Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 20:38, дипломная работа
Цель работы: раскрыть и обобщить информацию о рекреации и туризме в Чеченской Республике.
Задачи работы:
1.Рассмотреть природно-географические особенности района
2. Проанализировать историко-географические аспекты
3. Раскрыть этнокультурные особенности развития территории
4. Рассмотреть современное состояние развития туризма
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА1 ПРИРОДНО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ, КАК ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
1.1ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ.
1.2 ПРИРОДНО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
ГЛАВА 2 ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЧЕНСКОГО НАРОДА .
2.1ВОЗРОЖДЕНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЧЕЧЕНСКОГО НАРОДА. 2.2 КУЛЬТУРА ЧЕЧЕНСКОГО НАРОДА.
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ, СДЕРЖИВАЮЩИЕ РАЗВИТИЕ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТУРИЗМА ЧЕЧЕНКОЙ РЕСПУБЛИКИ.
3.1.ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОВЛИЯВШИЕ НА СДЕРЖИВАНИЕ ТУРИЗМА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
3.2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ. 3.3 СОВРЕМЕННЫЙ ТУРИСТСКИЙ ПРОДУКТ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ. 3.3.1ГОРОД ГРОЗНЫЙ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ ЭКСКУРСИОННОГО ПОКАЗА 3.3.2АРГУНСКИЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК, КАК ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫЙ ОБЪЕКТ ЭКСКУРСИОННОГО ПОКАЗА
3.4ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: РАЗРАБОТКАТУРА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Запасы пресных подземных вод являются слабым ресурсом. Лишь центральная часть Республики оценивается как достаточно обеспеченная подземными водами для хозяйственно-питьевого водоснабжения. Именно сюда следует отправлять группы туристов, в первую очередь, пока остальные районы не достаточно обеспеченны. Проблемы северной и южной частей территории можно было бы решить более интенсивно, эксплуатируя имеющиеся водоносные горизонты. Можно также увеличить имеющиеся запасы подземных вод, активизируя работы по их поискам и разведке. Пока эти проблемы не разрешаться, это будет не благоприятно сказываться, на развитии туризма. Рекреантам не будут предоставлены те комфортные условия, которые должны быть, а это может навредить имиджу Республики туризма.
Минеральные подземные воды на территории Республики известны и изучены в долине р. Чанты-Аргун. Минеральные воды выходят в виде источников и вскрываются скважинами, они разнообразны по составу. Эксплуатационные запасы минеральных вод Чеченской Республики утверждены по двум месторождениям: Чанты-Аргунскому и месторождению Исти-Су.[9] Все источники активно используются для лечения и оздоровления туристов. На данном этапе разрабатываются планы построек новых здравниц, кемпингов вблизи месторождения источников, это является большим плюсом, для благоприятного развития туристической отрасли и привлечения новых туристов.
Климат Чеченской Республики оказывает непосредственное влияние на распределение туристических зон. Несмотря на то, что Республика расположена в южной части умеренного климатического пояса и имеет небольшие размеры, климат существенно изменяется с увеличением высоты над уровнем моря и при продвижении с севера на юг. Засушливый континентальный климат северных полупустынных районов Республики отличается жестким температурным режимом и большой повторяемостью суховеев и пыльных бурь. Здесь не планируют организацию туристических баз. К югу, по мере приближения к хребтам Большого Кавказа, климат смягчается и становится более влажным. В предгорьях теплый умеренно влажный климат благоприятствует произрастанию обильной растительности.[8] Это и есть самая благоприятная зона для принятия и размещения туристов. С подъемом в горы климат становится более холодным, избыточно влажным, менее континентальным, а в высокогорной зоне он приобретает черты климата районов вечных снегов. Эту черту климата можно использовать в своих интересах, к примеру, организовать горнолыжные базы. Климатические условия Чеченской Республики многогранны, но не равнозначны по степени благоприятности для развития туристской отрасли. И все же, исходя из общих данных, можно сказать, что в целом, климатические условия благоприятствуют развитию различных видов туризма.
