Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2015 в 14:38, курсовая работа
Туризм – одно из наиболее динамичных явлений современного мира. В последнее время он приобрел колоссальные темпы роста и масштабы влияния на уровень развития мирового сообщества в целом, а во многих странах является базовой отраслью экономики.
Развитие внешнего туризма в Республике в настоящее время не очень высокое, однако, наблюдаются тенденции и предпосылки к его росту.
Также следует отметить, что одним из направлений предпринимательской деятельности в сфере туризма является агроэкотуризм.
Суть агроэкотуризма заключается в оказании субъектами агроэкотуризма услуг по временному пребыванию агроэкотуристов в сельской местности, малых городских поселениях, на основании заключаемых договоров в целях их отдыха, оздоровления, ознакомления с природным потенциалом республики, национальными культурными традициями без занятия трудовой, предпринимательской, иной деятельностью, оплачиваемой и (или) приносящей прибыль (доход) из источника в месте пребывания. В соответствии с Указом Президента Республики «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь» от 2 июня 2006 г. № 372 осуществлять деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма вправе:
- физические лица, постоянно проживающие в сельской местности, малых городских поселениях и ведущие личное подсобное хозяйство;
- сельскохозяйственные организации.
В соответствии с действующим законодательством деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма не является предпринимательской.
Субъекты агроэкотуризма вправе оказывать следующие виды услуг в сфере агроэкотуризма:
- предоставление жилых комнат для размещения агроэкотуристов, причем число таких комнат не должно превышать десяти;
- обеспечение агроэкотуристов питанием;
- организация познавательных, спортивных и культурно-развлекательных экскурсий и программ;
- иные услуги, связанные с приемом, размещением, транспортным и иным обслуживанием агроэкотуристов.
Исходя из субъектного состава лиц, имеющих право осуществлять услуги в сфере агроэкотуризма и сути оказываемых ими услуг представляется, что деятельность субъектов агроэкотуризма является предпринимательской. В целях дальнейшего развития туризма и предпринимательской деятельности в сфере туризма была принята Государственная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2011–2015 годы. В соответствии с данной программой туризм признается одной из важнейших сфер современной экономики, данный вид деятельности направлен на удовлетворение потребностей людей в ознакомлении с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями различных стран и их народов. Объем платных туристических и экскурсионных услуг, оказанных населению, составил 468,7 млрд. рублей и увеличился в фактических ценах в 13 раз по сравнению с 2005 годом.
Программа закрепляет основные направления совершенствования деятельности в сфере туризма.
Также следует отметить, что кардинально новые меры по развитию туризма и туристической деятельности закреплены в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы. Данная программа, с целью повышения конкурентоспособности и туристического потенциала Республики Беларусь, предусматривает создание до настоящего времени не существующей организационной формы деятельности и сотрудничества субъектов туристической деятельности – туристических кластеров. Создание туристических кластеров является одним из перспективных направлений развития предпринимательской деятельности в сфере туризма. Однако следует отметить, что данное положение предусмотрено только в вышеназванной программе и на сегодняшний день отсутствует законодательное закрепление понятия «кластер», его основных признаков; правовой механизм регулирования порядка создания и деятельности кластеров вообще, в том числе и туристических кластеров.
В современном экономическом словаре кластер определен как совокупность однородных элементов, идентичных объектов, образующих группу единиц.
Исходя из вышеперечисленных определений, а также учитывая субъектный состав участников туристической деятельности, основные направления предпринимательской деятельности в сфере туризма в Республике Беларусь, можно сделать вывод, что предложение по определению туристического кластера как формы сотрудничества всех участников деятельности по организации и оказанию туристических услуг (субъектов туристической деятельности, субъектов туристической индустрии, туристических информационных центров), расположенных в определенном регионе с целью развития международного и внутреннего туризма в данном регионе, повышения конкурентоспособности и эффективного взаимодействия его участников.
