Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2015 в 14:38, курсовая работа
Туризм – одно из наиболее динамичных явлений современного мира. В последнее время он приобрел колоссальные темпы роста и масштабы влияния на уровень развития мирового сообщества в целом, а во многих странах является базовой отраслью экономики.
Развитие внешнего туризма в Республике в настоящее время не очень высокое, однако, наблюдаются тенденции и предпосылки к его росту.
Анализ составляющих пакета туристических услуг, показал, что транспортная составляющая в Республике Беларусь проигрывает по многим параметрам, аналогичной услуге в странах Балтии, Польши и России.
Во-первых, белорусский транспорт, за редким исключением, 6 – 10 летней давности, более 70% автобусов в стране старше 10 лет. Данная ситуация создает предпосылки к переуступке рынка пассажирских перевозок. Из-за устаревшего автопарка туристические организации Республики Беларусь потеряли значительную часть российских групп, отправлявшихся в Западную Европу через Беларусь (они переориентировались на польские и литовские рынки). Во-вторых, до 1 января 2007 года ввоз автобусов стандарта (Евро-3) разрешался без оплаты таможенных пошлин. Несмотря на то, что эта льгота позволяла приобретать их по цене на 20 – 25% дешевле, чем раньше, воспользовались ею только несколько организаций. А представлена она в связи с тем, что использование для перевозки туристов белорусских автобусов в течение ближайших 2 – 3 лет проблематично по причине отсутствия за рубежом сервисных служб для их обслуживания и слишком высокой цены таких транспортных средств для развивающихся отечественных туристических организаций; - питание, как в отелях, так и в придорожных кафе, однообразно, без возможности учесть запросы различных категорий туристов, в меню крайне мало блюд белорусской кухни.- по отдельным компонентам системы туристического обслуживания (уровень качества услуг, соотношение цена – качество, предприятия размещения и питания, состояние производства и торговли товарами для туристов, финансирование продвижения национального туристического продукта) не достигла приемлемого в соответствии с международной практикой уровня. Так, например, одноместный номер в гостинице без категории в г. Пинске стоит в 3 раза дороже аналогичного номера в Польше или России и составляет 70 долл. США. Условия для размещения в большинстве районных центров не отвечают вообще никаким международным требованиям. Средства размещения – важная составляющая, которая порой является основополагающей для туриста при принятии решения о поездке. В среднем, по европейским нормам только в г. Минске из общего количества гостиниц не менее 30% должны быть гостиницами высокого класса (4 – 5 звезд). Обеспеченность гостиничным фондом в г. Минске составляет 2,5 места на 1000 жителей, что почти в три раза ниже нормативных показателей и на порядок ниже уровня крупных туристических центров Европы (около 30 мест на 1000 жителей). Многие гостиницы, рестораны, другие объекты обслуживания размещены неудобно по отношению к «фокусам» притяжения туристов. Обеспеченность гостиничными местами Республики Беларусь составляет по оценкам экспертов около 38% (берется среднее количество средств размещения в европейских странах по территории сравнимой с территорией нашей страны).
Например, Витебская область имеет 46 объектов размещения, соседние области Латвии – 242, Смоленская область Российской Федерации – 52. По данной позиции Витебская область проигрывает, и это характерно для всех областей в сравнении с соседними областями других стран [7].
Результаты работы туристической отрасли показывают, что наблюдается тенденция развития отрасли в регионах непропорционально туристическим ресурсам. Основная причина – отсутствие качественного размещения различного уровня сервиса, в первую очередь, в районных центрах. Во исполнение мероприятий Национальной программы построена и реконструирована 31 гостиница (в Брестской области – 5, в Витебской – 6, Гомельской – 3, Гродненской – 3, Минской – 7, Могилевской – 5, г. Минск – 2), из них построено 8 новых гостиниц с количеством мест – 280, отремонтировано 7 гостиниц на 624 места, реконструировано – 16 на 994 места. Однако, это крайне мало – обеспеченность гостиницами для туристов в летний период по республике не превышает 35 – 40%. Например, единовременная вместимость гостиниц в Августове (Польша) с населением в 30 тыс. человек превышает 4 000 мест. Гостиницы всей Гродненской области могут вместить лишь 2181 человек на 2009 год, по сравнению с 2008 годом вместимость увеличилась на 6%. Небольшой чешский городок Глубокое с населением в 3,5 тыс. человек насчитывает 26 гостиниц различного класса. Полоцк, Несвиж и другие наиболее посещаемые объекты Республики Беларусь имеют в лучшем случае по 1 гостинице [6].
