Проблемы развития туризма в Республике Казахстана современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 19:20, реферат

Описание работы

Значительно влияние и социальной функции туризма. Особенно данная функция проявляется в развивающихся или небольших государствах, где туризм зачастую является основной статьей дохода бюджета.
В Республике Казахстан туризм на современном этапе находится на стадии бурного роста. Активно развиваются все виды туризма. Также необходимо отметить положительную динамику в гостиничной индустрии, где происходит как количественный, так и качественный рост. Ежегодно увеличивается количество туристских фирм и число занятых в туризме.

Содержание работы

Введение
1. Сущность туризма и основные тенденции его развития
1.2 Современное состояние и проблемы развития туризма в Республике Казахстан
2. Проблемы подготовки кадров для отрасли туризма
3. Перспективы развития туризма в Республике Казахстан
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Субботина А.Д.doc

— 154.50 Кб (Скачать файл)

Однако этот мощный потенциал почти не востребован туристским бизнесом. Международный туризм в Казахстане переживает не самые лучшие времена. До обретения Казахстаном независимости туризм, как и все другие отрасли экономики, был жестко регламентирован центром. Основными регионами туристской деятельности в СССР были Кавказ, Крым, Прибалтика, исторические центры России, Средней Азии. В то же время историческая значимость целого ряда архитектурных, археологических, культурных памятников и природных достопримечательностей Казахстана фактически не рекламировалась и оставалась невостребованной. Туризм в Казахстане в советский период представлял собой один из элементов системы культурно-просветительной работы, выполнявшей идеологическую функцию и, несмотря на ее доминирующую роль, финансировался по остаточному принципу и не имел существенной экономической значимости. После приобретения независимости у Казахстана появилась возможность значительно развить индустрию туризма. Большим шагом на пути к развитию международных отношений в сфере туризма стало вступление Казахстана в 1993 году в качестве действительного члена во Всемирную Туристскую Организацию.

Казахстан располагает огромным потенциалом, как для развития внутреннего туризма, так и для приема иностранных путешественников. У него есть все необходимое - огромная территория, богатое историческое и культурное наследие, а в отдельных регионах - нетронутая, дикая природа.

Въездной и внутренний туризм в Казахстане представлен большим разнообразием его видов. Наиболее активно развиваются экологические, активные, экстремальные, исторические и познавательные виды туризма. Также набирает силу бизнес-туризм.

Анализ въездного потока туристов по целям пребывания показал, что 72,5% нерезидентов прибывает в Казахстан с деловыми и профессиональными целями и лишь 20% туристов указали, что прибыли в Казахстан с целью отдыха и рекреации.

Согласно статистическим данным за время своего пребывания один иностранный турист оставляет в республике в среднем 700 долларов США.

Характерной чертой выездного туризма в этот период является уменьшение количества шоп-туристов и туристов выезжающих с деловыми и профессиональными целями.

Таким образом выездной туризм в РК значительно превышает въездной и внутренний, и к сожалению существует значительная тенденция к увеличению этого показателя. Доля въездного туризма значительно меньше, но не подвержена столь резким колебаниям. Практика развития мирового туризма показывает, что все государства заинтересованы в первую очередь в развитии въездного и внутреннего туризма, так как первый вид обеспечивает валютные поступления в казну государства доход, а второй аккумулирует средства внутри государства и способствует развитию инфраструктуры туризма.

Можно выделить два базовых компонента казахстанского турпродукта: культурный туризм на Шелковом пути (паломнический и традиционный) и тесно связанный с ним эко-приключенческий туризм (сафари, рафтинг, орнитологический, треккинг, альпинизм, охота, рыбалка). В этом отношении следует выделить регионы, имеющие ресурсы для эко-приключенческого туризма, через которые пролегает маршрут Шелкового пути: Алматинская, Жамбылская, Южно-Казахстанская, Восточно-Казахстанская, Акмолинская области.

 Определенные перспективы Казахстан имеет в сегменте бизнес-туризма. Это прежде всего города Алматы, Астана, Атырау. Геополитическое положение и природно-сырьевые ресурсы позволяют рассчитывать на увеличение количества бизнес-туристов, приезжающих в Казахстан по вопросам бизнеса и участия в международных конвенциях. Инфраструктура вышеуказанных центров в основном соответствует международным стандартам.

 Город Алматы является стратегическими (воздушными, автомобильными, железнодорожными) воротами для республики и основная миграция происходит именно через этот город. Помимо удобных для проведения различных форумов зданий и гостиниц город имеет все необходимое для отдыха и развлечений, кроме того на территории близлежащей городу в радиусе 500 км расположены замечательные рекреационные зоны.