Неблагоприятное воздействие на развитие различных форм активного туризма оказывают особенности рельефа Республики. Это широко распространенные опасные геологические процессы, которые существенно влияют на сохранность жизни и здоровья туристов. Самыми опасными из них являются сейсмичность, просадочность, осыпи, обвалы, снежные лавины, оползни, сели, карст, эрозия, затопление паводковыми водами. Следует внимательнее выбирать места строительства новых туристских зданий соответствующего профиля.
Естественная растительность
Чеченской Республики вследствие значительных
различий в условиях рельефа и
климата весьма разнообразна.
В переделах Терского песчаного массива
в северной части преобладают разнотравно-типчаковые
пустынные степи в сочетании с зарастающими
и открытыми бугристыми песками. Южнее
распространены полынно-злаковые пустынные
степи на песках и супесях. На крайнем
северо–востоке республики в низовьях
Терека развита солончаково-луговая и
солончаково-болотная растительность.
Наиболее пониженные части долин рек Терек
и Сунжа заняты пойменными лугами в сочетании
с кустарниковой и лесной растительностью.
К правобережью реки Терек примыкают полынно-злаковые
сухие степи, местами полынно-бородачевые
сухие степи.
Южнее, на менее засушливых территориях,
естественная растительность представлена
ковыльными степями, в значительной мере
распаханными и нарушенными в результате
использования под кормовые угодия. На
невысоких предгорных хребтах на ряду
со степной растительностью распространены
заросли ксерофитных кустарников.
На низкогорных массивах преобладают
дубовые леса. Выше, в среднегорьях, в составе
лесной растительности начинает преобладать
бук. В верхнем поясе среднегорья сплошная
лесная растительность сменяется высокотравными
субальпийскими лугами, занимающими обширные
площади на высотах 1800 – 2800 м. На высотах
2700 - 3500 м распространены альпийские луга,
имеющие низкий плотный травяной покров
и полностью лишенные растительности.[2]
Естественная растительность играет важную
роль при оценке туристских ресурсов.
Для отдыхающих будет важен эстетический
взгляд на Республику в целом. На равнинных
территориях обширные пространства длительное
время распахивались, и естественная растительность,
сохранившаяся только на худших землях.
На засушливых необрабатываемых территориях
равнины северной части Республики естественная
растительность также сильно выбита и
не может в полной передать представления
о красоте Чеченских земель. Также отрицательным
фактором послужило влияние событий последних
десяти – двенадцати лет на состояние
растительности в Чеченской Республике
проявилось по двум направлениям. Одно
из них косвенное – растительность серьезно
пострадала в результате загрязнения
почвенного покрова и водных объектов.
Масштабы и интенсивность такого типа
деградации растительного покрова значительно
варьируют по территории Республики, следуя
уровню загрязнения подстилающих слоев.
Наиболее значительная по площади аномалия
с максимальной степенью угнетения растительности
и деградация почвенно-растительного
покрова отвечает интегральной области
воздействия на окружающую среду такого
агрессивного по отношению к природной
среде объекта, каким является город Грозный.
Другое направление негативного воздействия
на древесную растительность, менее глобальное
по существу, но более радикальное, - непосредственное
сведение лесных насаждений. Часть из
них хищнически вырубалась из-за ценной
древесины, которая шла на продажу. По
этой причине пострадали посадки дуба,
ясеня, бука, клена в Чернореченском лесу
возле Грозного. В парке Заводского района
столицы Республики были вырублены многолетние
голубые ели. Второй причиной действительно
массового сведения лесов в республике
была нужда. Подавляющее большинство населения,
с 1994 г. оставшееся практически без электричества,
газа и других видов топлива, вынужденно
было заниматься заготовкой дров. Вырубке
в основном подвергались участки леса
вдоль дорог, рек и вблизи населенных пунктов.
