Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 19:04, курсовая работа
Цель работы – дать современное понятие экскурсии, и выразить сущность экскурсии в современных условиях развития рынка туристических услуг.
Задачи работы:
- Изучить исторические аспекты развития экскурсионного дела;
- Раскрыть сущность современной экскурсии;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………....3
1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЭКСКУРСИОННОГО ДЕЛА………………...5
2 СУЩНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ ЭКСКУРСИИ………………………...9
3 ЭКСКУРСИОННЫЙ МЕТОД ПОЗНАНИЯ…………………………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..28
з) как автономная форма
культурно-просветительной
и) как форма межличностного общения экскурсовода с экскурсантами, экскурсантов друг с другом и как форма общения экскурсантов с объектами.
Более правильное представление об экскурсии дает сочетание нескольких аспектов.
Рассмотрение же любой конкретной экскурсии, того или иного вида экскурсии в одном из названных аспектов не даст возможности для выявления ее сущности.
3 ЭКСКУРСИОННЫЙ МЕТОД ПОЗНАНИЯ
В практике используется немало различных методов познания: индуктивный, дедуктивный, аналитический, синтетический, методы абстрагирования, аналогии, моделирования, обобщения, эксперимента и др. Все эти методы в той или иной мере используются при проведении экскурсий.
Термин «метод» имеет несколько значений: 1) подход к действительности, явлениям природы и общества; 2) система приемов теоретического исследования, практического достижения поставленной цели, целенаправленного проведения определенной работы; 3) средство познания, способ воспроизведения в мышлении изучаемого предмета, построения и обоснования системы знаний; 4) способ или образ практических действий.
Метод в логике определяется как совокупность внешних, по отношению к материалу, субъективных правил и способов исследования, изучения конкретных объектов и упорядочения полученного ряда мыслей.
Понятие «метод» более широкое, чем понятия «способ» и «прием». В простейшем виде каждый прием представляет собой как бы частицу метода.
В процессе педагогической и культурно-воспитательной деятельности метод является основой получения новых знаний и формирования нравственных качеств человека. Метод для деятельности не может быть избран произвольно. Главное требование к методу – он должен обеспечить достижение цели с наибольшей эффективностью и наименьшими затратами ресурсов.
В экскурсиях в число таких ресурсов входит словесный материал (рассказ), демонстрируемые объекты (показ), транспортные средства, рабочее время экскурсовода.
По своему значению и сферам применения все методы, используемые в деятельности человека, могут быть разделены на четыре категории:
А. Диалектико-материалистический метод, который является основой любого познавательного процесса, независимо от сферы, где происходит исследование. Диалектика представляет собой метод объяснения происходящих в природе процессов развития, всеобщих связей природы, переходов от одной области исследования к другой.
Б. Общие, формально-логические
методы, которые служат основой для
многих наук, – анализ и синтез, индукция
и дедукция, обобщение и абстрагирование,
аналогии и др. Общим методом является
формальная логика – метод, используемый
для отыскания новых
На действии методов анализа и синтеза построен экскурсионный анализ. Не менее активно в экскурсионной методике используется метод аналогии. Применяя аналогию в показе и рассказе, экскурсовод обращает внимание группы на сходство и различие памятников, на единство времени разных действий и места, где расположены объекты.
Аналогия в экскурсиях не сводится к демонстрациям внешне схожих объектов. Это могут быть объекты, разные по форме и строению, но аналогичные по выполняемым функциям.
В. Конкретно-исторический метод – восхождение от абстрактного к конкретному. Данный метод предполагает движение мысли к более полному, всестороннему и целостному воспроизведению предмета в сознании человека. Данный метод позволяет образовать понятия, отражающие отдельные стороны и свойства объекта.