 Город Астана становится такой же стратегической зоной. Всевозрастающий интерес к городу, как к молодой столице нашего государства, имеющей современный облик и инфраструктуру, послужит стремительному развитию в городе международного и внутреннего туризма.

Выездной туризм на фоне нестабильности мировой экономики показал лишь незначительное ослабление роста. Отдельно нельзя не отметить динамику развития внутреннего туризма в Республике Казахстан.

Развитие туризма невозможно без стимулирования внутреннего туризма, так как он является наиболее доступным и дешевым. Структура внутреннего туризма в последние годы изменилась, так популярными стали маршруты выходного дня, краткосрочные экскурсионные поездки.

 Во всем мире явно выражена для государства выгодность развития въездного туризма, дающая дополнительные доходы в виде иностранной валюты.

 Для Казахстана туризм мог быть одним из стимулов развития экономики, если развивать сектор туризма ориентированный на прием иностранных туристов в своей стране. Специализация на въездном туризме даст возможность создать дополнительные рабочие места, расширить экспортный потенциал рынка для товаров и сувениров, станет одним из источников валютных поступлений.

Казахстан богат туристскими ресурсами. Природно-рекреационные потенциал Казахстана, а также национальные традиции и особенности, менталитет, обычаи обладают аттрактивностью для иностранных туристов, так как они уже насытились предложенными туристскими услугами на рынках Европы и Азии. В целом, в Казахстане уровень развития туризма не соответствует международному. Прежде всего, туристская отрасль ориентирована на развитии выездного туризма, не уделяется должного внимания развитию въездного и внутреннего туризма.

Общеизвестно, что для страны важно развитие въездного туризма. Это объясняется тем, что въездной туризм имеет ряд преимуществ с экономической точки зрения, среди которых:

- поступления финансовых средств в страну в виде иностранной валюты за счет продажи путевок и за счет покупки услуг и товаров в стране посещения;

- развитие гостиничного сектора в стране;

- формирование развитой инфраструктуры туризма;

- развитие смежных с туризмом отраслей;

- создание дополнительных рабочих мест;

 - проведение полномасштабных социологических и маркетинговых исследований для создания необходимого туристского продукта.

 Отказ туристских фирм  от предпринимательства в сфере  въездного туризма объясняется отсутствием необходимых финансовых средств, соответствующей инфраструктуры.

 В Казахстане в настоящее  время к проблемам, тормозящим  развитие международного туризма  относится отсутствие широкого  спектра анимационных мероприятий. Для их создание необходимо обучение специалистов за рубежом, из-за отсутствия опыта в этой сфере деятельности.

 Казахстан богат туристско-рекреационными  ресурсами, особо следует отметить  наличие привлекательных горных, рекреационных, природных, водных, экскурсионных зон. Данная база создает условия для беспрепятственного развития въездного туризма.

 В Казахстане туризм – развивающаяся отрасль, и влияние туристической индустрии на экономику страны пока незначительно. Неразвитость туристической инфраструктуры, невысокое качество сервиса, устойчивый миф о Казахстане как о стране повышенного риска привели к тому, что в настоящее время на нашу страну приходится менее 1% мирового туристского потока.

 Показатель туристической подвижности населения Казахстана – один из самых низких в мире. Подавляющая часть турфирм предпочитает заниматься направлением своих соотечественников за рубеж, и лишь немногие фирмы работают на привлечение туристов в Казахстан. Причем в основном туристы посещают Алматы и Астану.

 Туризм является отдельной отраслью, не мобилизующей валютные поступления в Республику, а наоборот, каналом утечки валюты во внушительных размерах. Возможно, лавина предложений отдыха за рубежом была востребована в Казахстане, потому что там нашим туристам предложили за умеренные цены сервис более высокого качества. Зачастую бывает ситуация, когда за рубежом отдохнуть для отечественного туриста выходит дешевле, чем в Казахстане.

 Анализируя состояние туризма в Казахстане на современном этапе необходимо прежде всего отметить положительную динамику его развития. Несмотря на небольшие коррективы, внесенные мировым экономическим кризисом, темпы роста туризма Казахстана продолжают демонстрировать положительную динамику.

Необходимо отметить, что темпы развития выездного туризма более динамичны, нежели внутреннего и въездного. Это объясняется повышающимся уровнем жизни населения нашей страны и отсутствием конкурентоспособных туристских предложений внутри страны, которые сочетали бы показатели цены и качества.

Въездной и внутренний туризм являются наиболее выгодными для государства, так как при их развитии происходит приток денежных масс в страну, тем самым пополняя ее бюджет.