В Республике Беларусь насчитывается 331 гостиница и аналогичных средств размещения, в том числе в Брестской области – 54, Витебской – 46, Гомельской – 49, Гродненской – 40, Минской – 68, Могилевской – 46, г. Минске – 28. В Минской области сосредоточено наибольшее число гостиниц – 20,5%, учитывая, что практически половина этой доли – 8,5% принадлежит г. Минску [8].
В соответствии с программой развития туризма на 2011 – 2015 годы особое внимание будет уделено строительству гостиниц в таких туристических центрах, как Несвиж, Полоцк, Туров, Браслав, Нарочь, Новогрудок, Кореличи с возможностью единовременного размещения не менее 3 – 4 автобусных групп туристов (150 – 200 койко-мест) как минимумдвух типов размещения: молодежные хостелы и комфортабельные гостиницы (3 звезды) [6].
Наблюдается нестабильная динамика и даже уменьшение количества санаторно-курортных, оздоровительных организаций и других специализированных средств размещения – с 318 объектов в 2000 году до 315 объектов в 2008 году [9].
Несмотря на то, что количество объектов придорожного сервиса постоянно увеличивается, степень развития сети все еще остается низкой. Зарубежный опыт организации придорожного сервиса показывает, что обеспечение высокого качества обслуживания и широкого спектра услуг достигается только за счет создания крупных комплексов на базе АЗС и возникающей в этих условиях конкуренции. Придорожный сервис – низкорентабельный бизнес с низкими доходами. Низкая рентабельность обусловлена, в первую очередь, невысоким спросом на услуги придорожного сервиса. Как показывает международный опыт, рентабельная работа объектов придорожного сервиса и рост доходов от их функционирования достигается при интенсивности движения на автомобильных дорогах более 8 тыс. автомобилей в сутки. В то же время интенсивность движения на белорусских автодорогах в среднем 2 – 3 тыс. автомобилей в сутки. В программе развития туризма на 2011 – 2015 годы особое внимание обращено на создание комплексов на базе существующих АЗС на всех республиканских автомобильных дорогах, обустроив их мини-мотелями, кемпингами, гостиницами, площадками для отдыха, автостоянками, объектами торговли, пунктами питания, санитарно-гигиеническими местами, в том числе стационарными туалетами (пример: гостиничный комплекс «Веста») [6].
Наиболее перспективными направлениями развития туристической отрасли Республики Беларусь, способствующими наращиванию экспорта туристических услуг и развитию внутреннего туризма являются:- транзитный и трансграничный туризм; - деловой туризм; - культурно-познавательный туризм; - спортивный туризм; - рекреационный и оздоровительный туризм; - агроэкотуризм; - водный туризм. Развитие транзитного и трансграничного туризма – основной резерв для увеличения экспорта туристических услуг в краткосрочной перспективе. Опыт разных стран показывает, что успех их развития предрешен, если широко использовать общую историю и традиционные культурные связи, принцип добрососедства, сходство природных условий на основе международных договоров. Хороший пример грамотного использования соседских отношений – Еврорегион «Неман», созданный на территории Литвы, Польши и Беларуси. Общие туристические проекты с соседними государствами выгодны и в том плане, что способствуют получению помощи международных организаций – Всемирной туристской организации, комиссий Европейского сообщества и др. Интересный проект – некогда знаменитый путь «Из варяг в греки». [10].
Убедительным примером служит использование природного наследия у нас и наших соседей в Польше. У Беларуси и Польши есть две основные и общие достопримечательности природы: Беловежская пуща и Августовский канал. Беловежская пуща на территории Польши занимает площадь примерно в 5 раз меньшую, чем у нас, но польская сторона принимает и обслуживает в 5 раз больше туристов на своей территории пущи, чем белорусы на принадлежащей им части заповедника (Польша приняла 300 тыс. туристов в Беловежской пуще, Беларусь – 67 тыс.) [11].
Августовский канал соединяет реки Вислу и Неман и тем самым дает возможность совершать путешествия водным путем из Западной Европы (из Германии через Польшу, Беларусь и Литву возвратиться в Балтийское море). Столь весомые туристические активы, как Беловежская пуща, Августовский канал, Новогрудок и Мир, Брестская крепость-герой являются хорошими предпосылками для инвестиций. Развитию трансграничного туризма способствует подписанное соглашение между Республикой Беларусь и Литвой о 50-километровой зоне. Учитывая, что количество граждан из других стран, прибывающих в Беларусь с деловыми намерениями значительно превышает число иностранных туристов (т.е. находящихся на территории республики не менее 24 ч и оформленных через туристическую фирму), целесообразно развивать деловое направление туристической отрасли за счет оказания туристических и экскурсионных услуг для участников международных конгрессов, конференций, симпозиумов, международных смотров научно-технических достижений на базе крупных научных центров и промышленных организаций; проведения международных торговых выставок, ярмарок. Использование богатого историко-культурного наследия Республики Беларусь и общности истории и культуры Республики Беларусь со странами- соседями является основанием для развития культурно-познавательного туризма за счет формирования туристических и экскурсионных маршрутов для разных категорий населения по местам важных исторических событий и деятельности выдающихся исторических личностей, проживающих на территории нашей республики; организации ностальгических туров для выходцев из Беларуси и их потомков, проживающих сейчас в других странах; привлечения молодежи к путешествиям по Республике Беларусь в целях воспитания уважения к историческому прошлому [12].
