Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 20:38, дипломная работа
Цель работы: раскрыть и обобщить информацию о рекреации и туризме в Чеченской Республике.
Задачи работы:
1.Рассмотреть природно-географические особенности района
2. Проанализировать историко-географические аспекты
3. Раскрыть этнокультурные особенности развития территории
4. Рассмотреть современное состояние развития туризма
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА1 ПРИРОДНО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ, КАК ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
1.1ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ.
1.2 ПРИРОДНО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
ГЛАВА 2 ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЧЕНСКОГО НАРОДА .
2.1ВОЗРОЖДЕНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЧЕЧЕНСКОГО НАРОДА. 2.2 КУЛЬТУРА ЧЕЧЕНСКОГО НАРОДА.
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ, СДЕРЖИВАЮЩИЕ РАЗВИТИЕ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТУРИЗМА ЧЕЧЕНКОЙ РЕСПУБЛИКИ.
3.1.ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОВЛИЯВШИЕ НА СДЕРЖИВАНИЕ ТУРИЗМА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
3.2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ. 3.3 СОВРЕМЕННЫЙ ТУРИСТСКИЙ ПРОДУКТ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ. 3.3.1ГОРОД ГРОЗНЫЙ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ ЭКСКУРСИОННОГО ПОКАЗА 3.3.2АРГУНСКИЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК, КАК ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫЙ ОБЪЕКТ ЭКСКУРСИОННОГО ПОКАЗА
3.4ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: РАЗРАБОТКАТУРА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Честь семьи: У чеченцев принято относить как заслуги, так и недостатки отдельного человека на счет всей его семьи. Неблаговидный поступок заставит многих родственников “почернеть лицом”, “опустить голову”. А о достойном поведении говорят обычно: “Другого от людей этой семьи нельзя было ожидать” или: “Сын такого отца не мог поступить иначе”.
Воспитывая детей в духе семейных традиций, чеченцы прививают им качество «яхь», которое имеет значение здорового соперничества – в смысле «быть лучше всех». Наставления старших звучат примерно так: «У тебя должен быть яхъ. Ни в коем случае ты не должен быть хуже своих товарищей. Не давай в обиду слабого, кто бы он ни был, и сам никого первый не обижай». На наш взгляд, именно эта черта на долгие годы сплотила и сделала этот народ дружным. После многих кровопролитных войн город Грозный и Чечню в целом подняли из пепла. Территория республики отстроилась и расцвела на столько, что духа прошлых лет войны совсем не стало. Этот фактор позитивно отражается на развитии туризма. Привлекательными являются не только «места боевой славы», но и прельщает новизна Чечни. Несмотря на множество новых построек, жизнь и культура чеченцев не поменялась в корне. Поэтому хотелось бы осветить такие интересные темы, как «отношение к женщине» и «мужской этикет».
Главными критериями этикета являются:
-Немногословие – «Не знаю, нет – одно слово, знаю, видел – тысяча слов».
-Неторопливость – «Быстрая речушка до моря не дошла».
-Осторожность в высказываниях и в оценках людей – «Рана от шашки заживет, рана от языка – нет».
-Выдержанность – «Несдержанность – глупость, терпение – воспитанность»[13]
Сдержанность – основная характеристика чеченского мужчины практически во всем, что касается его домашних дел. По обычаю, мужчина не будет даже улыбаться жене при посторонних, не возьмет при посторонних ребенка на руки. Он очень скупо отзывается о достоинствах жены, детей. При этом должен строго следить, чтобы на жену не пали никакие мужские дела и обязанности – «Курица, начавшая петь по-петушиному, лопнула». Чеченец как на особо тяжкое оскорбление реагирует на нецензурную брань, особенно если в ругательстве фигурирует женщина. Это связано с тем, что самый большой позор, если женщина из семьи позволила себе какие-либо отношения с посторонним мужчиной. В республике, хоть и редко, имелись случаи самосуда над женщинами за вольное поведение. В понятие мужской красоты чеченцев входят высокий рост, широкие плечи и грудь, тонкая талия, худощавость, быстрая походка – «По походке узнаешь, каков он», говорят в народе. Особенную, знаковую, нагрузку несут усы – «Если ты не ведешь себя как мужчина, не носи усов!» Для тех, кто носит усы, к этой строгой формуле прилагаются три запрета: не плакать от горя, не смеяться от радости, не убегать ни при какой угрозе. Вот так усы регламентируют поведение чеченского мужчины!
