PR технологии в индустрии туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 11:06, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение темы «PR технологии в индустрии туризма», для этого были поставлены следующие задачи:
- изучение литературы на данную тему.
- определение понятия "public relations".
- определение целей и функций PR - деятельности.
- современное состояние PR в мире и России.
- привести примеры PR-акций некоторых стран.
- рассмотреть PR-деятельность туристических компаний на конкретном примере компании "Бэрклис".
- изучить продвижение Краснодарского края как круглогодичного курорта

Файлы: 1 файл

Kyrsov.docx

— 32.36 Кб (Скачать файл)

Международная практика показывает, что повышение конкурентоспособности  туристского продукта любой страны на мировом рынке может быть достигнуто при условии выделения государственных  бюджетных средств, достаточных  для некоммерческого продвижения  туристского продукта на внутреннем и мировом рынках. Задача создания образа страны, благоприятной для посещения, является исключительно государственной задачей.

ПР в индустрии туризма  направлен на изучение складывающегося  общественного мнения и формирование доброжелательного отношения к  туристическому предприятию и его  деятельности со стороны целевых  аудиторий и широких масс населения.

В данном случае ПР преследует такие цели, как:

- установление двухстороннего  общения между организациями,  предлагающими туристический продукт,  и целевыми аудиториями, а также  средствами массовой информации  для выявления общих представлений  и общих интересов;

- достижение взаимопонимания,  основанного на правде, знании  и полной информированности;

- установление взаимопонимания  и доверительных отношений между  туристическим предприятием и  общественностью;

- обеспечение известности  фирмы;

- создание и поддержание  имиджа фирмы;

- популяризация туристского  продукта и туризма в целом;

- опровержение искаженной  и неблагоприятной информации;

- обеспечение поддержки  со стороны различных целевых  аудиторий.

Можно выделить три направления  деятельности PR в туризме:

- международный,

- национальный,

- внутриотраслевой.

Можно выделить основные направления PR-деятельности в сфере туризма:

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Работа со  средствами массовой информации.

Это и статьи в газетах  и журналах, и работа с радио  и телевидением. При использовании  этого рычага управления массами, конечно, немаловажным является привлечение  авторитетного человека для предоставления информации. Например, к ведущим  популярных программ о путешествиях вызывают у людей наибольшее доверие, как «независимые эксперты, которые  видели все своими глазами».

 

2. Выпуск информационных  материалов.

Информация на сегодняшний  день «правит миром», и в туристском плане тоже. Современные туристы  стали требовательнее, им важно точно  знать, куда они едут, кто их там  встретит, и сколько это будет  стоить. И желательно все это не выходя из дома. Поэтому сейчас огромное значение на развитие туризма в отдельной  области или целой стране оказывают  не только информационные буклеты, но качественно сделанные интернет-сайты, где клиенты могли бы получить всю необходимую информацию. Также  весьма показательным является очень  слабое представительство в международных  глобальных системах бронирования многих российских гостиниц и других средств  размещения. А между тем для  многих западных туристов это важнейший  источник информации.

3. Организация  пресс-туров.

Туризм -- это именно та индустрия, где «сарафанное радио» работает как нельзя лучше. Если человек хорошо отдохнул в той или иной стране, то его друзья, скорее всего тоже отправятся в эту страну, а затем  и их друзья и так далее. С этой целью организуются рекламные поездки, так называемые пресс-туры: для клиентов (как приз за участие в лотерее, например) и для сотрудников туристических  фирм (как поощрение за хорошую  работу). И в том, и в другом случае оказывается хорошее стимулирующее  действие.

 

4. Проведение специализированных  международных форумов и участие  в них.

Этот метод помогает не только узнать о новых технология в туризме, но и поделиться своими наработками, а заодно и создать  положительный образ о каком-либо месте или просто даже рассказать миру, что и такое замечательное  место есть на карте. А фразу «надо  чаще встречаться» можно без сомнения считать важнейшей заповедью  любого PR-специалиста.

 

 

 

 

 

5. Организация  в стране какого-либо крупного  мероприятия, которое привлекло  бы туристов.

Например, Олимпийских игр, которые всегда привлекали немыслимое количество туристов и огромные вложения в туристические комплексы, оставляя потом многие город с немым  вопросом: «И зачем нужно столько  гостиниц?»

В этом случае важно помнить  о необходимости стратегического  планирования мероприятий по PR, поведении  крупномасштабных акций, а не только отрывочных репортажей в специальных  средствах массовой информации. Эффективный PR невозможен без решения многих проблем: отсутствие необходимых контактов, незнание социальных и этнических особенностей населения России.