Рост популярности здорового образа жизни, спортивные традиции, доступность использования имеющейся туристической индустрии позволит развивать спортивное направление туристической отрасли: организациюспортивных походов (водных, пеших, конных, велосипедных, лыжных) и других туристическо-спортивных мероприятий, в которых туристы являются участниками; посещение крупных спортивных соревнований, где туристы являются зрителями. Для развития спортивного и экстремального туризма можно использовать возможности Национальных парков, болота «Великий мох» в Витебской области, бывших военных городков, солигорских терриконов и т.д. Эффективное и рациональное использование природных ресурсов и имеющаяся туристическая индустрия служат основой для развития рекреационного и оздоровительного (медицинского) туристического направления на базе имеющихся санаторно-курортных и оздоровительных организаций с расширением спектра предлагаемых туристических услуг; создания летних туристическо-оздоровительных лагерей, кемпингов, оборудованных стоянок для отдыха; рационального использования природных ресурсов, обладающих лечебными свойствами, таких как минеральные воды, торфогрязи, сапропели и других. Высокое качество предоставляемых медицинских и оздоровительных услуг, сравнительно низкая стоимость путевок способствуют росту туристических потоков россиян и граждан прибалтийских государств в Беларусь.
2.2. Агроэкотуризм в Республике Беларусь
Агроэкотуризм в Республике Беларусь является одним из перспективных направлений. Рост городского населения, процесс урбанизации приводит к концентрации населения. Жители крупных городов остро чувствуют необходимость в смене обстановки для восстановления затрат физических и духовных сил. Все это может способствовать развитию агроэкотуризма, который может увлечь, в первую очередь, вчерашних школьников и студентов, а также граждан, активно путешествующих по миру, подверженных в большей степени влиянию общеевропейскому, где экология сегодня в сознании людей очень высоко ценится. Агроэкотуризм это не только один из способов остановить процесс разрушительного воздействия наприроду, но и довольно прибыльный вид бизнеса. Предпосылками его развития служат наличие в сельской местности свободного жилого фонда, либо строительство специальных агротуристических объектов – средств размещения туристов («национальные деревни», «дома охотника/рыбака», «культурные центры», «аграрные парки» и т.п.), выполняющих функцию сельских гостиниц. Для организации этого вида туризма нужны минимальные затраты, например, организовать экологические тропы, оборудовать места для фотоохоты и наблюдения за представителями дикой фауны. Современная обстановка требует улучшения качества обслуживания туристов в соответствии с требованиями стандартизации, сертификации, лицензирования туристической деятельности. Особого внимания требует Интернет, который становится сегодня все более востребованным источником информации и, согласно статистике, является самым популярным средством при поиске туристических туров и маршрутов, электронном бронировании туров и гостиничных номеров по электронной почте через сеть туристско-информационных центров.
Базируясь на положениях Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС), в туристической отрасли инновационные технологии развиваются по трем направлениям:
1. Внедрение инноваций, связанных
с развитием предприятия и
туристического бизнеса в
2. Инновации в маркетинге,
позволяющие охватывать
3. Продуктовые инновации,
направленные на изменение
От правильного построения и эффективной реализации туристической политики зависят роль и место конкретного государства на рынке международного туризма. Вопросами регулирования сферы международного туризма на национальном уровне занимаются специализированные органы управления. Мировой опыт свидетельствует о целесообразности и даже необходимости разделения национальных туристических администраций на две ветви: первая решает глобальные задачи, связанные с нормативно- правовой базой, сбором и обработкой статистической информации, координацией деятельности туристических предприятий и регионов, международным сотрудничеством на межгосударственном уровне, а вторая занимается маркетинговой деятельностью. Потребность в разделении полномочий и обязанностей можно объяснить поставленными перед органами туристической администрации целями. Главную цель в развитии международного туризма специализированное министерство видит в формировании современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса. В то время как ведомство, отвечающее за маркетинговую деятельность, направляет свои усилия на создание положительного имиджа страны на мировом рынке туризма и повышение привлекательности национального рынка для международной туристической деятельности.
Информация о работе Понятие туризма, его критерии, признаки и виды, типы туристов