Рассказывают, что идущего сдаваться в плен предводителя восставших горцев Шамиля несколько раз окликнул его верный сподвижник. Но Шамиль не обернулся.[21] Когда потом его спросили, почему он не обернулся, он ответил, что его застрелили бы. «Чеченцы не стреляют в спину»,- пояснил Шамиль. Эта и многие другие истории будут рассказаны для туристов в нашем увлекательном путешествии. На наш взгляд, интересным является и история сражений этого народа.
Женщина–мать у чеченцев имеет особый общественный статус. Она издревле - хозяйка огня, мужчина только хозяин дома. Самое страшное чеченское проклятие – «чтобы потух в доме огонь». Чеченцы всегда придавали большое значение женщине как хранительнице домашнего очага. И в этом своем качестве она наделена совершенно особыми правами. Никто кроме женщины не может остановить поединок мужчин на почве кровной мести. Если там, где льется кровь и бряцает оружие, появляется женщина, смертельная схватка может прекратиться. Женщина может остановить кровопролитие, сняв с головы платок и бросив его между сражающимися. Стоит кровному врагу прикоснуться к подолу любой женщины, как оружие, направленное на него, уберут в ножны: теперь он под ее защитой. Дотронувшись губами до груди женщины, любой автоматически становится ее сыном. Чтобы прекратить ссору или драку женщина давала своим детям вынести зеркало к рубящимся – это действовало как запрет на междоусобицу. По западной традиции мужчина пропустит женщину вперед в знак уважения. По чеченской : мужчина, уважая и оберегая женщину, всегда идет впереди нее. У этого обычая древние корни. В старину на узкой горной тропе могли быть очень опасные встречи: со зверем, грабителем, с кровным врагом. Поэтому мужчина и шел впереди своей спутницы, готовый в любую минуту защитить ее, жену и мать его детей.
Об уважительном отношении к женщине свидетельствует обычай приветствовать ее только стоя. Если проходит пожилая женщина, долг любого человека, независимо от возраста, встать и поздороваться первым. Величайшим позором считалось не почитание матери и ее родственников. А для зятя почитание родственников жены – засчитывалось как добродетель, за которую бог без суда может отправить в рай. Очень много нового и интересного есть в культуре чеченского народа. Очень долго можно рассказывать о жизни и нравственности республики в целом. Но не стоит забывать и о том, что народ этот так же прославился своим умением петь и танцевать. Настоящие танцы и песни чеченского народа можно увидеть и услышать в самой Чечне. Другой возможности увидеть эти великолепные танцы у приезжих не будет. Поэтому, не возможно не рассказать о музыкальных инструментах чеченского народа.
МУЗЫКА И ТАНЦЫ В ЧЕЧЕНСКОМ ОБЩЕСТВЕ И СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД ЧЕЧЕНЦЕВ.
Самый древний, самый распространенный и любимый музыкальный инструмент чеченцев – пондур.[18] Он так же незамысловат, как русская балалайка: три струны, деревянный корпус - правда, удлиненной формы и выдолбленный из одного куска дерева. Для туристов предоставляется настоящий пондур, и каждый желающий может сыграть на нем. Звук его мягкий, как бы шелестящий. Под звуки пондура древние сказители исполняли песни-илланчи. Есть среди древних сказаний и легенда о самом пондуре, она связана с именем полководца Тимура, который после опустошительной битвы с чеченцами, спросил своих военачальников: «А вы забрали у них пондур?», и услышав отрицательный ответ промолвил: «Если вы не забрали пондур, значит мы их только разбили, но не покорили….»[13]