В целом, российским компаниям  приходится быть изощреннее и изобретательнее  в области PR. И дело здесь не только в том, что у западных компаний бюджеты значительно больше. За годы, прошедшие после распада Советского Союза, на отечественных потребителей было направлено сразу столько средств  воздействий, манипуляции сознанием, что они стали крайне недоверчивы. Именно поэтому наладить благоприятные  отношения с общественностью  очень трудно.

Пока что Россия, конечно, отстает от большинства ведущих  туристических держав в плане  проведения масштабных PR-кампаний, нацеленных на внешний и внутренний рынок. Имидж  нашей страны необходимо не только формировать, но также постоянно  поддерживать и продвигать.

В этом смысле можно утверждать, что по большому счету сегодня  речь идет именно о формировании такого имиджа, о выработке целостной  и долгосрочной PR-стратегии. И первые шаги в этом направлении уже предприняты. Так, расширяется число международных  выставок, где Россия выступает с  объединенным стендом, представляющим туристский потенциал всех ключевых в этом отношении регионов.

Стали организовываться поездки  западных журналистов по России с  посещением основных туристских центров. Также развиваются электронные  средства коммуникации, в том числе  и сайт Федерального Агентства по туризму Российской Федерации.

Региональные органы управления туризмом постепенно, но неизбежно  приходят к поиску новых форм своей PR-активности, все чаще используя  нетрадиционные и оригинальные ходы.

Еще один важный момент, который  стоит отметить -- это использование  «черного PR». Конечно, «черные» технологии еще не получили такого развития, как  в других отраслях, например в политике, но все-таки в погоне за клиентом и  в стремлении удержаться на рынке  любой ценой фирмы пытаются улучшить имидж своего продукта и испортить  имидж продукта конкурента путем  введения в заблуждение потенциального туриста. Зачастую подобные «атаки»  осуществляются через интернет-ресурсы, как наименее поддающиеся контролю. Это и публикации в интернет-журналах о различных курортах, отелях или  турфирмах, прикрытые под «независимые»  обзоры, и размещение отзывов в  блогах (а именно такой информации большинство туристов доверяют, считая ее информацией «из первых рук»), на «ресурсах для туристов» или  просто в интернет-дневниках. «Сарафанное  радио» работает здесь на славу, участвуя в создании имиджа туристического продукта или фирмы, которая его предоставляет. Важно вовремя отследить подобные публикации и написать грамотное  опровержение или же такое же «независимое»  сообщение в блоге, но уже со знаком «плюс», главное, чтобы оно не осталось без внимания.

Применение современных PR-технологий в туризме имеет  особое значение благодаря сущностной основе отрасли, которая сама по себе во многом формирует и олицетворяет имидж государства. Добиться того, чтобы  каждый второй турист, выезжающий за рубеж, был своеобразным PR-менеджером своей  страны, чрезвычайно непросто. Но очень  важно ставить такую задачу. И  столь же важно делать все возможное, чтобы каждый зарубежный турист, посещая  Россию, покидал ее с желанием вернуться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. PR- ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК НЕОБХОДИМОСТЬ ДЛЯ ТУРИСТСКОГО БИЗНЕСА

 

2.1 Примеры PR-акций  некоторых стран

 

Турция

Турция стала лидером  по финансированию 2009 года, ассигновав на улучшение своего имиджа около 10 млн. долларов. Следует отметить, что  на протяжении долгого времени Турция ограничивалась лишь прямой рекламой, привлекая туристов за счет дешевизны  комфортабельного отдыха, а также  отсутствия необходимости оформления визы. Однако с течением времени  это перестало работать, так как  угроза террористических актов и  землетрясений постепенно стала  перевешивать все эти достоинства. Поэтому лидеры туриндустрии Турции скорректировали свою PR-деятельность. Используя в основном средства массовой информации, они постепенно стремятся  внушить потенциальным туристам и сотрудникам туристических  агентств мысль о безопасности отдыха в своей стране: террористические акты в Турции практически исключены, а курортные зоны находятся вдалеке  от очагов землетрясений.

Кроме того, Департамент  по туризму Турции стал одним из первых, кто обратился к услугам  профессионального PR-агентства (TMI) для  разработки стратегии и тактики  своей кампании

Новым направлением также  стала разработка программ посещения  культурных и исторических памятников. Впервые Турция стала восприниматься не только как страна так называемого  «пляжного отдыха», но и как государство  с богатыми культурными и историческими  традициями. Эти темы постоянно фигурируют в выступлениях турецких представителей, как в общих, так и в специализированных средствах массовой информации (например, в профессиональном журнале «Горячая линия туризма»). Кроме того, по российскому  телевидению летом 2000 года можно  было видеть ролики, призывающие всех «отдохнуть в Турции».

Что же касается других методов  ПР, то Департамент по туризму активно  организует ознакомительные поездки  для сотрудников туристических  фирм, причем это одни из самых недорогих, но комфортабельных поездок.

