метод, используемый для отыскания новых результатов, перехода от известного к неизвестному. Общие методы, их элементы используются при проведении экскурсий.

На действии методов анализа  и синтеза построен экскурсионный  анализ. Не менее активно в экскурсионной  методике используется метод аналогии. Применяя аналогию в показе и рассказе, экскурсовод обращает внимание группы на сходство и различие памятников, на единство времени разных действий и места, где расположены объекты.

Аналогия в экскурсиях не сводится к демонстрациям внешне схожих объектов. Это могут быть объекты, разные по форме и строению, но аналогичные по выполняемым функциям.

В. Конкретно-исторический метод  – восхождение от абстрактного к  конкретному. Данный метод предполагает движение мысли к более полному, всестороннему и целостному воспроизведению  предмета в сознании человека. Данный метод позволяет образовать понятия, отражающие отдельные стороны и  свойства объекта.

Г. Частные методы, которые  находят применение в одной из наук или отрасли знаний, а также  при использовании различных  форм сообщения знаний. Именно к  этой категории методов должен быть отнесен экскурсионный метод[23]. В узком смысле экскурсионный  метод представляет собой совокупность методических приемов, которые применяют  на экскурсиях. В широком смысле – это комплексный метод, он имеет  ряд особенностей: выбор в наблюдаемых  объектах самого важного и существенного; увязывание вновь изучаемого материала  с ранее полученным экскурсантами  опытом и знаниями и др.

Для экскурсионного метода характерен учет таких признаков экскурсии, как предметность, вещественная доказательность (наглядность). Экскурсионный метод  построен на примате (преобладании, первенствующем значении) показа. В большинстве  экскурсий (кроме литературных) выдвинутые в рассказе экскурсовода положения  аргументируются с помощью зрительных доказательств. Нередко рассказ  является лишь комментарием к зрительной характеристике экскурсионных объектов.

Экскурсионный метод направлен  на изучение главного в теме. Он допускает, чтобы отдельные стороны выделялись и изучались более углубленно, целое расчленялось на отдельные  части, но при условии охранения  тесной связи между ними. Основанием для того, чтобы назвать экскурсионный  метод комплексным, является то, что  в нем органически сочетаются методы обучения и методы воспитания.

 

Рис. 4 - Схема комментария к зрительной характеристике объектов

 

Следует отметить, что ученые-экскурсионисты видели новизну и оригинальность этого метода не в совокупности методов, составляющих единый комплексный метод, а совсем в другом. Одни основной особенностью экскурсионного метода считали  моторность (т.е. движение экскурсантов). Профессор И. М. Гре-ве видел суть этого метода в формуле: «путешественность  – душа экскурсионности». В начале 1920-х годов крупный специалист экскурсионного дела Н. А. Гейнике отмечал, что среди методистов нет полного  единства в определении: что такое  экскурсионный метод[24].

Профессор Б. Е. Райков в книге  «Методика и техника экскурсий» писал: «Под экскурсией мы подразумеваем  изучение объектов по месту их естественного  нахождения (локальный принцип) и  в связи с передвижением своего места в пространстве (моторный принцип). Вот эти два принципа, тесно  между собой связанные, и составляют сущность экскурсионного метода». Он называл  экскурсионный метод одним из видов активно-двигательного усвоения знаний. Значение экскурсионного метода подчеркивалось в ряде его трудов[25]. Логичнее принять другое определение: экскурсия – форма распространения  знаний и воспитания, построенная  на экскурсионном методе.

Многолетняя экскурсионная  практика позволяет сделать вывод, что экскурсионный метод является наглядным в отличие от методов  словесных и практических. Характеризуя этот метод как комплексный способ познания окружающей человека действительности, необходимо видеть связь понятия  «конкретность» с принципом наглядности.

Экскурсионный показ в  большинстве случаев следует  понимать как сложный многосторонний процесс реализации принципа наглядности. Комплексный характер экскурсионного метода находит свое выражение также  в том, что познание предметов  и явлений окружающего мира проходит при участии всех органов чувств человека.

Ученый-экскурсовед В. И. Адо  отмечал следующие преимущества экскурсионного метода: исследовательский  элемент в работе учащихся; живое, конкретное и жизненное изучение прошлого; всестороннее восприятие объекта; повышенный интерес к работе и  на основе этого более углубленное  и прочное усвоение материала.

В большинстве работ по экскурсионному делу особенности экскурсионного метода рассматриваются применительно  к учебно-воспитательной работе с  учащимися. На самом же деле этот метод  лежит в основе всей экскурсионной  работы независимо от того, какой круг участников ею охвачен – дети или  взрослые.

Таким образом, экскурсионный  метод является основой экскурсионного процесса и представляет собой совокупность способов и приемов сообщения  знаний. Основу совокупности составляют: наглядность; обязательное сочетание  двух элементов – показа и рассказа; оптимальное взаимодействие трех компонентов  – экскурсовода, экскурсионных объектов и экскурсантов; движение экскурсантов (моторность) по определенному маршруту с целью изучения объектов по месту  их естественного расположения.

Комплексный характер экскурсионного метода находит свое выражение в  действии механизмов сообщения знаний экскурсоводом и усвоения этих знаний экскурсантами.

Практически вся экскурсионная  теория всего лишь анализ действия экскурсионного метода. Цель экскурсионного метода – обучение (передача определенной системы знаний) и воспитание (формирование всесторонне развитой личности).

В отличие от учебного заведения  воспитание на экскурсии проходит в  ходе обучения, в процессе общения  с экскурсионными объектами, во время  рассказа экскурсовода и его действий при показе объектов. Содержание сообщаемых экскурсоводом знаний вырабатывает у обучаемых определенный подход к объяснению явлений природы, пониманию хода и логики развития общества, подводит к оценке исторических событий.