Ровесниками пондура являются: дудка, бубен, барабан, рожок, свисток, а также хлопушка-гема, которая применялась на свадьбах. Наиболее архаичный смычковый инструмент изготовлялся из лопатки крупного рогатого скота; 2-4 струны были из конского волоса или искусно высушенных жил. В старину скрипки делали и из декоративной тыквы. Гармоники первоначально были деревянные. Русская гармошка появилась у чеченцев позднее, на ней сначала играли только девушки и женщины, потом стали играть и мужчины.[17] У каждого инструмента была своя роль. На свирели, например, играли в день летнего солнцестояния, в честь чеченского Прометея – героя Пхъармата, который принес огонь людям. В древней чеченской легенде рассказывается, что Пхъармат нес в камышинке горящие угольки, которые, выпадая, прожигали в стенках дырочки. Полая камышинка с восьмью дырочками и стала первой свирелью. На инструменте «чиондарг», напоминающем скрипку, играли на засеянном поле. Считалось, что это ускоряет рост хлебов, повышает урожай. [13]
В жизни чеченцев музыка занимала особое место. С ее помощью объяснялись в любви, клялись, мирили людей и врачевали. Известна, например, древняя мелодия , с помощью которой знахари успокаивали боль. В чеченском музыкальном фольклоре несколько жанров: песня, танцевальная музыка, так называемая «музыка для слушания». Но разделить эти жанры трудно. Потому что чаще всего у чеченцев песня и танец нераздельны. Мелодия песни, ускоряясь, переходит в искрометную пляску. Народные песни – как религиозные, так и светские – исполнялись нараспев или речитативом. Часто это были песни-диалоги. Такую песню начинал всегда мужчина. На празднике один из мужчин декламировал нараспев, остальные хором повторяли припев. Затем выходила женщина и соответствующей песней отвечала мужчине-певцу. Остальные женщины подпевали ей. Завязывалось как бы творческое состязание: кто кого переговорит, перепоет, а вслед за этим - и перетанцует.
Чеченский танец – не набор виртуозных па, он, как правило, имеет драматургическую завязку, сюжет. Это может быть, например, одна из древних легенд или такой народный обычай, как прекращение женщиной с помощью брошенного платка поединка между мужчинами. Как и на всем Кавказе, самый распространенный танец чеченцев – лезгинка. Почти каждый аул или селение имеют свою лезгинку. Современная лезгинка, пожалуй, единственный танец без песенного начала. В нем «говорят» движения партнеров: у женщин – плавные и грациозные, у мужчин – стремительные, темпераментные с «проходками» на пальцах. Это особенность лезгинки. Танцы, имеющие древние фольклорные корни, исполняют в наши дни профессиональные чеченские танцевальные ансамбли: известный далеко за пределами Чечни «Вайнах», детский ансамбль «Ловзар».
Заключительным этапом рассмотрения чеченской культуры в нашей работе, будет являться рассказ о самом таинственном и великолепном – свадебном обряде. Если Вы никогда еще не были в Чеченской Республике и не видели, как настоящие горцы забирают выбранных ими девушек под венец, то Вы никогда не поймете горячую кровь этого народа. В нашем проекте, для тургрупп этот обряд будет представлен как некое театральное выступление , но основанное на подлинных событиях.
Чеченское слово «свадьба» в переводе означает – «игра». Сам по себе свадебный обряд – это череда представлений, в которые входят пение, танец, музыка, пантомима. Музыка звучит, когда за невестой отправляются и привозят ее в дом жениха односельчане, родственники, друзья. На этом этапе свадьбы происходят и другие представления. Так, например, родственники невесты задерживают свадебный поезд, перегораживая путь буркой или протянутой через улицу веревкой – нужно заплатить выкуп, чтобы проехать. Другие пантомимы происходят уже в доме жениха. На пороге дома заранее положены войлочный ковер и веник. При входе невеста может перешагнуть их или убрать с дороги. Если аккуратно уберет, значит, умна; если перешагнет, значит, не повезло парню. А вот невесту, празднично одетую, посадили в почетный угол у окна под специальную свадебную занавеску, тут ей дают на руки ребенка – чьего-то сына-первенца. Это - пожелание, чтобы у нее родились сыновья. Невеста ласкает ребенка и дает ему что-нибудь в подарок. Гости приходят на свадьбу с подарками. Женщины дарят отрезы материи, коврики, сладости, деньги. Мужчины – деньги или баранов. Причем, мужчины обязательно вручают подарок сами. А дальше – пир горой.