Вопрос создания туристических кластеров является новым, требует более глубокого изучения и может стать одним из самых эффективных способов развития предпринимательской деятельности в сфере туризма.
Исследовав понятие и сущность предпринимательской деятельности в сфере туризма можно сделать вывод, что основными направлениями предпринимательской деятельности являются:
– туристическая деятельность;
– деятельность по экскурсионному обслуживанию;
– деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма.
Новым и перспективным направлением развития предпринимательской деятельности в сфере туризма является создание туристических кластеров.
ГЛАВА 2
ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ В БЕЛАРУСИ
2.1. Развитие туризма в Республике Беларусь
Развитие туризма в любой стране, регионе зависит от целого комплекса факторов, условий и ресурсов. Несмотря на то, что Беларусь не располагает морями и горами, она имеет ряд преимуществ в сравнении с другими странами. Среди них: - близость к Западной Европе, Скандинавии – туристическому рынку с очень высоким финансовым потенциалом; - соседство со странами Балтии, Россией, Польшей, что является серьезным ресурсом, способствующим развитию трансграничного туризма; - древняя и богатая история, самобытная культура; - роскошный природный потенциал, самый старый в мире лес – Беловежская пуща [1].
Рост интереса к Беларуси со стороны иностранных туристов, выгодное географическое и транспортное положение страны, живописная природа, большое количество памятников архитектуры и других объектов экскурсионного показа, гостеприимство и доброжелательность белорусского народа, высокий уровень безопасности страны открывают широкие возможности для развития туристической отрасли. Туристическая деятельность является частью как экономической, так и социальной сферы.
Развитие туристической отрасли способно оказать экономическое влияние на страну, в котором она развивается, на окружающую инфраструктуру, а также на потребительский рынок и другие сферы предпринимательской деятельности. Наличие достаточно развитой туристической индустрии позволяет решить проблему занятости населения, так как туризм является одной из самых трудозатратных отраслей, не поддающихся в большинстве случаев механизации и автоматизации.
Например, в гостиничном бизнесе средний показатель занятости составляет в среднем 3 человека обслуживающего персонала на 10 туристов (от 2 до 5 человек, в зависимости от категории гостиницы: чем выше уровень гостиницы, тем больше трудозатраты). Это достаточно высокий показатель.
В гостиницах пятизвездной категории на обслуживании 1200 человек бывает занято свыше 600 работников. Довольно трудно автоматизировать и труд экскурсоводов, гидов, инструкторов по туризму. По статистическим данным Всемирной туристской организации, каждое пятнадцатое рабочее место в мире сегодня дает туристическая отрасль [2].
Сам характер туристической отрасли как особой социально- экономической сферы общества при умелой постановке дела может успешно сочетать в себе и рыночные аспекты экономических связей, и социально ориентированные цели развития государства в целом и отдельных регионов. При этом социальный аспект туризма должен выступать как цель, а рыночный – как средство ее реализации [3].
Определение приоритета развития туристической отрасли и ее государственная поддержка в Республике Беларусь могут содействовать увеличению притока иностранных инвестиций, как в создании совместных предприятий в сфере туризма, так и в развитии туристической инфраструктуры, что немаловажно для Республики Беларусь. Под инфраструктурой туризма понимают комплекс сооружений, инженерных и коммуникационных сетей, смежных индустрии туризма предприятий, обеспечивающих нормальный доступ туристов к туристическим ресурсам и их надлежащее использование в целях туризма, обеспечение жизнедеятельности предприятий индустрии туризма и собственно туристов.
Туристическую инфраструктуру рассматривают также как комплекс отраслей хозяйства, обеспечивающий нормальную деятельность предприятий туристической индустрии и производство туристических услуг, но во всехэтих определениях присутствует отраслевой подход, и при этом основной упор сделан на производственную составляющую инфраструктуры и совершенно упускается из вида социальная, институциональная, экологическая компоненты инфраструктуры. При определении инфраструктуры туризма следует придерживаться более широкого функционального подхода, который представлен в таблице 1 на основании данных [4].
