Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 19:04, курсовая работа
Цель работы – дать современное понятие экскурсии, и выразить сущность экскурсии в современных условиях развития рынка туристических услуг.
Задачи работы:
- Изучить исторические аспекты развития экскурсионного дела;
- Раскрыть сущность современной экскурсии;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………....3
1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЭКСКУРСИОННОГО ДЕЛА………………...5
2 СУЩНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ ЭКСКУРСИИ………………………...9
3 ЭКСКУРСИОННЫЙ МЕТОД ПОЗНАНИЯ…………………………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..28
Одна из задач экскурсии – выработать у экскурсантов отношение к теме экскурсии, деятельности исторических лиц, событиям, фактам, в целом к материалу экскурсии и дать ей свою оценку.
Дать оценку – значит составить представление о ком-либо, чем-либо, определить значение, характер, роль кого-нибудь или чего-нибудь, признать чьи-то достоинства, положительные качества.
Оценка экскурсии – это выводы экскурсанта, к которым его подводит экскурсовод.
Отношение к экскурсии нужно понимать как определенный взгляд экскурсанта на исторический период, которому посвящена экскурсия; восприятие каких-либо действий; понимание конкретной ситуации, в которой находился писатель, скульптор (художник), создавая свое произведение.
В этом процессе большую роль
играют материал экскурсии, подача его
экскурсоводом, «угол зрения» на
событие и оценка его экскурсоводом,
а также убежденность экскурсовода
в своей правоте. Главное в
этом процессе – проблема понимания.
Большинство экскурсантов воспринимают
точку зрения экскурсовода, которая
становится основой понимания материала
и выработки отношения к
Экскурсия – методически
продуманный показ
Однако только к этому сущность понятия «экскурсия» сводить было бы неправильно. Рассмотрим несколько формулировок термина «экскурсия», которые были опубликованы в различных изданиях за последние 70 лет. Первая из них выглядит так: «Экскурсия – есть прогулка, ставящая своей задачей изучение определенной темы на конкретном материале, доступном созерцанию» (М. П. Анциферов, 1923 г.).
Характеризуя место
Приведем также одно из последних по времени опубликования определений: «Экскурсия – особая форма учебной и внеучебной работы, в которой осуществляется совместная деятельность учителя-экскурсовода и руководимых им школьников-экскурсантов в процессе изучения явлений действительности, наблюдаемых в естественных условиях (завод, колхоз, памятники истории и культуры, памятные места, природа и др.) или в специально созданных хранилищах коллекций (музей, выставка)»[12].
Таковы мнения ученых-экскурсионистов.
Рассмотрим толкования термина «экскурсия», данные в различных словарях и энциклопедиях. Самое раннее (1882 г.) толкование этому термину дает В. Даль:
«Экскурсия – проходка, прогулка, выход на поиск чего-то, для собирания трав и пр.»[13]. В Малой советской энциклопедии (1931 г., т. 10, с. 195) термин раскрыт следующим образом: «Экскурсия – коллективное посещение какой-либо местности, промышленных предприятий, совхозов, музеев и пр., преимущественно с научной или образовательной целью».
Подробное пояснение термину «экскурсия» дает Большая советская энциклопедия (1933 г., т. 63, с. 316): «один из видов массовой культурно-просветительной, агитационной и учебной работы, имеющей целью расширение и углубление знаний подрастающего поколения…».
В Толковом словаре русского языка (под руководством Л. Н. Ушакова, 1940 г.) слово «экскурсия» поясняется как «коллективная поездка или прогулка с научно-образовательной или увеселительной целью».
В Малой советской энциклопедии
(1960 г., т. 10, с. 770) сказано, что «экскурсия
–коллективная поездка или
В Большой советской энциклопедии (1978 г., т. 29, с. 63) дано следующее определение: «Экскурсия – посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т.д.), форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста-экскурсовода». Другие толкования более позднего времени не отличаются
оригинальностью и ничего не добавляют к ранее сделанным характеристикам.
