Проблемы и перспективы развития выездного туризма в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2015 в 20:26, курсовая работа

Описание работы

Стремительно развивался сегмент российского выездного туризма, что определялось, прежде всего, колоссальным отложенным спросом на иностранный туристический продукт, накопившимся за советский период российской истории. В настоящее время размер выездного туристического потока (около 12 миллионов человек в год) почти в четыре раза превосходит аналогичный показатель въездного туризма, не уступает по темпам роста внутренним перемещениям россиян.

Содержание работы

Введение 2
1 Аспекты функционирования и состояние выездного туризма в Российской Федерации
1.1 Теоретические и правовые аспекты функционирования выездного туризма 4
1.2 Состояние выездного туризма в России 7
2 Проблемы и перспективы развития выездного туризма в Российской Федерации
2.1 Проблемы выездного туризма в России 11
2.2 Перспективы развития и возможные решения проблем выездного туризма 14
Заключение 23
Список литературы

Файлы: 1 файл

Kursach.docx

— 68.73 Кб (Скачать файл)

Исходя из рейтинга популярности туристических направлений, составленного на основе статистических данных Российского союза туриндустрии по частоте пересечения границ этих государств российскими гражданами, первую строчку в таблице занимает Турция, которая уже много лет является одним из самых популярных для россиян туристическим направлением. Китай, занимающий второе место в рейтинге, пока не является особенно популярным туристическим направлением, но российские туроператоры отмечают, что доля туристических поездок в Китай увеличивается год от года. Кроме того, высок процент жителей Дальнего Востока, пересекающих российско-китайскую границу, в том числе без визы. Также, по причине соседства государственных границ в лидерах оказалась Финляндия.

Касательно популярности туристических направлений в 2011 год, можно отметить традиционно высокий спрос на Турцию, а также заметное повышение интереса относительно Египта. Причина в том, что Египет спрашивают в течение всего года, а у Турции короткий выездной сезон. Туроператоры начали проводить политику «Турция круглый год», однако эта затея оказалась не столь успешной.

На увеличение популярности Турции, прежде всего, оказало влияние незначительное повышение (по сравнению с другими курортами), а временами и снижение стоимости туров. Переход практически всех турецких курортных отелей на систему all inclusive и ultra all inclusive и повсеместная европизация турецких курортов все больше привлекает российских туристов./8/

За три предыдущих года в 6 раз возросла популярность индийских курортов, однако страной возвратного спроса Индия пока не становится. Туда едут туристы, которые многократно были в Турции, Египте, Арабских Эмиратах и хотят посетить что-то новое. Индия очень хорошо набирает туристов в зимние месяцы, однако в 2009 году, в связи с событиями в Юго-Восточной Азии страна потеряла значительное количество туристов.

Лидерами роста цен в 2011 году стали Хорватия и Кипр, которые показывают падение спроса. Так, например, на Кипре, в связи с переводом на евро, введением въездной визы и высоких цен внутри страны, а также довольно скудной экскурсионной программой на острове, существенно снизился поток российских туристов. Существенный подъем цен на хорватских курортах связывается прежде всего с переориентацией хорватских хотельеров на туристские рынки Германии и Австрии, и соответственно, переводом цен в евро, а также с незначительным приростом и улучшением отельной базы.

Рост потока российских составил 3,5%. Эта цифра гораздо ниже, чем показатели двух предыдущих лет (в 2004 г. выезд увеличился на 15,5%, в 2003 – на 12,4%). По мнению участников туристского рынка, турпоток в последние годы остается практически неизменным и лишь перераспределяется по разным направлениям. А статистическое снижение темпа его роста произошло, из-за падения популярности шоп-туризма и продолжающегося процесса уменьшения приграничных обменов в связи с введением некоторыми странами визового режима с Россией.

Теперь о странах, потерявших туристов из России. И здесь – ничего удивительного. На 2,3% снизилась Германия. Эти потери меньше, чем в 2010 году (-9,7%). Причина - отношение консульства к турбизнесу. То же касается и Великобритании, потерявшей 16%. Хотя во второй половине прошедшего года претензий к работе британского консульства не было, визовый скандал, разразившийся на этом направлении весной 2010 года, видимо, сделал свое черное дело.

Хуже всех в 2011 году сработала Франция (-20,3%). Что особенно заметно в сравнении с 2010 годом, когда турпоток в «самую принимающую страну» из России вырос на 25,7%./4/

Выезд россиян на отдых за границу в 2011 году подскочил значительно (+20,8%). Во всяком случае, за последние годы похожая динамика была зафиксирована лишь в 2002 году (+20,3%), с тех пор этот показатель выше 15,5% не поднимался. Таким образом, за рубежом в прошлом году побывало 9 млн. 369 тыс. российских туристов – на 1 млн. 616 тыс. больше, чем в 2010.

Можно, конечно, говорить о росте благосостояния россиян – не было бы денег, не поехали бы. Но, с другой стороны, как ни странно, такой спрос на заграничный отдых во многом спровоцирован жесткой конкуренцией на российском туристическом рынке.

