Проблемы и перспективы развития выездного туризма в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2015 в 20:26, курсовая работа

Описание работы

Стремительно развивался сегмент российского выездного туризма, что определялось, прежде всего, колоссальным отложенным спросом на иностранный туристический продукт, накопившимся за советский период российской истории. В настоящее время размер выездного туристического потока (около 12 миллионов человек в год) почти в четыре раза превосходит аналогичный показатель въездного туризма, не уступает по темпам роста внутренним перемещениям россиян.

Содержание работы

Введение 2
1 Аспекты функционирования и состояние выездного туризма в Российской Федерации
1.1 Теоретические и правовые аспекты функционирования выездного туризма 4
1.2 Состояние выездного туризма в России 7
2 Проблемы и перспективы развития выездного туризма в Российской Федерации
2.1 Проблемы выездного туризма в России 11
2.2 Перспективы развития и возможные решения проблем выездного туризма 14
Заключение 23
Список литературы

Файлы: 1 файл

Kursach.docx

— 68.73 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования и науки АО

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Астраханской области

«Астраханский государственный политехнический колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

по дисциплине МДК 03.01 «Технология и организация туроператорской и турагентской деятельности»

на тему «Проблемы и перспективы развития выездного туризма в Российской Федерации»

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнил

студент 3  курса, гр. ТУ - 321

Клишин Дмитрий

Работу проверил

преподаватель

Воронина Любовь Юрьевна

 

 

 

 

 

2014

 

Содержание

 

Введение                                                                                                                         2

1 Аспекты функционирования и состояние выездного туризма в Российской Федерации 

1.1 Теоретические и правовые  аспекты функционирования выездного  туризма   4

1.2 Состояние выездного туризма в России 7

2 Проблемы и перспективы  развития выездного туризма в  Российской Федерации

2.1 Проблемы выездного туризма в России 11

2.2 Перспективы развития и возможные решения проблем выездного туризма     14

Заключение   23

Список литературы 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Стремительно развивался сегмент российского выездного туризма, что определялось, прежде всего, колоссальным отложенным спросом на иностранный туристический продукт, накопившимся за советский период российской истории. В настоящее время размер выездного туристического потока (около 12 миллионов человек в год)  почти в четыре раза превосходит аналогичный показатель въездного туризма, не уступает по темпам роста внутренним перемещениям россиян.

Отдельным ученым–туризмологам и экономистам данные статистические показатели внушают определенные опасения, связанные с ростом вывозимых в результате развития выездного туризма  валютных сбережений россиян, с застоем национальной туристической индустрии, ухудшением торгового баланса России и т.д. Безусловно, перекос развития национального туризма в сторону выездного имеет ряд крайне вредных и для национальной экономики, и для национальной туристической инфраструктуры последствий, однако, в условиях, характеризуемых существенным отрывом в структуре международного туризма выездных туров, у нашей страны появляется возможность использовать рост темпов развития выездного туризма для развития иных, не связанных с туристической деятельностью, сфер национальной экономики.

Для ощущения экономического эффекта выездного туризма от государственной власти нашей страны требуется создание определенной модели, при которой выездной туризм посредством развития экспортно-импортных отношений будет стимулировать развитие наиболее конкурентных сфер отечественного производства или сферы услуг.

 Вся эта стройная система организации туристического бизнеса в Европе и других страны мира создавалась десятилетиями, имеет давние традиции, высокоразвитую инфраструктуру туризма, квалифицированные кадры и организацию их подготовки. Поэтому тот уровень, которого достиг туризм в странах Запада, является следствием больших и серьезных усилий со стороны государственных и частных структур. Таким образом, от оценки роли туризма в экономике зависит отношение государства к его развитию, источникам инвестиций и многое другое.

Актуальность данной курсовой работы состоит в том, что выездной туризм стал одной из наиболее динамично развивающихся сфер бизнеса. С каждым годом туристский рынок становится всё более эффективным, формы сотрудничества туроператоров и поставщиков туристских услуг всё более разнообразными, специфика обслуживания более сложной. Сложность и постоянно изменяющаяся специфика выездного туризма делают необходимым изучение основ и постоянное пополнение знаний об этой отрасли.