Так в одном только Урус-Мартановском
районе за отопительный сезон 1994-1995 гг.
было самовольно вырублено более 15 тыс.
м3 леса, что превышало годовой плановый
объем по рубкам промежуточного и главного
пользования Госкомлеса Чеченской Республики.
Определенный урон нанесен растительности
и, в частности, лесным насаждениям в результате
непосредственных военных действий (взрывов
мин и снарядов, ракетных обстрелов и бомбардировок).
Именно эти факторы негативно влияли на
замедление развития туризма. Но на данный
момент, эта ситуация взята под контроль
администрацией Чеченской Республики.
Проводятся работы по озеленению городов
и восстановлению растительных ресурсов.
ГЛАВА 2 ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЧЕНСКОГО НАРОДА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ТУРИСТСКОГО ИНТЕРЕСА.
2.1. ВОЗРОЖДЕНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЧЕЧЕНСКОГО НАРОДА.
"Нохчо" значит -
чеченец. Понятие "нохчалла"
- это все особенности
Когда-то, в далекие времена, в суровых
условиях гор гость, не принятый в дом,
мог замерзнуть, потерять силы от голода
и усталости, стать жертвой разбойников
или дикого зверя. Закон предков - пригласить
в дом, согреть, накормить и предложить
ночлег гостю - соблюдается свято.
"Нохчалла" - это умение строить свои отношения с людьми, ни в коей мере не демонстрируя своего превосходства, даже будучи в привилегированном положении. Напротив, в такой ситуации следует быть особо учтивым и приветливым, чтобы не задеть ничье самолюбие. Так, сидящий верхом на лошади должен первым поздороваться с пешим. Если же пешеход старше всадника, всадник обязательно должен сойти с коня. "Нохчалла" - это дружба на всю жизнь: в дни печали и в дни радости. Дружба для горца - понятие святое. Невнимательность или неучтивость по отношению к брату простится, но по отношению к другу - никогда! "Нохчалла" - это особое почитание женщины. Подчеркивая уважение к родственникам своей матери или своей жены, мужчина сходит с коня прямо при въезде в село, где они живут. А вот - притча о горце, который однажды попросился на ночлег в дом на окраине села, не зная, что хозяйка была дома одна. Она не могла отказать гостю, накормила, уложила его спать. Наутро гость понял, что в доме нет хозяина, а женщина сидела всю ночь в передней у зажженного фонаря. Умываясь второпях, он случайно задел руку хозяйки мизинцем. Уходя из дома, гость кинжалом отрубил этот палец. Так беречь честь женщины может только мужчина, воспитанный в духе "нохчалла". "Нохчалла" - это неприятие любого принуждения. Чеченец издревле, с мальчишеских лет воспитывался защитником, воином.[19] Самый древний вид чеченского приветствия, сохранившийся и ныне - "приходи свободным!" Внутреннее ощущение свободы, готовность отстоять ее - это "нохчалла" .При этом "нохчалла" обязывает чеченца проявлять уважение к любому человеку. Причем, уважение тем большее, чем дальше человек по родству, вере или происхождению. В народе говорят: обида, которую ты нанес мусульманину, может быть прощена, ибо возможна встреча в Судный День. Но не прощается обида, причиненная человеку иной веры, ибо такой встречи не будет никогда. С таким грехом пребывать вечно. "Ночхалла" - не свод рекомендаций. Это то, чему следует чеченец добровольно и сознательно. В этом понятии - формула того, каким должен быть настоящий чеченец.
ПРАЗДНИК УРОЖАЯ
В целях возрождения,
развития и дальнейшей пропаганды национальной
традиционной культуры Центр народного
творчества Министерства культуры Чеченской
Республики впервые за послевоенное время
провел в живописных высокогорных селениях
обрядовый праздник урожая «Беркате гуьйре».[14]
Можно отметить, что в основной работе
делается акцент на широкую пропаганду
традиций и обычаев чеченского народа,
что очень необычно и интересно для туристов
других национальностей. Оформление сцены
отвечало всем требованиям праздника.