В приведенных определениях экскурсии можно обнаружить некоторые расхождения. Они не случайны и не дают оснований для выводов о существовании противоположных точек зрения на экскурсию. Каждая формулировка имеет отношение к функционированию экскурсии в определенный период времени. Отсюда – различия в формулировках целей, задач и форм проведения экскурсий, характерных для того или иного времени. С годами происходит усложнение задач. Перед экскурсиями ставятся иные цели, меняются формы их проведения. При этом ярче проявляют себя особенности экскурсии, ее отличия от других форм культурно-просветительской работы. И в то же время нельзя пройти мимо попыток отдельных ученых ограничить экскурсию более узкими рамками.
В некоторых словарях, например
в Кратком педагогическом словаре
(1989 г., с. 300–310) и методических пособиях,
экскурсия рассматривается как
одна из форм наглядного обучения, учебно-воспитательной
работы. При этом подчеркивается значение
только одной из сторон, а именно
то, что экскурсии переносят
Некоторые экскурсионисты, рассматривая сущность экскурсии, относят к ней такие понятия, как композиция, сюжет и фабула.
Композиция — построение, соединение, составление отдельных частей в целое. Этот термин связан с понятиями «структура» и «конструкция».
Сюжет — событие или несколько событий, связанных друг с другом.
Фабула — цепь событий, о которых повествует произведение. В изложении фабулы различают композицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку.
Кульминация — точка, момент наивысшего напряжения в развитии фабульного действия.
Экскурсия, являясь произведением конкретных авторов, строится с учетом требований, предъявляемых к литературному произведению и имеет свой сюжет, которому подчинен весь экскурсионный материал. Обзорная экскурсия по своим задачам и форме проведения более сложна, чем путевая экскурсионная информация или беседа инструктора в туристском походе. Тематическая экскурсия по сравнению с городской обзорной, более сложна по своей структуре, содержанию, методике проведения.
Путь развития экскурсии
идет по линии изменения ее сущности.
Первоначально экскурсия была прогулкой,
преследующей практические задачи, например,
поиск лечебных трав. Затем перед
ней встали научные задачи, такие
как выявление экспонатов для
краеведческого музея. Поиски новых
форм самообразования выдвинули
перед экскурсиями
В настоящее время экскурсия
выступает как нечто
Итак, экскурсия представляет
собой наглядный процесс
Показ объектов происходит под
руководством квалифицированного специалиста
– экскурсовода. Процесс восприятия
объектов экскурсантами подчинен задаче
раскрытия определенной темы. Экскурсовод
передает аудитории видение объекта,
оценку памятного места, понимание
исторического события, связанного
с этим объектом. Ему небезразлично,
что увидит экскурсант, как он поймет
и воспримет увиденное и
В краткой форме сущность экскурсии можно определить так: экскурсия – сумма знаний, в специфической форме сообщаемых группе людей, и определенная система действий по их передаче.
Таблица 1- Цели, задачи и формы проведения экскурсий
Деятельность представляет собой активность человека, которая направлена на достижение поставленной цели. Экскурсия – сумма взаимосвязанных и обусловливающих друг друга действий. Эти действия разнообразны: передвижение группы по маршруту, движение относительно объектов (их обход), наблюдение памятников, включенных в маршрут, пояснения. Советы экскурсовода делают действия экскурсантов осмысленными, целенаправленными.
Действия в процессе экскурсии подразделяются на две части: деятельность экскурсовода и деятельность экскурсантов.
Деятельность экскурсовода состоит из ряда действий, главные из них – подготовка и проведение экскурсий. Экскурсия – специфический вид деятельности специалиста-экскурсовода. Нельзя признать правильным утверждение некоторых методистов, что экскурсия, будучи работой для экскурсовода, является отдыхом для экскурсантов.
