Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2015 в 14:38, курсовая работа
Туризм – одно из наиболее динамичных явлений современного мира. В последнее время он приобрел колоссальные темпы роста и масштабы влияния на уровень развития мирового сообщества в целом, а во многих странах является базовой отраслью экономики.
Развитие внешнего туризма в Республике в настоящее время не очень высокое, однако, наблюдаются тенденции и предпосылки к его росту.
ГЛАВА 3
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1. Перспективные направления развития туризма в Беларуси
Как важно порой для успешного развития сформировать имидж страны. Об этом свидетельствует опыт Турции, Чили, Финляндии, Ирландии, России с проведением Зимней Олимпиады в Сочи, а теперь уже и Рио-де-Жанейро. Успешным стратегическим направлением маркетинга и Беларуси вполне может стать продвижение отечественного турпродукта. В список 50 необычных архитектурных строений включена Национальная библиотека Беларуси. Могут ли другие объекты привлечь иностранных туристов и каковы перспективы развития туризма?
Учитывая предпочтения туристической аудитории, складывающуюся конъюнктуру рынка и все благоприятные факторы и условия, возможно разработать диверсифицированный конкурентоспособный национальный турпродукт, включающий различные виды туризма и отдыха для привлечения иностранных посетителей: познавательный, экологический, оздоровительный, этнический, охотничий, спортивный, транзитный, деловой и религиозный (паломнический) туризм, агротуризм и др.
Так, развитие экологического туризма в Беларуси должно быть направлено преимущественно на иностранного туриста, поскольку зарубежный спрос базируется на познавательных и психо-эмоциональных потребностях. Для развития этого направления предпочтительны особо охраняемые природные территории, каждая из которых имеет свои особенности. Природоохранные учреждения предлагают организацию туристических походов в нетронутые уголки природы, фотоохоту на редких зверей и птиц, находящихся в естественных условиях, знакомство с флорой и фауной болот.
Наличие развитой гидрографической сети позволяет развивать водный туризм. В последнее время восстанавливаются и преобразовываются в популярные объекты туризма памятники гидротехнического строительства XVIII-XIX вв.: Августовский, Днепровско-Бугский, Огинский каналы, Березинская водная система. С учетом географического расположения судоходных рек Беларуси развитие данного вида туризма предусматривается на Днепро-Бугском канале и реке Припять от Бреста до Мозыря, на реках Березина, Днепр, Сож от Борисова до Гомеля.
Перспективными для развития можно выделить такие специфические виды туризма, как медицинский, образовательный, научный, событийный. Их целями являются предоставление качественных и относительно недорогих услуг в области стоматологического обслуживания, языкового образования, научной деятельности (семинары, конференции, консультации), культуры (торжества по поводу важных дат, проведение фестивалей и т.д.).
Устойчивое развитие туризма - процесс длительной перспективы, требующий поступательных грамотных решений в краткосрочном периоде.
Для этого необходимы: разработка рекреационных и экскурсионных программ; внедрение приемлемых стандартов обслуживания; формирование определенных традиций гостеприимства; внедрение нововведений и широкое использование информационных технологий; развитие маркетинговой стратегии в сфере туризма; создание современной инфраструктуры гостиничного и санаторно-курортного хозяйств; совершенствование ценовой политики при создании белорусского турпродукта, способного конкурировать с соседними государствами; дальнейшее развитие системы управления туристическим комплексом и нормативной правовой базы; совершенствование учета в сфере туризма; изменение содержания и структуры образования и науки в туристической индустрии.
В целом же туризм, развивающийся устойчиво, позволяет повысить доходы национальной экономики, стимулировать развитие других отраслей, укрепить здоровье населения, развить инфраструктуру курортов и лечебно-оздоровительных местностей, сохранить культурное наследие и природные лечебные ресурсы.
3.2. Задачи
перспективного развития
Одной из стратегических задач перспективного развития республики является максимально полное использование ее географического положения, обеспечение привлекательности транзита через Беларусь. Предстоит сделать еще очень много как в плане введения объектов транспортной инфраструктуры, так и технического оснащения и реконструкции действующих транспортных систем. Так, основная международная автомагистраль Брест–Москва обеспечена пунктами питания всего на 46%, средствами размещения на 18%, платными стоянками на 30%.
Беларусь располагает значительным потенциалом для развития сельского туризма: заповедники, национальные парки, 10 тысяч озер, 20 тысяч рек, животное и растительное разнообразие. Немаловажным является и то, что агротуризм способен создать рабочие места в деревнях и воспрепятствовать оттоку местного населения в города, развить инфраструктуру деревень и укрепить социальные контакты, используя возможность культурного обмена. Говорить о том, что сельский туризм спасет белорусскую деревню, пока еще рано, но возможность такая реально существует. От государства требуется только обеспечить льготные правовые условия для развития «зеленого» туризма.