Г. Частные методы, которые
находят применение в одной из
наук или отрасли знаний, а также
при использовании различных
форм сообщения знаний. Именно к
этой категории методов должен быть
отнесен экскурсионный метод[
Для экскурсионного метода характерен
учет таких признаков экскурсии,
как предметность, вещественная доказательность
(наглядность). Экскурсионный метод
построен на примате (преобладании, первенствующем
значении) показа. В большинстве
экскурсий (кроме литературных) выдвинутые
в рассказе экскурсовода положения
аргументируются с помощью
Экскурсионный метод направлен
на изучение главного в теме. Он допускает,
чтобы отдельные стороны
Рис. 4 - Схема комментария к зрительной характеристике объектов
Следует отметить, что ученые-экскурсионисты
видели новизну и оригинальность
этого метода не в совокупности методов,
составляющих единый комплексный метод,
а совсем в другом. Одни основной
особенностью экскурсионного метода считали
моторность (т.е. движение экскурсантов).
Профессор И. М. Гре-ве видел суть
этого метода в формуле: «путешественность
– душа экскурсионности». В начале
1920-х годов крупный
Профессор Б. Е. Райков в книге
«Методика и техника экскурсий»
писал: «Под экскурсией мы подразумеваем
изучение объектов по месту их естественного
нахождения (локальный принцип) и
в связи с передвижением своего
места в пространстве (моторный принцип).
Вот эти два принципа, тесно
между собой связанные, и составляют
сущность экскурсионного метода». Он называл
экскурсионный метод одним из
видов активно-двигательного
Многолетняя экскурсионная
практика позволяет сделать вывод,
что экскурсионный метод
Экскурсионный показ в большинстве случаев следует понимать как сложный многосторонний процесс реализации принципа наглядности. Комплексный характер экскурсионного метода находит свое выражение также в том, что познание предметов и явлений окружающего мира проходит при участии всех органов чувств человека.
Ученый-экскурсовед В. И. Адо отмечал следующие преимущества экскурсионного метода: исследовательский элемент в работе учащихся; живое, конкретное и жизненное изучение прошлого; всестороннее восприятие объекта; повышенный интерес к работе и на основе этого более углубленное и прочное усвоение материала.
В большинстве работ по экскурсионному делу особенности экскурсионного метода рассматриваются применительно к учебно-воспитательной работе с учащимися. На самом же деле этот метод лежит в основе всей экскурсионной работы независимо от того, какой круг участников ею охвачен – дети или взрослые.
Таким образом, экскурсионный метод является основой экскурсионного процесса и представляет собой совокупность способов и приемов сообщения знаний. Основу совокупности составляют: наглядность; обязательное сочетание двух элементов – показа и рассказа; оптимальное взаимодействие трех компонентов – экскурсовода, экскурсионных объектов и экскурсантов; движение экскурсантов (моторность) по определенному маршруту с целью изучения объектов по месту их естественного расположения.
Комплексный характер экскурсионного метода находит свое выражение в действии механизмов сообщения знаний экскурсоводом и усвоения этих знаний экскурсантами.
Практически вся экскурсионная теория всего лишь анализ действия экскурсионного метода. Цель экскурсионного метода – обучение (передача определенной системы знаний) и воспитание (формирование всесторонне развитой личности).
В отличие от учебного заведения воспитание на экскурсии проходит в ходе обучения, в процессе общения с экскурсионными объектами, во время рассказа экскурсовода и его действий при показе объектов. Содержание сообщаемых экскурсоводом знаний вырабатывает у обучаемых определенный подход к объяснению явлений природы, пониманию хода и логики развития общества, подводит к оценке исторических событий.
В настоящее время экскурсионные учреждения в своей деятельности руководствуются следующими основными положениями:
а) в основе любой экскурсии лежит один экскурсионный метод сообщения знаний;
б) показ и рассказ – составные части экскурсии и основные элементы;
в) движение (моторность) – один из признаков экскурсии;
г) экскурсионная методика является частной методикой и состоит из двух частей – методики подготовки и методики проведения экскурсий;
д) методика проведения экскурсий представляет собой совокупность методических приемов показа экскурсионных объектов и рассказа о них и событиях, с ними связанных.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экскурсионная теория представляет собой комплекс взглядов, идей, положений, которые лежат в основе экскурсионного дела в стране. С наибольшей полнотой и определенностью экскурсионная теория отражена в такой учебной дисциплине, как экскурсоведение. Само же экскурсоведение представляет собой комплексную научную дисциплину, раскрывающую теорию, методологию и методику экскурсионной деятельности, историю экскурсионного дела и обобщающую практику туристско-экскурсионных учреждений, функции, выполняемые экскурсией.