После угощения – опять представление. К гостям выводят невесту, у которой они просят воды. Все что-то говорят, шутят, обсуждают внешность девушки, а ее задача – не разговориться в ответ, потому что многословие – признак глупости и нескромности. Невеста может лишь в самой лаконичной форме предложить выпить воду и пожелать гостям здоровья. Еще одна игра-представление организуется на третий день свадьбы. Невесту с музыкой, с плясками ведут к воде. Сопровождающие бросают в воду лепешки, затем расстреливают их, после чего невеста, набрав воды, возвращается домой. Это – старинный обряд, который должен обезопасить молодую женщину от водяного. Ведь она каждый день будет ходить по воду, а водяного приманили уже угощением и «убили». В этот вечер совершается регистрация брака, в которой участвует доверенный отца невесты и жених. Обычно мулла от имени отца дает согласие на вступление его дочери в брак, и на следующий день невеста становится молодой хозяйкой дома. По старинному чеченскому обычаю жених не должен показываться на собственной свадьбе. Поэтому он в свадебных играх не участвует, а веселится обычно в это время в компании друзей.
Подводя итог вышесказанному, мы не могли не отметить, что культура чеченского народа интересна и многогранна. С одной стороны, мужчины-чеченцы предстают перед нами, как не прогибаемые не перед чем, гордые горцы, с другой, они мягкие и уважительные по отношению к старшим и женщинам. Они чтят древние обычаи, живут по справедливости, строго выдержанны и обучены хорошим манерам. Женщины то предстают перед нами, как кроткие хранительницы очага, которые внемлют любому слову своего мужчины, с другой стороны, только женщина способна остановить какой – либо бой и уладить конфликт. Интересными для туристов являются музыка и танцы, которые далеко отличаются от европейских. Так же привлекает незнакомый быт и условия жизни, к которым привык чеченский народ. Вся культурная и историческая сторона жизни народа достаточно интересна и глубока. Вникать и понимать ее становиться интересней с каждым часом и днем, проведенным в Чечне. На наш взгляд, чеченцы имеют две главные черты, которые охарактеризуют их полностью: БЛАГОРОДСТВО и ГОСТЕПРИИМСТВО. Такого теплого приема Вы не встретите ни где. Поэтому, туризм для самого народа является не некой отраслью производства, а смыслом жизни.
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ, СДЕРЖИВАЮЩИЕ РАЗВИТИЕ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТУРИЗМА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ.
3.1.ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ПОВЛИЯВШИЕ НА СДЕРЖИВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
В происхождении войны в Чечне
многое еще не выяснено, и неизвестно.
Скорее всего, в чеченском кризисе
есть, помимо видимой, «надводной части»,
еще и «подводная», проникнуть в
которую при жизни главных действующих
лиц драмы явных и закулисных- невозможно.
Тут не все так просто, как порой кажется.
Чеченская трагедия была спровоцирована
целым комплексом причин глобального,
регионального и местного происхождения.
Чеченская проблема-проблема нашей страны,
она не сходила с первых страниц газет,
журналов практически на протяжении трех
лет. Была темой для многих программ на
телевидении. Для большинства людей она
так и осталась "непонятной войной".
Чеченская проблема из самой острой в
современной российской истории превратилась
в самую скучную, но в то же самое время,
оставаясь актуальной. После прекращения
боевых действий и начала переговорного
процесса интерес к этому конфликту несколько
угас.[16]
При слове Чечня первое, что приходит на
ум-это ужасы, кровавые события. Кажется,
для того чтобы прекратить конфликт, нужно
начать переговоры между двумя противоборствующими
сторонами. Но никто не хочет заниматься
этой насущной проблемой, все откладывают
ее до лучших времен. Увы, многое зависит
от политиков, особенно в данном конфликте,
когда Чечня показала на что она способна
(по своему мнению считает себя победительницей).
Россия же не горит желанием признать
свое поражение, а, значит, и признать свои
ошибки. Ведь для нее война в Чеченской
Республике оказалась позором.[15] Одни
аналитики говорят, что война в Чечне –
это война за каспийскую нефть, другие
утверждают что – это война премьера В.
Путина, шанс стать президентом, третьи,
что война развивалась по собственной
логике реванша, а ее план и характер продиктованы
интересами нового российского генералитета.
Ищут исторические предпосылки чеченкой
войны в революции и гражданской смуте
(1917-1921 гг.), часто вспоминают о Кавказкой
войне XIX века, проводя прямые параллели
с событиями двухвековой давности, как
будто за это время чеченское общество
не претерпело никаких перемен.[17] Чеченская
война, вошла с в историю. Проанализировав
различную литературу, многочисленные
точки зрения, я в своей работе попыталась
показать урон, нанесенный Чеченской
Республике за годы войны.