Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 12:27, курсовая работа
Актуальность исследования возможностей использования городских праздников в целях развития въездного туризма определена, прежде всего, ориентацией представителей современного российского, украинского и, в частности, крымского турбизнеса на вовлечение в туристское освоение новых видов ресурсов в целях повышения туристской привлекательности страны, регионов и отдельных городов.
Различные масштабные события в мире культуры и спорта: праздники, выставки, фестивали, карнавалы, концерты мировых звезд и показы мод, чемпионаты и олимпиады – в последнее десятилетие все чаще становятся решающим аргументом в пользу выбора туристской поездки из всего широчайшего ассортимента именно в тот город, где планируется событие
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОТЕНЦИАЛ ГОРОДСКИХ ПРАЗДНИКОВ КАК РЕСУРСОВ РАЗВИТИЯ ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА 6
1.1. Городской праздник как культурное явление 6
1.2. Виды городских праздников, используемых в качестве ресурсов развития въездного туризма 9
1.2.1. Праздники – исторические реконструкции 9
1.2.2. Праздники в честь дня основания города 12
1.2.3. Религиозные городские праздники 13
1.2.4. Праздники–обряды 14
1.2.5. Праздники-карнавалы 15
1.2.6. Праздники-ярмарки 17
1.2.7. Сезонные городские праздники 17
1.2.8. Городские спортивные праздники и состязания 18
1.2.9. Городские юмористические праздники и состязания 19
2. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОРОДСКИХ ПРАЗДНИКОВ В ЦЕЛЯХ РАЗВИТИЯ ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 30
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальность исследования возможностей использования городских праздников в целях развития въездного туризма определена, прежде всего, ориентацией представителей современного российского, украинского и, в частности, крымского турбизнеса на вовлечение в туристское освоение новых видов ресурсов в целях повышения туристской привлекательности страны, регионов и отдельных городов.
Различные масштабные события в мире культуры и спорта: праздники, выставки, фестивали, карнавалы, концерты мировых звезд и показы мод, чемпионаты и олимпиады – в последнее десятилетие все чаще становятся решающим аргументом в пользу выбора туристской поездки из всего широчайшего ассортимента именно в тот город, где планируется событие. В мире есть немало городов, прославившихся не только достопримеча-тельностями, но и мероприятиями, которые там регулярно – как правило, ежегодно – проводятся. Например, это теннисный турнир в Ролан Гарросе, «Парад любви» в Берлине, карнавал в Рио-де-Жанейро, авиашоу в Ле-Бурже, кинофестиваль в Каннах и т.д. В Лондоне существует даже специальный календарь подобных городских событий, позволяющих привлекать туристов не только весной и летом, но и в осенне-зимний сезон.
Среди событий, сегодня привлекающих туристов в Россию, – крупные международные спортивные соревнования, культурные события, этнические и религиозные праздники (например, русская Масленица в Москве).
Одним из мощных событийных поводов стало празднование в конце мая 2003 года трехсотлетнего юбилея со дня основания Санкт-Петербурга. Действительно, только общее количество официальный гостей на праздновании юбилея северной столицы России, сопровождающих их лиц, журналистов и технического персонала составило 15 тысяч человек1. Туристов же, самостоятельно или при участии турфирм посетивших город в период юбилейных торжеств, было в сотню раз больше2. Туристский «бум» вокруг города-юбиляра создал ситуацию, когда властями Санкт-Петербурга было рекомендовано участникам туристского рынка ограничить продажи турпутевок на период празднования3.
Однако юбилеи столиц случаются далеко не каждый год, поэтому необходимо целенаправленно заняться организацией масштабных культурных событий, способных привлечь внимание любителей событийного туризма, по примеру развитых западных держав. Опыт ряда стран, лидирующих по показателям въездного туризма, свидетельствует, что поддержка развития событийного направления должна осуществляться как на общегосударственном, так и на региональном, а также на муниципальном уровнях. Важность планирования и систематического проведения различных праздников, фестивалей, концертов и прочих событий культурного профиля, по мнению экспертов турбизнеса, определяется тем, что позволяет не только значительно увеличить приток туристов в город непосредственно в период их проведения, но и стимулировать интерес к дальнейшему знакомству с городом в процессе его последующих посещений.