В настоящее время экскурсионные  учреждения в своей деятельности руководствуются следующими основными  положениями:

а) в основе любой экскурсии  лежит один экскурсионный метод  сообщения знаний;

б) показ и рассказ –  составные части экскурсии и  основные элементы;

в) движение (моторность) –  один из признаков экскурсии;

г) экскурсионная методика является частной методикой и  состоит из двух частей – методики подготовки и методики проведения экскурсий;

д) методика проведения экскурсий  представляет собой совокупность методических приемов показа экскурсионных объектов и рассказа о них и событиях, с ними связанных.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Экскурсионная теория представляет собой комплекс взглядов, идей, положений, которые лежат в основе экскурсионного дела в стране. С наибольшей полнотой и определенностью экскурсионная теория отражена в такой учебной дисциплине, как экскурсоведение. Само же экскурсоведение представляет собой комплексную научную дисциплину, раскрывающую теорию, методологию и методику экскурсионной деятельности, историю экскурсионного дела и обобщающую практику туристско-экскурсионных учреждений, функции, выполняемые экскурсией.

В настоящее время работа по дальнейшему развитию основных положений экскурсионной теории переместилась в стены Российской международной академии туризма.

Сами по себе суждения о  сущности экскурсии крайне «молоды».

Впервые понятие «сущность  экскурсии» было рассмотрено автором  этого учебника в 1976 г.[18] Затем в нескольких изданиях, подготовленных тем же автором, содержание понятия дополнялось и более полное толкование получило в учебном пособии «Основы экскурсоведения» (1985 г.).

На всем протяжении развития экскурсионного дела ученые и практики-экскурсионисты, пытаясь осмыслить значение экскурсий, их место в воспитании человека, много писали об их содержании, эффективности и др. В этом вопросе авторы так и не пришли к единому мнению, но нельзя им отказать в том, что они находились на правильном пути.

Экскурсии могут конкретизировать уже имеющиеся знания, давать новые, развивать умение подходить к явлениям из жизни природы и людей, усиливать интерес к изучаемому и вызывать переживания в области чувств.

В то время как одни направляют экскурсию прежде всего на то, чтобы  она давала знания, другие стремятся, чтобы она помогала экскурсантам развить способность и навыки видеть произведения искусства, явления природы, события из разных областей жизни людей.

Развитие навыков –  еще одна грань понятия «сущность  экскурсии».

Все экскурсии построены  на использовании особого комплексного метода, в основе которого лежит сочетание традиционных педагогических методов обучения и воспитания.

Разница в том, что используются они с большей степенью наглядности. При этом решающее значение имеет не только логическое единство методов обучения и воспитания, но и действие тех законов, которые являются их движущей силой.

Экскурсионный метод, являясь  активным способом практических действий экскурсовода и экскурсантов, создает условия для их общения с объектами и для организованной и эффективной деятельности экскурсантов. Опыт экскурсионной работы убедительно свидетельствует о том, что лишь те экскурсии достигают поставленной цели, которые построены с учетом особенностей и требований экскурсионного метода.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1 Емельянов Б. В. В  помощь экскурсоводу. – М.: Профиздат, 1976. – С. 112.

2 Емельянов Б. В. Экскурсоведение.  В 3-х частях. – М.: ЦРИБ «Турист», 1992.

3 Краткий словарь по  философии. Изд. 3-е. – М.: Политиздат, 1979. – С. 321.

4 Цыганенков Г. П. Этимологический  словарь русского языка. –  Киев, 1970. – С. 556.

5 Философский энциклопедический  словарь. – М.: Энциклопедия, 1983. –  С. 665.

6 Актуальные проблемы  экскурсионного дела. Тезисы докладов  научной конференции. – Сухуми, 2003. – С 17.

7 Бакушинский А. В. Исследования  и статьи. – М., 2001. – С. 119.

8 Бархаш Л. Виды и  формы туристских путешествий  и экскурсий. – М., 1934. – С.

9. Родин А. Ф., Соколовский  Ю. Е. Экскурсионная работа  по истории: Пособие для учителей. – М., 2004. – С. 16.

10 Культурно-просветительская  работа: Учеб. пособие. – М.: Профиздат, 1969. – С. 309–316.

11 Постановление Президиума  ВЦСПС «О мерах по дальнейшему  улучшению экскурсионной работы»  от 9 июля 1971 г.

12 Емельянов Б. В. В  помощь экскурсоводу. – М.: Профиздат, 1976. – С. 5–12.

13 Емельянов Б. В. Основы  экскурсоведения: Учеб. пособие.  – М.: ЦРИБ «Турист», 2001.-С. 30–33.

14 Гейнике Н. А. Культурно-исторические  экскурсии. – М., 1923.

15 Жарков А. Д. Экскурсия  как педагогический процесс: Метод.  рекомендации. – М., 2003.-С. 23.

16 Старая и новая Казань. Культурно-историческая экскурсия:  Сборник / Под. ред.проф. С. П.  Сингалевича. – Казань, 2007. – С. 22–23.

17 Орловский Г. Н. Учитесь  смотреть и видеть. – М.: Просвещение, 2009. – С. 96.

18 Емельянов Б. В. Профессиональное  мастерство экскурсовода: Учеб. пособие.  –М.: ЦРИБ «Турист», 2006. – С. 53.

19 Гуляев В. Г. Организация  туристской деятельности. – М.: Нолидж, 2006.

20 Илюхин М. М. Особенности  и средства показа в экскурсии:  Метод. рекомендации. – М., 2010.

Информация о работе Понятие экскурсии, ее сущност