К общей инфраструктуре относятся те элементы, которые создаются не только для туристической отрасли, но и для других сфер деятельности и отраслей, это дороги, коммуникации, водоснабжение, банки, страховые компании и т. д..В компонентах общей инфраструктуры в последнее время начала четко прослеживаться тенденция к выделению специальных единиц, обслуживающих только туристическую отрасль. Например, в части институциональной инфраструктуры можно выделить законодательные акты, относящихся исключительно к туризму, в страховых компаниях формируются департаменты, обслуживающие туристическую деятельность, широко развита специализированная туристическая выставочная деятельность и т. п.. Специфическая инфраструктура включает те элементы, которые используются и создаются преимущественно для целей туризма.
Следует различать инфраструктуру, создаваемую человеком и инфраструктуру, созданную природой и используемую в туристических целях. В инфраструктуру туристической отрасли включены разнообразные туристические ресурсы, являющиеся той основой, которая формирует туристический интерес и обеспечивает мотивацию туристов [4].
В Республике Беларусь в соответствии с подпрограммой «Развитие инфраструктуры туризма» Национальной программы предполагается создать конкурентоспособный туристический комплекс, обеспечить качество услуг, отвечающее международным стандартам. Основными причинами, сдерживающими развитие туризма и отдыха, являются: сильное различие городов по степени привлекательности и узнаваемости; низкие темпы реставрации, реконструкции или ремонта многих историко-культурных памятников; слабая реклама туристического продукта; износ существующей материально-технической базы; малое число средств размещения с современным уровнем комфорта, отсутствие, как для частных, так и для государственных гостиниц, классификации по уровню сервиса (абсолютное большинство из них не обладает даже статусом однозвездочного отеля).
Неразвитость транспортного сообщения, дорожного хозяйства, учреждений связи и коммуникаций, особенно в малых городах, атакже отсутствие туристических обозначений и знаков ухудшают доступность туристических объектов, снижают комфортность путешествий и отдыха. Состояние инфраструктуры туристической отрасли на территории Республики Беларусь характеризуется в основном устаревшей материальной базой, слабо развитой инфраструктурой вблизи объектов историко- культурного наследия, национальных парков, автомобильных дорог, водных систем. Имеющиеся объекты общественного питания и размещения не отвечают международным стандартам [5].
Медленными темпами
ведется строительство
В Республике Беларусь многое делается по восстановлению и поддержанию историко-культурного наследия. Однако знакомство с архитектурным наследием занимает считанные часы. Посещаемость национальных парков в значительной степени зависит от погодных условий.
Именно слабое развитие инфраструктуры, сферы услуг и сервисного обслуживания в местах отдыха и на туристских маршрутах затрудняют развитие туристического рынка в Республике Беларусь. Формула туристического рынка – увеличение продолжительности пребывания туриста в местах отдыха и в целом в стране, получение максимальной экономической выгоды через развитие инфраструктуры, а следствие этому расширение количества предлагаемых услуг. Например, в Чехии есть местечко Глубоко, где расположен замок приблизительно такого же класса, как Мирский замок.
Вот как выглядит инфраструктура вблизи замка в Чехии: 76 баров и ресторанов, фитнес-центр,теннисные корты, крытый бассейн, множество сувенирных ларьков, 6 отелей различной категории. В этом местечке проживает около 5 тыс. жителей. Чем в межсезонье или непогоду может заняться отдыхающий на Браславских озерах или о. Нарочь? Отсутствие сервисных услуг (2 – 3 программы ТВ среднего уровня качества трансляции) не может завлечь туристов на эти курорты. Это напрямую связано с проблемой развития инфраструктуры и создания сервиса услуг, чтобы иностранный турист мог знакомиться с культурным и природным богатством нашей страны [7].
Информация о работе Понятие туризма, его критерии, признаки и виды, типы туристов