Теоретическую базу исследования составили следующие группы источников:
Однако, в целом, следует отметить, что изучению потенциала городских праздников как ресурсов развития въездного туризма не уделено должного внимания в специальной литературе.
Севастополь, так же, как и отдельные города России, имеет опыт проведения праздничных мероприятий с международным резонансом. В их числе празднование 2500-летия Балаклавы и 150-летия со дня Балаклавского сражения в сентябре 2004 года, а также празднование 225-летия со дня основания Севастополя в 2008 году. Однако технологические аспекты организации приема и обслуживания туристов – гостей городского праздника – еще недостаточно разработаны и освоены местными субъектами туристской индустрии.
В связи с этим можно отметить противоречие между высоким потенциалом городских праздников для развития въездного туризма и степенью его реализации с учетом необходимого технологического обеспечения.
Объект исследования – городской праздник как ресурс развития въездного туризма.
Предмет исследования – особенности использования городских праздников как событий для привлечения в город туристов и прикладные аспекты организации туристского обслуживания в ходе праздничных мероприятий.
Цель исследования – выявить особенности использования городских праздников как событий для привлечения в город туристов и осветить прикладные аспекты организации туристского обслуживания в ходе праздничных мероприятий.
Задачи исследования:
Методы исследования:
1) анализ и обобщение зарубежного и российского опыта проведения городских праздников в целях развития въездного туризма;
2) анализ технологического
обеспечения приема туристов
при проведении городских
За последнее столетие интерес
исследователей к культуре города и
ее отдельным феноменам
С позиций культурной антропологии, «город рождается сначала не в географическом месте. Прежде всего – он нерукотворный храм души человеческой, храм личности. В ней он и находит свое пристанище. В этом смысле место города – не обязательно географически там, где развитые магистрали и инфраструктуры. Город суть форма становления человеческой культуры»4.
Как подчеркивает Ф. Разумовский, «город – это определенная культурная идея, причем онтологическая, рамочная, конституирующая все остальное. Она кладется в основание всякого проектирования в качестве исходного, предельного замысла, идеала»5.
Цитируя С. В. Ермакова, можно утверждать, что такой культурный феномен, как город, с одной стороны, очень материален, вещественен, воплощен в камне и металле. «Он телесен и брутален по отношению к отдельному индивиду. Человек живет в этом каменном чреве, забывая, что он в городе. Человек не держит, не понимает действительности города, как не понимает, к примеру, микроб того, что он живет в желудке человека. Людям даже кажется понятней действительность литературы, философии. Но действительность города своим каменным субстратом всегда обманывает людей. С другой стороны, город – это виртуальная и даже эфемерная реальность, постоянно переживающая собственные метаморфозы в сознании человека. Она живет как некая идея»6.
На стыке города-камня и города-идеи и рождается в сознании человека культурная форма города. При этом «не камень и гранит, а слово и смысл организуют тело идеи города. А вещная форма лишь обрамляет идею города. В вещи идея каменеет, застывает, как лава когда-то взорвавшегося вулкана. Мы ходим по улицам среди домов, топчем асфальт, и думаем, что ходим по городу. В то время как город – образование идеальное, то есть это форма идеи, определяющая в дальнейшем способ и образ жизни человека»7.
В нашем сознании отражен не столько реальный город, сколько его литературный образ. И этот образ – единственно возможный для нашего сознания способ понимания, ухватывания его как некоей целой и законченной формы, поскольку город как целое нельзя охватить эмпирическими глазами.
Художественный образ и философский миф или понятие – единственная оптика, через которую мы пытаемся понять сущность культурной идеи по имени «город».
С этой точки зрения Севастополь – прежде всего, город Л. Н. Толстого, идея которого отражена в высказывании: «Не может быть, чтобы при мысли, что и вы в Севастополе, не проникло в душу вашу чувство какого-то мужества, гордости и чтоб кровь не стала быстрее обращаться в ваших жилах...»8.