Таким образом констатируя факты состояния туризма Казахстана на современном этапе следует отметить необходимость уделения особого внимания развитию внутреннего и въездного туризма.

 

 

 

 

 

 

 

      2.Проблемы подготовки кадров для отрасли туризма

 

Индустрия туризма и гостиничного хозяйства выступает как один из регуляторов занятости населения. Ежегодно в этой сфере создается около 3 млн. рабочих мест. К примеру, на рынке рабочих мест Европейского союза 13% занимает туризм. В мировой туристской системе, по данным Международной организации труда (МОТ), занято более 130 млн. человек, а создание здесь одного рабочего места обходится примерно в 20 раз дешевле, чем в промышленном секторе экономики.

Примеры развитых в туристском отношении стран (Испания, Тунис, Италия, Греция, Франция, Австрия), где в секторе обслуживания работает от 20 до 50% занятого населения, показывают, что из трех новых профессий, как правило (особенно для молодежи), две могут возникнуть именно в туристской сфере.

Во всем мире подготовке кадров для туристского бизнеса уделяется значительное внимание. Потому что для туристского бизнеса проблема квалифицированных кадров весьма важна, так как в туризме продуктом, предлагаемым потребителю, является не товар, а услуга.

Обеспечение качества туристских услуг напрямую связано с профессионализмом специалистов, оказывающих эти услуги, знанием туристских ресурсов и их качеством. А значит, что от знаний и умений менеджера, который предлагает данную услугу зависит приобретет ли ее потребитель или нет.

Менеджмент в туризме играет выдающуюся интегративную роль. Поэтому не случайно основой профессионального туристского образования стали не технология, инжиниринг, экономика, экология и даже не маркетинг, а именно менеджмент как направление, в максимальной степени способное реализовать системообразующую и интегративно-генерирующую функции туризма. Поэтому менеджер в туристской деятельности должен не только владеть знаниями об определенном туристском направлении, но и быть психологом, который чувствует своего клиента, обладать знаниями основ международного права и быть готовым ответить на любой вопрос потребителя.

Основные мировые центры подготовки кадров для туристской отрасли были основаны в начале и середине двадцатого века. Больше всего учебных заведений, готовящих персонал для сферы туризма, в Великобритании - 37, Испании и Италии - по 28, Франции - 22; на американском континенте выделяются Канада - 25, США - 22 и Чили - 12, а в азиатско-тихоокеанском регионе - Австралия - 16, Китай - 6, Филиппины - 5 и Япония - 4.

Специалисты по туризму особо отмечают высокое качество образовательных программ в области туристского и гостиничного менеджмента в Корнельском университете (Cornell University) в США, в Институте международного гостиничного менеджмента (Institut de Managеment Hotelier International) в Швейцарии, в Институте туризма экономического Университета Вены (Institut fur Tourismus und Frezeitwirtschaft) в Австрии.

Серьезной проблемой, сдерживающей развитие туризма в Казахстане является неэффективная пока система подготовки туристских кадров. До 1992 года ни в Казахстане, ни на территории всех республик, ранее входивших в состав СССР, не было опыта подготовки специалистов туристских и гостиничных структур действующих в условиях рынка. Поэтому в первых вузах республики, готовящих менеджеров туризма, составление учебных планов, программ, организация всего учебно-воспитательного процесса осуществлялась, в основном, эмпирическим путем, без достаточного научного обоснования.

Сейчас в республике идет работа по подготовке и переподготовке профессиональных кадров для туристской отрасли, образование в сфере туризма и гостиничного хозяйства динамично развивается и совершенствуется. Конечно, пока еще рано сравнивать казахстанское туристское образование с зарубежным, где оно существует 50-80 лет, но есть надежда примерно через десять лет нагнать западные страны по этому показателю.

С одной стороны, профессиональное туристское образование в Казахстане имеет явно недостаточный опыт. С другой - зарубежный опыт профессионального туристского образования всегда был связан с задачами развития всемирного туристского рынка, на котором Казахстан исполняет пока лишь роль донора. Но постепенно происходит переориентация отечественной индустрии туризма на приоритетное развитие более выгодных для экономики Казахстана или более доступных для большинства наших соотечественников въездного и внутреннего туризма.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что в ближайшем будущем внутренний туризм будет преобладать над выездным или уравновешивать его. Это повлечет за собой изменение специфических профессиональных требований к будущим сотрудникам и руководителям предприятий сферы туризма и гостеприимства.

Мировой опыт развития туриндустрии свидетельствует о том, что профессиональное образование сотрудников - это обязательное условие успешной работы предприятия.

Информация о работе Проблемы развития туризма в Республике Казахстана современном этапе