Сцену украшали баннеры с портретом Президента
Чечни, Героя России Рамзана Кадырова
.Перед сценой были расставлены в ряд корзины
с дарами осени: различными фруктами и
овощами; с двух боков сцены натянуты тенты
с ярким национальным орнаментом, дополняющие
яркие краски осени. Все присутствующие,
как чеченские жители, так и туристы, отметили
особую важность и значимость данного
мероприятия. Так же для приезжих была
прочитана молитва на чеченском языке.
На праздник были приглашены ветераны
труда, лица административных органов
управления, жители сельских и окраинных
районов, группы туристов и все желающие..
Также приятным сюрпризом явилась встреча
соотечественников – представителей
разных сфер деятельности – ученых, творческой
интеллигенции, людей культуры, литературы
и искусства, министров различных ведомств,
а также всемирно известных людей в области
физической культуры и спорта. Это является
показателем того, что духовно-культурная
жизнь Республики не стоит на месте, а
широко распространяется по всем районам.
Люди тянутся к просвещению, к знаниям,
это подчеркивает высокую урбанизацию
Чечни.[18]
Заранее был подготовлен сценарий мероприятия
и составлена концертная программа, в
которой принимали участие Республиканский
детский ансамбль песни и танца «Башлам»
им. Х.Алиева, известные артисты Госфилармонии
- Тоита Исраилова, Майя Ибрагимова, самодеятельная
певица Тамара Адамова и коллектив художественной
самодеятельности Шатойского района.
В программу праздника были включены национальные
игры и состязаний, победителям которых
вручались денежные призы. В грушевой
роще, где проходил праздник, для всех
приглашенных гостей, участников и туристов
были накрыты столы с блюдами из национальной
вайнахской кухни. Отдельно к столу, где
сидели старейшины во главе с «тамадой»,
девушка в национальном костюме преподносила
традиционный «шун» с дарами благодатной
осени. Всем приглашенным на праздник
были вручены памятные подарки и сувениры,
особенно они привлекли туристов, так
как на них изображались юноши и девушки,
в традиционных нарядах, танцующие национальные
танцы. Организатор мероприятия, директор
Центра народного творчества Рамзан Даудов
также поздравил всех присутствующих
с праздником, и отметил деятельность
работников культуры ценными подарками.
Завершая выступление, он подчеркнул,
что подобные праздники будут и впредь
демонстрировать нашу традиционную национальную
самобытную культуру. Проанализировав
это мероприятие, у нас появились мысли,
использовать «Праздник урожая» в туристических
целях. Можно организовать поездки тургрупп
в чеченскую деревню. Любому народу другой
национальности интересен быт, нравы и
обычаи другого народа. Можно использовать
этот фактор, и включить поездку в турпутевку.
Принимающей гостей стороне будет выплачиваться
определенная комиссия с каждой группы.
А туристы, на наш взгляд, будут довольны.
Исследуя опыт прошлых лет, «Праздник
урожая» принят ими с большим воодушевлением.
Так что, в востребованности этого мероприятия
можно не сомневаться. Так же мы хотели
бы включить в это мероприятие театрализованное
выступление, в котором будут представлены:
показ и рассказ о традиционном чеченском
жилище, встреча гостей и рассказ о традиционной
одежде чеченского народа, рассказ о культуре
соблюдения и исполнения обычаев, рассказ
об Адате в современной Чечне. Так же для
туристов будет интересен рассказ о мужском
этикете, об отношении к женщине, о гостеприимстве,
об отношениях в семейном кругу. Мероприятие
будет проходить под музыку и танцы, которым
по желанию местные жители обучат гостей.