Рекордсмены 2011 года по динамике роста – в основном, экзотические направления: Израиль (91%), Мальдивы – (79%), Вьетнам (69,5%), Таиланд (60%). Из европейских стран, если не брать Сербию и Черногорию, которые вместе прибавили 169%, в лидерах Австрия (44%), Литва (43%), Нидерланды (37%), Хорватия (36%), Кипр (33%).

Из общих тенденций: значительно вырос поток в те страны, где богатая экскурсионная программа: Индия, Бирма, Вьетнам, Перу. Даже заядлые «пляжники» все чаще сочетают отдых с экскурсионными программами. Сформировалась явная мода на отдых в спа-отелях, что спровоцировано модой на здоровье и расширением соответствующего предложения. На курортах Италии, Венгрии, Литвы, Эстонии, Греции и многих других стран отели без спа-комплексов уже практически не строятся.

А теперь подробнее рассмотрим стран-лидеров по приему туристов из России.

Турция упорно держит первенство и прибавила 30%, значительно улучшив показатель 2010 года. В 2012 эта страна, хотя и занимала в таблице верхнюю строчку, но впервые за 7 лет показала снижение спроса - на 5,6%. «Восстановиться» помог спокойный – без терактов и обманов – сезон и, видимо, увеличенный после провала рекламный бюджет для российского рынка. Да и по соотношению цены и качества равных Турции, по-прежнему, нет./6/

В общем можно сказать, что популярными российскими направлениями выездного туризма остаются Турция, Финляндия и Египет. Так же можно отметить рост туристических потоков из России в Польшу, Китай и Испанию.

 

 

 

 

 

 

 

2 Перспективы развития и проблемы выездного туризма в России в настоящее время

2.1 Проблемы выездного туризма в настоящее время

Российский туристический рынок скоро отметит свое двадцати пятилетие. За время его существования достигнуто немало, начиная от практически полного установления законодательной базы функционирования туризма, до появления крупных туристических фирм, само существование которых доказывает рентабельность и перспективность туристической деятельности в нашей стране.

С одной стороны, казалось бы, туристический рынок, не смотря на перипетии национальной экономики, стремительно развивается - туристический поток год от года растет, с каждым новым сезоном увеличивается количество туристических фирм, все более масштабными и значимыми становятся центральные и региональные туристические выставки. Однако, стоит провести  структурный анализ российских туристических потоков, изучить доли рынка национальных туроператоров, сразу же становится очевидной уязвимость и нестабильность российского туризма./11/

К сожалению, в Российской Федерации до сих пор остаётся официальной точка зрения нежелательности выездного туризма, поскольку многие туризмологи связывают аутгоинг только с вывозом денег за рубеж.

Условия жизни россиян, характеризуемые существенной дифференциацией населения, невысокой материальной обеспеченностью, как и особенности отечественных отпусков и форм отдыха, привели к довольно парадоксальной ситуации, при которой представители среднего класса стремятся выехать на зарубежные курорты, а отдых в своей собственной стране предпочитают либо клиенты высокого сегмента, либо, наоборот, самые малобюджетные туристы. Если причины привязанности к российским курортам туристов с низким уровнем доходов можно легко объяснить его сравнительной дешевизной, то предпочтения искушенных в отдыхе VIP –клиентов основаны, скорее всего, на  таких конкурентных преимуществах внутреннего туризма как отсутствие языкового барьера, адекватное отношение к отдыхающим обслуживающего персонала, возможности приобретать туры в «последнюю минуту».

Данная ситуация неизбежно приводит к двум негативным последствиям. Прежде всего, это ориентация отечественных курортов либо на самых малобюджетных туристов, либо на «высокий сегмент потребителей», что вызывает гипертрофированный рост цен на услуги гостиничных предприятий, предлагающих комфортные условия проживания. Проблема нехватки (или полного отсутствия) отелей средней руки, предлагающих сервис уровня ** или *** по ценам, приемлемым для среднего класса (а в условиях России это люди с доходом  400-450 долларов в месяц) актуальна как для российских туристических центров.

Вторая негативная тенденция заключается в том, что рост выездного туризма в основном происходит за счет среднего класса, желающего получить недоступный на родине высокий или средний уровень сервиса по приемлемой цене. Представители среднего класса – люди с невысоким, но стабильным заработком, знающие цену деньгам, поэтому зачастую они выбирают поездку, руководствуясь предлагаемой туроператорами ценой. Экономия ведет к популяризации массовых направлений выездного туризма и «сползанию» туроператоров в ценовую конкуренцию./13/

Анализ направлений современного российского выездного туризма позволяет сделать вывод, что наиболее популярными являются дестинации, отличающиеся льготными туристическими формальностями, обладающие определенной степенью известности среди потребителей, предлагающие среднего качества «наземное» обслуживание по невысоким ценам.