Почему же Турция вынуждена  так активно использовать средства public relations? Дело в том, что российские туристы приносят немалый доход  Турции. Более того, они посещают страну и в период наибольшей жары (когда туристы из других стран  не любят там находиться). Прямая же реклама стала менее эффективной, в том числе и потому, что  у Турции появился серьезный конкурент  на российском рынке - Кипр.

Кипр

Кипр традиционно соперничает  с Турцией, как в области туризма (это страны со сходными климатическими, культурно-историческими и визовыми условиями), но и в военно-политическом плане. Именно последний момент создает  определенные трудности для острова  Кипр. Политическое руководство Кипра  сильно повредило туриндустрии страны своими заявлениями о готовности разместить на юге острова российские противоракетные комплексы С-300 и  рассуждениями о противоборстве с Турцией. Вняв просьбам лидеров  туристического бизнеса, кипрские политики изменили свое поведение и стали  более корректны и сдержаны в  своих высказываниях, особенно касающихся своей главной национальной проблемы - турецкой оккупации севера острова.

На данный момент упоминания о каких-то политических трудностях на острове Кипр найти в средствах  массовой информации сложно, поэтому  многие туристы даже не подозревают  об этом (в отличие от ситуации в  Турции).

Один из основных лозунгов ПР-кампании этой страны: «Кипр - остров Афродиты». Кипр вообще старается создать  имидж спокойной, стабильной страны с богатым историческим прошлым, благоприятным климатом и возможностями  для комфортабельного отдыха.

В итоге можно сказать, что Кипр и Турция находятся в  постоянном противоборстве за российских туристов, причем пока, несмотря на все  усилия Кипра, побеждает Турция.

Израиль

Что касается Израиля, то ПР-деятельность этой страны является просто примером для подражания. Притом, что это  политически неблагоприятная страна, количество туристов, желающих посетить ее, достаточно высоко.

Самая масштабная PR-акция, проведенная  Израилем, состоялась в 1997 году. После  серии террористических актов, проведенных  палестинскими боевиками, поток  туристов начал падать. Чтобы исправить  ситуацию лидеры израильского туристического бизнеса решили провести международный  семинар по туризму. Участники семинара смогли посетить большинство туристических  достопримечательностей по всей стране и пообщаться с представителями  местной туриндустрии. Это не только дало возможность установить деловые  отношения, но и убедило потенциальных  иностранных партнеров в безопасности отдыха в Израиле. Название же национальной авиакомпании Израиля «Эль-Ляль»  давно стало символом высшей безопасности для туристов и сотрудников туристических  агентств.

Позиционируя свои услуги, Израиль пытается найти уникальную нишу. Сейчас при слове «Израиль»  у большинства туристов возникает  образ страны с уникальным культурным наследием и одними из лучших в  мире санаториев и лечебниц. Даже угроза войны и террористических актов  периодически отходят на второй план. Хотя, нельзя не отметить, что политики и лидеры туристического бизнеса  не смогли найти здесь такого же компромисса, как на Кипре - регулярные политические потрясения и сложность  получения визы отпугивают многих туристов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 PR-деятельность  туристических компаний на конкретном  примере компании "Бэрклис"

 

Для начала приведём общие  сведения о компании. ООО «Бэрклис»  существует в качестве самостоятельного образования с 1999 года, а до этого  три года - в качестве подразделения  другой, более крупной компании. Штат фирмы небольшой - 8-10 человек, поэтому  специального отдела по public relations нет. Занимается фирма любыми направлениями, как в России, так и более  чем в 30 странах мира. По некоторым  направлениям «Бэрклис» является туроператором, по некоторым - турагентом. Фирма постоянно  развивается: в 2000 году у нее появились  филиалы в Москве и Белгороде, а в 2001 году - в г. Чулым.

Рассмотрим деятельность компании «Бэрклис» в области public relations.

Одним из основных аспектов, естественно, является работа со средствами массовой информации. Начав, как и  все, с прямой рекламы в газетах  и журналах, было отмечено, что постепенно ее эффективность падает - сумма  прибыли на единицу затрат неуклонно  падает. После анализа ситуации и  апробации различных методов, был  сделан вывод, что основное внимание «Бэрклис» следует уделить работе с неспециализированными средствами массовой информации. Понятно, что уровень  «Непутевых заметок» и спонсирования  различных программ компании по финансовым соображениям пока недоступен. Поэтому  базовым средством являются статьи в некоторых газетах и журналах. В основном, организуются материалы  в журнале «На стол руководителю»  и некоторых других изданиях. Количество и тематика статей варьируются по необходимости и в зависимости  от сезона.

Информация о работе PR технологии в индустрии туризма