Кульминацией праздника будет проведение
«свадебного обряда». Все эти темы, мы
хотим осветить в работе, для того, что
бы показать привлекательность не только
этого проекта, но и привлекательность
культуры чеченского народа.
ТРАДИЦИОННОЕ ЖИЛИЩЕ И ТРАДИЦИОННАЯ ОДЕЖДА ЧЕЧЕНЦЕВ.
Природные условия Чечни повлияли на формирование типов селений и жилищ. Они разные в горах и на равнине. Основным строительным материалом издревле был камень, вспомогательными – дерево, глина, солома. Строя поселения в горных ущельях, люди прежде всего думали об их защите и соответственно располагали строения: чтобы удобно было обороняться. Кроме того, на выбор места для селения влияло наличие близких сенокосов, пастбищ, воды и, конечно же, пахотной земли. Землю берегли, поэтому жилища строили даже на неприступных скалах.[19]
Самыми распространенными строениями в горных селениях были одноэтажные дома с плоской крышей. Встречались и 2-х этажные дома, оборонительные башни в 3-5 этажей. Несколько строений - жилой дом, башня и хозяйственные постройки - формировали усадьбу. В зависимости от рельефа гор усадьбы имели вертикальную или горизонтальную застройку. Горное село выглядело как бы неорганизованным набором строений. Прямых улиц не было. Землю, которой всегда не хватало, делили не по плану строительства, а между родами-тейпами. Многосемейный род получал больше земли, малосемейный – меньше. Таким образом, возникали кварталы: как правило, односельчане, связанные родством, занимали определенный квартал. В каждом селе обязательно выделялось место для площади, где собирался народ, и где строилась мечеть. Этот же принцип планировки позже был перенесен и в равнинные села. Они традиционно тянулись вдоль рек или дорог и были более населенными. Если горные села насчитывали в среднем 20-25 дворов, равнинные – 400 и более. Традиционное жилище чеченцев – одноэтажный длинный дом–сакля. В горах сакли строили из камня, реже – из самана, с плоской крышей. Это незатейливое жилье можно было построить за неделю, что и приходилось делать хозяину каждый раз после разорения села врагом. На равнинах использовали другие материалы, строили «турлучные» дома. Их стены плели из хвороста и обмазывали смесью из глины, мякины и свежего навоза. Крыша, выложенная из жердей, покрытых корой деревьев, сверху обмазывалась глиной и утрамбовывалась специальной гладилкой, чтобы не росла трава. Дом был разделен на две половины (комнаты), которые не сообщались между собой: каждая имела свой выход на улицу. Одна комната принадлежала хозяину, в ней также принимали гостей. Другая – хозяйке и детям. Обогревалось жилище своеобразным камином, который служил и очагом. Плетеная труба, обмазанная глиной, не доходила на метр до пола. Под трубой на глиняном настиле постоянно горел огонь. У трубы прикреплялась цепь с крюком, на который подвешивали котел для приготовления пищи. Мебели было мало: кресло для хозяина, столик для еды, низкие скамейки. Спали, в основном, на полу, используя матрацы, войлоки, ковры, паласы, одеяла - их хранили на широких полках вдоль стен комнат, там же стояли сундуки и посуда. Окон, в общепринятом понимании, в саклях не было. От самого пола прорубалось четырехугольное отверстие, которое на ночь закрывалось изнутри ставней. Дома с окнами и входной дверью на русский манер, с железными печками, с черепичными крышами, сложенные из саманного кирпича или рубленные из дерева, появились в Чечне в 19 веке. К концу века в Чечне работало свыше 30 заводов по производству кирпича и черепицы.[13] На данное время в чеченских селениях сохранились такие домики. Именно сюда будут организованны экскурсии для туристов. Все желающие могут проводить время как в нутрии домиков, исследуя интерьер и быт, так и снаружи, за накрытыми столами чеченскими яствами. После просмотра жилища, туристам будут наглядно представлены традиционные костюмы.