Дальнейшее совершенствование санаторно-курортной базы РБ. Страну часто сравнивают с украинскими курортами, например, с Трускавцом, Подмосковьем, Средней полосой России и Калининградской областью. По сравнению с ними Беларусь, прежде всего, бюджетное направление. Плюс чистота, порядок, гостеприимство, безопасность, предсказуемость и хорошие дороги. В республике два государственных языка – белорусский и русский. Если сравнивать с западными соседями, Литвой и Польшей, то фактор цены становится еще заметнее. Конечно, в этих странах выше уровень комфорта и сервиса, но возникает вопрос языка и визовый барьер. А на территорию Беларуси россиянин может въезжать по российскому паспорту. Беларусь может составить конкуренцию и курортам Краснодарского края. Ведь для тех, кто предпочитает летний отдых на воде, возможности Беларуси неисчерпаемы. Это край больших и чистых озер. Любая здравница стоит на берегу, имеет благоустроенный пляж и водные развлечения. По бальнеологическому потенциалу страну можно сравнить с курортами Кавказских Минеральных Вод. Решающий фактор – снова цена, безопасность и транспортная доступность. По природно-климатическим условиям Беларусь близка Средней полосе России, поэтому здесь не нужна акклиматизация - это важный фактор для детей. Но климат здесь мягче, чем в Москве или Санкт-Петербурге.
Осуществление пополнения туристской отрасли кадрами высокой квалификации, подготовки учебно-методической литературы и учебных программ, их адаптации к международным стандартам. Именно эти причины стали побудительными мотивами создания в республике в 1990-е гг. сети учебных заведений, готовящих туристские кадры. К концу 1990-х гг. в 16 высших учебных заведениях республики (государственных и негосударственных) началась подготовка кадров для туристского комплекса.
Таким образом, 1990-е гг. в сфере туризма республики стали периодом качественных изменений, в первую очередь — в структуре хозяйственных субъектов. Получивший широкое развитие частный туристский сектор все еще ориентирован на расширение выездного туризма, однако анализ туристских потоков свидетельствует, что и здесь намечаются изменения. Все большее число фирм в общем объеме туристских услуг увеличивают долю внутреннего туризма, ведут целенаправленную работу по созданию нового туристского имиджа республики.
Предпосылками для развития туризма в Беларуси являются: неплохие дороги, уникальные природные ресурсы и сами люди, толерантность и гостеприимство которых не позволяют поставить под сомнение вопрос безопасности нахождения в нашей стране. Кроме того, в Беларуси расположены четыре национальных парка, заказники, тысячи рек и озер. В республике открываются широкие возможности для спортивно- оздоровительного туризма, большое поле деятельности для развития экскурсионного обслуживания, так как у нас очень много мест, связанных с историческими личностями и событиями, а также храмов, которыми интересуются представители различных конфессий. Поэтому перспективных направлений в белорусском туризме много, и заказчик сам выберет, что ему больше по вкусу.
Значительная часть приезжих следует через Беларусь транзитом — почти полтора миллиона. Но для нашего государства географическое положение, позволяющее иностранцам быть в стране проездом, только плюс. Если человек проезжает через Беларусь, это вовсе не означает, что из достопримечательностей он увидит только дороги или вокзалы — он поинтересуются и природой, и культурой страны. Для страны не главное, сколько туристов посетило ее в составе организованных групп, важна ее доступность — чем больше людей посетит просторы Беларуси, тем узнаваемее станет она в мире, тем больше иностранцев в нее потянутся и тем больше выиграет от этого белорусская экономика.
Не следует удивляться тому, что количество потраченных белорусами денег на отдых за пределами нашей страны по- прежнему велико — 87,3 млн долл. Жители Беларуси как выезжали за рубеж, так и будут выезжать в дальнейшем, так как климатические условия не позволяют получить здесь отдых в его традиционном понимании, например, на морском побережье. Другое дело, что часть импорта можно сократить за счет внутренних ресурсов. Для этого нужна хорошая база, сеть гостиниц, нормальный транспорт, цены на услуги, соответствующие их качеству. Создана национальная программа развития туризма в Беларуси, где большая подпрограмма посвящена развитию инфраструктуры туризма. Без приведения инфраструктуры к европейским требованиям ситуация не изменится.