Целью курсовой работы является обоснование проблем и перспектив развития рынка российского выездного туризма, а также анализ его современного состояния.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

- определить состояние рынка международного выездного туризма;

- определить текущие проблемы туризма России;

- обосновать перспективные направления развития выездного туризма для России.

Объект исследования данной курсовой работы – выездной туризм в Российской Федерации, а предметом исследования – проблемы, перспективы развития выездного туризма и возможные пути решения этих проблем.

Теоретической базой работы явились труды отечественных исследователей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Аспекты функционирования и состояние выездного туризма в Российской Федерации

1.1Теоретические и правовые аспекты функционирования выездного туризма

Туризм (французское tourisme, от tour — прогулка, поездка), путешествие в свободное время, один из видов активного отдыха.

Туризм — составная часть здравоохранения, физической культуры, средство духовного, культурного и социального развития личности. (По существующей в мировой практике оценке масштабов туристского движения, к туристам относят всех лиц, которые временно и добровольно переменили место жительства с любой целью, кроме деятельности, вознаграждаемой в месте временного проживания.) Лиц, пребывающих в свободное время в какой-либо местности менее 24 часов, считают экскурсантами. Путешествия в пределах своей страны объединяются понятием «внутренний (национальный) туризм», а за её пределами — «иностранный туризм»./6/

Выездной туризм одна из наиболее динамично развивающихся сфер бизнеса. С каждым годом туристский рынок становится всё более эффективным, формы сотрудничества туроператоров и поставщиков туристских услуг всё более разнообразными, специфика обслуживания более сложной. Вместе с тем, совершенствуются технологии, растёт общий уровень профессионализма работников туризма. Сложность и постоянно изменяющаяся специфика выездного туризма делают необходимым изучение основ и постоянное пополнение знаний об этой отрасли.

На сегодняшний день в большинстве стран мира туризм является одной из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамичных отраслей экономики, играет важную роль в стимулировании социально-культурного, политического и физического развития, способствует повышению экономического благосостояния граждан своей страны, подчиняя этой цели выделение ресурсов на привлечение различных сегментов туристического рынка. Передвижение туристов, как в международном, так и в национальном масштабах вносит значительный вклад в решение вопросов занятости, приносит доход национальным и региональным структурам, предприятиям и т.д. Развитая туристическая индустрия способствует увеличению поступлений валюты в страну, а также поступлению доходов через налоги.

В законе РФ дано несколько иное определение. Туризм – временные выезды (путешествия) граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного проживания./1/

Под туристической индустрией понимается совокупность производственных, транспортных и торговых предприятий, производящих и реализующих туристические услуги и товары туристического спроса.

24 ноября 1996 года  Президент РФ подписал Федеральный  закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» № 132-ФЗ. Закон провозгласил туристскую деятельность приоритетной отраслью экономики России; установил принципы государственного регулирования туристской деятельности; определил способы государственного регулирования и ряд правовых институтов в сфере туризма: лицензирование, стандартизация, сертификация, права и обязанности туриста, безопасность туризма и др.; закрепил структуру договора по оказанию туристских услуг; решил ряд важных правовых и организационных вопросов.

Закон определил основные понятия, используемые в сфере туризма. Так, туризм определяется как временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства. /2/

Туристскую деятельность регламентируют Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ» от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ (в ред. от 10 января 2003 г.; далее – Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ) и ряд подзаконных нормативных актов, наиболее значимым из которых является Постановление Правительства РФ «О лицензировании туроператорской и турагентской деятельности» от 11 февраля 2002 г. № 95 (в ред. от 3 октября 2002 г.; далее – Постановление Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. № 95).

Исходя из норм названных законодательных актов за срыв перевозки, должен отвечать не перевозчик, а туроператор, хотя он и не осуществляет экскурсии и путешествия, а организует исполнение этих услуг, в реализации которых занята цепочка контрагентов (к числу таких контрагентов относятся и перевозчики).