Известность зарубежного направления  среди отечественных потребителей – динамичная величина, на рост которой способны оказывать воздействие как заинтересованных туроператоров, так и туристических представительств зарубежных стран. Особо активным продвижением зарубежных дестинаций  занимаются туроператоры (и с участием иностранного капитала, и полностью российские фирмы), степень заинтересованности которых в продаже туристического продукта усиливается льготными условиями сотрудничества с принимающими компаниями, отелями, возможностью получения аккредитации в консульских службах страны и даже непосредственными капиталовложениями со стороны иностранного бизнеса и власти.

Дешевое «наземное» обслуживание основывается на географической близости дестинации, низком уровне жизни местного населения рецептивного региона и возможности получения высоких дисконтов в случае вступления туроператоров в рисковые формы взаимодействия с поставщиками туристических услуг (в первую очередь, с авиакомпаниями и отелями).

Туроператоры как организаторы групповых поездок готовы перенимать на себя существенные риски, связанные с рентабельностью перевозки, по одной причине – возможности удешевления туристического пакета (в сравнении с базирующимися на регулярных перевозках турами), так как именно достижение минимальной себестоимости в настоящее время является главным козырем и основным конкурентным преимуществом на российском туристическом рынке.

Еще более выгодную ценовую позицию имеют турфирмы, вступающие в рисковые формы сотрудничества с представителями гостиничного бизнеса зарубежных стран. В настоящее время деятельность ни одного крупного игрока туристического направления не обходится без выкупа последним блоков мест в зарубежных гостиницах (причем все чаще с полной предоплатой стоимости комнат еще до наступления туристического сезона).

С одной стороны, минимизация себестоимости туров – позитивная для туристического рынка тенденция, способствующая росту туристического потока и рентабельности аутгоинга (за счет эффекта масштаба), но современная ситуация на туристическом рынке России  свидетельствует об обратном.

На  фоне растущего потребительского спроса на туристическом рынке, объясняемого повышением материального обеспечения россиян, наблюдается постоянное падение прибыльности и рентабельности туристического бизнеса, причем особенно в самых популярных среди граждан массовых направлениях. Причинами этого становятся усиливающиеся амбиции новых игроков туристического рынка, появляющихся практически перед каждым новым туристическим сезоном.

Специфика туристической деятельности заключается в необходимости наличия не только прочных (лучше личных) связей с поставщиками туристических услуг, но и  доступа туроператоров  к финансовым источникам (кредитам банков, частных инвесторов, крупных промышленных предприятий), поскольку сезонный характер туристического бизнеса приводит к «замораживанию» довольно солидных денежных сумм (оплата блоков мест в отелях, чартерных программ, без которых современный туроперейтинг невозможен), которые многократно превышают оборотные капиталы самой турфирмы, минимум на 2-3 месяца. /10/

Отечественные инвесторы, среди большинства которых в настоящее время не выработалось «серьезного» отношения к туризму, не склонны осуществлять долгосрочные  капиталовложения в туристическую деятельность. Причины этого ясны и кроются в молодости и малоопытности российского турбизнеса. Объекты капиталовложений в туризм, чаще всего, не имеют материального выражения (брэнды, торговые марки, личные связи с поставщиками, собственная клиентская база); а сама туристическая деятельность – чрезвычайно сезонное явление, зависящая от огромного количества факторов внешней среды. Гораздо более привлекательными объектами инвестирования могут послужить промышленные предприятия, тем более имеющие непосредственное отношение к природным ресурсам. Не желая рисковать и работать на перспективу, инвесторы, если и финансируют туроператоров, то на довольно жестких условиях (кратчайшие сроки возвращения кредитов, достижения максимальной прибыльности, окупаемости и т.д.). Это толкает «молодых» (или не очень «молодых») профинансированных туроператоров, сломя голову, бросаться на рынки массовых направлений выездного туризма, сулящих в случае успешной конкурентной борьбы (то есть, достижения минимальной рыночной цены турпакета), высокие объемы продаж и рост прибыли за счет эффекта масштаба.

Данное утверждение постоянно подтверждается на практике (особенно в условиях столичного туристического рынка, отличающегося максимальной жесткостью ценовой конкуренции) регулярным приходом на рынок массовых направлений выездного туризма новых игроков с все большим финансовым  бременем на плечах, облегчение которого видится только в скорейшем переделе рынка в собственную пользу посредством минимальных (обычно демпинговых) цен и агрессивной рекламной политики.

Демпинг стал обычным явлением для туристического рынка российской столицы. В регионах демпинговые процессы сдерживаются обычно монопольным властвованием региональных авиаперевозчиков (ограниченные перевозные мощности которых обычно не удовлетворяют туристический спрос в регионе).

Демпинга в направлении европейских государств (за редким исключением в виде Болгарии, Чехии и Испании) и российских курортов  практически не наблюдается. Причина тому наряду с существующими визовыми режимами (предварительное визирование останавливает продажи минимум за неделю до момента отправления туристов, а предварительный отказ как от чартера, так и от забронированных блоков мест в отелях  меньше ударяет по карману) еще и в скромной квоте гостиничных номеров, выделяемых для российских туристов, что существенно ограничивает предложение на туристическом рынке и не допускает безумного снижения рыночной цены. 

Информация о работе Проблемы и перспективы развития выездного туризма в Российской Федерации