Привлечение туристов, создание новых туристических маршрутов невозможны без развитой инфраструктуры. За 2006-2007 гг. создано и реконструировано 144 объекта.
В Беларуси 27 туристических зон. С появлением новых объектов возникают и новые туристические маршруты. Можно сделать вывод, что развитая инфраструктура просто необходима. Современный турист требует современных стандартов в создании комфорта своего отдыха. Сегодня преобладают виды туризма, связанные с достойным уровнем проживания, хорошим питанием, нормальным транспортным и прекрасным экскурсионным обслуживанием.
Странами, откуда в Беларусь приезжает больше всего туристов, являются: Россия, Украина, Литва, Польша, Германия, Италия, Великобритания, Чехия, Израиль и США. Белорусы же традиционно предпочитают Украину с ее курортами в Крыму и Одессе, а из стран дальнего зарубежья — Германию, Италию, Испанию, Чехию, Болгарию, Румынию, Турцию и Египет. По статистике, белорусы бывают примерно в 140 государствах ежегодно, и представители такого же количества стран посещают Беларусь.
Важным фактором дальнейшего развития туризма в Республике Беларусь будет являться развитие авиасообщения. На сегодняшний день транспортная проблема у нас все-таки существует. Необходимо расширить географию авиаперелетов и решить вопрос их стоимости.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня мы воспринимаем туризм как самый массовый феномен XX столетия, как одно из самых ярких явлений нашего времени, которое реально проникает во все сферы нашей жизни и изменяет окружающий мир и ландшафт. Туризм стал одним из важнейших факторов экономики, поэтому мы рассматриваем его не просто как поездку или отдых. Это понятие намного шире и представляет собой совокупность отношений и единство связей и явлений, которые сопровождают человека в путешествиях.
Высокие темпы развития туризма, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии. На сферу туризма приходится около 6% мирового валового национального продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11% мировых потребительских расходов. Таким образом, в наши дни нельзя не заметить того огромного влияния, которое оказывает индустрия туризма на мировую экономику.
Важной особенностью современного этапа развития туризма и изменения его организационных форм является проникновение в туристский бизнес транспортных, торговых, промышленных банковских, страховых и др. компаний.
Интенсивное развитие международных туристских связей повлекло за собой создание многочисленных международных организаций, содействие лучшей организации этой сферы международных экономических отношений.
Экономическое значение туризма обусловило во многих странах организацию государственных и правительственных учреждений — министерства, комиссариаты, комиссии и прочее, которые проводят в жизнь государственную политику в области туризма, содействуют его развитию, ассигнуя средства из государственного бюджета на покупку рекреационных земель, устройство национальных парков, архитектуру, этнографических, природных заповедников, рекламу, пропаганду, научные исследования, подготовку кадров. Политика государств в области туризма сводится в основном к развитию национального туризма с целью сокращения пассивного туризма и увеличения активного, так как превышение расходов над доходами в платёжном балансе страны во многих случаях объясняется большими масштабами пассивного туризма.
Необходимо отметить, что по прогнозам специалистов в третьем тысячелетии рост туристической индустрии будет необратим и быстрые темпы развития данной отрасли мировой экономики будут сохраняться. И это вполне объяснимо, особенно учитывая тот факт, что на данном этапе своего развития человеческое общество трансформировалось из общества производительности и благосостояния в «общество свободного времени», поэтому путешествия и туризм для огромного количества жителей нашей планеты стали категориями важными, незаменимыми и неотъемлемыми от самых необходимых условий жизни.
В то же время спрос на туристические услуги будет претерпевать некоторые изменения, что связано с появлением нового типа потребителя на рынке туризма. Турист будущего высоко информирован и образован, он очень требователен и привередлив, мобилен и индивидуален, он стремится жить полной жизнью и получить от этой жизни массу всевозможных впечатлений, он избалован изобилием предлагаемых ему товаров и услуг, он непостоянен и жаждет разнообразия, удовольствий и развлечений.
В целом же, мировая индустрия туризма входит в период постоянно увеличивающегося объема путешествий, усиливающейся конкуренции среди регионов и стран пребывания.
Таким образом, туризм XXI века - это прежде всего туризм, ориентированный на клиента, как потребителя туристических товаров и услуг. Успешный и прибыльный туристический бизнес будущего - это бизнес, основанный на знании международных правовых норм и правил, туристического менеджмента и маркетинга, конъюктуры туристического рынка, на полном и всестороннем знании потребностей и запросов туриста. Это компетентность и профессионализм в организации производства, продвижения и реализации туристических продуктов и услуг.
Информация о работе Понятие туризма, его критерии, признаки и виды, типы туристов