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ при формировании туристского продукта туроператор приобретает право на услуги, входящие в тур, на основании договоров с предоставляющими их лицами, в том числе с перевозчиком. Таким образом, заключая договор с туристом, туроператор предоставляет ему не сами услуги, а права (гарантии) на эти услуги, осуществляемые другими лицами. Однако эти «другие» лица не связаны прямыми договорными отношениями с туристом, в силу чего ответственность перед туристом по всем статьям заключенного с ним договора в случае нарушения прав туриста несет туроператор как сторона договора. /2/

Данный вывод подтверждает ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ, в соответствии с которой турист имеет праве требовать от туроператора оказания ему всех услуг, входящих в тур, независимо от того, кто эти услуги оказывает.

Фактически в ст. 10 названного Федерального закона дублируется общая норма об ответственности за действия третьих лиц, закрепленная в ст. 403 ГК РФ, согласно которой должник отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств третьими лицами, на которых было возложено исполнение, если законом не установлено, что ответственность несет третье лицо, являющееся исполнителем. Поскольку ответственность непосредственного исполнителя для отношений туризма законом не установлена, требования туриста о причинении ему ущерба в силу ст. 403 ГК РФ и ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ должны предъявляться непосредственно туроператору.

В последние годы настоятельной необходимостью является постановка вопроса о соответствии социально-экономических тенденций развития общества и законодательства, в том числе в области туризма. Так, перекос в сторону развития выездного туризма целесообразно компенсировать законодательными мерами по развитию внутреннего и въездного туризма. При оформлении договорных отношений между туристом и турагентством обычно руководствуются следующими нормами права: Закон РФ от 24 ноября 1996г. №132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в РФ», Гражданский кодекс РФ 1-я и 2-я части, Закон РФ от 9 января 1996г. №2-ФЗ «О защите прав потребителей», Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997г. №60-ФЗ.

Повышенную ответственность туроператора перед туристом за нарушения обязательств по договору, в том числе и допущенные теми лицами, с которыми туроператор заключил договоры на обслуживание их заказчика (туриста), устанавливает и п. 3 ст. 401 ГК РФ. Причем эта ответственность наступает независимо от вины самого туроператора.

Оказывающий туристические услуги туроператор осуществляет предпринимательскую деятельность. А согласно п. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушения обязательств со стороны контрагентов.

Таким образом, ответственность туроператора независимо от его вины возникает из самого смысла заключаемого им с туристом договора, согласно которому туроператор осуществляет предпринимательскую деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта. В связи с этим именно с изучения договора и следует начинать защиту нарушенных прав туристов.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ договор между туроператором и туристом заключается в письменной форме и должен соответствовать законодательству РФ, в том числе законодательству в области защиты прав потребителей.

Государственное регулирование туристской деятельности в России осуществляет орган исполнительной власти, на который возложены функции по проведению государственной политики, нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг - Федеральное агентство по туризму.

 

1.2 Состояние выездного  туризма в России

Выезд граждан из РФ в страны дальнего зарубежья в 2010 году заметно увеличился (+16,8%) по сравнению с предыдущим годом и составил 9,8 млн. человек. С туристскими целями выезжало 4485,3 тыс. человек. Если мы посмотрим, что произошло в позиционировании наиболее посещаемых стран гражданами из РФ с целью туризма, то увидим, что на первое место вышла Польша, сместив Турцию на 3-е место, Китай поднялся на 2-ю позицию с 3-ей, Финляндия сохранила свое четвертое место, Испания поднялась на 5-ю позицию. Большой скачок сделал Египет, переместившийся с 10-ой позиции на 6-ую. Несколько снизилась популярность Объединенных Арабских Эмиратов, которые заняли 10-ую позицию вместо 5-ой. Среди стран, не вошедших тогда в десятку лидеров, следует отметить популярность в эти годы для российских туристов Болгарии, Франции, Греции, Чехии, Таиланда, Швейцарии и Республики Корея./12/

По данным Российского союза туриндустрии, выездной туристический поток из России в 2011 году увеличился почти на 880 тысяч и составил 6,5 млн. человек. Причем поток туристов в Турцию увеличился на 400 тыс. человек и по итогам сезона 2004 года составил 1,5 млн. человек, более 200 тыс. прибавил Египет – за ушедший год страну посетили более полумиллиона российских туристов.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития выездного туризма в Российской Федерации