Практически участие в экскурсионном процессе – работа сложная, а поэтому трудная для обеих сторон – экскурсовода и экскурсантов.
Деятельность экскурсантов находит свое выражение в таких активных формах, как наблюдение, изучение, исследование объектов.
В словарях русского языка
понятие «общение»
В практической деятельности человека имеют место два вида общения – прямое и косвенное. Формы прямого общения — беседа, лекция, урок в учебном заведении, диспут, дискуссия, митинг, экскурсия и др. В ходе такого общения формируется общность чувств, настроений, мнений, взглядов, достигается взаимопонимание, происходит усвоение информации, укрепляются взаимосвязи.
Косвенное общение происходит в ходе чтения газет, журналов, книг, слушания радио, просмотра кинофильмов и др. В процессе такого общения отсутствует обратная связь, которая при прямом общении выражает себя в реакции субъекта на получаемую информацию.
Экскурсия как форма прямого общения предполагает взаимосвязь и взаимодействие субъектов (экскурсовода и экскурсантов) на основе их совместной деятельности. Являясь специфической формой общения, экскурсия дает возможность миллионам людей получить значительный объем информации, формирует способы мыслительной деятельности. Общаясь с другими участниками мероприятия, экскурсант при помощи подражания и заимствования, сопереживания и идентификации усваивает человеческие эмоции, чувства, формы поведения. В процессе общения достигаются необходимая организация и единство действий индивидов, входящих в группу, осуществляется эмоциональное взаимопонимание их, формируется общность чувств, настроений, мыслей, взглядов.
Общение людей на экскурсии
следует отнести к духовно-
Знание основ психологии и педагогики помогает экскурсоводу правильно организовать процесс экскурсии. Практически общение представляет собой коммуникативную фазу в деятельности экскурсовода.
Правильно организованное общение экскурсовода и экскурсантов является основой такого педагогического процесса, как экскурсия. Коммуникативный компонент – важная часть профессионального мастерства экскурсовода. Эффективность экскурсии определяется не только обширными знаниями экскурсовода по теме, умением использовать методику преподнесения этих знаний аудитории, но и способностями в общении с экскурсантами, методистами и другими работниками экскурсионного учреждения, музея, с водителем автобуса. Важную роль в общении с аудиторией играют такие качества, как предупредительность, умение вести нормальный диалог.
Методисты экскурсионных учреждений придают большое значение роли экскурсовода в ходе проведения экскурсии.
В этом деле можно увидеть достижения и просчеты. Стремясь повысить активность экскурсантов, экскурсовод использует различные варианты. Делая более пространным рассказ, он невольно превращается в лектора, сводит роль экскурсовода к пассивному восприятию увиденного и услышанного. Более эффективен вариант, когда экскурсовод, делая конкретные пояснения, направляет внимание группы, вызывает вопросы у экскурсантов, заставляет их размышлять, сопоставлять, подводит к оценкам и выводам. И третий вариант – это когда экскурсовод является как бы дирижером группы. Он организует демонстрацию объектов, обеспечивает четкий порядок их наблюдения. Так происходит потому, что экскурсанты заняты активным восприятием увиденного. Вопросы у них появляются после того, как будут осмыслены полученные впечатления. Подобный вариант проведения экскурсии возможен в высококвалифицированной и сплоченной группе.
В практической деятельности экскурсия рассматривается в нескольких аспектах:
а) как самостоятельная форма воспитания и обучения, как составная часть других форм обучения и воспитания;
б) как форма работы с массовой аудиторией и одна из форм обучения;
в) как форма организации культурного досуга, воспитательной работы;
г) как эпизодическое (разовое) мероприятие, часть тематического цикла, а также как одна из ступеней познания;
д) как форма распространения научных знаний, идейного воспитания;
е) как мероприятие по одному из направлений воспитания – патриотического, трудового, эстетического, а также как часть процесса формирования всесторонне развитой личности;