Итак, город как идея подкреплен определенными – знаковыми – культурными текстами, идентифицирующими его своеобразие, точнее, его уникальность, так как нет на земле и двух одинаковых городов.
При этом, как отмечает Ю. М. Лотман, «город – это живой организм. Он постоянно меняется, принимая причудливые очертания, являясь нам в зазеркальных формах культурной рефлексии, через философские и художественные тексты»9. Следовательно, сама идея города рождается, бытует и развивается в содержании культурных текстов, обращенных к городу и порожденных в его среде.
Особой ипостасью жизни города является праздник как особый вид культурного текста.
Как обосновано в научных исследованиях последних лет, осуществленных Т. П. Ванченко, рассматривать праздник как текст культуры позволяют семиотические аспекты праздника, тесно увязанные с семантическими смыслами. Подобное понимание праздника выводит его в плоскость семиосферы, в котором все имеет знаковую форму и обусловлено как социально-культурными факторами, так и неоднозначностью трактовок и интерпретаций информации, получаемой с помощью традиционных методов культурологического исследования.
«В функциональном аспекте тексты и языки праздника есть элементы конкретного коммуникативного процесса, действенное средство расширения объема памяти рода. Тексты коммуникативно и мемориально важны, так как они сохраняют неизменную форму выражения мысли, визуального образа. Понимание их не лишается при этом вариабильности, но она все же не столь велика, как в том случае, если носителем текста и исполнителем его коммуникативной мнемонической функции является человек»10.
Будучи произведением людей, праздник отражает особенности сознания и мышления носителя определенной культуры. Множественные языки праздника – вербальные и визуальные создают текст особой сложности, которая углубляется цветовыми кодами, каждый из которых имеет и информационный, и семиотический смысл. Обилие ярких цветов, блесток, фейерверков на праздниках – создает приподнятое радостное настроение, усиленное обонятельными кодами – языками, которые в совокупности настраивают присутствующих на соответствующий лад.
В празднике создается особое эмоциональное поле, которое
одновременно и есть эмоциональное основание
праздника, так как сердцевина его находится
в самой его природе, транслируется через
сценарий, предпраздничные предвкушения,
мотивации, ориентацию на праздник. В нее
включаются и из нее проистекают: 1 – эмоциональная
позитивная установка на факт праздника;
2 – визуальное любование красотой праздника;
3 – вербальные удовольствия; 4 - коммуникативные
– комплиментарные – оценочные удовольствия,
5 - понимание смысловых особенностей праздника;
6 - усиление полевыми его особенностями;
Попав в праздничное поле-пространство, люди, разные по своему характеру, взглядам и манерам поведения, начинают вести себя сходным образом. Структура поля организуется сценариями и ритуалами, создающими целенаправленные программы праздничного поведения людей, которым все присутствующие подчиняются.
Вербальные удовольствия праздничной атмосферы связаны со звуковым оформлением праздника, которые в первую очередь выстроены посредством музыки, на фоне которой чрезвычайно значимым становится особый тип праздничных межличностных коммуникаций, который уместно назвать комплиментарной формой коммуникации. То есть, процессы взаимодействий праздника обусловлены характеристиками его как текста культуры, расшифровывая которые люди сами превращаются в объекты интерпретации, в соответствии, с чем конструируют свои практики как тексты, обращенные к другим.
В праздничной коммуникации люди передают друг другу ту или иную информацию, смыслы, которые имеют доминирующий праздничный оттенок. Все праздничные коммуникативные акты осуществляются в соответствии с ритуалами – привычками, сформированными конкретной культурой.
Анализ специфики праздника как культурного текста при соотнесении ее с обоснованной выше идеей города как особого социокультурного организма, реализующего себя в текстах культуры, позволяет определить городской праздник в качестве культурного события (форма текста), призванного идентифицировать город в «зеркале» культуры (содержание текста) на фоне особой, характерной для праздника атмосферы всеобщей радости и удовольствия.
Уникальность городов мира определяет уникальность городских праздников, однако рассмотрение значительного пласта современной праздничной культуры городов позволяет выделить основные виды городских праздников на основе тематического классификационного признака.