В настоящее время работа по дальнейшему развитию основных положений экскурсионной теории переместилась в стены Российской международной академии туризма.
Сами по себе суждения о сущности экскурсии крайне «молоды».
Впервые понятие «сущность экскурсии» было рассмотрено автором этого учебника в 1976 г.[18] Затем в нескольких изданиях, подготовленных тем же автором, содержание понятия дополнялось и более полное толкование получило в учебном пособии «Основы экскурсоведения» (1985 г.).
На всем протяжении развития экскурсионного дела ученые и практики-экскурсионисты, пытаясь осмыслить значение экскурсий, их место в воспитании человека, много писали об их содержании, эффективности и др. В этом вопросе авторы так и не пришли к единому мнению, но нельзя им отказать в том, что они находились на правильном пути.
Экскурсии могут конкретизировать уже имеющиеся знания, давать новые, развивать умение подходить к явлениям из жизни природы и людей, усиливать интерес к изучаемому и вызывать переживания в области чувств.
В то время как одни направляют экскурсию прежде всего на то, чтобы она давала знания, другие стремятся, чтобы она помогала экскурсантам развить способность и навыки видеть произведения искусства, явления природы, события из разных областей жизни людей.
Развитие навыков – еще одна грань понятия «сущность экскурсии».
Все экскурсии построены
на использовании особого
Разница в том, что используются они с большей степенью наглядности. При этом решающее значение имеет не только логическое единство методов обучения и воспитания, но и действие тех законов, которые являются их движущей силой.
Экскурсионный метод, являясь активным способом практических действий экскурсовода и экскурсантов, создает условия для их общения с объектами и для организованной и эффективной деятельности экскурсантов. Опыт экскурсионной работы убедительно свидетельствует о том, что лишь те экскурсии достигают поставленной цели, которые построены с учетом особенностей и требований экскурсионного метода.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Емельянов Б. В. В помощь экскурсоводу. – М.: Профиздат, 1976. – С. 112.
2 Емельянов Б. В.
3 Краткий словарь по философии. Изд. 3-е. – М.: Политиздат, 1979. – С. 321.
4 Цыганенков Г. П.
5 Философский энциклопедический словарь. – М.: Энциклопедия, 1983. – С. 665.
6 Актуальные проблемы экскурсионного дела. Тезисы докладов научной конференции. – Сухуми, 2003. – С 17.
7 Бакушинский А. В.
8 Бархаш Л. Виды и формы туристских путешествий и экскурсий. – М., 1934. – С.
9. Родин А. Ф., Соколовский
Ю. Е. Экскурсионная работа
по истории: Пособие для
10 Культурно-просветительская работа: Учеб. пособие. – М.: Профиздат, 1969. – С. 309–316.
11 Постановление Президиума
ВЦСПС «О мерах по дальнейшему
улучшению экскурсионной
12 Емельянов Б. В. В помощь экскурсоводу. – М.: Профиздат, 1976. – С. 5–12.
13 Емельянов Б. В. Основы экскурсоведения: Учеб. пособие. – М.: ЦРИБ «Турист», 2001.-С. 30–33.
14 Гейнике Н. А. Культурно-
15 Жарков А. Д. Экскурсия
как педагогический процесс:
16 Старая и новая Казань.
Культурно-историческая
17 Орловский Г. Н. Учитесь смотреть и видеть. – М.: Просвещение, 2009. – С. 96.
18 Емельянов Б. В.
19 Гуляев В. Г. Организация туристской деятельности. – М.: Нолидж, 2006.
20 Илюхин М. М. Особенности
и средства показа в экскурсии: