Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 11:06, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение темы «PR технологии в индустрии туризма», для этого были поставлены следующие задачи:
- изучение литературы на данную тему.
- определение понятия "public relations".
- определение целей и функций PR - деятельности.
- современное состояние PR в мире и России.
- привести примеры PR-акций некоторых стран.
- рассмотреть PR-деятельность туристических компаний на конкретном примере компании "Бэрклис".
- изучить продвижение Краснодарского края как круглогодичного курорта
Международная практика показывает,
что повышение
ПР в индустрии туризма направлен на изучение складывающегося общественного мнения и формирование доброжелательного отношения к туристическому предприятию и его деятельности со стороны целевых аудиторий и широких масс населения.
В данном случае ПР преследует такие цели, как:
- установление двухстороннего
общения между организациями,
предлагающими туристический
- достижение взаимопонимания, основанного на правде, знании и полной информированности;
- установление взаимопонимания
и доверительных отношений
- обеспечение известности фирмы;
- создание и поддержание имиджа фирмы;
- популяризация туристского продукта и туризма в целом;
- опровержение искаженной и неблагоприятной информации;
- обеспечение поддержки со стороны различных целевых аудиторий.
Можно выделить три направления деятельности PR в туризме:
- международный,
- национальный,
- внутриотраслевой.
Можно выделить основные направления PR-деятельности в сфере туризма:
1. Работа со
средствами массовой
Это и статьи в газетах и журналах, и работа с радио и телевидением. При использовании этого рычага управления массами, конечно, немаловажным является привлечение авторитетного человека для предоставления информации. Например, к ведущим популярных программ о путешествиях вызывают у людей наибольшее доверие, как «независимые эксперты, которые видели все своими глазами».
2. Выпуск информационных материалов.
Информация на сегодняшний
день «правит миром», и в туристском
плане тоже. Современные туристы
стали требовательнее, им важно точно
знать, куда они едут, кто их там
встретит, и сколько это будет
стоить. И желательно все это не
выходя из дома. Поэтому сейчас огромное
значение на развитие туризма в отдельной
области или целой стране оказывают
не только информационные буклеты, но
качественно сделанные
3. Организация пресс-туров.
Туризм -- это именно та индустрия,
где «сарафанное радио» работает
как нельзя лучше. Если человек хорошо
отдохнул в той или иной стране,
то его друзья, скорее всего тоже
отправятся в эту страну, а затем
и их друзья и так далее. С этой
целью организуются рекламные поездки,
так называемые пресс-туры: для клиентов
(как приз за участие в лотерее,
например) и для сотрудников
4. Проведение специализированных
международных форумов и
Этот метод помогает не
только узнать о новых технология
в туризме, но и поделиться своими
наработками, а заодно и создать
положительный образ о каком-
5. Организация
в стране какого-либо крупного
мероприятия, которое
Например, Олимпийских игр, которые всегда привлекали немыслимое количество туристов и огромные вложения в туристические комплексы, оставляя потом многие город с немым вопросом: «И зачем нужно столько гостиниц?»
В этом случае важно помнить
о необходимости
В целом, российским компаниям
приходится быть изощреннее и изобретательнее
в области PR. И дело здесь не только
в том, что у западных компаний
бюджеты значительно больше. За годы,
прошедшие после распада
Пока что Россия, конечно, отстает от большинства ведущих туристических держав в плане проведения масштабных PR-кампаний, нацеленных на внешний и внутренний рынок. Имидж нашей страны необходимо не только формировать, но также постоянно поддерживать и продвигать.
В этом смысле можно утверждать,
что по большому счету сегодня
речь идет именно о формировании такого
имиджа, о выработке целостной
и долгосрочной PR-стратегии. И первые
шаги в этом направлении уже предприняты.
Так, расширяется число
Стали организовываться поездки западных журналистов по России с посещением основных туристских центров. Также развиваются электронные средства коммуникации, в том числе и сайт Федерального Агентства по туризму Российской Федерации.
Региональные органы управления туризмом постепенно, но неизбежно приходят к поиску новых форм своей PR-активности, все чаще используя нетрадиционные и оригинальные ходы.
Еще один важный момент, который
стоит отметить -- это использование
«черного PR». Конечно, «черные» технологии
еще не получили такого развития, как
в других отраслях, например в политике,
но все-таки в погоне за клиентом и
в стремлении удержаться на рынке
любой ценой фирмы пытаются улучшить
имидж своего продукта и испортить
имидж продукта конкурента путем
введения в заблуждение потенциального
туриста. Зачастую подобные «атаки»
осуществляются через интернет-ресурсы,
как наименее поддающиеся контролю.
Это и публикации в интернет-журналах
о различных курортах, отелях или
турфирмах, прикрытые под «независимые»
обзоры, и размещение отзывов в
блогах (а именно такой информации
большинство туристов доверяют, считая
ее информацией «из первых рук»),
на «ресурсах для туристов» или
просто в интернет-дневниках. «Сарафанное
радио» работает здесь на славу, участвуя
в создании имиджа туристического продукта
или фирмы, которая его предоставляет.
Важно вовремя отследить
Применение современных PR-технологий в туризме имеет особое значение благодаря сущностной основе отрасли, которая сама по себе во многом формирует и олицетворяет имидж государства. Добиться того, чтобы каждый второй турист, выезжающий за рубеж, был своеобразным PR-менеджером своей страны, чрезвычайно непросто. Но очень важно ставить такую задачу. И столь же важно делать все возможное, чтобы каждый зарубежный турист, посещая Россию, покидал ее с желанием вернуться.
ГЛАВА 2. PR- ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК НЕОБХОДИМОСТЬ ДЛЯ ТУРИСТСКОГО БИЗНЕСА
2.1 Примеры PR-акций некоторых стран
Турция
Турция стала лидером по финансированию 2009 года, ассигновав на улучшение своего имиджа около 10 млн. долларов. Следует отметить, что на протяжении долгого времени Турция ограничивалась лишь прямой рекламой, привлекая туристов за счет дешевизны комфортабельного отдыха, а также отсутствия необходимости оформления визы. Однако с течением времени это перестало работать, так как угроза террористических актов и землетрясений постепенно стала перевешивать все эти достоинства. Поэтому лидеры туриндустрии Турции скорректировали свою PR-деятельность. Используя в основном средства массовой информации, они постепенно стремятся внушить потенциальным туристам и сотрудникам туристических агентств мысль о безопасности отдыха в своей стране: террористические акты в Турции практически исключены, а курортные зоны находятся вдалеке от очагов землетрясений.
Кроме того, Департамент по туризму Турции стал одним из первых, кто обратился к услугам профессионального PR-агентства (TMI) для разработки стратегии и тактики своей кампании
Новым направлением также стала разработка программ посещения культурных и исторических памятников. Впервые Турция стала восприниматься не только как страна так называемого «пляжного отдыха», но и как государство с богатыми культурными и историческими традициями. Эти темы постоянно фигурируют в выступлениях турецких представителей, как в общих, так и в специализированных средствах массовой информации (например, в профессиональном журнале «Горячая линия туризма»). Кроме того, по российскому телевидению летом 2000 года можно было видеть ролики, призывающие всех «отдохнуть в Турции».
Что же касается других методов ПР, то Департамент по туризму активно организует ознакомительные поездки для сотрудников туристических фирм, причем это одни из самых недорогих, но комфортабельных поездок.
Почему же Турция вынуждена
так активно использовать средства
public relations? Дело в том, что российские
туристы приносят немалый доход
Турции. Более того, они посещают
страну и в период наибольшей жары
(когда туристы из других стран
не любят там находиться). Прямая
же реклама стала менее
Кипр
Кипр традиционно соперничает
с Турцией, как в области туризма
(это страны со сходными климатическими,
культурно-историческими и
На данный момент упоминания о каких-то политических трудностях на острове Кипр найти в средствах массовой информации сложно, поэтому многие туристы даже не подозревают об этом (в отличие от ситуации в Турции).
Один из основных лозунгов ПР-кампании этой страны: «Кипр - остров Афродиты». Кипр вообще старается создать имидж спокойной, стабильной страны с богатым историческим прошлым, благоприятным климатом и возможностями для комфортабельного отдыха.
В итоге можно сказать, что Кипр и Турция находятся в постоянном противоборстве за российских туристов, причем пока, несмотря на все усилия Кипра, побеждает Турция.
Израиль
Что касается Израиля, то ПР-деятельность
этой страны является просто примером
для подражания. Притом, что это
политически неблагоприятная
Самая масштабная PR-акция, проведенная
Израилем, состоялась в 1997 году. После
серии террористических актов, проведенных
палестинскими боевиками, поток
туристов начал падать. Чтобы исправить
ситуацию лидеры израильского туристического
бизнеса решили провести международный
семинар по туризму. Участники семинара
смогли посетить большинство туристических
достопримечательностей по всей стране
и пообщаться с представителями
местной туриндустрии. Это не только
дало возможность установить деловые
отношения, но и убедило потенциальных
иностранных партнеров в
Позиционируя свои услуги, Израиль пытается найти уникальную нишу. Сейчас при слове «Израиль» у большинства туристов возникает образ страны с уникальным культурным наследием и одними из лучших в мире санаториев и лечебниц. Даже угроза войны и террористических актов периодически отходят на второй план. Хотя, нельзя не отметить, что политики и лидеры туристического бизнеса не смогли найти здесь такого же компромисса, как на Кипре - регулярные политические потрясения и сложность получения визы отпугивают многих туристов.
2.2 PR-деятельность
туристических компаний на
Для начала приведём общие сведения о компании. ООО «Бэрклис» существует в качестве самостоятельного образования с 1999 года, а до этого три года - в качестве подразделения другой, более крупной компании. Штат фирмы небольшой - 8-10 человек, поэтому специального отдела по public relations нет. Занимается фирма любыми направлениями, как в России, так и более чем в 30 странах мира. По некоторым направлениям «Бэрклис» является туроператором, по некоторым - турагентом. Фирма постоянно развивается: в 2000 году у нее появились филиалы в Москве и Белгороде, а в 2001 году - в г. Чулым.
Рассмотрим деятельность компании «Бэрклис» в области public relations.
Одним из основных аспектов,
естественно, является работа со средствами
массовой информации. Начав, как и
все, с прямой рекламы в газетах
и журналах, было отмечено, что постепенно
ее эффективность падает - сумма
прибыли на единицу затрат неуклонно
падает. После анализа ситуации и
апробации различных методов, был
сделан вывод, что основное внимание
«Бэрклис» следует уделить